Статьи

Президент

<![if !supportLists]>1.<![endif]>Президент


Пост главы государства существует при всех известных истории формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий, как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т.е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями, порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства, они называются прерогативами главы государства.

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран. Однако с 1993 г. положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой Конституцией. Президент РФ избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран Президентом России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституцией и на ее основе Законом «О выборах Президента РФ» - установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права: Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Примечательно, что Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Понятие «постоянно проживающий» означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

По Конституции РФ 1993 г. Президент определяется - как глава государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д.

Положение ч. 3 статьи 81 Конституции ограничивает продолжительность пребывания федерального Президента на своем посту, устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух четырехлетних сроков подряд. Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями, но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, ФЗ от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы, в том числе о федеральном бюджете, включающие положения о расходах на избирательную кампанию.

Федеральными законами устанавливаются основные принципы проведения избирательной кампании, регулируется организация выборов путем создания системы избирательных комиссий, предусматривается статус избирательных объединений, регулируются отношения по выдвижению и регистрации кандидатов на должность Президента, их статус, вопросы предвыборной агитации, финансирования выборов, устанавливаются порядок голосования и определения результатов выборов, порядок обжалования нарушений избирательных прав и ответственность за их нарушение, а также порядок вступления в должность Президента РФ. Проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные положениями Конституции РФ, Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», является обязательным.

В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

Например: выборы Президента в 2008 году должны быть назначены Советом Федерации на март месяц 2008 года, в третье или четвертое воскресенье, и должны быть назначены с определением даты этих выборов сразу же после выборов в Государственную Думу в декабре 2007 года.

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента РФ, выборы Президента РФ назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

Например: досрочное исполнение обязанностей Президента прекратилось 1 января 2007 года, следовательно, выборы должны быть назначены Советом Федерации на, предположительно, на 1 или 8 апреля – т.е. на первое или второе воскресенье апреля месяца 2007 года.

Однако, если в период, когда указанные органы должны принять решение о назначении выборов Президента РФ, на всей территории России введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента РФ является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Исчисление четырехлетнего конституционного срока президентства начинается со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом. В связи с этим определяется и день голосования на выборах нового Президента, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Президент РФ избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран Президентом России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению.

Право избирать Президента РФ, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, каждый избиратель имеет один голос. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия признает выборы Президента состоявшимися и действительными, а Президента – избранным.

На всех заседаниях любой избирательной комиссии вправе присутствовать зарегистрированный кандидат в президенты, его доверенное лицо, уполномоченный представитель. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные наблюдатели вправе присутствовать при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Конституцией и на ее основе Законом «О выборах Президента РФ» установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права - Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция 1993 года эту норму не воспроизводит.

Конституция не выдвигает обязательного требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Таким образом данные положения Конституции в полной мере соответствуют правом любого человека, постоянно проживающего в Российской Федерации, общемировым нормам права человека - достигать любых постов в любом государстве мира (хваленный американский тезис о том, что любой человек мира может стать Президентом США). Понятие «постоянно проживающий» означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства. Речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента. Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение происходит на съезде (конференции) избирательного объединения; объединение и блок могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат, может быть выдвинут также инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории России, обладает на выборах равными правами с иными российскими гражданами правами. Положение части 3 статьи 81 ограничивает продолжительность пребывания федерального Президента на своем посту, устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. В процессе разработки и принятия Конституции 1993 г. возникал вопрос о правопреемстве президентской власти по отношению к сформированной в соответствии с прежней Конституцией и о допустимости признания сроков полномочий Президента, избранного по ранее действовавшей Конституции, в качестве начала срока полномочий Президента по новой Конституции. В общей форме проблема была урегулирована в пункте 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции, предусмотревшем, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации, со дня вступления в силу действующей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Эта норма во взаимосвязи с положением части 3 статьи 81 Конституции была предметом рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. В определении Суда о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием неопределенности в понимании названных норм указывается, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 статьи 80, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает; имеющий переходный характер данный пункт раздела второго Конституции в июне - июле 1996 г. был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Конституционное положение ч. 3 статьи 81 преследует цель конституционного обновления руководства государством и направлено против возможного установления режима авторитаризма. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост президента неоднократно, но с перерывом - после пребывания на данном посту два срока подряд. Президент досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 92 Конституции, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с такими обстоятельствами.

Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента имеют равные права и несут равные обязанности. Со дня регистрации кандидат на должность Президента, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождается от служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Исключение из этого правила предоставляется законом Президенту РФ, баллотирующемуся на второй срок, а также Председателю Правительства РФ, который в соответствии с Конституцией временно исполняет обязанности Президента. Эти лица вправе продолжать выполнять свои полномочия, но не должны на период выборов пользоваться преимуществом своего должностного положения.

Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предоставляет кандидату в президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах Президента РФ засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов.

Момент вступления в должность Президента РФ связан с принесением Президентом присяги народу. Принесение присяги Президентом России имеет важное юридическое значение. Это торжественный акт, призванный удостоверить легитимность Президента, избранного народом, символизирующий особый статус должностного лица, его ответственность перед обществом. С одной стороны, присяга - обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой - юридически значимый документ, на содержание которого в своих решениях ссылается Конституционный Суд; присяга также правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица: с момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

С принятием Конституции РФ 1993 г. концепция президентской власти претерпела существенные изменения. Если в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР, то по ныне действующей Конституции Президент Российской Федерации является главой государства. Это вызвано объективной необходимостью наделения Президента полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях конституционного разделения властей. Направляя работу всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует в качестве главы государства.

Президент олицетворяет Российское государство внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, как глава государства обращается с посланиями к Федеральному Собранию, назначает выборы в Государственную Думу, обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето, назначает референдумы, формирует Правительство Российской Федерации и активно влияет на его деятельность, участвует в формировании судебной власти. Таким образом, Президент занимает самостоятельное и главенствующее положение в системе органов государственной власти.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, награждает государственными наградами, решает вопросы гражданства и помилования, выполняет другие функции, предусмотренные статьями гл. 4 и иными статьями Конституции.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции, которая предусматривает, что Президент действует в установленном ею порядке. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Президент РФ, будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет конституционный контроль.

Реализуя возложенные на него Конституцией обязанности по защите конституционного строя, охране Конституции и укреплению Российского государства, глава государства выступает активным проводником реформ, в том числе в политической сфере. Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.

В силу полномочий, определенных Конституцией, Президент в своей деятельности наиболее близок к Правительству; он оказывает решающее влияние на его формирование и отставку, активно воздействует на осуществление исполнительной власти Российской Федерации, определяет основные направления и содержание работы Правительства. С согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего - и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент на практике регулирует взаимоотношения Правительства и законодательной власти. При определении основных направлений деятельности Правительства его Председатель руководствуется Конституцией, федеральными законами и указами Президента.

В действующей Конституции 1993 года отсутствует прямая норма о подчиненности Правительства Президенту, содержавшаяся в Конституции 1978 г. На основе новой Конституции строится практическое разграничение функций исполнительной власти между Президентом и Правительством как государственными органами, самостоятельно осуществляющими свои полномочия и взаимодействующими в формах, предусмотренных Конституцией и федеральными законами. На это направлены положения ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Указа Президента «Об обеспечении взаимодействия Президента РФ и Правительства Российской Федерации», устанавливающего порядок взаимного согласования проектов президентских и правительственных решений, формирования планов законопроектных работ. Конституция РФ содержит нормы, развивающие и наполняющие реальным содержанием институт президентства, в том числе нормы, определяющие статус Президента как гаранта Конституции. Президент наделен неограниченным правом законодательной инициативы, позволяющим ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации в законах конституционных положений, приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией. Президент вправе использовать право вето на стадии подписания федеральных законов, в том числе как гарантию обеспечения их конституционности. При противоречии постановлений и распоряжений Правительства РФ Конституции, федеральным законам и указам Президент вправе отменять акты Правительства (часть 3 статьи 115 Конституции).

Обеспечивая единство исполнительной власти в государстве, Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, в первую очередь в случае противоречия этих актов Конституции (часть 2 статьи 85), а также предписывать соответствующим органам и должностным лицам необходимость строго следовать Конституции. Контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе осуществляет полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, обеспечивающий реализацию конституционных полномочий главы государства. Из статуса Президента РФ как главы государства и гаранта Конституции вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений Конституции посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции, что было установлено Указом Президента от 9 июня 2001 г. N 679.

Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о конституционности федеральных законов, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, обращаться в Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции. Президент на практике использует эти полномочия, предоставленные ему Конституцией и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Положения об обязанности Президента защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу содержатся в тексте присяги Президента, которую он приносит при вступлении в должность.

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). В этой сфере Конституция отводит Президенту особую роль. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент реализует данное конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, обеспечение граждан всей полнотой политических и социально-экономических прав.

В центре внимания Президента постоянно находятся вопросы, лежащие в сфере защиты политических прав и свобод граждан, укрепления институтов гражданского общества, совершенствования партийной и избирательной систем. Полномочия Президента РФ по охране исторически сложившегося государственного единства непосредственно связаны с выполнением им конституционных требований об обеспечении целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории. Государственная целостность как одна из основ конституционного строя России закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б») Конституции и является важным условием обеспечения равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод. Обширны полномочия и деятельность Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На достижение этих целей направлен Указ Президента<![if !supportFootnotes]>[1]<![endif]>, в соответствии с которым образован Государственный совет РФ как совещательный орган, содействующий реализации полномочий Президента РФ. В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации), утверждено Положение о Государственном совете.

Президент может использовать определенные Конституцией рычаги воздействия на Государственную Думу и Правительство. Он вправе при выражении Думой недоверия Правительству или при отказе Правительству в доверии в установленном порядке объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. В целях улучшения взаимодействия органов государственной власти, разрешения споров о компетенции Президент имеет возможность прибегнуть к иным средствам, указанным в Конституции, в том числе обратиться с запросом в Конституционный Суд.

Конституция предоставляет Президенту право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики.

В связи с особым положением главы государства, избранного народом, следует признать обязательный характер его взглядов на политику, общие концепции в законотворчестве; Федеральное Собрание не может быть свободным от провозглашаемых при этом целей и приоритетов в политике. Однако это не означает, что определение основных ее направлений является директивой по отношению к Федеральному Собранию, поскольку в системе разделения властей парламент как орган законодательной власти, реализующий политику в законах, самостоятелен. Президент РФ представляет Российскую Федерацию как глава государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами Федерации. При этом Президент исходит из положений Конституции об урегулировании федеративных отношений как самой Конституцией, так и федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, а также руководствуется нормами федеральных законов об общих принципах организации государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами, других законов, определяющих соответствующие прерогативы Президента РФ.

Представительская роль Президента РФ, выступающего от имени Российского государства как такового, проявляется также во взаимоотношениях с различными структурами гражданского общества. При Президенте действуют общественные советы, комиссии, структуры, им оказывается поддержка общественным объединениям.

Выступая от имени России в международных отношениях, Президент представляет Российскую Федерацию как субъект международных отношений. Это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении и он всегда действует как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписывать международные договоры Российской Федерации, участвовать в переговорах от имени России или поручать это уполномоченным им должностным лицам.

Основные функции Президента РФ - как главы государства определены статьей 80 Конституции РФ. Для реализации возложенных на Президента функций Конституцией прямо установлены права и обязанности высшего должностного лица Российской Федерации – Президента РФ, а именно: Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Данное конституционное право реализовано в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», закрепившем, что Президент вправе председательствовать также и на заседаниях Президиума Правительства. На таких заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни. Данное право Президента связано с его статусом главы государства, определяющего основные направления внутренней и внешней политики страны, и служит одним из оснований характеризовать Президента, как руководителя исполнительной власти;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Решение об отставке Правительства, согласно п. «в» статьи 83 и статьи 117 Конституции, может быть принято Президентом в случаях подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Думы в доверии Правительству, если вопрос о доверии ставился самим Председателем Правительства. Президент может не согласиться с решением Государственной Думы в случае, если Дума в первый раз выразит недоверие Правительству, и только в случае повторного недоверия Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу, т.е. закон дает возможность Президенту достаточно широко влиять на исполнительную и законодательную власть, обеспечивая первое лицо конституционной возможностью легитимно проводить политику в том виде и курсе, которые на взгляд Президента являются наиболее правильными. Это очень серьезный правовой механизм в руках Президента;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает Военную доктрину Российской Федерации. В Военной доктрине подчеркивается, что руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент РФ - как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ; доктрина закрепляет полномочия Президента по обеспечению безопасности, функции федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. Министерства обороны РФ, в этой сфере;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации.

к) назначает и освобождает, в соответствии с Конституцией Российской Федерации своих полномочных представителей Президента в различных государственных органах и структурах Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Также в компетенцию Президента включены, путем непосредственного указания в тексте статьи 84 Конституции, права:

а) назначать выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы (ст.ст. 107 и 108 Конституции);

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания Президента имеют весомое значение во внутренней и внешней политике, приобретая на практике характер установочных документов.















Сущность и цели уголовных наказаний. Виды наказаний


Сущность – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего».

С точки зрения сущности, наказание есть кара. А. А. Пионтковский в третьем томе Курса советского уголовного права, изданном в Москве в 1970 г., писал, что «поскольку всякое наказание является причинением какого-то страдания лицу, виновному в совершении преступления (ущемлением его имущественных интересов, ограничением его свободы, умалением его достоинства, а в исключительных случаях – и лишением жизни), то наказание – всегда кара».

