Вводная часть
Изучение математики в 5 классе направлено на реализацию целей и задач, сформированных в Государственном стандарте общего образования по математике. Целью изучения курса математики в 5 классе являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными и дробными числами, умение переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курса алгебры и геометрии. Цели изучения учебного курса:
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи обучения:
<![if !supportLists]>· <![endif]>приобретение математических знаний и умений;
<![if !supportLists]>· <![endif]>овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>освоение компетенций: учебно-познавательной; коммуникативной, рефлексивной, личностью саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Образовательные технологии:
<![if !supportLists]>· <![endif]>технология формирования приемов учебной деятельности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>технология листов опорных сигналов;
<![if !supportLists]>· <![endif]>технология формирования учебной деятельности школьников;
<![if !supportLists]>· <![endif]>технология дифференцированного обучения;
<![if !supportLists]>· <![endif]>технология учебно-игровой деятельности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>технология коммуникативно-диалоговой деятельности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>мобильная технология;
<![if !supportLists]>· <![endif]>технология проектной деятельности.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Класс |
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы |
Реквизиты программы |
УМК обучающихся |
УМК учителя |
||
Федеральный компонент |
Региональный компонент |
Школьный компонент |
Рабочая образовательная программа по математике, составленная на основании «Программы образовательных учреждений», Математика, 5 класс, издательство «Просвещение» 2009 г., составитель Бурмистрова Т. А. |
Учебник «Математика», 5 класс под редакцией Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. Издательство Мнемозина, Москва, 2007 год «Дидактические материалы по математике для 5 класса». А. С. Чесноков, К И Немков, - М. 2007 г. |
Книга для учителя «Поурочные разработки по математике» Л. П. Попова, Москва, «Вако» 2009 г., «Развернутое тематическое планирование по учебному комплекту» Н. Я. Виленкина, карточки с заданиями самостоятельных и контрольных работ. |
|
5 |
|
|
|
|||
|
Основные умения и навыки. Математика, 5 класс
Требования к уровню подготовки также установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания. В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны
знать/понимать:
<![if !supportLists]>ü<![endif]>как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
<![if !supportLists]>ü<![endif]>как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
<![if !supportLists]>ü<![endif]>каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
уметь:
<![if !supportLists]>Ø<![endif]>выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;
<![if !supportLists]>Ø<![endif]>переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
<![if !supportLists]>Ø<![endif]>находить значение числовых выражений;
<![if !supportLists]>Ø<![endif]>округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения с недостатком и с избытком;
<![if !supportLists]>Ø<![endif]>пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
<![if !supportLists]>Ø<![endif]>решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
<![if !supportLists]>· <![endif]>для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
<![if !supportLists]>· <![endif]>устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Пояснительная записка. Математика, 5 класс
Преподавание математики в 5 классе ведется по учебнику для общеобразовательных учреждений «Математика, 5 класс». Авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – Москва, Мнемозина, 2007.
В нашей школе выделено на изучение математики 6 часов в неделю, всего за год 204 часа, что не соответствует Программе для общеобразовательных школ, математика (составители Г. М. Кузнецова, Н.Г Миндюк, Москва: Дрофа 2002 г.). поэтому тематическое планирование выглядит следующим образом
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Повторение 12
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Натуральные числа и шкалы 18
<![if !supportLists]>3. <![endif]>Арифметические действия с натуральными числами,
свойства арифметических действий. Сложение и вычитание
натуральных чисел 24
<![if !supportLists]>4. <![endif]>Умножение и деление натуральных чисел 21
<![if !supportLists]>5. <![endif]>Площади и объемы 15
<![if !supportLists]>6. <![endif]>Обыкновенные дроби 26
<![if !supportLists]>7. <![endif]>Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей 22
<![if !supportLists]>8. <![endif]>Умножение и деление десятичных дробей 38
<![if !supportLists]>9. <![endif]>Инструменты для вычислений и измерений 15
<![if !supportLists]>10. <![endif]>Повторение. Решение задач 17
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
1-12
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11
12 |
12
2
2
2
2
2
1
1 |
|
Повторение
Сложение и вычитание многозначных чисел
Решение задач на сложение и вычитание
Умножение и деление на 2,3-значные числа
Решение задач на движение
Меры длины, массы, времени. Решение задач.
