Язык и история народа (урок русского языка в 10-м классе)
«Язык каждого народа
создан самим народом»
(К.Д.Ушинский)
Цели урока:
<![if !supportLists]>· <![endif]>Образовательные:
<![if !supportLists]>- <![endif]>раскрыть связь между понятиями «язык» и «народ».
<![if !supportLists]>- <![endif]>расширить и углубить знания о родном языке.
<![if !supportLists]>- <![endif]>совершенствовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенцию.
<![if !supportLists]>· <![endif]>Развивающие:
<![if !supportLists]>- <![endif]>расширить кругозор учащихся.
<![if !supportLists]>- <![endif]>дополнить материал школьной программы.
<![if !supportLists]>· <![endif]>Предметно-практические:
<![if !supportLists]>- <![endif]>развитие речи и языкового мышления учащихся посредством внутрипредметной и межпредметной связей.
<![if !supportLists]>· <![endif]>Воспитательные:
<![if !supportLists]>- <![endif]>воспитание интереса к занятиям русским (родным) языком.
<![if !supportLists]>- <![endif]>привить устойчивый интерес к литературе и истории, способствовать его развитию.
<![if !supportLists]>- <![endif]>дать возможность учащимся почувствовать сопричастность к истории.
<![if !supportLists]>- <![endif]>ввести их в глубь истории Российского государства.
<![if !supportLists]>- <![endif]>научить сопоставлять факты, свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Оборудование:
<![if !supportLists]>· <![endif]>репродукции картин
<![if !supportLists]>- <![endif]>А.Васнецова «Новгородское вече»,
<![if !supportLists]>- <![endif]>К.Маковского «Кузьма Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»,
<![if !supportLists]>- <![endif]>П.Чистякова «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»;
<![if !supportLists]>- <![endif]>репродукции икон Казанской Богоматери ХVII, ХVIII веков.
<![if !supportLists]>· <![endif]>книги:
<![if !supportLists]>- <![endif]>Рассказы русских летописей. Перевод и составление Т.Н.Михельсон.– М.: Издательский центр «Витязь»,1993 (Серия «Отечественная история для детей и юношества»);
<![if !supportLists]>- <![endif]>История России в рассказах для детей.А.О.Ишимова. Санкт-Петербург: Научно-издательский центр «Альфа», 1993;
<![if !supportLists]>- <![endif]>Богородица Дева, радуйся…В.И.Чуприна.Краснодар:Раритеты Кубани, 2003.
Понятия: «язык», «народ», «долг», «Отечество», «Родина», федеральный закон «О днях воинской славы», День народного единства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: нестандартный (блочно-модульная технология).
Формы и содержание: проверка домашнего задания, лекция с элементами сообщения, актуализация знаний, стилистическая разминка, выразительное чтение, самостоятельная работа учащихся, составление тезисного плана.
В ходе урока тезисно выделяется пять модулей, урок получается в форме журнала с названием «Неповторимый и единый – это мой родной язык».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (2 мин)
II. Слово учителя:
Обратите внимание, ребята, что эпиграфом нашего урока послужили замечательные слова К.Д.Ушинского «Язык каждого народа создан самим народом».
? – Вспомните, что такое язык? (Ответы – 2 мин).
Значит, язык возник и развивался с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Выходит, народ – творец истории и своего языка. А из чего складывается история? Каждый прожитый нами день наполнен самыми разными событиями, и мы являемся живыми свидетелями будущей истории, ведь сегодняшний день уже завтра станет достоянием истории. Чем дальше стоят от нас исторические события, тем ярче высвечиваются их смысл и значение. Познавая исторические закономерности, человечество учится правильно оценивать текущие события. Учится программировать своё будущее. Но чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего отечества, необходимо попытаться уяснить: что представляет собой родная страна, как она стала такою и какая судьба её ожидает. Хотя бы раз в жизни каждому человеку следует почувствовать себя историком.
Первый микромодуль
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну. А задумываемся ли мы над тем, с чего начинается Родина? (Ответы).
Какие разные получились ответы. Для одних Родина – это место, где человек родился, вырос. Другие ответили, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. А для третьих Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все вы правы. Потому что каждый решает сам, по-своему чувствует, где, как и с чего начинается для него Родина.
Для многих Родина берет начало с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. И каким бы ни был наш отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок.
Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится покидать место, где он рос и жил, его постоянно туда тянет, он всё время вспоминает то, что запало в сердце. Потому что родные. С детства знакомые места – это наша малая Родина, наш родной край.
