Статьи

Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №10»

Данные о педагоге

<![if !supportLists]>1.          <![endif]>Ф.И.О.  Татьяна Анатольевна

<![if !supportLists]>2.          <![endif]>Образование: среднее-специальное

<![if !supportLists]>3.          <![endif]>Учебное заведение: Донское медицинское училище

<![if !supportLists]>4.          <![endif]>Год окончания: 1978 г.

<![if !supportLists]>5.          <![endif]>Стаж работы: 32 г.

<![if !supportLists]>6.          <![endif]>Уровень квалификации: 2 категория

<![if !supportLists]>7.          <![endif]>Дата прохождения аттестации: 5 декабря 2005 г.

<![if !supportLists]>8.          <![endif]>Увлечение вне профессиональной сферы: чтение худ. литературы; вязания, огородничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №10»

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий отчет

 

Тема «Активизирующееся общение детей в игровой деятельности»

 

 

 

 

Воспитатель:   Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новомосковск

2010-2011 уч. год.

«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что ребенок счастлив не тогда, когда его забавляют, хотя он и хохочет, а тогда, когда он совершенно серьезно занимается увлекательным делом» - писал К. Д. Ушинский.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игра. В игре дети говорят с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К нам в МДОУ поступают дети в возрасте 20 1,6 до 2 лет и перед собой я ставлю следующие задачи:

<![if !supportLists]>·        <![endif]>научить уважать интересы других детей

<![if !supportLists]>·        <![endif]>воспитывать чувство коллективизма, многие положительные качества личности: ловкость, смелость, находчивость, умение договариваться, избегать конфликтов

<![if !supportLists]>·        <![endif]>формировать ребенка как личность.

С этой целью представляю возможность применять на практике то, что уже знакомо и побуждаю к усвоению нового. Прослеживаю связь с предыдущей и последующей игрой, чтобы ребенок опирался на приобретенный опыт и совершал новый шаг в своем развитии.

Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами.

Сюжетная игра позволила моим детям в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие их действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Это дало им субъективное ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений.

Дети забивают воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеют забивать настоящие гвозди; а Саша, Максим могут быть «врачами» и «лечить» больных кукол, зверюшек, хотя на самом деле им далеко до этой «взрослой» профессии; дети научились включаться в такие волнующие их события, происшествия, о которых они только слышали, но которые в действительности с ними никогда не случались.

Все возможности сюжетной игры расширяют мир детей и обеспечивают им внутренний, эмоциональный комфорт.

В сюжетной игре прежде всего у детей развиваю способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.

Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые во внутреннем плане, «в уме». Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникаются их чувствами, сопереживают им, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, т. е. развивается их эмоциональная сфера, общение детей.

Структура игры с правилами определяет несколько иное направление развития в ней ребенка.

Необходимость постоянного сравнения результатов с результатами действий других участников, напряжение внимания и мысли с тем, чтобы достичь выигрыша, способствовали развитию умственных операций. В игре с привалами также формирую стремление к личному успеху, в сравнении с достижениями других. Ребенок получает опыт переживания временной неудачи в пока еще социально «безобидной» деятельности. Это развивает в нем устойчивость к более серьезным стрессовым ситуациям без ущерба для психического здоровья.

Оба вида игры оказывают большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать друг с другом.

В сюжетной игре ребенок оказывается сопричастным к смыслу игровых действий партнеров, приобретая опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими.

В игре с правилами осваиваем общие способы реализации принципа равноправия (очередность), учу вступать в состязательные отношения с партнерами. Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективным средством, которое трудно заменить другими формами активности.

Игра является чрезвычайно привлекательной самоценной деятельностью для дошкольника. Именно игра обеспечивает возникновение уже в дошкольном возрасте независимого от взрослых «детского общества», построенного на свободном общении равных.

Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

Задача, которую я ставлю перед собой – своевременно «оснастить» детей соответствующими игровыми умениями, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.

<![if !supportLists]>1.     <![endif]>Для того чтобы дети овладели игровым умением, я играю вместе с ними.

<![if !supportLists]>2.     <![endif]>Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства при формировании у детей игровых умений ориентирую их на возможное взаимодействие с партнером – сверстником.

<![if !supportLists]>3.     <![endif]>Я играю вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, развертываю игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений я использую разнообразные игры, которые соответствуют возрастным возможностям детей.