Контрольная работа №1.
Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений. |
|
Основная цель – систематизировать, обобщить, повторяя, сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе. Повторить алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления натуральных чисел (в пределах класса тысяч); повторить известные меры длины, массы, времени; выяснить прочность вычислительных навыков (навыков табличного сложения, умножения).
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
13-30
13-15
16-18
19-21
22-24
25-27
28
29
30 |
18
3
3
3
3
3
1
1
1 |
|
Глава I §1 Натуральные числа и шкалы. Десятичная система счисления.
п. 1. Обозначение натуральных чисел.
п. 2. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
п. 3. Плоскость, прямая, луч.
п. 4. Шкалы и координаты.
п. 5. Меньше, больше.
Закрепление.
Контрольная работа №2.
Анализ контрольной работы. Решение задач. |
|
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные учащимися в начальной школе, закреплять и развивать у учащихся навык чтения и записи многозначных чисел, а также навыки сравнения натуральных чисел; формировать навыки измерения и построения отрезков при помощи линейки; познакомить со шкалами, развивать умение читать шкалы; вести понятие координатного луча, формировать умение начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать числа, соответствующие данному делению на координатном луче.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
31-54
31-33
34-36
37
38-41
42-45
46-51
52
53
54 |
24
3
3
1
4
4
6
1
1
1 |
|
§2. Арифметические действия с натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел
п. 6. Сложение натуральных чисел и его свойства.
п. 7. Вычитание. Решение текстовых задач.
Самостоятельная работа.
п. 8. Числовые и буквенные выражения. Решения задач.
п. 9. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
п. 10. Уравнения. Решение текстовых задач.
Закрепление.
Контрольная работа №3.
Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений. |
|
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел; закреплять алгоритмы арифметических действий над многозначными числами; углублять навыки решения задач, использующих операции над числами; познакомить учащихся с понятиями буквенного выражения, формулы и уравнения, учить записывать формулами несложные зависимости и простейшие свойства чисел, добиваться понимания того, что значит найти значение буквенного выражения при заданных значениях букв; учить решать уравнения на основе зависимости между компонентами арифметических действий.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
55-75
55-57
58-60
61-63
64-68
69-70
71-72
73
74
75 |
21
3
3
3
5
2
2
1
1
1 |
|
§3. Умножение и деление натуральных чисел.
п. 11. Умножение натуральных чисел и его свойства.
п.12. деление. Решение задач.
п. 13. Деление с остатком. Самостоятельная работа.
п. 14. Упрощение выражений.
п. 15. Порядок выполнения действий.
п. 16. Степень числа. Куб и квадрат числа. Степень с натуральным показателем.
Закрепление.
Контрольная работа №4.
Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений. |
|
Основная цель – развить и закрепить навыки арифметических действий с натуральными числами; вырабатывать навыки устного умножения и деления двузначного числа на однозначное, формировать умение устанавливать порядок действий; учить находить квадраты и кубы чисел; развивать умение решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (В…)», не зависимости между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость товара и пр.); доводить умение деления с остатком до навыка.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
76-0
76-77
78-79
80-82
83-84
85-87
88
89
90 |
15
2
2
3
2
3
1
1
1 |
|
§4. Площади и объемы.
п. 17. Формулы. Решение задач.
п.18. Площадь. Формула площади прямоугольника.
п. 19. Единицы измерения площади. Решение задач.
п. 20. Прямоугольный параллелепипед.
п. 21. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Решение задач.
Закрепление.
Контрольная работа №4.
Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений. |
|
Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные сведения о единицах измерения; отрабатывать навыки вычисления по формулам при решении геометрических задач.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
91-116
91-92
93-94
95-96
97-98
99-102
103
104
105-106
107-108
109-113
114
115
116 |
26
2
2
2
2
4
1
1
2
2
5
1
1
1 |
|
Глава II. Дробные числа. §5. Обыкновенные дроби.
п. 22. Окружность и круг.
п.23. далее. Обыкновенные дроби.
п. 24. Сравнение дробей. Решение задач.
п. 25. Правильные и неправильные дроби.
п. 26. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач.
Контрольная работа №6.
Анализ контрольной работы. Решение задач.
п. 27. Деление и дроби.
п. 28. Смешанные числа.
п.29. сложение и вычитание смешанных чисел. Основные задачи на дроби.
Закрепление.
Контрольная работа №7.
Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений. |
|
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей; уметь сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целую часть числа; добиваться осознанного решения задач на дроби.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
117-138
117-120
121-123
124-128
129-132
133-135
136
137
138 |
22
4
3
5
4
3
1
1
1 |
|
Десятичные дроби. §6. Сложение и вычитание десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями.
п. 30. Десятичная запись дробных чисел. Представление обыкновенных дробей десятичными.
п.31. Сравнение десятичных дробей.
п. 32. Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач арифметическими приемами.
п. 33. Приближенное значение чисел. Округление чисел. Округление десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений
Решение задач и примеров арифметическими приемами.
Закрепление.
Контрольная работа №7.
Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений. |
|
Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение, вычитание десятичных дробей; отрабатывать умения решать задачи с использованием десятичных дробей.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
139-176
139-144
145-150
151-155
156
157
158
159-165
166-169
170-173
174
175
176 |
38
6
6
5
1
1
1
7
4
4
1
1
1 |
|
§7. Умножение и деление десятичных дробей.
п. 34. Умножение десятичных дробей на натуральное число. Частные случаи умножения десятичных дробей.
п.35. Деление десятичных дробей на натуральное число. Решение задач.
п. 36. Умножение десятичных дробей. Решение задач.
Закрепление.
Контрольная работа №9.
Анализ контрольной работы. Решение задач.
п. 37. Деление на десятичную дробь.
п. 38. Среднее арифметическое. Решение текстовых задач.
Закрепление.
Контрольная работа №10.
Анализ контрольной работы. Решение задач. |
|
Основная цель – вырабатывать навыки действий с десятичными дробями при вычислении значений числовых выражений, при решении текстовых арифметических задач, формировать навык определения места запятой в результате вычисления, выполнения умножения и деления десятичных дробей на 10n, деления десятичных дробей на натуральное число, когда целая часть делимого меньше делителя; познакомить с понятием среднего арифметического.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
177-191
177
178-181
182
183
184
185-186
187-188
189
190
191 |
15
1
4
1
1
1
2
2
1
1
1
|
|
§5. Инструменты для вычислений и измерений.
п. 39. Микрокалькулятор. Вычисление с помощью микрокалькулятора.
п.40. проценты. Задачи на проценты.
Контрольная работы №11.
Анализ контрольной работы. Решение задач.
п. 41. Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.
п. 42. Измерение углов. Транспортир. Построение угла заданной величины.
п. 43. Круговые диаграммы. Примеры таблиц и диаграмм.
Закрепление.
Контрольная работа №12.
Анализ контрольной работы. Решение задач. |
|
Основная цель – сформировать умение решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов, отрабатывать навыки использования микрокалькулятора при определенных арифметических операциях, дать представление учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
192-204
192-195
196
197
198-202
203
204 |
13
4
1
1
5
1
1
|
|
Повторение.
Натуральные числа и шкалы.
Контрольная работа №13.
Анализ контрольной работы. Решение задач.
Дробные числа. Решение задач.
Контрольная работа №14.
Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений. |
|
Основная цель – совершенствовать вычислительные навыки учащихся, уметь решать текстовые задачи, комбинированные задачи, развивать математическую речь учащихся.
%MCEPASTEBIN%