Родной край – это тропа от родительского дома , это зеленеющее всходами пшеницы бескрайнее поле, это утренние и вечерние закаты… И конечно, родной край – это люди. Те, кто здесь жил до нас, и те, кто живёт сейчас рядом с нами.
И для всех нас – общая Родина – Россия, а сердце России – Москва.
? – А кто скажет, что означает название нашей столицы – слово «Москва»?
Об этом существует много гипотез, то есть предположений. Как вы сказали, своё название городу дала река, на которой он основан. Но многие учёные настаивают на том, что слово «Москва» – древнеславянского происхождения. Когда-то существовало славянское слово с корнем «моск», что означало «быть вязким, топким» или «мокнуть». С корнем «моск» у славян связывалось представление о влажности, сырости, то есть о реке. Но известна также и теория о финно-угорском происхождении названия города. Ведь когда-то на территории московского края жили финно-угорские племена. Сторонники этой теории утверждают. Что слово «Москва» происходит от финского «маскава», то есть «медведица». Вот, наверное, откуда пошли версии, которые до сих пор в ходу у иностранцев, о том, что по Москве медведи гуляют. Но в настоящее время существует ещё одна гипотеза славянского происхождения названия Москвы. В летописной записи 1147 года Москва именуется как «Москов».
По-старославянски корень слова «моск» означает «кремень», а «ков» (или «хов») – укрытие. Отсюда «Москва» – укрытие из кремня. Версий существует много, но одно верно – Москва уже много веков существует и как город на реке с одноименным названием, и как город-защитник, город-кремень. И не зря символом России часто действительно считается медведь.
А знаете ли вы, что в Москве и говор свой, особенный. С одной стороны, в Москве издавна оседали приезжие со всей Руси. А с другой – каждый новый житель Москвы привносил в неё что-то своё. За долгие годы в Москве сложились собственные обычаи и наречия, песни, пословицы и поговорки.
– Запишите знакомые вам пословицы о Москве.
После обсуждения записываем:
Москва – сердце России.
Москва – всем городам голова.
Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
Москва – кому мать, кому мачеха.)
Второй микромодуль
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной…
П.Вяземский
4 НОЯБРЯ – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
– Записываем под диктовку.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трёх чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника Дня народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной.
– Мы впервые будем с вами причастны к истории – будем отмечать праздник. А праздник – душа народа, праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник хранит историю Времени и Народа. У каждого праздника своё время, своё «лицо», своя идея. Интересно узнать, откуда пришёл к нам этот праздник, из каких веков?
Третий микромодуль
О росс! О добльственный народ,
Единственный, великодушный,
Великий, сильный, славой звучный,
Изящностью своих доброт!
По мышцам ты неутомимый,
По духу ты непобедимый,
По сердцу прост, по чувству добр,
Ты в счастье тих, в несчастье бодр...
Г.Р.Державин
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
А есть ещё одна поговорка о Москве: Нижний – Москве сосед ближний: дома каменные, люди железные.
(Сообщение учащегося. Выразительное чтение наизусть)
От москвичей призыв идёт
По городам до волжских вод.
Всю землю нашу охватив,
Дошёл до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика –
Нижегородца – мясника,
Что звался Минин – Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг:
«Волжане! Православный люд!
Повсюду русских ляхи бьют!
Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдём мы, жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, ни серебра!
Заложим жён своих, детей!
Пришла пора!
Несите жемчуг, серебро,
Несите всё своё добро,
Всё, что копили много лет!
А у кого богатства нет –
Отчизну, Родину любя,
Нательный крест сними с себя!
Давайте все, кто чем богат,
Ничуть, нимало не тая.
Поможем все, как брату брат,
Одна семья!»
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал,
Всех одевал, всем помогал,
Кормил, поил и снаряжал.
И всех вооружал.
На Балахну, на Кострому,
По Волге Минин рать повёл,
И в ополчение к нему
Из дальних городов и сёл
Шли ратники, текла казна
Из Соли – Камской, с Устюга,
И понимала вся страна,
Что здесь спасенье от врага.
– Призывы прогнать ляхов (так называли в России поляков) раздавались всё громче и громче. Главная трудность заключалась в том, что и в самом народе не было единства и согласия. Россияне больше воевали друг с другом, чем с поляками. Нужно было, чтобы люди забыли взаимную вражду и объединились против захватчиков. Именно об этом писал в своих «грамотах» патриарх Гермоген. Поляки заточили его в темницу, но он и оттуда ухитрялся передавать свои послания, которые потом ходили по всей стране. Тюремщики морили мужественного Гермогена голодом, и умер он от полного истощения, но его слова были услышаны и нашли горячий отклик в сердцах людей.
