ХАРАКТЕРИСТИКА НА СТУДЕНТА
Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями речи для данного студента явилась важным звеном в подготовке к работе в качестве логопеда с детьми раннего и дошкольного возраста. В процессе практики решались учебно-воспитательные задачи, студент работал в качестве стажёра-воспитателя.
Логопедическая практика в специальном детском саду позволила данному студенту закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам, изучить организацию и содержание логопедической работы в детском саду, сформировать умения и навыки профессионально-практической логопедической работы по преодолению нарушений речевой деятельности у детей.
Основной целью практики явилось овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях специального детского сада.
В течение всей практической деятельности большое внимание уделялось детям с нарушениями речи, велась работа с родителями, устанавливалась тесная связь. На выходные предлагались домашние задания для ребёнка для закрепления результата, полученного в процессе коррекционных упражнений. Предварительно родители получали консультацию по выполнению домашнего задания.
Подводя итог вышесказанному, предлагаем оценить работу студентки на отлично.
ОТЧЁТ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями речи проходила в течение 8 недель.
Руководство и контроль за работой студентов в период педагогической практики осуществлял руководитель педагогической практики студентов или методист по специальности, логопеды детского сада.
Практика проходила в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня логопеда и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно.
Педагогическая практика в детском саду включала четыре основных этапа: на первом этапе проходила установочная конференция (знакомство со специальным дошкольным учреждением, обследование детей), на последующих трех этапах последовательно шла работа в группах детей с фонетико-фонематическими нарушениями, с недоразвитием речи и для заикающихся детей. Продолжительность каждого этапа - полторы-две недели.
Были проведены групповые и индивидуальные логопедические занятия в соответствующих специальных группах.
На каждом из этапов (II-IV) проводились по 8-9 занятий с группой или подгруппами детей, из них одно - зачетное (всего - три зачетных занятия в основных специализированных группах детского сада).
Для проведения индивидуальных занятий были закреплены по 2-4 дошкольника. Индивидуальные занятия проводились в соответствии с расписанием логопеда, на работу с каждым ребенком отводилось по 10-20 минут в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также от состояния речи. Одно из индивидуальных занятий - зачетное.
Помимо этого были посещены занятия логопеда и своих однокурсников, в анализе активно принималось участие. Анализ занятий, консультации логопедов и методиста практики проводились в зависимости от расписания занятий и режима дня данной группы детей.
В процессе прохождения практики при организации осуществлялся творческий подход.
Проведение установочной конференции проходило в первые две недели:
- ознакомление с задачами, организацией, этапами практики, с нормами поведения в дошкольном учреждении, отчетной документацией;
- закрепление за методистами и распределение по дошкольным учреждениями.
После конференции методист сориентировал основное содержании практики, сообщил о конкретных требованиях, предъявляемых к студентам при выполнении программы практики. Методист рассказал о том, как подготовиться к предстоящей практике: познакомил с формой ведения дневника педагогической практики, рекомендовал наглядный и дидактический материал для обследования детей раннего и дошкольного возраста и проведения коррекционной логопедической работы, предложил список специальной логопедической и методической литературы.
Затем прошла беседа с заведующей, методистом и логопедом специального дошкольного учреждения, в котором организуется практика. Была получена информация о структуре специального детского сада и организации работы его сотрудников по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи, изучены порядок приема детей и комплектования групп, "Положение о психолого-медико-педагогической консультации", другие нормативные документы, регулирующие работу специального детского сада. Заведующая и методист дошкольного учреждения рассказали о координации работы врачей, логопедов, психолога, воспитателей, руководителей по музыкальному и физическому воспитанию детей, познакомили с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и детьми в разных группах детского сада, режимом дня в отдельных возрастных группах, с документацией, с традициями учреждения.
Далее прошло ознакомление с оформлением и оборудованием кабинетов методиста, логопеда, психолога.
На данном этапе основное содержание практики состояло в формировании умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей дошкольного возраста, анализировать и оформлять его результаты, а также составлять перспективный план коррекционной работы.
Сначала ознакомились со спецификой обследования детей разных возрастных групп и с различными речевыми нарушениями, проанализировали соответствующие схемы проводимого логопедом обследования. Далее наблюдали за тем, как осуществляется логопедом процедура обследования ребенка с нарушением речи (порядок, приемы и формы обследования, используемый наглядный и дидактический материал, типы инструкции педагога, виды помощи и т.д.).
Затем логопед закрепил за каждым практикантом детей из разных групп для проведения обследования и индивидуальных логопедических занятий (2 ребенка).
На данном этапе самостоятельно осуществлялось психолого-педагогическое обследование этих детей, а также были рассмотрены данные педагогического обследования, проводимого воспитателями. Результаты обследования обсуждались с логопедами и методистом кафедры. Данные обследования вносились в речевые карты, затем формулировалось подробное заключение о состоянии речи и других функций обследованных детей, был составлен перспективный план коррекционной работы.
