Университет Российской Академии Образования
Новомосковский филиал
Факультет психологии
Кафедра педагогики и психологии
Конспект статьи
по общей психологии
на тему: «Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе»
Преподаватель: Петрова Г. Д.
В данной статье рассматривается проблема эмоций, их организация и развитие в онтогенезе. Помимо теоретического интереса, эта проблема представляется важной и для различных прикладных задач. Так, с точки зрения профилактики и коррекции отклонений в области межличностных взаимоотношений важно знать, как и какие особенности знаний человека об эмоциях влияют на способность распознать собственные и чужие эмоции и прогнозировать поведение окружающих. Понимание закономерностей организации и развития знаний об эмоциях имеет особое значение для разработки проблематики социального интеллекта. В этом смысле настоящее исследование относится к тому направлению, которое было задано работами Дж. Гилфорда о социальном интеллекте и Х. Гарднера о межличностном интеллекте.
Наиболее общая посылка при изучении онтогенеза системы знаний об эмоциях состоит в утверждении ее постепенного расширения и усложнения. Под расширением понимается повышение информированности ребенка в эмоциональной сфере и увеличение количества понятий, в которых осмысливаются эмоции, что происходит за счет дифференциации первоначальных глобальных аффектов «приятное – неприятное». Усложнение этой системы выражается в усложнении характера связей между ее составляющими, в частности, в разрушении жесткой сцепленности между представлениями о причинах и следствиях той или иной эмоции и т.п.
Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся наиболее четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. Зафиксировано расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличения числа параметров, по которым различаются эмоции: в начале их, как правило, два – «возбуждение – успокоение» и «удовольствие – неудовольствие», - появляются параметры «связь с другими» и т.п. В данной работе рассматривается в качестве основной единицы организации знаний об эмоции когнитивную сферу. В когнитивных схемах эмоций кристаллизируется эмоциональный опыт субъекта, его знания о причинах и проявлениях эмоций. Одной из важнейших функций схемы эмоции можно считать то, что она используется при идентификации эмоций, как чужих, так и своих. Схема объединяет набор признаков, по которым можно судить о наличии той или иной эмоции. Сопоставление совокупности наблюдаемых признаков со схемой позволяет идентифицировать эмоцию.
При этом предполагается, что ни один из признаков не является жестко привязанным к определенной эмоции, а ее идентификация осуществляется на вероятностной основе. Кроме того, когнитивные схемы эмоций используются для объяснения и предсказания поведения людей.
<![if !mso]>
<![endif]>
Индивидуальные особенности Культурные особенности Актуальное состояние <![if !mso]> |
<![endif]> <![if !mso]>
<![endif]>
Субъективное переживание эмоций <![if !mso]> |
<![endif]> На основе теоретического анализа и экспериментальных данных ряда авторов строение когнитивной сферы представлено следующим образом (рис.1).
<![if !mso]>
<![endif]>
Мимические Вокальные Поведенческие Физиологические Психологические <![if !mso]> |
<![endif]> Антецеденты Следствия
<![if !mso]>
<![endif]>
Ситуация <![if !mso]> |
<![endif]> <![if !mso]>
<![endif]>
Цель <![if !mso]> |
<![endif]>
Медиаторы
Рис.1. когнитивная схема эмоции
Объединяющим ядром схемы является полученное из личного опыта знание о субъективном переживании эмоций. Оно плохо поддается фиксации с помощью средств языка или других знаковых систем и запечатлевается в памяти непосредственно. Главными признаками при идентификации эмоций окружающих людей становятся следствия эмоций, прежде всего их внешние проявления. Эта группа признаком исследуется в психологии эмоций больше всего. К ним можно отнести выражения лица, вокальные изменения, физиологические проявления, прежде всего связанные с активностью вегетативной нервной системы, поведенческие изменения. Сюда же необходимо отнести изменения и других психических процессов, так как эмоции существенно влияют на их протекание.