По примеру нижегородцев сбор денег провели и жители других городов.
Минин и другие нижегородцы хотели видеть главным воеводой Дмитрия Пожарского и доверяли лишь только ему. В ноябре 1611 года он прибыл в Нижний и начал готовить войско к походу на Москву.
Весной следующего года ополчение под командованием Дмитрия Пожарского двинулось вверх по Волге, к Ярославлю, пополняя свои ряды свежими силами.
22 октября 1612 года Москва была освобождена , а захватчики изгнаны. Этот день стал на Руси праздником иконы Казанской Богоматери – одной из самых почитаемых русских святынь. Икона сопровождала Дмитрия Пожарского в битве за Москву. Позже князь на свои средства построил на Красной площади храм иконы Казанской Богоматери.
Четвёртый микромодуль
Славный русский язык –
Как бездонный родник,
Сколько прелести в нём, сколько жизни!
Сколько ярких умов,
Сколько ценных томов
Дал он нашей свободной Отчизне!
– Каждый из вас, вероятно, помнит тургеневское стихотворение в прозе «Русский язык». Запишем его по памяти.
(Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!…Нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу.)
Язык великого народа! Часто ли мы задумываемся над тем, какое чудесное наследство – русский язык – досталось нам от прошедших веков. Ведь язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений.
Поразительная жизнестойкость русского языка. Ещё в эпоху Киевской Руси, в Х – Х11 столетиях, он уже охватывал колоссальные территории. «От холодных берегов северных морей до согретого жарким солнцем Чёрного моря, от Карпат до Волги и Оки, – говорит выдающийся историк Борис Дмитриевич Греков, имея в виду Киевскую Русь, – где только ни жил русский человек, в юридических ли документах, в исторических ли повествованиях, в стихах или прозе, звучал тот же точный, гибкий, интимный и образный язык».
На этом едином языке писали литературные труды и усердные монахи, лишь изредка ставившие своё имя на рукописях, и великий государь всея Руси Иван 1У Грозный, и сосланный на север, гонимый за какие-то грехи Даниил Заточник, и мятежный протопоп Аввакум; на нём сочиняли, как свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты ХI–ХV веков, свои деловые письма и записки сотни простых жителей Новгорода, Пскова, Старой Руссы, Смоленска.
Дав на рубеже ХIII–ХV столетий свои ответвления – украинское и белорусское – русский язык навсегда сохранил своё давнее единство. Он не распался на наречия и диалекты, как это случилось в менее обширных странах Европы, не образовал несколько параллельно существующих литератур. Он тоже выстоял в годы смут и разорений!
Русский язык достоин любви и пристального изучения. А изучая язык, мы, по сути, изучаем историю русского народа, граним своё национальное самосознание. Русский язык богат, велик и могуч. Недаром русский язык с такой лёгкостью и естественностью стал языком межнационального общения, одним из наиболее богатых языков мира.
– Работаем с учебником. Упражнение 267. Внимательно прочитайте его и найдите ответы (тезисы) на поставленные вопросы (которые заранее записаны на доске):
<![if !supportLists]>- <![endif]>К какой семье языков принадлежит русский язык?
<![if !supportLists]>- <![endif]>Какова численность людей, говорящих на русском языке?
<![if !supportLists]>- <![endif]>Назовите периоды в истории русского языка.
<![if !supportLists]>- <![endif]>Каковы функции русского языка?
<![if !supportLists]>- <![endif]>В каких формах существует современный русский язык?
Пятый микромодуль
Будет величайшим преступлением
перед культурой, перед своей
родиной, перед человечеством,
если мы не будем беречь наш язык…
К.Г.Паустовский
Расширяющее кругозор познание родины не только отвечает зову сердца и дарит глубокий эстетический опыт. Оно даёт возможность явственно почувствовать место своей страны в мире, ощутить подвиг народа. Как писал Алексей Толстой в дни Великой Отечественной войны, «русский человек должен гордо нести голову через века прошлого в века будущего».
Чем сильнее и глубже отражает литература посредством языка народную жизнь, тем она выше и вдохновеннее. Русская поэзия издавна шла на сближение с народом, служила ему и брала свои мотивы из живой жизни, из народных чаяний и дум.