Н. А. Стручков отмечал, что «свойством кары наказание отличается от других мер государственного принуждения. Следовательно, кара и образует сущность наказания».

«Наказание – это и есть кара, – считал А. Е. Наташев, – т. е. преднамеренное причинение виновному известных страданий и лишений, специально рассчитанное на то, что он будет претерпевать наказание как лишение, страдание за причиненное обществу зло». Сущность наказания как кару рассматривают и другие ученые.

Вместе с тем некоторые авторы не указывают на кару как сущность наказания.

Так, например, Г. А. Кригер в своей работе, изданной в 1962 г., указывал, что «сущность наказания состоит в лишении лица, виновного в совершении преступления, тех или иных благ: свободы – при лишении свободы; всего или части имущества – при конфискации имущества, штрафе, исправительных работах; права по своему усмотрению выбирать место жительства – при ссылке и высылке и т. д.».

В. Г. Смирнов определяет сущность наказания через «совокупность способов воздействия на осужденного».

Д. А. Шестаков считает, что сущность наказания как уголовно-правового института «состоит в принудительном помещении преступника в условия (более или менее суровые), которые способствуют предупреждению новых преступлений», т. е. «сущность наказания – предупредительное воздействие».

Точка зрения авторов, рассматривающих кару в качестве сущности наказания, наиболее предпочтительна.

Вместе с тем И. С. Ной еще в 1962 г. писал, что «кара присуща не только уголовному наказанию, но и ряду других мер правового принуждения», и поэтому следует говорить об уголовной каре].

Позже автор указывал, что «отличительным признаком уголовной кары является один лишь ей присущий момент – соединение репрессивного воздействия на личность в виде тех или иных правоограничений с ее государственным порицанием, осуждением».

Таким образом, в юридической литературе под сущностью наказания понимается кара, а под сущностью уголовного наказания – уголовная кара (репрессия).

Данное определение сущности уголовного наказания имеет право на существование. Однако оно содержит в себе и ряд недостатков, в частности, такое понимание сущности уголовного наказания является безобъектным.

Ряд ученых (А. А. Пионтковский, А. Л. Ременсон), рассматривая кару, отмечали, что наказание причиняет какое-то страдание лицу, виновному в совершении преступления (ущемлением его имущественных интересов, ограничением его свободы, умалением его достоинства, а в исключительных случаях и лишением жизни), или преднамеренно причиняет виновному известные страдания и лишения, специально рассчитанные на то, что он будет претерпевать наказание как лишение, страдание за причиненное обществу зло, т. е. указывали не только карательную сторону наказания, но и собственно объект.

В качестве объекта уголовного наказания следует рассматривать элементы правового статуса (правового положения) лица, признанного судом, виновного в совершении преступления или осужденного, т. е. совокупность прав, обязанностей и законных интересов, которые лишаются, ограничиваются, заменяются и дополняются.

Сущность уголовного наказания, возможно, рассматривать в двух аспектах: как процесс и как результат.

Особое внимание должно отводиться пониманию сущности уголовного наказания именно как достижению определенного результата – репрессивного изменения правового статуса осужденного.

По мнению некоторых ученых, кара как сущность наказания в каждом виде уголовного наказания проявляется в конкретных элементах (в одном карательном элементе или их сочетании).

Указанное утверждение отчасти является неточным, поскольку любое уголовное наказание, кстати, в том числе и штраф, проявляется только в сочетании карательных элементов.

Учитывая вышеизложенное, под сущностью уголовного наказания следует понимать уголовное карательное (репрессивное) изменение правового статуса (положения) вменяемого физического лица, достигшего минимального возраста наступления уголовной ответственности за соответствующее преступление и признанное виновным в совершении преступления.

Уголовное наказание в уголовном праве — это назначаемая по приговору суда мера государственного принуждения, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающаяся в предусмотренных уголовным законом ограничении прав и свобод лица.

Уголовное наказание — центральный институт уголовного права, выражающий направление и содержание уголовной политики государства.

Уголовное наказание имеет конкретные цели, выражающие его социально-правовое назначение:

<![if !supportLists]>· <![endif]>Восстановление социальной справедливости. Наказание должно соответствовать тяжести преступления и ряду других факторов.

<![if !supportLists]>· <![endif]>Исправление лица, осуждённого за совершение преступления.

<![if !supportLists]>· <![endif]>Предупреждение совершения новых преступлений осуждённым лицом, а также другими членами общества.

