Статьи

ПАРИКМАХЕР

ВВЕДЕНИЕ


<![if !supportLists]>1. <![endif]>РАЗВИТИЕ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА


<![if !supportLists]>1.1. <![endif]>История парикмахерского искусства


Для причесывания волос издавна применялись щетки, получившие название от щетины, кроме бритвы применялись также ножницы и зеркала. Замужние женщины носили волосы, собранные и спрятанные под платком, а девушки - открытые волосы.

Их волосы были распущены или заплетены в косу. Мужчины носили длинные волосы, иногда бороду и искусно завитые усы.

Женские прически были весьма разнообразны. Работающие женщины носили короткие стрижки «под гребенку».

Носили косы, уложенные в «корзинку», многие еще не решались обрезать длинные волосы, подвивали их надо лбом и делали прически из длинных волос, завернутых сзади в виде «пирожку».

На Руси мужчины давно носили полудлинные волосы, которые прикрывали затылок.

Подстригали на затылке ровным полукругом под традиционную «скобку». Издавна у восточных славян существовал обычай, в котором разрешалось ходить простоволосым только девочкам.

На людях замужним женщинам необходимо прикрывать волосы. Девочки на Руси носили распущенные волосы, богатые носили повязки из шелка и вышивались узорами.

Девочки X-XIIIвеков начали носить одну косу. Она была толстой и не туго затянутой.

Замужние женщины подбирали волосы на макушке и прикрывали их «побойником».

Оформление мужских причесок с XIV-XVIIвв. не изменилось. Как и раньше, носили полудлинные волосы, расчесанные «шапкой».

В народе среди ремесленников волосы «шапкой» держались туго завязанным шнуром.

Лишь в конце XVIвека среди бояр и дворян распространялись восточные прически.

Усы отращивались полными, спущенными вниз в бороду. Установленные в древней Руси обычаи, согласно которым замужним женщинам запрещалось выходить без головного убора, на девочек не распространялись. Ношение распущенных волос и двух кос, так же, как и комбинирование и оставление нескольких боковых прядей встречалось реже.

Часто под венок подкладывали твердый каркас, который придавал головному убору разнообразные формы.

Венки делались круглыми и яйцевидными. Их не редко присобирали в складки по длине и по бокам.

Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Наиболее заметно это проявлялось в костюме и прическах, которые тесным образом связаны с внешним обликом людей.

В античном мире законодательницей моды на прически была императрица. Придворные дамы и знатные римские матроны подражали ей. С приходом немок-рабынь модными становятся волосы русого цвета.

В период позднего Средневековья (XIV в.) широко использовались различные краски для волос, кроме рыжего, т.к. рыжий цвет считался проклятьем дьявола.

В середине XVI века красивой считалась прическа увеличенной формы. Для этого волосы взбивали тупеем. При необходимости добавляли фальшивые волосы. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи.

В дальнейшем натуральные волосы вытеснил парик, свисающий на плечи и спину густыми прядями. Такой парик просуществовал долгое время.

В России женщины и девушки носили косы или распущенные волосы. В старину на Руси существовало правило: девушки носили одну косу, заплетенную низко на затылке и украшенную лентой.

Выйдя замуж, женщина переплетала в день свадьбы девичью косу на две и укладывала их вокруг головы короной. С той поры она всю жизнь обязана была носить платок, чтобы мужчины - и посторонние, и члены семьи - не могли видеть ее волос.

В высших сословиях волосы завивали в кудри. Позднее длинные косы заплетались на темени и украшались внизу лентами, шелковой, золотой, жемчужной кистью, треугольными подвесками и другими украшениями. Отдельные пряди перевязывались цветными шнурками, у девушек высших сословий золотыми или жемчужными нитями.

На лбу носили ленты, в том числе зубчатые, широкие, на твердой основе, в которым иногда подвешивались различные украшения - кисти, пряди жемчуга, кольца.