В течение 3 и 4 недели была проведена работа в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями. Велось активное наблюдение за детьми во время различных занятий, в процессе индивидуальной работы с ними, а также вне занятий.
Активно изучалась программа обучения данного контингента детей, методические пособия и рекомендации по работе с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения, а также перспективный план работы логопеда и воспитателя.
Затем наблюдались и подробно анализировались фронтальные занятия логопеда, фиксируя свои наблюдения в дневнике практики. В ходе анализа логопед обращал внимание на необходимость выделения основных задач занятия, подчинения им применяемых форм и приемов работы. Затем разрабатывались и проводились самостоятельно фронтальные занятия. При этом логопеды и методист кафедры проводили консультации в процессе подготовки к занятиям, постепенно вырабатывая умения составлять план и конспект занятия, точно формулировать тему, цель и задачи, отбирать программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической последовательности, методически грамотно подбирать речевой материал, наглядные и дидактические пособия.
В конце данного периода практики проводилось зачетное занятие, т.е. все студенты посещали открытые занятия и участвовали в их аналитическом разборе. Наблюдения за ходом занятия и результаты его анализа фиксировались в дневнике практики. Конспектировался ход занятия, отмечались используемые методы, формы и приемы, оценивалось речь, деятельность и поведение детей на занятии, положительные стороны занятия, высказывались пожелания к его совершенствованию. Постепенно приобреталось умение самостоятельно анализировать логопедические занятия, делать правильные и аргументированные выводы, критически оценивать свои занятия и однокурсников, осуществлять поиск оптимальных и наиболее эффективных способов и приемов коррекционного логопедического воздействия.
Помимо занятий со всей группой детей проводились индивидуальные логопедические занятия с прикрепленными детьми из каждой речевой группы. Осуществлялась подготовка к индивидуальному занятию, при этом указывалась дата его проведения, тема, задачи, план, лексико-грамматический материал, необходимое оборудование. После окончания индивидуального занятия оценивался его результаты.
В ходе практики научилась согласовывать и координировать работу педагогов, работающих с детьми (логопеда, воспитателей, руководителей по музыкальному и физическому воспитанию) с точки зрения их коррекционной направленности, оказывать им помощь в решении коррекционных задач обучения, регулярно взаимодействовала в работе с воспитателями, обсуждая возможные пути закрепления правильных речевых навыков детей в процессе занятий и вне их, а также участвовала в подготовке и проведении воспитательных мероприятий. Методист детского сада и воспитатели групп консультировали по вопросам содержания и методики проведения занятий познавательного цикла, по изобразительной деятельности и конструированию, воспитательных мероприятий в разных возрастных группах.
Также была включена в работу педагогического совета детского сада, выступала с научно-методическими докладами. При подготовке докладов предварительно была получена необходимая консультация методиста кафедры. Примерная тематика докладов с учетом работы в группе для детей с ФФН:
"Использование в работе воспитателя системы приемов закрепления навыков правильного произношения дошкольников", "Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями", "Подготовка к школе детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи" и др.
В процессе педагогической практики работала с родителями детей, посещающих специальный детский сад. Они участвовали в подготовке и проведении родительских собраний, на которых родителям сообщались результаты обследования детей, рассказывалось о задачах и содержании основных этапов коррекционного обучения, разъяснялась роль родителей в исправлении речевых дефектов и закреплении в домашних условиях правильных речевых навыков, полученных на логопедических занятиях, давались рекомендации по соблюдению общего и речевого режима во время пребывания ребенка дома.
Еженедельно в вечерние часы проходили встречи с родителями тех детей, с которыми проводились индивидуальные занятия, а также консультации для родителей: разъяснялись домашние задания, обучались некоторым коррекционным приемам.
На V - VI недели проводилась коррекционная работа в группе детей с общим недоразвитием речи. Изучение детей группы проходило в форме наблюдений во время занятий логопеда и других педагогов группы, а также в процессе разнообразной деятельности детей вне занятий и в ходе режимных моментов. Тщательно изучались программные документы по обучению и воспитанию детей данной группы, методические пособия по разделам программы обучения, анализировались речевые карты детей. Логопед проводил показательные подгрупповые занятия с детьми. Совместно с логопедом и методистом кафедры анализировались занятия, сравнивая их с занятиями, проводимыми в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями, выявлялись общие и отличительные черты.
Затем проходила подготовка и проведение самостоятельных подгрупповых занятий. Логопеды и методист кафедры проводили консультации при выполнении данной работы по мере необходимости. Как и на предыдущем этапе, в конце данного этапа прошли зачетные занятия, участие в обсуждении которых принимают все студенты группы.