На первом этапе происходит становление у ребенка субъективного отношения к сверстнику. Здесь ключевая роль принадлежит мне, я выделяю и показываю привлекательность другого ребенка, сходство между детьми, их общие интересы. Индивидуально обращаюсь к каждому ребенку, потому вначале провожу игры и занятия только с двумя детьми (игры в парах), причем при непосредственном моем участии. Игры в парах способствую становлению субъективного, эмоционального положительного отношения к сверстнику, формируют потребность в общении (так Влад играет с Сашей…). Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и более старших малышей, которые впервые пришли в детский сад и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.

Цель, которую я ставлю в игре – привлечение внимания к сверстнику, формирование понимания того, что другой ребенок такой же, что он может делать то же, что я. Все это важно для возникновения субъективных отношений между детьми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. Я как бы управляю совместной игрой и одновременно участвую в ней.

В группе мы играем в игры-забавы: «Ладушки», «По узенькой дорожке»… Они включают ярко выраженный эмоциональный компонент, подражание действиям партнера.

Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу,  создают оптимальные условия для визуального и физического контакта, обмена эмоциями. Каждую игру я начинаю с рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковыми поглаживаниями. Затем я предлагаю детям поиграть друг с другом.

Детям я предлагаю располагаться на стульчиках, коврике или на коленях у взрослого лицом друг к другу.

Во всех случаях я, начиная игру, представляю образ правильных действий.

В группе я провожу совместные игры нескольких детей; это требует от них большей собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство обизности и воспитывают умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников. Игры я строю на простых, доступных, хорошо знакомых детям движениях. Дети научились выполнять эти движения вместе, научились согласовывать свои действия с действиями сверстника, считаться друг с другом. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к каждому сверстник и взрослому.

В ходе таких игр я предлагаю детям выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять руки, присесть, похлопать в ладошки, покружиться и др.) и побуждаю их подражать действиям друг друга. В дальнейшем я усложняла игру, предлагала детям выходить в центр круга и самим придумывать какое-нибудь новое движение, которое остальные дети будут повторять. Например, я говорю: «Вова, Настя – назовите по имени сидящего рядом сверстника – итак по цепочке».

Я соблюдала баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которых удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые, в которые дети также подражают друг другу. Я их провожу с детьми в любое время дня. Они помогают мне занять всю группу детей. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их; привлекают внимание детей друг к другу, стимулирую подражание сверстникам, создают атмосферу близости и общности.

Развитию совместности способствуют и хороводные игры, созданные по образу народных и построенные на основе сочетания повторяющихся простых движений со словом. С детьми я играю в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся, пузырь»…

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей, благодаря разнообразным контактам, в которые они вступают, общаясь друг с другом в игровой форме, дети научились выражать свои эмоции, сопрягать свои действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого.

Для детей третьего года я организую игры с правилами, в которых у них развиваю умение управлять своим поведением. Они научились внимательно слушать меня и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, определяющиеся ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстниками. Дети любят играть в такие игры с правилами, как, например, «Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Птички и автомобиль», «Кот и мыши» и др.

Для развития игрового взаимодействия детей я организую такие игры с правилами, в которых каждый ребенок выполняет центральную роль. Он действует перед другими, чувствуя на себе их внимание, а иногда выполняет действия, отличные от действий других детей. Такие игры важны не только для овладения детьми элементами ролевого поведения, но и для преодоления робости, внутреннего напряжения, возникающих у детей, когда на них обращается всеобщее внимание.

С детьми старшего возраста стала возможной совместная предметная и продуктивная деятельность детей, где они сообща изготовляют какие-либо поделки (рисунки, аппликации, фигурки). Такая совместная деятельность ориентирует на интересы партнера, учет его активности и результатов его действий.

Наиболее подходящими для совместных предметных игр использую игры с мячами, собирание и разборка пирамидок, изготовление различных поступков из кубиков (домиков, дорожек, поездов и пр.), выкладывание фигурок из деталей мозаик, игры с водой, песком, совместные рисунки на больших листах бумаги и др.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из «конструктора – механика» и т. д. Задачи даю ребенку в различной форме, в виде модели, плоского рисунка, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомлю его с разными способами передачи информации.

Работаю в контакте с родителями. Провожу разнообразную работу: индивидуальные консультации, совместные мероприятия. Родителям рекомендую как можно больше разговаривать с ребенком и помнить, что 3-4 года – это возраст «Почемучек», поэтому важно не упустить время жажды познаний и развития речи.

Так ребенку необходимо общение со сверстниками. Рекомендую приглашать его друзей к себе домой, устраивать детские праздники. Такой праздник надолго запоминается всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.

В результате совместной работы с родителями и диагностирования детей можно сделать вывод, что 80% имеют высокий уровень коммуникативных навыков, у них воспитана организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Понимая важность данной работы, я в дальнейшем продолжу ее.