Статьи

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

 

Цели: сравнение, различение и правильное произношение звуков "р"-"л" на материале слов; понимание предложно-падежных конструкций; употребление слов-антонимов;  звуковой анализ и синтез двусложных и трехсложных слов с опорой на звукослоговую схему слов; развитие фонематического восприятия; развитие пространственной ориентации; воспитание настойчивости.

Оборудование: компьютеры с обучающей игрой “Азбука”, мольберт с картой путешествия (рисунок 1), кораблик из плотной бумаги, магниты, дидактическая игра “Собери цветы”, коробочка-ларец с конфетами, игрушка Врунгель, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л, наборы для составления звуко-слоговых схем.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л.: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном?

Дети: Да.

Л.: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. (Кораблик крепится у истока р. Гимнастики (рисунок 2).

Л. Итак, первое испытание: артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

II. Артикуляционная гимнастика.

1. “Индюк”

2. “Вкусное варенье”

3. “Маляр”       

4.“Автомат”

5. “Лошадка”

6. “Чашечка”

Пальчиковая гимнастика.

В гости.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья.

Друг без друга им нельзя.

Большие пальцы вверх, кисти рук “домиком”, поочередно называемые пальцы соединяются с большим. Пальцы в кулак, выставив мизинец. Кулаки стучат по столу. Ритмичное сжатие кисти в кулак.

III. Введение в тему. (Кораблик у Протока Звуков).

Л: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?

Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.

Дети: Л

Л.: На горе Арарат зреет красный виноград.

Дети: Р

а) характеристика звуков;

б) нахождение сходства;

в) нахождение различий.

Л.: Сегодня мы будем учиться различать звуки Р и Л.

IV. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)

Л.: Итак мы у озера Перемен.

1. Игра “Измени слово”.

Л: Я буду говорить слово со звуком Л, а вы назовите слово, заменив “Л” на “ Р”.

Лак-рак бал- дал- мил- пил- стал-

Л.: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.

2. Игра “Собери цветы”.

Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Л, другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Р.

Л.: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

Л.: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей.

3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.

Пушинка легкая, а камень - (тяжелый)

Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Лев смелый, а заяц - …(трусливый)

Внук молодой, а дедушка - ...(старый)

4. Остров Физминутки

Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)

5. Залив Азбуки. Компьютерная развивающая игра "Азбука".

Логопед просит детей подойти к компьютерам. На экранах изображены 4 предмета, справа на экране изображение буквы. Задача: указать рамкой предмет на заданную букву  (в данном занятии используются буквы Л и Р и соответствующие картинки)

6. Пещера Сокровищ

Л: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко, а потом составить схемы к двум словам.

А возле этой елки бродили злые…(волки)

Среди жирных голубей

Прыгал тощий…(воробей)

Елочка, елка, колкая…(иголка)

Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)

- Заг, давай играть в футбол

Забивай скорее…(гол)

Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)

Дети вместе составляют звуко-слоговые схемы слов “иголка” и “рука”, при этом анализируя количество слогов, последовательность звуков, их характеристики.

V. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

Дети раскрывают ларец, находят там конфеты.

Врунгель благодарит детей за помощь. Дети, попрощавшись, уходят в группу, чтобы угостить своих товарищей.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 

 

 

Рисунок 2