Также продолжается оказываться логопедическая помощь детям с недоразвитием речи на индивидуальных логопедических занятиях.
В ходе практики принималось участие в психолого-медико-педагогическом консультировании детей со сложными речевыми нарушениями, которое осуществляется психоневрологом, методистом кафедры, психологом и логопедами. Из числа воспитанников специального детского сада отбирались дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи, представляющими определенные диагностические трудности. При проведении с ними индивидуальных занятий, подготавливалась медико-педагогическую документация, составлялась подробную психолого-педагогическую характеристика на основе проведенного обследования и динамического наблюдения в процессе занятий и вне их, анализируя эффективность проведенных логопедических занятий.
Наряду с коррекцией речевых дефектов в группе детей с недоразвитием речи осуществлялась работа по общему психическому развитию детей. Систематически проводились разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Под руководством логопеда и методиста кафедры научилась анализировать более сложные формы взаимодействия в работе логопеда и психоневролога, логопеда и воспитателей, других педагогов детского сада. Осуществлено знакомство с тем, как происходит подготовка сенсорной базы для развития правильной речи у детей с ее недоразвитием на занятиях воспитателей, каким образом согласуются лексико-грамматические темы логопедических занятий с темами занятий воспитателя, в каком русле и с помощью каких приемов решаются разнообразные коррекционные задачи (по развитию моторики, восприятия, произвольных форм внимания, запоминания и др.) на общеобразовательных занятиях и вне их. Постепенно приобретаются навыки сотрудничества с воспитателями и другими сотрудниками специального детского сада.
В ходе данного этапа практики принимала участие в работе педагогического совета детского сада.
Работа с родителями детей велась по разным направлениям. Выяснялись условия воспитания ребенка в семье, особенности различных видов его деятельности и поведения дома, анализировались трудности обучения и устанавливались причины препятствующие исправлению речевых и неречевых дефектов. В беседах с родителями подробно характеризовались отклонения в общем психическом и речевом развитии ребенка, давались конкретные рекомендации по их преодолению, приглашались родителей на индивидуальные занятия, обучали их приемам закрепления навыков, полученных ребенком на логопедических занятиях.
На этапе VII - VIII недели практики работала в группе для заикающихся детей. Как и на предыдущих этапах, работа с данной группой детей начиналась с ее изучения. Методист кафедры и логопеды обращали внимание на возможные варианты проявления заикания, особенности речевого поведения детей в различных ситуациях, складывающихся в условиях пребывания дошкольников в детском саду и дома при общении с их сверстниками и взрослыми, изучались речевые карты детей. Логопед информировал о методике коррекции заикания у дошкольников, уточнял особенности ее применения в работе с данными детьми. Под руководством методиста кафедры и логопедов изучались программы коррекционного обучения заикающихся детей в разных возрастных группах (средней, старшей, подготовительной), наблюдались и анализировались занятия логопеда с заикающимися детьми. Затем проводились подгрупповые занятия, обращаясь за консультацией к логопеду и методисту кафедры. В процессе практики тщательно анализировались различные аспекты взаимосвязи коррекционной работы логопеда и других педагогов детского сада по воспитанию правильной речи у заикающихся детей.
В данный период продолжались индивидуальные занятия с детьми разных групп специализированного детского сада. Логопед и методист привлекали внимание к особенностям проведения индивидуальных занятий с детьми, страдающими заиканием. Подробно анализировался речевой режим, необходимый для заикающегося ребенка в условиях детского сада и дома. Овладела практическими навыками психотерапевтического воздействия не только на ребенка, но и на окружающих его людей с целью формирования благоприятной речевой среды для коррекции дефекта ребенка. Логопед демонстрировал, как следует беседовать с родителями заикающихся детей, обучать их некоторым коррекционным приемам. Далее самостоятельно продолжала работу с родителями, применяя разнообразные методы работы с ними.
После проведения нескольких занятий с заикающимися детьми было подготовлены и проведены зачетные подгрупповые занятия.
По мере прохождения практики в данной группе (совместно с психоневрологом, методистом кафедры и логопедами) принимала участие в разборе детей со сложными речевыми дефектами (например, исследуются случаи недоразвития речи, осложненного заиканием) с целью более точной диагностики нарушения и определения содержания методики коррекционно-педагогических воздействий.
В конце педагогической практики отчиталась о проведении индивидуальных логопедических занятий, передала логопедам речевые карты детей, с которыми они занимались (в картах должна быть запись о количестве проведенных занятий, их содержании, сделан анализ результатов коррекционной работы).
Итоги практики подводились на педагогической конференции в детском саду совместно с заведующей детским садом, логопедами, психологом, методистом, воспитателями.
Таким образом, в процессе педагогической практики в детском саду специального типа для детей с нарушениями речи было практически освоены все основные аспекты деятельности логопеда дошкольного учреждения.