СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Введение 3
- 2. Понятия о конституциях 3
- 3. Кречмеровское учение о конституции 4
- 4. Заключение 6
Список литературы 7
Введение
Одной из важнейших характеристик человека является его телесная конституция, которая, по мнению специалистов, тесно связана с психическим состоянием индивидуума.
Люди различаются по многим факторам, трудно составить список тех признаков, по которым они отличаются: он будет очень большим. Люди отличаются по уму, чувствам, здоровью, талантам, по конституции.
Однако, наряду, с типами телесной конституции человека, выделяют, и типы психической конституции человека.
Понятия о конституциях
Конституция организма (состав, устройство) - это комплекс индивидуальных функциональных и анатомических особенностей организма, который определяет его реакцию на различные воздействия внешней среды. М. С. Маслов в понятие «конституциональной особенности детского организма» вкладывает всю сумму более или менее постоянных наследственных, врожденных и приобретенных морфологических, функциональных, биохимических, иммунологических и психологических особенностей, свойственных данному индивидууму, от которых зависят его реакции на внешние раздражения. Динамическое равновесие всех перечисленных факторов обеспечивает у здорового ребенка с нормальной конституцией наилучшее приспособление к изменяющимся условиям внешней среды. Такое понятие конституции помогает объяснить, почему дети, живущие в одинаковых условиях, по-разному реагируют на изменения этих условий. Одни тяжело заболевают, у других болезнь протекает легко, а третьи как бы не реагируют вообще. Причина лежит в индивидуальных особенностях. Если ребенок хорошо приспосабливается к условиям внешней среды и реагирует адекватно, без болезненных проявлений на ее воздействия - он здоров, биологически нормален и его конституция нормальна. При неадекватной реакции на раздражение можно говорить об аномалии конституции.
Понятие конституции нельзя отождествлять с понятием габитуса (внешний облик). Однако нельзя и отрицать, что некоторые физиологические особенности и формы реакций организма на влияние среды соответствуют, в той или иной мере, данной структуре - габитусу. Следует помнить, что ребенок приобретает более или менее постоянный внешний облик лишь после наступления половой зрелости. Поэтому в грудном и раннем детском возрасте нельзя говорить о габитусе в том смысле, в котором говорится о нем у взрослого человека.
В настоящее время продолжает развиваться прогрессивное учение о высшей нервной деятельности у детей. Учение И. П. Павлова не отрицает понятия «конституция» и «конституциональная типология», а рассматривает их с позиций нервизма и взаимосвязи внутренних свойств организма и внешней среды, с точки зрения типа высшей нервной деятельности.
Таким образом, считают наиболее правильным оценивать конституцию у детей с учетом возрастных особенностей нервной системы и типа высшей нервной деятельности. Хотя вопрос о значении типов нервной деятельности для педиатра очень важен, к сожалению, до настоящего времени общепринятой доступной методики их определения еще нет.
Кречмеровское учение о конституции
Взяв за основу два главных психоза — шизофрению и маниакально-депрессивный психоз, — Кречмер выявил их связь с типами телосложения. У больных шизофренией преобладает лептосоматическое, тогда как у больных маниакально-депрессивным психозом — пикническое телосложение. Что касается третьего из числа главных психозов — эпилепсии, — то среди его носителей, согласно Кречмеру, много лиц атлетического телосложения. Связь выражается в статистически подсчитанных корреляциях. Правда, цифры, полученные в разных регионах страны и в разных странах, варьируют в весьма широких пределах.
С типами телосложения связываются характерологические типы: шизотимный, циклотимный и «вязкий» темпераменты. Кречмер дал их поистине яркое и незабываемое описание. Физиогномический взгляд выявляет принадлежность этих характерологических типов определенным типам телосложения. Затем Кречмер попытался показать статистическую корреляцию между характерологией и телосложением — подобно тому как это было сделано им в применении к психозам. Затем он исследовал эти два типа телосложения с применением психологических тестов по выявлению особенностей, связанных с темпом, способом восприятия (выяснялось, нацелено ли восприятие в основном на целое или в основном на частности), персеверацией, моторикой, ловкостью, эмоциональной чувствительностью и т. д. Он вновь обнаружил статистические корреляции, весьма удачно совпавшие с описаниями живых характеров, дополняющие эти описания и поддающиеся интерпретации в их свете. Далее, были экспериментально установлены корреляции между типом телосложения и физиологическими функциями, реакцией на фармакологические препараты.
Были выявлены также корреляции между телосложением и соматической предрасположенностью к болезням; так, лептосоматическое телосложение предрасполагает к туберкулезу, тогда как пикническое — к артриту и диабету.
