Статьи

Структурно-логическая схема «Отличительные черты нации»

Структурно-логическая схема «Отличительные черты нации»

 

Структурно-логическая схема -  это особые “ключевые” слова, фразы, которые связаны между собой графически.

Структурно-логические схемы помогают при решении одной из задач учения: организации учебной информации в таком виде, чтобы понятийный аппарат предмета и действий были представлены целостной системой, где каждый элемент и взаимосвязь нескольких элементов даны в развернутом виде.

Деятельность учащихся на занятиях организуется через процедуру структурирования информации посредством основных инструментов познания: умения анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщение и классификация, определение понятий и т.д. Анализ результатов учебной работы учащихся с логической схемой позволил выделить следующие её особенности:

<![if !supportLists]>·        <![endif]>структурно-логическая схемы представляет собой, по сути, структуру («каркас») необходимых знаний по учебному модулю и включает в себя основные понятия по изучаемой  теме, их характеристики и связи между ними;

<![if !supportLists]>·        <![endif]>структурно-логическую схему можно использовать не только в целях контроля за степенью усвоения учебного материала, но и в целях обучения (например, как учебную компьютерную программу, или как контактное учебное занятие);

<![if !supportLists]>·        <![endif]>учебная работа по построению структурно-логической схемы способствует тому, что учащиеся ещё раз, по-новому, осваивают материал рабочего учебника, и такая работа заметно разнообразит освоение текста учебника.

Исследования учёных  показывает, что  в результате учебной работы со структурно-логической схемой не только увеличивается объем каждого вида знаний (знаний-представлений, знаний-узнаваний, знаний-воспроизведений), но и постепенно изменяется их структура – наблюдается приращение доли знаний-воспроизведений в общем, объеме знаний.

Место структурно-логической схемы в учебном модуле как средства обучения:

а) работа по построению структурно-логической схемы способствует переструктуризации знаний учащихся, переводя знания представления и знания-узнавания в знания-воспроизведения;

б) структурно-логическая схема расширяет поле учебной работы учащихся в фазе авторизации (закрепления). Это особенно актуально в условиях, где в основном средства обучения задействованы в фазе меморайзинга (запоминания).

Применение в преподавании схематичной, наглядной формы изложения учебной информации оправдано и тем, что в настоящее время значительно увеличилось число детей “крайнего” визуального типа. Это во многом связано с увлечением школьников всевозможными компьютерными играми, просмотром большого количества телепередач, и, как следствие - у многих детей слуховой канал восприятия, и переработки информации развит слабо и компенсируется развитием зрительного канала. Число детей визуального типа резко возросло, поэтому методы обучения в школах должны меняться с речеслуховой подачи материала к комплексному с усилением на “наглядность”.

Образно-графическая наглядность выполняет не только иллюстративные функции, а в большей степени способствует развитию естественных интеллектуальных процессов.

Надо отметить, что структурно-логические схемы, представляющие собой форму кодирования учебной информации, содержат знаковое (последовательность символов) и рисуночное кодирование (картины-образы). Данный комплекс помогает создать оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка: развивать не только левое полушарие (логическое мышление), но и творческое мышление, и интуицию, через развитие правого полушария.

Тем самым создается ситуация успеха с учетом мозговой организации познавательных процессов, т.е. происходит развитие левополушарных способностей через опору на образные представления.

В структурно-логических схемах присутствуют образы-опоры, смысловые связи и закономерности конкретного материала, что обусловливает их применения в обучении, т.к. позволяет успешно работать с учениками всех типов мышления (образного, смешанного, словесно-логического).

<![if !vml]><![endif]>

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структурно - логическая схема «Отличительные черты нации».

 

<![if !vml]><![endif]><![if !RotText]><![endif]><![if !vml]><![endif]>

Рис. 2. Структурно-логическая схема «Отличительные черты русского народа».