Статьи

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОГО  ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

 

В данной работе план коррекционного занятия представлен на две недели. Занятия проходили во второй половине дня.

Понедельник: Вступительное слово, приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном? Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Артикуляционная гимнастика: “Индюк”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Автомат”, “Лошадка”, “Чашечка”

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья.

Друг без друга им нельзя.

Большие пальцы вверх, кисти рук “домиком”, поочередно называемые пальцы соединяются с большим. Пальцы в кулак, выставив мизинец. Кулаки стучат по столу. Ритмичное сжатие кисти в кулак.

Введение в тему

Л: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?

Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.

На горе Арарат зреет красный виноград.

С помощью этого упражнения  мы будем учиться различать звуки Р и Л.

Основная часть.

1. Игра “Измени слово”.

Л: Я буду говорить слово со звуком Л, а вы назовите слово, заменив “Л” на “ Р”.

Лак-рак бал- дал- мил- пил- стал-

Л.: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.

2. Игра “Собери цветы”.

Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Л, другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Р.

Л.: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.

Пушинка легкая, а камень - (тяжелый)

Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Лев смелый, а заяц - …(трусливый)

Внук молодой, а дедушка - ...(старый)

4. Остров Физминутки

Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)

Детям предлагается быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)

5. Залив Азбуки. Компьютерная развивающая игра "Азбука".

Логопед просит детей подойти к компьютерам. На экранах изображены 4 предмета, справа на экране изображение буквы. Задача: указать рамкой предмет на заданную букву. (в данном занятии используются буквы Л и Р и соответствующие картинки )

6. Пещера Сокровищ

Л: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко, а потом составить схемы к двум словам.

А возле этой елки бродили злые…(волки)

Среди жирных голубей

Прыгал тощий…(воробей)

Елочка, елка, колкая…(иголка)

Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)

- Заг, давай играть в футбол

Забивай скорее…(гол)

Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)

Дети вместе составляют звуко-слоговые схемы слов “иголка” и “рука”, при этом анализируя количество слогов, последовательность звуков, их характеристики.

Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

Дети раскрывают ларец, находят там конфеты.

Врунгель благодарит детей за помощь.

Вторник: Приветствие

Артикуляционная гимнастика: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону. Выполнять упражнение 8—10 раз.

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

Пальчиковая гимнастика: упражнение «Весёлые пальчики».

Поочередно сгибать пальцы правой, а тем левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

Основная часть: упражнение «Возьми игрушку».

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

    Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.

Среда: Приветствие

Артикуляционная гимнастика: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

Вот грибок на тонкой ножке —

Ты клади его в лукошко!

Пальчиковая гимнастика: упражнение «Гномики».

1. Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

2. Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместить на кулачке, получается стол.

3. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.

Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз», «два».

Маленькие гномики

Ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стульчик смастерить.

Основная часть:   упражнение: «Выдели слово».

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук р  и звук л. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.

Четверг: Приветствие

Артикуляционная гимнастика: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

Пальчиковая гимнастика: упражнение «Лягушки»

Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз. Резко выпрямить пальцы, – рука как бы подпрыгивает над столом, и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. Повторить несколько раз.

Две зеленые лягушки

Скачут к пруду по опушке.

Основная часть: упражнение  «Подбери похожие слова».

     Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.

Пятница: Приветствие

Артикуляционная гимнастика: улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.

У щенка – малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

Пальчиковая гимнастика: упражнение «Мышка»

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.

Дети пили молоко,

Ели с медом пышку

И не знали, что под стол

Забралась к ним мышка.

Нет в стакане молока,

На тарелке – пышки,

Ну а крошки на столе

Доедает мышка.

Основная часть: упражнение  «Угадай, где кружки, а где кружки».

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.

Вторая неделя.

Понедельник: Приветствие

Артикуляционная гимнастика:

1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.

2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.

Язычок наш молодец,

Достает он леденец!

Пальчиковая гимнастика: упражнение «В цирке»

Сложить руки в кулачки. Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз.

На арене цирка – вышка,

А на вышке – две мартышки.

И они взлетают ловко,

Вверх под купол

– На веревке. Вниз скользят

Как акробаты, Очень ловкие ребята!

Основная часть: упражнение «Найди и назови нужное слово».

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С   Папа купил Лене санки.

       По дороге движется автобус.

       Весной оживает природа.

       Домик над рекою,       

      В окнах огонек,  

Светлой полосою

      На воду он лег.

                          (А. Плещеев. “ На берегу”)              

З    На двери висит замок.

       На небе появились грозовые тучи.

       Почему собака лает

       На того, кого не знает?

       Потому она и лает –

       Познакомиться желает.

                           (А. Власов. “Почему?”)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения с различными парами звуков.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.

Вторник: Приветствие

Артикуляционная гимнастика: рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А веселая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

Пальчиковая гимнастика: упражнение «Киска»

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев. Имитировать ладошками движения кошечки.

Как проснется

Наша киска,

Суп не станет

Есть из миски,

А зарядку потихоньку

Будет делать Кошка Пронька.

То прогнет, То выгнет спинку.

Ножку вытянет вперед.

За ушком себя почешет,

Помурлычет и зевнет.

Основная часть: упражнение «Кто лучше слушает?»

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова,  а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.

Среда: Приветствие

Артикуляционная гимнастика: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.

Смастерим мы дудочку,

Дудочку-погудочку.

Пальчиковая гимнастика: упражнение «Колёса».

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

Стучат колеса:

Тук-тук-тук,

И под веселый

Этот стук,

Мы едем

К бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог

И вкусный вынесет пирог.

Основная часть: упражнение «Кто лучше слушает?»

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.

Четверг: Приветствие

Артикуляционная гимнастика: рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

Пальчиковая гимнастика: упражнение «Козлятки»

Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично перемещаются по поверхности стола, затем кулачки упираются друг в друга («бодаются»). Со слов: «Мама-козочка строга...» – поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой рукой сжимать «рожки».

Веселятся на площадке

Тонконогие козлятки.

На травке кувыркаются,

Прыгают, бодаются.

Мама-козочка строга,

Оттаскала б за рога,

Но нет пока что рожек

У деток – тонконожек.

Основная часть: упражнение «Кто лучше слушает?»

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.

Пятница: Приветствие

Артикуляционная гимнастика: рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом. Проделать упражнение 8—10 раз.

Наливаем воду в бочку —

Надуваем сильно щечки

Пальчиковая гимнастика: упражнение «Рубим дрова»

Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее.

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки —

Пусть тепло будет детишкам.

Основная часть: упражнение «Слова могут звучать громко и тихо»

Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков л – ль можно использовать такую фразу:                            В уголок Аленка села,

                           У Аленки много дела.

 Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем  тихим голосом, а потом громче обычного.

Прощание с детьми, похвала за старание и результаты.