СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В настоящее время избирательное право, регулирующее проведение выборов, в научном плане представляет собой сложное юридическое, политическое и социальное явление. В юридической науке принято выделять как субъективное, так и объективное избирательное право. Первое определяют как конкретное неотъемлемое политическое правомочие каждого индивида – право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. По своей природе оно является элементом правового статуса личности и охватывается предметной областью конституционного права, муниципального права, избирательного права. Изучение активного и пассивного избирательного права обычно составляет отдельный предмет исследования в рамках соответствующих отраслей политического правоведения.
Объективное избирательное право изучается как функциональный элемент нормативно регламентированной системы общественных отношений современного правового государства. В общепринятом понимании избирательное право представляет собой совокупность юридических норм и институтов, регулирующих вопросы выборов и референдумов.
Большинством исследователей избирательное право понимается как системная совокупность юридических норм, закрепляющих, гарантирующих и регулирующих порядок реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Избирательное право рассматривается как составная часть (элемент) нормативно регламентированной системы социальных отношений. Для наиболее полного анализа избирательного права как комплексного образования оно рассматривается в отдельных, относительно самостоятельных, формах своего существования: в качестве отдельной отрасли права и законодательства, научной и учебной дисциплины, правовой культуры и поведения. В литературе эти формы определяют как составляющие (элементы) полной структуры избирательного права.Избирательное право – это также форма, юридическая оболочка (система) избирательного процесса.
Наиболее распространенным сегодня является подход, в соответствии с которым избирательное право рассматривается как самостоятельный институт или подотрасль конституционного (государственного) права. Этот подход основан на понимании глубокой взаимосвязи предметной области конституционного и избирательного права. Преимущество его в том, что он способствует всестороннему осмыслению природы и закономерностей развития публичной власти в демократическом государстве. Как отрасль законодательства, избирательное право также является комплексной системой, оперирующей собственными категориями и категориями других отраслей законодательства. Главной его функцией является функция регулирования, основанная на принципах верховенства права и законности.
Образование избирательных округов
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе.
Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы местного самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в установленный законом срок, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва.
Однако данная норма не учитывает случаев, когда выборы представительного органа прежнего созыва проводились или могли проводиться по округам, образованным по нормам, противоречащим действующему Федеральному закону.
Возможное же изменение численного состава вновь избираемого представительного органа превращает данную норму в полнейшую бессмысленность.
Более логично было бы, по-моему, предоставить в этом случае право утверждать схему избирательных округов соответствующей территориальной избирательной комиссии.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 года в Российской Федерации при проведении выборов избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:
- примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях – 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Жесткое требование данной нормы о примерном равенстве избирателей в многомандатном избирательном округе в расчете на один мандат с допустимым отклонением от средней нормы представительства на 10, а в труднодоступных и отдаленных местностях - на 15 процентов зачастую невыполнимо при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Для ее выполнения некоторым сельсоветам приходится вносить в уставы изменения, в части определения численного состава представительного органа. С другой стороны, эта норма предполагает (а практика ее выполнения подтверждает необходимость) образования разных по числу мандатов избирательных округов при проведении выборов в один и тот же представительный орган. Наделяя избирателей неравным голосом, закон противоречит основному принципу избирательного права – равному избирательному праву. И речь здесь должна идти не о количестве избирателей на один мандат, а о праве избирателя отдать свой голос за определенное (равное) число кандидатов. Указанные требования могут не применяется при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;
- при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 30 процентов;
- избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
При соблюдении этих требований учитывается административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.
В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.
Целесообразность данной нормы представляется весьма сомнительной. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления во многих регионах страны проводятся, как правило, по многомандатным избирательным округам.
В Тамбовской области 353 муниципальных образования. В декабре 1995 года всего в представительные органы 320 таких муниципальных образований как сельсовет, поссовет избрано 2334 депутата (в среднем – 7 депутатов).
Свыше 280 представительных органов таких муниципальных образований избирались по единому многомандатному округу, включавшему в себя всю территорию соответствующего сельсовета или поссовета. Это в основном 7-9 мандатный округ.
Проведение выборов по данной схеме многомандатных округов оправдано как организационно (в маленьком сельсовете 10 кандидатов на семимандатный округ набирается, а 14 кандидатов на семь одномандатных округов – далеко не всегда), так и экономически (меньше финансовых и иных материальных затрат на многочисленные окружные избирательные комиссии).
Так что в нынешнем виде данная норма-ограничение абсолютно не учитывает многообразную специфику местных выборов в малочисленных по населению сельских муниципальных образованиях (в сельсоветах, волостях и т. п.) многих регионов России, где выборы без каких–либо нарушений закона и затруднений для избирателей могут проводиться по многомандатным избирательным округам с большим числом мандатов.
Необходимо изменить редакцию этой нормы и предоставить право установления предельного количества мандатов в многомандатном избирательном округе при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления субъектам Российской Федерации в лице их законодательных органов.
Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах.
В данном случае законодатель вторгся в компетенцию представительного органа и устава местного самоуправления и определил выборное должностное лицо как главу муниципального образования. Данная норма не уточняет также главой какого муниципального образования образуются участки.
В этой связи заслуживает внимание опыт советского избирательного законодательства.
Так, статьей 16 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической республики «О выборах в Верховный Совет РСФСР» установлено, что избирательные участки образуются исполнительными комитетами районных, городских (кроме городов районного значения), районных в городах Советов народных депутатов.
Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей на каждом избирательном участке может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.
Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.
В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.
Заключение
Избирательные округа в Российской Федерации образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Для определения нормы представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число округов, которые необходимо образовать на данных выборах.
Независимо от численности избирателей на территории каждого субъекта федерации должно быть образовано не менее одного избирательного округа.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на территории избирательного округа образуются избирательные участки, для которых федеральным законом установлена предельно допустимая норма численности избирателей – не более 3000 избирателей на каждом участке. Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям и легкодоступность. Избирательные участки могут также образовываться в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых); на судах, находящихся в день голосования в плавании; на полярных станциях; в труднодоступных и отдаленных местностях; в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах; для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания.
Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой администрации муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования) не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Список литературы
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2007) 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.09.2002 № 119-ФЗ, от 23.06.2003 № 83-ФЗ, от 04.07.2003 № 97-ФЗ, от 04.07.2003 № 102-ФЗ, от 07.06.2004 № 46-ФЗ, от 12.08.2004 № 99-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 11.12.2004 № 159-ФЗ, от 29.06.2005 № 69-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от 12.07.2006 № 107-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 05.12.2006 № 225-ФЗ, от 30.12.2006 № 274-ФЗ, от 30.01.2007 № 6-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 20.04.2007 № 62-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П, Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ, Постановлений Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 № 4-П, от 14.11.2005 № 10-П). - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Издание 6. - Ось-89 2008 г., 240 стр.
- О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 18.05.05. N 51-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
- Бобкова Ж.Б. Навстречу выборам // Тульский избиратель 2008, №4.
- Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 104 с.
- Голикова Т. Отечественное избирательное законодательство и политические партии // О выборах. 2008 № 4.
- Кузнецова Е. Наши победители // Засечный рубеж. 2008. № 96.
- Сон Е.Л. Значимость каждого голоса //Тульский избиратель 2008, № 5