Система уголовных наказаний — это установленный уголовным законом упорядоченный и исчерпывающий перечень мер (видов наказаний), которые могут назначаться лицу, совершившему преступление.

Система наказаний в Уголовном Кодексе Российской Федерации построена по принципу «от более мягкого к более суровому» и включает в себя:

<![if !supportLists]>· <![endif]>штраф

<![if !supportLists]>· <![endif]>лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью

<![if !supportLists]>· <![endif]>лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград

<![if !supportLists]>· <![endif]>обязательные работы

<![if !supportLists]>· <![endif]>исправительные работы

<![if !supportLists]>· <![endif]>ограничение по военной службе

<![if !supportLists]>· <![endif]>ограничение свободы

<![if !supportLists]>· <![endif]>арест

<![if !supportLists]>· <![endif]>содержание в дисциплинарной воинской части

<![if !supportLists]>· <![endif]>лишение свободы на определённый срок

<![if !supportLists]>· <![endif]>пожизненное лишение свободы

<![if !supportLists]>· <![endif]>смертная казнь

Уголовный закон устанавливает три группы наказаний:

<![if !supportLists]>1) <![endif]>Применяемые только в качестве основных видов наказаний – обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определённый срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь

<![if !supportLists]>2) <![endif]>Применяемые только в качестве дополнительных видов наказаний – лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград

<![if !supportLists]>3) <![endif]>Применяемые как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов наказаний – штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью






Задачи


<![if !supportLists]>1. <![endif]>И. Т. Стариков и Г. Е. Бокова подали в орган загса заявление о вступлении в брак. Через несколько дней к заведующей отделом загса обратилась гражданка Мишина. Она просила ни в коем случае не регистрировать брак Старикова с Боковой, поскольку она, Мишина, уже несколько лет живет со Стариковым. У них дружная семья, есть общая дочь 3 лет, хотя их брак и не зарегистрирован. Стариков установил отцовство в отношении дочери.

Какие разъяснения должен дать заведующий отделом загса Мишиной? Вправе ли орган загса отказать Старикову и Боковой в государственной регистрации брака?


Ответ


Орган загс должен разъяснить Мишиной положения статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Таким образом, действующее законодательство не называет фактическое сожительство и наличие усыновленных детей в качестве обстоятельства препятствующего заключению брака.

Орган загса не вправе отказать Старикову и Боковой в регистрации брака.


<![if !supportLists]>2. <![endif]>Осужденный за бандитизм Горбатов прислал двум другим членам банды, скрывшимся от правосудия, письмо. В письме Горбатов потребовал убить двух конкретных лиц, которые уличали его и других совместно с ним осужденных на предварительном следствии и в суде: опознали всех, рассказали, кто и что из них делал во время совершения преступления, какое оружие у каждого из них было и другие обстоятельства совершенных им деяний. Сообщники Горбатова по его требованию совершили убийство одного в его же квартире и одновременно прихватили ценности и деньги, находящиеся в квартире убитого. При посягательстве же на жизнь другого свидетеля они были задержаны. При нападении преступники использовали пистолет Макарова.

Квалифицируйте действия каждого из сообщников.

Ответ


В действиях Горбатова и его сообщников содержаться признаки состава преступления предусмотренного ст. 105 УК РФ «Убийство».

При этом Горбатов в соответствии с ч.4 ст. 33 УК РФ является подстрекателем (поскольку для признания его организатором преступления необходимо активное участие в подготовке и исполнении преступления), члены банды согласно ч. 2 ст. 33 УК РФ являются соисполнителями данного преступления. Таким образом, преступление совершалось в соучастии.

Действия Горбатова должны быть квалифицированы по п. «а» ч.2 ст. 105 УК РФ убийство двух и более лиц, со ссылкой на ч. 4 ст.33 УК РФ и ч.5 ст. 34 УК РФ как покушение на преступление.

Действия членов банды должны быть квалифицированы по п.п. «а,ж» ч.2 ст.105 УК РФ убийство двух и более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, со ссылкой на ч.5 ст. 34 УК РФ, и по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ кража с незаконным проникновением в жилище, при этом их действия по хищению чужого имущества не должны квалифицироваться как грабеж или разбой, поскольку исходя из условия задачи умысел на совершение хищения у преступников возник после убийства потерпевшего.

Ответственность за кражу совершенную членами банды Горбатов нести не будет, поскольку имел место эксцесс исполнителя.


<![if !supportFootnotes]>


<![endif]>

<![if !supportFootnotes]>[1]<![endif]> Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 "О Государственном совете Российской Федерации"

%MCEPASTEBIN%