Статьи

Соучастие в преступлении

Соучастие в преступлении

Совершение преступления совместными усилиями нескольких лиц не только облегчает достижение преступного результата, но и обеспечивает сокрытие преступления, а потому повышает общественную опасность деяния. Однако не любые действия лица (лиц), так или иначе связанные с совершением другим лицом противоправного деяния, признаются соучастием в преступлении. Согласно ст. 32 УК следует, что соучастию свойственны как объективные, так и субъективные признаки. Статья 32 УК, содержащая характеристику соучастия и условия уголовной ответственности за соучастие в преступлении, не может распространяться на статьи Особенной части УК, в которых содержатся признаки преступления, совершенного группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (ст. 35 УК). Если в действиях соучастников имеются признаки того или иного вида преступления, описанного в статье Особенной части УК, то содеянное надлежит квалифицировать лишь по данной статье Особенной части.

Определение понятия соучастия включает в себя наиболее типичные признаки данного института. К таковым относятся: участие в одном и том же преступлении двух и более лиц; совместность их участия в преступлении; умышленный характер деятельности соучастников. Из ст. 32 УК следует, что о соучастии в преступлении можно говорить лишь тогда, когда в совершении преступления участвовало два и большее число лиц.

Наличие двух и более лиц предполагает, что все соучастники достигли возраста, установленного законом, позволяющего привлечь их к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 20 УК), а также что все соучастники были вменяемы во время совершения преступления (ст. 21 УК). Совместность является не только объективным, но и субъективным признаком соучастия.

Совместное участие двух или более лиц в совершении преступления имеется тогда, когда деятельность одного соучастника дополняет деятельность другого, что позволяет достичь общего для них общественно опасного последствия. Если такая совместная деятельность имеет лишь внешний характер и лишена внутренней, осознанной связи, то нельзя говорить о соучастии в едином преступлении. В этих случаях виновные должны нести самостоятельную уголовную ответственность, несмотря на то что объективно их деятельность явилась причиной общего, одного результата. Совместность действий соучастников заключается в едином для них последствии, в наличии причинной связи между действиями каждого соучастника и наступившим последствием, а также в создании условий совершения действий другими соучастниками. Причинная связь при соучастии в преступлении проявляется в установлении того обстоятельства, что в объективной действительности наступившие вредные последствия вызваны совместной преступной деятельностью всех соучастников.

Объективными признаками соучастия являются: 1) участие в совершении преступления двух или более лиц; 2) совместность действий соучастников. Первый из них означает, что соучастие в преступлении образует лишь деятельность физических лиц, которые отвечают признакам субъекта преступления (ст. 19 УК). Это означает, что они должны достичь возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК), и быть вменяемыми (ст. 21 УК).

Прежде судебная практика исходила из того, что применительно к некоторым преступлениям преступную группу наряду с "годным" субъектом могут образовать лица (лицо), которые не соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 19 УК к субъекту преступления. Однако Пленум ВС РФ в постановлении от 14 февраля 2000 г. N 7 отметил, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости, не создает соучастия.

Позднее Пленум ВС РФ скорректировал разъяснение относительно того, что действия участника группового разбоя или грабежа, совершенного по предварительному сговору группой лиц, следует квалифицировать как групповое преступление, даже если остальные участники преступления вследствие невменяемости или малолетнего возраста не подлежат уголовной ответственности. Использование лицом, отвечающим признакам субъекта преступления, невменяемых и малолетних для непосредственного совершения преступления рассматривается как "посредственное причинение", влекущее уголовную ответственность этого лица.

Совместность (второй объективный признак соучастия) означает, что действия каждого из соучастников направлены на совершение общего для них преступления. Из этого следует, что:

1) действия всех соучастников находятся в причинной связи с наступившим преступным результатом (в преступлениях с материальным составом) или причинно связаны с деянием исполнителя, который непосредственно выполнил объективную сторону общего для них преступления;

2) действия соучастников дополняют друг друга, облегчая достижение исполнителем намеченной цели;

3) соучастие в преступлении возможно только до окончания преступления.

Участие в совместном совершении преступления может выражаться только в активных действиях; единственным исключением из этого правила является заранее обещанное бездействие - невыполнение требуемых от лица действий (например, беспрепятственный пропуск на охраняемую территорию посторонних лиц, которые должны совершить там преступление).

Однако само по себе обещание последующего бездействия есть не что иное, как согласие участвовать в таком качестве в совершении преступления, т.е. активное деяние.

Соучастие возможно и как присоединяющаяся деятельность, когда лицо своими действиями вносит лепту в начатое другим лицом преступление, если оно еще не доведено до конца (например, помогает насильнику сломить сопротивление потерпевшей). Другими словами, участвовать в совершении преступления можно начать на стадии приготовления к преступлению или с момента начала совершения преступления. Несообщение о готовящемся или совершенном преступлении, а также заранее не обещанное укрывательство преступления (преступника) соучастием не признается ввиду отсутствия признака совместности. Совместность действий также отсутствует, если несколько лиц независимо друг от друга причиняют вред одному и тому же объекту уголовно-правовой охраны, каждый самостоятельно выполняя состав соответствующего преступления (например, похищают чужое имущество со склада, воспользовавшись свободным доступом в него). Субъективные признаки соучастия:

1) оно возможно только в умышленных преступлениях;

2) все участвующие в совершении преступления лица действуют умышленно.

Таким образом, субъективная сторона соучастия в преступлении предполагает только умышленную вину. Причем умысел на присоединение лица к преступным действиям других лиц (соучастников) может быть только прямым, а по отношению к преступным последствиям - как прямым, так и косвенным.

Закон устанавливает четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник. Исполнитель преступления (ч. 2 ст. 33 УК) является основной фигурой в соучастии. Его поведение влияет на юридическую оценку действий других соучастников. Действия всех других соучастников связаны с его ролью в преступлении, поскольку лишь исполнитель осуществляет действия, образующие объективную сторону преступления (за исключением случаев, когда в конкретной норме главное место отведено организатору, например, при бандитизме - ст. 209 УК).

Исполнитель физически выполняет действия, характеризующие объективную сторону преступления: может выполнить ее полностью или частично, совместно с другими соучастниками, которые признаются соисполнителями преступления.

Организатор преступления (ч. 3 ст. 33 УК) является наиболее опасной фигурой среди других соучастников. Его деятельность может проявляться в различных формах:

а) организация совершения преступления;

б) непосредственное руководство исполнением преступления;

в) создание организованной группы или преступного сообщества;

г) руководство организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) может выражаться в распределении ролей между членами ранее организованной группы, в организации их обучения, привлечении дополнительных финансовых источников, приобретении необходимого оружия и других средств совершения преступления и т.д.

Подстрекателем (ч. 4 ст. 33 УК) признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления.