ВВЕДЕНИЕ
Быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни общества, расцвет рыночных отношений, способствовали формированию и развитию конкурентоспособных кадров. В современной производственной сфере большое значение имеет качество образования человека, только высокообразованный специалист может добиться высоких постов управления и сохранить своё рабочее место. Поэтому каждый человек должен быть сам заинтересован в своём образовании, у него должно сформироваться положительное отношение к учению.
Положительные эмоции важно рассматривать как часть общей проблемы воспитания и развития, так как они провоцируют интерес к обучению, что, в свою очередь, обуславливается как внешними объективными, так и внутренними условиями. К внешним объективным условиям мы относим потребность общества в самостоятельных и сознательных гражданах. К внутренним – ориентацию школы на положительное отношение к учебной деятельности.
Актуальность темы. Формировать положительные эмоции необходимо с начального этапа обучения в детском саду, так как они выступает ценнейшим мотивом учебной деятельности будущих школьников. А нетрадиционные техники рисования могут дать ребенку массу необычных ощущений и простор для фантазий, что в будущем спровоцирует столь ценное качество молодых людей, как креативность.
Ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств окружающих объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о действительности. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его здоровье.
Рисование — вид изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями рисовать предмет той или иной формы и строения разными способами, а также овладеть навыками обращения с карандашом и кистью, с бумагой и губкой, листьями и другими природными компонентами. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Техника рисования – это способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна.
Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.
Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П. Сакулина.
В этой же работе Н.П. Саккулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению – степень реальности изображения и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма.
Способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.
Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка -координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.
Сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей помогают занятия второго типа - с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же - например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.
Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительных эмоций выделяли разнообразные способы рисования.
Цель работы – изучение формирования положительных эмоций у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
Объект исследования дети подготовительных групп ДОУ №19 г. Новомосковска.
Предмет исследования - процесс формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста во время занятий нетрадиционной техникой рисования.
Гипотеза исследования - формирование положительных эмоций у старших дошкольников будет более эффективным, если использовать в педагогическом процессе нетрадиционные техники рисования.