СОДЕРЖАНИЕ
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Функции, элементы, методы и принципы государственного регулирования заработной платы3
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум6
Функции, элементы, методы и принципы государственного регулирования заработной платы
Важным моментом в выполнении заработной платой стимулирующей функции является обеспечение оптимальной доли тарифной части оплаты труда в ее структуре. Следует отметить, что в ходе формирования рыночной экономики она постоянно снижалась и соответственно, возрастала для поощрительных, стимулирующих и компенсационных выплат. Причем, зачастую поощрительные и стимулирующие выплаты производились чисто механически с целью увеличения заработной платы и не были связаны с повышением производительности и качества труда, т.е. с ростом эффективности производства. В отраслях бюджетной сферы, где оплата труда производится по Единой тарифной сетке (ЕТС), исходя из минимального размера тарифной ставки первого разряда, установленного Правительством России и Единой тарифной сетки, наблюдается практически одинаковый по размеру удельный вес тарифной части и выплат стимулирующего характера.
Особое значение в падении стимулирующей функции заработной платы имеет ошибочное представление о роли и месте тарифного и организационно- технического нормирования в период перехода к рыночным отношениям.
У работодателей сложилось представление о том, что эффективность производства при переходе к рыночным отношениям можно достичь без нормирования как трудовых, так и материальных затрат на производстве. Или не учитывался тот факт, что реализация стимулирующей функции заработной платы происходит путем объединения норм труда, тарифной и премиальной систем в конкретные системы заработной платы, которые обеспечивают изменение уровня оплаты труда в зависимости от индивидуальных и коллективных результатов труда работников.
Установление через систему заработной платы соответствия между элементами заработной платы (нормы труда, тарифные ставки и т.д.) представляют собой цену единицы труда (цену труда). Цена труда, являясь производной от рабочей силы, обеспечивает единство между воспроизводственной и стимулирующей функциями заработной платы.
Анализ заработной платы в отраслях экономики свидетельствует о том, что на первом этапе начавшейся реформы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике, в стране была создана нормативно-правовая и организационно-методическая база организации заработной платы на основе сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений. Вместе с тем, принимаемые меры по созданию рыночного механизма регулирования заработной платы не смогли преодолеть серьезных негативных явлений, которые возникли за годы реформирования экономики и не позволили по ряду показателей, характеризующих уровень и соотношение оплаты труда по сферам деятельности и отраслям экономики, достичь в комплексе желаемых результатов.
Дальнейшее развитие механизма организации заработной платы должно включать комплекс мер, охватывающий как экономические, организационно- управленческие, так и социальные аспекты решения возникших проблем в социально-трудовой сфере.
Социальная ориентация экономики России предполагает активное включение государства в регулировании заработной платы, обеспечение предпосылок к стимулированию трудовой активности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, пристальное внимание к социальным проблемам и отслеживание динамики социальных нормативов.
Реализация социальных целей государства в области регулирования заработной платы может быть достигнута на основе установления оптимальной заработной платы, индексации доходов населения по мере роста инфляции, применения эффективной общегосударственной тарифной системы, использования нормативно-налогового регулирования фонда заработной платы.
В экономике России основными элементами государственного регулирования заработной платы являются: установление уровня минимальной заработной платы и тарифной сетки первого разряда; условия оплаты труда работников бюджетной сферы; механизм индексации; условия оплаты труда руководителей государственных предприятий, с которыми заключены контракты; порядок повышения тарифной ставки первого разряда в зависимости от эффективности хозяйствования предприятий отраслей материального производства; оптимизация структуры заработной платы и т.д.
К элементам косвенного механизма государственного регулирования фонда заработной платы относятся:
<![if !supportLists]>· <![endif]>тарифная часть заработной платы;
<![if !supportLists]>· <![endif]>дифференциация размеров заработной платы в зависимости от уровня квалификации работников, сложности выполняемых работ, общих условий труда и других факторов;
<![if !supportLists]>· <![endif]>тарифная ставка 1-го разряда и механизм ее повышения в зависимости от эффективности хозяйствования;
<![if !supportLists]>· <![endif]>надтарифная часть заработной платы, включающая стимулирующие и компенсирующие выплаты;
<![if !supportLists]>· <![endif]>ограничения по отнесению выплат по тарифным ставкам, должностным окладам и сдельным расценкам, доплатам, надбавкам и премиям в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении;
<![if !supportLists]>· <![endif]>коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации, его заместителей и главных специалистов со средней заработной платой по организации в целом;
<![if !supportLists]>· <![endif]>индексация заработной платы работников с учетом роста индекса потребительских.
