Статьи

Основные этапы истории римского права

Основные этапы истории римского права


Становление и прогресс римского права происходили одновременно с развитием Римского государства. Однако право как часть надстройки несколько отставало в своём развитии – и это закономерно – от становления государства. Это легко заметить, если проследить историю развития Римского государства. Тысячелетняя история Рима подразделяется на три периода. Первый – царский, продолжался с 753 (образование города Рима) по 509 г. до н.э. (изгнание из Рима последнего царя). В этот период начала складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки государственного аппарата. Второй период – республика(509-22 гг. до н.э.). В это время в Риме сложилось рабство и республиканские государственные учреждения: народные собрания, сенат, магистратура. Рим превратился в самую крупную рабовладельческую державу древнего мира. Третий период – переход от республики к империи. Период империи является последним в истории Римского рабовладельческого государства. Первым этапом этого периода был принципат, вторым – доминат. Принципат длился с 27 г. до н.э. по 284г. Доминат закончился в 476г., когда Западная Римская империя прекратила своё существование. На периодизация римского частного права как в зарубежной, так и в отечественной историко-правовой науке нет единого взгляда. Чаще всего выделяются три периода:

  1. Период цивильного (квиритского) права - Царский период (VIII - VI вв до н.э.) - с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 - 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената ("Сенатус-Консульты"); Акты магистратов (Эдикты магистратов).
  2. Период расцвета Римского права (классический период) - период Республики (V - I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 - 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Источники права: кривитское право - действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право - система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) - внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.
  3. Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат - переход от республики к монархии - царь становится первым среди равных. Доминат - абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. Отсутствие новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. "Институция Гая" построена по институционной системе - о лицах, вещах и формах.

Законы XII таблиц - первая римская кодификация восходит к середине V столетия до н. э. Написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади; были в основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). От слова "цивитас" (город), право Таблиц называли "цивильным", то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова "квирит" (как называли себя сами римляне) - "квиритским". Четко проведенное разделение вещей на две категории: res mancipi - земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi - все остальные вещи. Отчуждение res mancipi должно было совершаться в строго установленной форме - mancipatio (манципация) - производилась следующим образом. Продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи ("хватал раба"), говоря при этом: "Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь". Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной.

Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: "вещи, не нуждающиеся в манципации" res пес mancipi. Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись "мясо и кровь" должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, "налагал на должника руку" (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. "В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу", что означало рабство.

Семейные отношения - неограниченная власть домовладыки. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только "отец семейства". По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.

Происхождение брака "сине ману" - возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым "правильный брак" был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.). Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке "сине ману" жена приносила приданое (в "правильном" браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.

Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай "с обработанного плугом поля". Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство - компенсировались штрафом. Государственные преступления - устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др. Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту.

Падение Западной Римской империи, собственно традиционного Римского государства, завершило первую эпоху истории римского права. Последующая историческая жизнь римского права в условиях иных государственно-политических учреждений, другой культуры и других в целом социальных условий питалась собственными историческими корнями. В главном эта историческая жизнь сводится к прямому продолжению традиции римского права, к рецепции его и вхождению в иную юридическую практику, к научному, наконец, освоению философии и догмы римского права. Эти три явления и составляют содержание второй эпохи в Истории римского права, начинающейся с правовой традиции Византии и продолжающейся в известном смысле по настоящее время.

Правовая культура Византийской империи, бывшей с IV в. обособленной частью Римской, а в V-XV вв. единственным историческим продолжателем традиций римской государственности, дала, по сути, вторую историческую жизнь римскому праву. Эта традиция многое переменила в содержании и системе классического римского права, но уже с учетом таких перемен римское право легло в основание правовых систем многих народов позднейшей эпохи.

История римского права в Западной Европе, начиная от эпохи Средних веков, представляет по преимуществу пример его заимствования в интересах приспособления к собственной юридической культуре и практике. Возрождение римского права в Западной Европе в качестве самостоятельной области правовой культуры и практики связано с именем знаменитого правоведа, работавшего в старейшем европейском Болонском университете, Ирнермя (около 1050-1130 гг.) и основанной им т.н. болонской школы. По формальной методе освоения римского правового наследия школа Ирнерия получила также название глоссаторов. Болонская школа занялась практическим изучением и освоением Свода Юстиниана и принципов римского права в интересах современной практики, ее методы характеризовались тщательным изучением источников, свободное толкование норм классического права постепенно уступило место твердому следованию текстам, а новации своего понимания и дополнения догматического толкования отражались в примечаниях - глоссах к рукописям классических юридических текстов (откуда и название школы).

С XVIII столетия начинается уже период чисто научного освоения римского права в рамках так называемой исторической школы права, основателями которой были германские ученые Г. Гуго (1764-1844 гг.) и Ф.К. Савиньи (1779-1861 гг.).