Статьи

Целостность современного мира и его противоречия

Целостность современного мира и его противоречия


В рамках исторического процесса всего человечества мы находимся в определенном месте. И человек в современности также занимает определенное место. Всемирно-исторические особенности эпохи составляют тот фон, на котором человек реализуется и утверждается в индивидуальной жизненной ситуации. Человек то едва ощущает свою связь с историческими событиями, то переживает свою непосредственную зависимость от исторических процессов. Такая зависимость особенно ощутима в переломные периоды истории, подобные тем, которые переживает современная Россия.

В советское время сущность современной эпохи рассматривалась с политико-идеологических позиций, которые на сегодняшний день потеряли свою актуальность. Современный мир должен рассматриваться с точки зрения духовности, уровня духовного развития.

Прежде всего, необходимо понять, когда сформировался современный нам мир. Время, ведущее свой отчет от первой мировой войны и событий, непосредственно примыкающих к ней, существенно отличается от предшествующего времени. И хотя 20-е г.г. XX в. отстоят от нас достаточно далеко, именно тогда стали складываться факторы долгосрочного характера, определяющие нашу жизнь в значительной мере и сегодня. Поэтому в широком смысле современность следует определить как время, ведущее свой отсчет с 20-х г.г. XX в. Однако выделяют ряд этапов развития современного мира:

  • Начальный период, открывшийся первой мировой войной, а затем и революциями в России и Германии, обнаруживает особенности эпохи, проявившиеся в дальнейшем: огромные масштабы исторических событий, влияние масс на исторические процессы, динамизм исторического процесса и др.
  • Второй период начинается со второй мировой войны, важнейшим последствием которой стал раскол мира противоборствующие группировки: страны социалистического лагеря во главе с СССР и страны капиталистического лагеря во главе с США. В этот период еще более возрастает роль научно-технических достижений, усиливается влияние государственного аппарата и др.
  • Третий период развития современного мира связан с крушением системы социализма и распадом СССР. Двухполюсный мир, т.е. мир, расколотый на два противоборствующих лагеря, ушел в прошлое. Однако старые проблемы сменились новыми: возросли угрозы воинствующего национализма и космополитизма, международного терроризма, обострилась экологическая ситуация. Этот период характеризуется еще и тем, что научно-технический прогресс вступил в стадию активной компьютеризации.

Несмотря на различия периодов, можно выделить ряд черт, позволяющих объединить их в рамки одной эпохи и характеризующих весь современный мир.

Подлинная всемирность исторического процесса, в который оказались вовлечены большинство стран и народов, огромные массы людей. Примерами могут служить вторая мировая война; экономический кризис 1929 г., вошедший в историю под названием "великая депрессия"; научно-технические достижения, которые становятся достоянием всех стран и народов. Всемирность не уничтожила отдельного существования государств, но сделала невозможным их изолированное состояние. Отношения между государствами, группами государств приобрели очень сложный характер.

Современный мир отличается небывалым динамизмом. Масштабы и радикальные изменения происходят стремительно, часто при жизни одного поколения, так что жизнь людей предшествующих эпох выглядит на этом фоне неподвижной или, по крайней мере, неторопливой.

Определяющими стали невиданные темпы научно-технического прогресса. Достижения науки и техники значительно изменили облик, мира и человека, увеличили человеческие возможности. Такие результаты научно-технического прогресса, как автомобиль, телефон, радио, телевидение, авиация, звуковое кино, ядерная энергия, электронно-вычислительные машины, освоение космоса возникли и получили широкое распространение за время жизни двух-трех поколений. Исключительная роль научно-технического прогресса отличает современную эпоху от всех предшествующих.

Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. О многообразии современного мира говорят такие факты:

  • на планете Земля живут более 6 млрд. человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи;
  • в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства;
  • эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни;
  • многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений;
  • велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.

Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного».

Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное. Факторами его целостности являются:

  • развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
  • развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;
  • развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой;
  • развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
  • острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.

Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира. Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия. Отметим некоторые:

  • представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны;
  • баланс природы и общества нарушен;
  • темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой;
  • нарастает разрыв между развитыми в экономическом отношении странами и странами «третьего мира»;
  • усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий.

Обострившиеся на рубеже веков проблемы современности заставляют людей ощутить планетарную общность их судьбы. Термоядерная угроза, угроза международного терроризма, экологические проблемы, экономические кризисы приводят человечество к осознанию собственного единства, взаимосвязи и взаимозависимости.

Борьба за сокращение вооружений, охрана окружающей среды человеческого обитания, преодоление крайних форм экономической отсталости, нищеты и голода, защита человеческих прав, борьба с терроризмом — это проблемы, для решения которых уже недостаточно простого соседского сосуществования различных стран и народов, их взаимной нейтральной лояльности. Новые проблемы диктуют необходимость кооперации людей всего мира на основе взаимного доверия, взаимопонимания и признания общечеловеческих ценностей.

Столкновение противоположных ценностей, интересов, идеологий разных стран затрудняет формирование мирового консенсуса, согласия. Но есть веские основания допустить, что осознание угрозы тотального уничтожения человечества заставит представителей разных стран и народов признать необходимость глобального объединения для собственного выживания. И. Кант писал по этому поводу, что люди обычно глухи к доводам разума, рекомендующего им нормы согласия правового улаживания конфликтов. Они следуют голосу своих собственных интересов и оказываются слепыми агентами раздоров и войн. Но когда антагонизм достигает крайней остроты и на горизонте истории появляется призрак мироразрушительной войны, эта узкокорыстная тенденциозность сознания терпит фиаско. Делается очевидным, что людям предстоит либо погибнуть, либо опомниться и согласиться на обоюдные компромиссы.

В настоящее время большинство обществоведов в качестве важнейшей детерминанты мирового конкурса рассматривают общечеловеческие ценности, которые должны находиться в приоритете относительно любых частных интересов отдельных групп, социальных слоев, стран, народов.