Еще одну группу элементов схемы эмоции составляют антецеденты, то что предшествует и возможно является причиной эмоции. К антецедентам относят, прежде всего эмоциогенные ситуации. Особо подчеркивается, что эмоции вызываются не ситуацией самой по себе, а ее взаимодействием с внутренними состояниями индивида и прежде всего с его целями.
Для идентификации эмоции необходимо учитывать дополнительную информацию о некоторых промежуточных переменных, опосредствующих порождение и проявлении эмоции, которые можно назвать медиаторами.
К ним можно отнести:
1.Индивидуальные особенности, которые определяют предрасположенность к возникновению тех или иных эмоций;
2. Культурные особенности, предопределяющие способы выражения эмоций, нормы предписывающие, какие эмоции следует, а какие не следует испытывать, и как их проявлять и т.п.;
3. Актуальное физическое и психическое состояние индивида, также определяющее особенности эмоционального реагирования.
Исходя из описанной структуры схемы эмоции и основываясь на результаты эмпирических исследований, в статье приводится развитие схематической организации знаний об эмоциях в онтогенезе следующим образом. Сначала появляются отдельные связи типа «ситуация-эмоция», «эмоция – внешнее выражение». Эти связи являются жесткими, носят разрозненный характер и не организованны в схему. Позже количество элементов схемы увеличивается, а связи становятся более гибкими и интегрированными.
Далее дается предположение о том, что качественное развитие когнитивным схем эмоций происходит по следующим направлениям:
1. Усложняются антецеденты (появляются представления о том, что эмоция вызывается не просто ситуацией, а ее взаимодействием с внутренним состоянием индивида) и следствия (к внешним, например, мимическим, добавляются внутренние, психические);
2. Возникают модераторы, опосредующие эмоциональные реакции;
3. Связи между элементами схемы становятся более разнообразными и гибкими, взаимодействие различных элементов приводит к возникновению условных связей типа «если…, то…».
Благодаря всем отмеченным изменениям когнитивные схемы эмоций становятся более сложными и дифференцированными и позволяют ребенку все более успешно ориентироваться в неоднозначной эмоциональной реакции.
Для экспериментальной проверки высказанных предположений в данной работе было проведено исследование, состоящее из двух методик, в котором остановились на развитии способности соотносить различные элементы схемы эмоции между собой и делать на основе такого соотнесения вывод о характере переживаемой другим человеком эмоции. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить развитие соотношения между двумя элементами когнитивной схемы эмоции: знаниями о причине и внешним выражением эмоции. Исследовалось, как в зависимости от возраста развивается способность идентифицировать эмоцию в случае несоответствия друг другу указанных элементов схемы.
Результаты исследования показали, что действительно с возрастом изменяется характер ответов испытуемых, к чему приводит, по-видимому, изменение в схемах эмоций. Анализ протоколов решения задач позволил выделить несколько уровней развития способности соотносить такие элементы схемы, как причины эмоции и ее внешние проявления. Кроме этого, были сформулированы критерии для идентификации этих уровней. Также были выделены два типа испытуемых в зависимости от того, на какой элемент схемы они предпочитают опираться при идентификации эмоции. Часть детей опиралась в основном на информацию о ситуации, вызывающей эмоцию, а другая часть на внешние выражения эмоции.
Таким образом, статья Н. Д. Былкиной и Д. В. Люсина раскрывает особенности восприятия, переживания и понимания детьми эмоций. Также полученные в экспериментальном исследовании результаты позволяют описать некоторые стороны развития схем эмоций и могут стать основой для более детального исследования механизмов функционирования этих схем при понимании внутреннего мира и поступков – как других людей, так и своих собственных.
Журнал «Вопросы психологии» №5, 2000
Статья Н.Д. Былкиной, Л.Д. Люсина
«Развитие представлений детей об
эмоциях в онтогенезе».
%MCEPASTEBIN%