Статьи

конспект урока по МХК

Тема урока: Драматургия и театр эпохи Просвещения.

Цели урока. Образовательная: изучить драматургию и театр эпохи Просвещения; познакомить учащихся с деятельностью таких драматургов, как Лессинг, Бомарше, Гольдони, Шеридан.

Воспитательная: показать значение работ драматургов эпохи Просвещения; эстетическое воспитание учащихся.

Развивающая: развить познавательный интерес к драматургии и театру эпохи Просвещения; развить интеллектуальные и творческие способности учащихся; продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом.

Вид и форма урока: урок изучения нового материала.

Оборудование, средства обучения: портреты драматургов эпохи Просвещения. Дидактические материалы по содержанию урока:

<![if !supportLists]>·        <![endif]>Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 2000;

<![if !supportLists]>·        <![endif]>Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусства. – М., 1993.

<![if !supportLists]>·        <![endif]>Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.

Конспект изложенного материала

Учитель

Ученики

Здравствуйте, дети!

Ученики встают

Отмечаем отсутствующих

 

На прошлом занятии мы изучали литературу эпохи Просвещения. На дом вам было задано ответить на вопросы, находящиеся в конце параграфа.

<![if !supportLists]>1.    <![endif]>Почему в эпоху Просвещения произошли изменения в соотношении видов и жанров художественного творчества? Соколов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соколов, приведите примеры таких изданий.

 

 

 

 

 

Отлично. Садитесь.

<![if !supportLists]>2.    <![endif]>Почему в литературе XVIII в. повысился интерес к повседневной жизни людей? Смирнова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отлично. Садитесь.

<![if !supportLists]>3.    <![endif]>Какие идеи просвещения нашли отражение в знаменитых книгах Д. Дефо и Дж. Свифта?  Сидоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо. Садитесь.

<![if !supportLists]>4.    <![endif]>Почему мы можем назвать Гете истинным представителем эпохи Просвещения? Петров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отлично. Садитесь.

Сегодня  тема нашего урока «Драматургия и театр эпохи Просвещения» (учитель записывает тему урока на доске).

Итак, прямую дорогу от реализма просветителей к реализму XIXв. проложили немецкие драматурги. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Только Вальтером написано 54 драматических произведения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев.

Против устаревшего искусства классицизма выступил Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – журналист, поэт, критик, философ, теолог (отметьте это в тетрадях). Более тридцати лет продолжалась его деятельность. В теоретических работах («Лаокоон», «Гамбургская драматургия») Лессинг отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (хотя в своем творчестве испытывал еще влияние классицизма). Классицизм для него являлся устаревшим искусством, черпающим свою эстетику из условностей двора. Теория драмы стала для него полем сражения за раскрепощенную личность.

XVIIIв. дал мировой культуре таких замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан – в Англии, Вольтер, Дидро, Бомарше – во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер – в Германии, Гольдони – в Италии. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе.

    В качестве прямого последователя Дидро выступал крупнейший драматург Франции Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799). Его необычайно популярные веселые комедии «Безумный день, или женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» несли заряд сатиры разрушительной силы. Фигаро выступал представителем оппозиции всего третьего сословия. Он сменил столько профессий, что его роль цирюльника была временным обличьем. Неприятие старых порядков основано на богатом, несмотря на молодость, жизненном опыте. Он активнее, энергичнее своего господина, но он слуга. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берет свое в борьбе. Это не отвлеченное понятие  буржуазной добродетели, а человек во плоти и крови на сценических подмостках.

В том же направлении, в русле Просвещения, происходит реформа итальянского театра, где до сих пор господствовала старинная  комедия масок. Созданный знаменитым Карло Гольдони (1707-1793) тип комедии нравов оказался уникальным и нашел общеевропейское признание. Гольдони перевел комедию с диалекта на литературный язык, его пьесы изменили технику актеров. Гольдони не даром считают создателем национальной итальянской комедии – им создано 267 пьес. В пьесах Гольдони показаны картины городского быта, жизнь различных сословий. В них явно прослеживается пропаганда сословного равенства. Герои пьес «Трактирщица», «Слуга двух господ» и др. социально конкретны, они полны сознанием своих прав и умений отстоять их.

Дворянство, цепляющееся за свои привилегии, оказалось объектом насмешки и у английского драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751-1816). Его «Школа злословия», «Дуэнья» обличают лицемерие английского общества. В его  творчестве завершился переход от комедии положений к комедии характеров.

Лучшие произведения театра XVIII в. – не только достояние прошлого, они принадлежат и нам. Пьесы Шиллера, Шеридана, Бомарше, Гольдони прочно вошли в репертуар мирового театра.

Встает дежурный и говорит, кого нет в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Соколов: новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. – философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, - получали дальнейшее продолжение в литературе. Новая атмосфера общественного умонастроения приводила к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы по сравнению с другими эпохами необычайно возросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов.     «Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие как «Эмиль» Руссо, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др.

 

 

 

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII в. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Но элементы старой феодальной культуры, связанной с психологией аристократии, уступали место новым, основанным на гражданско-демократических идеалах. Духовные ценности буржуазной и общедемократической культуры развивались вне строгих канонов классицизма и даже в борьбе с ними. Интерес к повседневной жизни третьего сословья не укладывался в жесткие рамки стиля.

Сэмюэл Ричардсон, создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до этого имел право выступать лишь на комических или второстепенных ролях. С романами Ричардсона в английскую литературу вошли изображение естественной повседневной жизни и тонкая психологическая характеристика.

 

 

 

 

Стремление показать повседневную, естественную жизнь простого человека в эпоху чрезвычайного увлечения путешествиями привело к созданию географической и миссионерской литературы о добром дикаре, разумном от природы. Именно тогда поднялся вопрос: а не опаснее ли культурное общество, чем нецивилизованное? Литература впервые поставила вопрос о цене прогресса. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе  получила художественное выражение в романе Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Увлекателен художественный вымысел этого произведения с помощью которого автор передал то, что думали люди того времени о природе и культуре, о совершенствовании личности и общества.

 

 

 

Гете основоположник немецкой литературы Нового времени. Он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Гете продолжал линию немецкой натурфилософии, противостоящей материалистически-механистическому естествознанию. И все же взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего  выражены в поэтических произведениях Гете. Итоговым сочинением стала знаменитая трагедия «Фауст», воплотившая поиски человеком смысла жизни.

«Фауст» - наиболее значительный памятник культуры эпохи Просвещения. Гете – величайший поэт эпохи – был в то же время философом, выдающимся ученым, естествоиспытателем. Он исследовал природу света и цвета. Занимался минералами, изучал культуру античности, Средневековья, Возрождения. Его по праву можно назвать истинным представителем эпохи Просвещения.

 

Ученики записывают тему урока в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетради имя поэта, годы жизни, названия его произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетради имя драматурга, годы жизни, названия его произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетради имя поэта, годы жизни, названия его произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетради имя поэта, годы жизни, названия его произведений.

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления

<![if !supportLists]>1.     <![endif]>Почему именно театр отвечал основной культурной задаче просветителей?

<![if !supportLists]>2.     <![endif]>Почему мы можем сказать, что театр просвещения выражал новый взгляд на мир, устройство общества и самого человека?

<![if !supportLists]>3.     <![endif]>Объясните причины возникновения нового жанра – драмы.

<![if !supportLists]>4.     <![endif]>Какой новый тип комедии приходит на смены комедии положений?

Домашнее задание: стр.254,§5.

Урок закончен. До свидания.