Наконец, все здание теории венчает взаимная связь всех этих данных в контексте генетики (типичные проявления у близких родственников совпадают). Психоз, личность больного и индивидуальность каждого из его родственников имеют общую основу. «Все словно отлито из цельного куска однородного материала. Нечто катастрофически прорывается в спазмодических кризах и внезапных скачках настроения наших кататонических больных — как бред преследования, как абсурдные системы, как безнадежные шперрунги, как неподвижная оцепенелость, как враждебный аутизм, негативизм и мутизм; но что бы это ни было, оно распознается как своего рода spiritus familiaris, проявляющийся в самых разнообразных обличьях, в здоровых и психопатических вариантах. Этот „семейный дух“ пропитывает целые роды педантов и солидных, совестливых скупердяев или идущих по жизни извилистыми путями людей с переменчивым настроением, изобретателей, первооткрывателей и чувствительных аутсайдеров с их тревогами и недоверием, с их тихой замкнутостью и ворчливой мизантропией. Оставив психическую среду шизофренических семей и вступив в мир циркулярного психоза, мы чувствуем себя так, словно покинули холодный погреб и оказались на открытой местности, освещенной жарким солнцем.
Семьи, где есть больные циркулярным психозом, отличаются всеобщим добродушием, теплотой, жизнерадостным нравом, искренней, общительной и естественной человечностью, иногда живой, веселой, остроумной и деятельной, иногда же — сдержанно-эмоциональной, деликатной и спокойной; это напоминает нам, с одной стороны, гипоманиакальный полюс и, с другой стороны, депрессивный полюс психоза циркулярного типа, к которому непосредственно ведет ряд промежуточных форм».
Полноценного понимания мы достигнем только при условии, что будем иметь в виду всю совокупность отношений личности и психоза к телосложению, психическим функциям и соматическим функциям. Мы никогда «не сможем дать эндогенным психозам биологически справедливую оценку, рассматривая их как изолированные, втиснутые в узкие рамки клинической систематики нозологические единицы, взятые вне зависимости от их естественного генетического контекста».
Так перед Кречмером открывается картина обширного, неделимого единства.
Все явления из области психопатологии берутся одно за другим и помещаются в контекст целого. Даже относительная целостность личности, доступная пониманию только в терминах психологии, составляет элемент этой всеобъемлющей живой целостности. Взгляд занят поиском биологических закономерностей, какого-то центрального фактора, первоисточника, исходя из которого можно было бы сконструировать концепцию, объединяющую соматическое и психическое, здоровое и больное, — концепцию по-настоящему единой и всеобъемлющей конституции человека, которая обнаруживает себя даже в самых малозаметных чертах характера, равно как и во всех соматических функциях. Постулируется идея целостности конституции и ее вариаций в фундаментальных формах проявления человеческого. Поэтому в центре внимания остается телосложение. Последнее — объективный элемент, в котором связывается и с которым соотносится все остальное.
Такое представление соответствует исходному положению научной антропологии, согласно которому конституция человека обнаруживает себя в его телосложении.
Это единство — то есть идея конституции — гипотетически мыслилось Кречмером как нечто постижимое в своей конкретности. Так, согласно Кречмеру, характер и психоз имеют между собой нечто общее, нечто сходное по существу и различающееся лишь по степени своего проявления; например, психотический негативизм имеет нечто общее с упрямством как чертой характера. Психоз не выпадает из контекста жизни как нечто абсолютно новое; «в соответствии с нашими воззрениями на конституцию, психозы — это лишь отдельные узловые точки, рассеянные в разветвленной сети нормальных соматических и характерологических связей, составляющих конституцию». Существуют «какие угодно нюансы и переходные формы, связывающие между собой больное и здоровое».
В качестве чего-то единого мыслится и генотип наследственной предрасположенности. Телосложение, характер, психоз, предрасположенность к соматическим заболеваниям — это «всего лишь частичные фенотипические проявления целостной наследственной субстанции». Надо думать, что существует «единый генотип, лежащий в основе» целостной разветвленной структуры явлений.
Ныне единство этой картины не может быть продемонстрировано непосредственно и сколько-нибудь глубоко. К тому же так называемые классические случаи встречаются редко. Поэтому Кречмер использует эту чисто умозрительную картину целостности ради того, чтобы с ее помощью очертить причины, лежащие в основе возникновения корреляций, в ряду которых отклоняющиеся случаи составляют большинство. Эти первопричины кроются в сочетаниях генетической субстанции и последствиях смешения:
1. Смешение. При пикническом телосложении «варианты могут проявлять себя как элементы, формально принадлежащие астеническому или атлетическому типам».
2. Модусы реализации генотипа. Интенсивность и направленность проявлений характеризуются изменчивостью.
ЗаключениеВ антропологии - понятия конституции, объясняемые Кречмером, который раскрыл связь между строением тела и характером.
Согласно Кречмеру, конституция - «совокупность всех индивидуальных, наследуемых, т.е. генетически закрепленных, качеств» (включая ранее приобретенные отклонения от этих врожденных свойств); характер - «совокупность всех аффективно-волевых возможностей реагирования человека, как они возникли в процессе его жизненного развития, т.е. из наследственных склонностей и всех внешних факторов - тела, физического воспитания, среды, следов пережитого».
Список литературы
- 1. ТегакоЛ., Кметинский Е. Антропология. - Новое знание, 2008 г., 400 стр.
- 2. Хасанова Г. Б. Антропология. - КноРус, 2009 г., 232 стр.
- 3. Хомутов А. Е., Кульба С. Н. Антропология. - Феникс, 2008 г., 400 стр.