Статьи

большой вклад в русский язык внесли Ожегов, Щербня...

Русский язык - великий и могучий… История развития русского языка охватывает значительный промежуток времени. В наши дни его разнообразие и красота просто поразительны. Описывать все этапы развития русского языка можно на многих и многих страницах, что и делают лексографы. Данная статья посвящена одному из наиболее значимых периодов развития русской лексикографической мысли - составлению толковых словарей русского языка, а конкретнее толковым словарям В.И. Даля, С.И. Ожегова и Ушакова.

Толковый словарь под редакцией Сергея Ожегова является первым словарем после Первой мировой войны и революции и в данный момент является уникальным и, пожалуй, наиболее популярным толковым словарем русского языка. Несмотря на серьезные проблемы послевоенного времени, словарь, созданный Сергеем Ивановичем Ожеговым, является величайшим достижением русской научной мысли. И в наши дни высоких технологий написанное в словаре Сергея Ожегова не поддается сомнению и воспринимается как истина в последней инстанции. Как и все гениальные вещи, толковый словарь составлен так, что его словарные статьи понятны представителям всех слоев общества. Надо также не обойти стороной участие в работе над толковым словарем заслуженных филологов и лексографов Петросяна В. А., Обнорского С. П. и Винокура Г. О.

Толковый словарь Ушакова В первые 20 лет XX века произошли социальные изменения, которые оказали существенное влияние на русский язык. Логичной реакцией на данные изменения стало начало работы по составлению нового словаря. Создание словаря Д.Н. Ушаков начал в 20-е годы двадцатого века. Работы по созданию толкового словаря проводились продолжительное время (1928-1940гг). Созданный в итоге словарь полностью восполнил образовавшийся вакуум в культуре русского языка. В наши дни имя Д.Н. Ушакова определенно включается в список составителей великих словарей русского языка.

ЩЕРБА, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1880-1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам. Родился 20 февраля (3 марта) 1880 в Петербурге. В 1903 окончил Петербургский университет, ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ. В 1916-1941 профессор Петроградского (Ленинградского) университета. Академик АН СССР с 1943. В последние годы жизни работал в Москве, где и умер 26 декабря 1944.

Щерба вошел в историю лингвистики прежде всего как выдающийся специалист по фонетике и фонологии. Он развил воспринятую им от Бодуэна концепцию фонемы и разработал оригинальную "ленинградскую" фонологическую концепцию, приверженцы которой (М.И.Матусевич, Л.Р.Зиндер и др.) совместно со Щербой образовали Ленинградскую фонологическую школу. Ее полемика с Московской фонологической школой — яркий эпизод истории отечественной фонологии. Еще в дореволюционные годы Щерба основал фонетическую лабораторию в Петербургском университете, старейшую из ныне существующих в России; в настоящее время она носит его имя. Автор книг Русские гласные в качественном и количественном отношении (1912), Восточнолужицкое наречие (1915), Фонетика французского языка (издание 7-е, 1963).

Значителен и вклад Щербы в общую лингвистику, лексикологию и лексикографию, теорию письма. Важные идеи содержатся в его статьях О частях речи в русском языке (1928), О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании (1931), Опыт общей теории лексикографии (1940), Очередные проблемы языковедения (1946, посмертно). Щерба предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Ф. де Соссюра, введя разграничение не двух, а трех сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Отказываясь от свойственного И.А.Бодуэну де Куртенэ и другим психологического подхода к языку, Щерба в то же время ставил вопрос о речевой деятельности говорящего, позволяющей ему производить ранее никогда им не слышанные высказывания; здесь он предвосхитил некоторые идеи лингвистики второй половины 20 в.

С постановкой данной проблемы связано и рассмотрение Щербой вопроса об эксперименте в лингвистике. Лингвистический эксперимент, в понимании Щербы, — это проверка правильности/приемлемости языкового выражения, построенного исследователем на основании некоторой теоретической концепции. Арбитром при этом может выступать либо сам исследователь (если исследуется хорошо известный ему язык), либо носитель языка (информант), либо специальным образом отобранная группа информантов. Получаемые в ходе эксперимента суждения о неправильности/неприемлемости построенных выражений превращают эти выражения в отрицательный языковой материал (термин Щербы), являющийся важным источником сведений о языке. Понимаемый таким образом лингвистический эксперимент является методологической основой современной лингвистической семантики и прагматики, одним из важнейших методов исследования в полевой лингвистике (изучении бесписьменных языков), а отчасти и социолингвистике; его осмысление сыграло значительную роль в формировании теории лингвистических моделей в 1960-х годах.

Щербой была поставлена проблема построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим эти значения формам (в отличие от более традиционной пассивной грамматики, идущей от форм к значениям). Занимаясь лексикологией и лексикографией, он четко сформулировал важность разграничения научного и "наивного" значения слова, предложил первую в отечественном языкознании научную типологию словарей. Как лексикограф-практик он (совместно с М.И.Матусевич) был автором большого Русско-французского словаря.

А. А. Потебня (1835—1891) был выдающимся русским и украинским филологом. Это был необычайно эрудированный ученый. Его основной труд —«Из записок по русской грамматике» в 4-х томах —посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков. Потебня рассматривал язык как составную часть культуры народа, как компонент его духовной жизни, и отсюда его интерес и внимание к обрядам, мифам, фольклору славян. Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением. Этой проблеме он посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию «Мысль и язык» (1862).