Непосредственное государственное воздействие на рост заработной платы может быть реализовано двумя методами:
1) законодательным контролем за ростом заработной платы и цен, который ограничивает и регулирует действия фирм в этих направлениях;
2) договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.
В странах рыночной экономики законодательный контроль за ростом цен и ростом номинальной заработной платы может осуществляться по нескольким каналам. Один из них - налоговая система, которая может предусматривать наказание или поощрение для фирм и занятых на них работников в зависимости от роста цен и заработной платы. Допустим, фирмам объявляется, что уровень уплачиваемых ими налогов зависит от роста цен на их продукцию. К примеру, рост цен до 5% не вызывает каких-либо штрафных санкций. Но за каждый следующий процентный пункт правительство увеличивает ставку налогообложения. Налоговая ставка может увеличиваться, скажем, на 2 пункта за каждый процент прироста цен на продукцию фирмы. При реализации такой политики рост цен обходится фирмам слишком дорого. Следовательно, у них появляется стимул не допускать значительного увеличения цен. Рост цен по всем фирмам, таким образом, составит значительно меньшую величину, и темпы инфляции сократятся. Аналогичным образом могут быть использованы повышенные налоговые ставки и на рост заработной платы. При договорном регулировании уровней цен и заработной платы правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение данного года рост заработной платы, например, двумя процентами. Другой вариант - достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать слишком большого увеличения заработной платы в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов. Для политики доходов характерны три типовые ситуации.
Первая типовая ситуация предполагает сбалансированность роста социально-экономических показателей.
Вторая типовая ситуация с регулированием роста заработной платы и цен отмечается в периоды кризисных явлений в экономике, ползучей инфляции, переходящей зачастую в галопирующую.Здесь эффективность контроля над ростом заработной платы и ценами зависит от общественного настроения, готовности людей пойти на определенные жертвы.
Третья типовая ситуация с контролем роста цен и заработной платой возникает в условиях гиперинфляции. Здесь одних мер по корректировке роста заработной платы и цен недостаточно. Как показывает практика зарубежных стран, здесь требуется разработка комплексных программ по борьбе с гиперинфляцией, в которых бы предусматривалось принятие мер по различным направлениям экономической политики на макроуровне, дополненных мерами социально-экономического характера.
Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда, включающая:
<![if !supportLists]>· <![endif]>принцип оплаты по затратам и результатам. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам.
<![if !supportLists]>· <![endif]>принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности производства.
<![if !supportLists]>· <![endif]>принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства.
<![if !supportLists]>· <![endif]>принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечить материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.
Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) ‑ законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством РФ, МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в зависимости от минимального размера оплаты труда.
МРОТ устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что "минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Кроме того, на федеральном уровне действуют ряд нормативных актов, в той или иной степени связанных с минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134‑ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.
В соответствии со статьей 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. В связи с ростом потребительских цен и стоимости жизни размер минимальной оплаты труда периодически пересматривается в законодательном порядке.
С 1 июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был установлен в размере 132 руб. в месяц.
С 1 января 2001 г. ‑ 200 руб.
С 1 июля 2001 г. ‑ 300 руб.
С 1 мая 2002 г. ‑ 450 руб.
С 1 октября 2003 г. ‑ 600 руб.
С 1 января 2005 г. ‑ 720 руб.
С 1 сентября 2005 г. ‑ 800 руб.
С 1 мая 2006 г. ‑ 1100 руб.
С 1 сентября 2007 г. ‑2300 руб.
С 1 января 2009 г. ‑ 4330 руб.
В июне 2008 г. президент России Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. будет повышен почти в два раза ‑ с 2300 до 4330 рублей.
Величина прожиточного минимума, согласно Росстату [1], в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
<![if !supportLists]>· <![endif]>оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
<![if !supportLists]>· <![endif]>обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
<![if !supportLists]>· <![endif]>оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
<![if !supportLists]>· <![endif]>оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров — представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как сказано в Трудовом Кодексе РФ, основой для установленияминимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины.
Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Стоимость потребительской корзины составляет 94% от размера прожиточного минимума. Остальные 6% уходят на обязательные платежи и сборы для трудоспособного населения. К прожиточному минимуму правительство постепенно подтягивает минимальный размер оплаты труда.
Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие "потребительская корзина", куда вошло 407 наименований товаров и услуг.
В 2000 ‑ 2004 гг. действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201‑ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ.
31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44‑ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", предусматривающий увеличение норм потребления отдельных продуктов питания, объема товаров первой необходимости, санитарии и лекарств для пенсионеров и детей, а также включение транспортных услуг для пенсионеров.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в четвертом квартале 2007 г. прожиточный минимум в РФ составил 4005 руб. на одного человека в месяц, в том числе для трудоспособного населения ‑ 4330 руб., для пенсионеров ‑ 3191 руб., для детей ‑ 3830 руб.
Из этой суммы стоимость потребительской корзины в четвертом квартале 2007 г. в среднем составляла 3741 руб. на человека в месяц, в том числе для трудоспособного населения ‑ 3899 руб., для пенсионеров ‑3191 руб., для детей ‑ 3830 руб.
Расходы по обязательным платежам и сборам составили в общей сумме прожиточного минимума 264 руб. на человека в месяц, для трудоспособного населения ‑ 431 руб.
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц).
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
I квартал |
… |
1370 |
1718 |
1944 |
2326 |
2739 |
3251 |
3999 |
II квартал |
… |
1428 |
1811 |
2020 |
2512 |
2827 |
3378 |
4294 |
III квартал |
… |
1445 |
1786 |
2050 |
2513 |
2786 |
3479 |
4280 |
IV квартал |
1273 |
1496 |
1784 |
2108 |
2478 |
2795 |
3633 |
4354 |
год |
… |
1435 |
1775 |
2031 |
2457 |
2787 |
3435 |
4232 |
За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума установленной администрацией Тульской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; за год-оценка на основе указанных данных. Основанием для расчета величины прожиточного минимума до 2007г. являлась потребительская корзина, установленная Законом Тульской области от 12.11.2001г. №263-ЗТО «О потребительской корзине в Тульской области»; с 2007г.- Законом Тульской области от 28.02.2007г. №794-ЗТО «О потребительской корзине в Тульской области».
Список литературы
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Волгин Н.А., Будаев Т.Б. Оплата труда и проблемы ее регулирования. - М.: Альфа-Пресс, 2006.
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Андреева Л.А., Медведев О.М. Некоторые правовые аспекты тарифной системы оплаты труда//Право и государство. - 2005. - N 12.
<![if !supportLists]>3. <![endif]> Белянинова Ю.В., Хасин К.В., Пономарева Н.Г. Нормирование труда и системы заработной платы. - М.: Управление персоналом, 2005.
<![if !supportLists]>4. <![endif]>Березкин И.В. Новое в заработной плате. - М.: Дело и сервис, 2005.
<![if !supportLists]>5. <![endif]>Гайдукова Л.Н. Комментарий к изменениям в Трудовой кодекс Российской Федерации: практический комментарий "ГроссМедиа", 2006 г.
<![if !supportLists]>6. <![endif]>Герасимов С. Надзор за исполнением законодательства об оплате за труд//Законность. - 2005. - N 1.
<![if !supportLists]>7. <![endif]>Журавлева И.В. Комментарий последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации. - "Юрайт", 2007 г.
<![if !supportLists]>8. <![endif]>Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - "Юстицинформ", 2005.-350с
<![if !supportLists]>9. <![endif]>Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. (под ред. проф. В.И. Шкатуллы), 4-е изд., изм. и доп. - "Норма", 2006- 480с.
<![if !supportLists]>10. <![endif]>Комментарий к Трудовому кодексу РФ (под ред. Ананьевой К.Я.). - "Омега-Л", 2007- 360с.
<![if !supportLists]>11. <![endif]>Усачев В.Л. Проблемы правового регулирования структуры заработной платы//Государство и право. - 2005. - N 8.
<![if !supportLists]>12. <![endif]> Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты об оплате труда//Законодательство. - 2006. - N 1.
<![if !supportLists]>13. <![endif]> Черникова И.А. Стимулирующие выплаты: Премии и надбавки//Трудовые споры. - 2005. - N 4.
<![if !supportLists]>14. <![endif]>Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тульской области / http://stat-tul.ginf.ru/digital/region12/default.aspx