И сегодня необходимо вспомнить ещё одного героя этого национального праздника. Это Иван Сусанин. Подвигу русского крестьянина из-под Костромы посвящена опера «Иван Сусанин», написанная Михаилом Ивановичем Глинкой, и стихотворение декабриста Кондратия Рылеева «Жизнь за царя».
(Выразительное чтение. Можно разыграть по ролям, т. к. оно большое по объёму)
«Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! –
Сусанину с сердцем вскричали враги. –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!»
Друг за другом идут в молчанье сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес –
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в захолустье и мёртво и глухо…
«Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.
Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь : я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.»
«Злодей! – закричали враги, закипев, –
Умрёшь под мечами!» – «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же! – сарматы герою вскричали. –
И сабли над старцем, свистя, засверкали.–
Погибни, предатель, конец твой настал!»
И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!
Свет чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
На исходе 1612 года юный Михаил Фёдорович Романов, последний представитель династии Рюриков, скрывался в Костромских лесах. Один из отрядов польских интервентов, отправившихся на поиски Михаила, проник в костромские пределы и захватил в плен жителя села Домнино Иван Сусанина, требуя выдать им местонахождение русского царя. Как верный сын Отечества, Сусанин предпочёл смерть предательству, сумел предупредить Михаила об опасности и завёл врагов в непроходимые леса, на верную гибель, но при этом он был убит поляками. По восшествии на престол в 1613 году Михаил Фёдорович жаловал потомству Сусанина грамоту на владение участком земли при селе Домнине; грамоту эту подтверждали и другие русские государи.
Ребята, как тонко и точно выражается в русском стихе мысль, сколько в нём живописности! Как ощущается в стихах личность поэта, его характер, взгляд на мир! Всё это говорит. Помимо прочего, о силе, пластичности и красоте языка. Ведь непросто русская литература в Х1Х веке получила мировое признание.
И на сегодняшний день перед нами стоит огромная задача – воспитать в себе культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в письменной и устной речи, соблюдать этические нормы общения.
Крупный русский мыслитель И.А.Ильин в статье «О России» очень оригинально выразил мысль о глубокой, органической связи языка, народа и Родины: «Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почувствуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна, до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути. Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины, ибо тогда и только тогда он услышит не о ней, а ЕЁ».
И нам, россиянам, обидно и горько осознавать, что на сегодняшний день мы сами должны «почувствовать и познать» русский язык, ибо сами недостаточно его знаем, плохо им владеем, небрежно к нему относимся. А ведь мы и только мы несём ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире.
Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по теме: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
Твоё бесспорное величие
И святость признанная в том,
Что образ Твой в златом обличье
Не раз для русских был щитом.
Когда поляк под Костромою
Царя прибежище искал,
И немец грозный под Москвою
Зимою лютою стоял.
Когда советского солдата
Благословила Ты на бой,
И он в окопах Сталинграда
Услышал зов победный Твой.
Межрелигиозный совет России, объединяющий лидеров четырёх крупнейших российских конфессий, предложил отмечать 4 ноября как государственный праздник – День единения России. Этот день будет установлен в ознаменование победы русского народа над польскими завоевателями Московского государства в 1612 году, положившей конец так называемому смутному времени на Руси. Тогда победа была одержана с благословения иконы Казанской Божией Матери.
Установление даты 4 ноября, проникнутое идеями согласия и единства, действительно способно и в наше нелёгкое время сплотить народ.
Использованная литература:
1. Рассказы русских летописей. Перевод и составление Т.Н.Михельсон. М.: Издательский центр «Витязь», 1993 (Серия «Отечественная история для детей и юношества»)
2. История России в рассказах для детей. А.О.Ишимова. Санкт-Петербург: Научно-издательский центр «Альфа», 1993
3. Богородица Дева, радуйся… В.И.Чуприна. Краснодар: Раритеты Кубани, 2003,с.12–13
4. История России для детей и взрослых. В.М.Соловьёв. М,: «Белый город»,2003, с.150–155
5. Родина. Стихи русских поэтов. М.: «Детская литература», 1986, с.17
6. Классные часы и беседы о русской культуре: 5–9 класс. Побединская Л.А.– М.: Издательство
«ТЦ Сфера», 2004, с.51–54
7. Тематические праздники по истории России: Методическое пособие. Агапова И.А., Давыдова М.А.– М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2004,с.8–9
8. Педагогический вестник. Информационно-методический журнал. ОИПЦ «Перспективы образования», 2005,№1(13)
9. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. М.: «Просвещение», 2003, с.131 (упр.267)