Венец декорировали на лбу поднизью - сеткой с подвесками, драгоценными камнями.

С приходом в моду стиля модерн (начало XX века) естественный цвет волос меняется на противоположный с помощью интенсивных красящих веществ. Модной является прическа высокая, конусообразная, завитая широкими волнами, низко спускающаяся на лоб, или гладкая, на прямой пробор. С низко опущенными на щеки волнистыми волосами. Силуэты и формы причесок через определенное время повторялись. Каждое время вносило что-то свое, новое, точного копирования не было. Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными требованиями, общим художественным стилем, модой.

Культурные, деловые связи, которые стали успешно развиваться со многими странами мира, оказали большое влияние на моду и стиль прически.

В 50-е годы входят в моду прически французских популярных киноактрис Бриджит Бардо и Марины Влади.

Эти прически отличались друг от друга, но их объединяло одно - общее признание у женщин разных стран.

В 60-е годы прически стали более монолитными. В моду вошел начес. Прически увеличились в размерах, появилась объемность. В них отсутствовали мелкие детали. Форма прически могла расширяться или уменьшаться. Для этого использовали срезанные пряди, крепе, мягкие синтетические волокна. В этот период в моду входят прически типа "колокол", "клевер", "конский хвост", модны цвета, напоминающие металлы: медь, бронзу, серебро, латунь.

Во второй половине ХХ века начинают носить прически с распушенными волосами, подражая героине фильма "Колдунья" в исполнении французской актрисы Марины Влади. Свободно падающие волной белокурые волосы надолго вошли в моду.

В 70-ые годы мода на парики проходит, возвращаются "маленькие" прически с геометрической стрижкой. Новая волна особенно четко проявилась в прическе "Гаврош". Начес окончательно вышел из моды.

Следующей популярной прической явилась прическа "под пажа", при которой стрижка делалась неравномерной, наверху, надо лбом короче, от висков, к шее длиннее. Становится модным естественное "движение волос". Это проявляется в методе новой стрижке английского парикмахера Видала Сэссуна. Все его прически отличаются простым, но вместе с тем изысканным движением волос. В конце ХХ века в общей моде определились два основных направления: фольклорный стиль (кантри стайл), военизированный стиль времен войны и послевоенных лет (милитери стайл). В последнее десятилетие формы причесок изменились. На смену объемным формам причесок пришли более гладкие, маленькие прически с пышной челкой.


<![if !supportLists]>1.2. <![endif]>Современные направления парикмахерского искусства


Возвращение в моду так называемых стрижек формы «Боб»-, «Сессон»-«Каре» - слегка модернизированных и ультрасовременных. Нет никакой разницы, являются ли они «трапециевидными», с загнутыми наверх концами или «поперечными», любые стрижки данного типа на пике своей популярности. Данный стиль причесок подходит многим девушкам, имеющим разную форму лица и структуру волос. Боб остается универсальным, независимо от того, как лежат пряди при укладке вашей стрижки, в моде и классика, и более современный вид, главное подчеркнуть лицо и индивидуальность каждой девушки. Следует избегать гладкой, сильно «прилизанной» укладки, стараясь максимально придать объем вашим волосам. В моде волнистые стрижки формы «Боб» со скошенным краем, которые выглядят естественно, легко и пышно. Любые кокетливые завитки сделают только плюс вашей прическе. На пике моды карамельный или молочный блонд, цвет меда, персиковый блонд ну и король цвета - медный.

Его еще называют «Ирландский медный» - самый популярный цвет волос нового сезона!!! Используются также теплые оттенки от золотистых с мерцанием оттенков цвета карамели, меда и цвета корицы - до оттенков коричневой меди и шоколадной глазури. Ну а что касается мужской моды, как показывает жизнь, цикличность наблюдается во всём, и мода на мужские стрижки не исключение. Хиты 50-х годов снова возвращаются. Главный среди них, пожалуй, самая любимая многими и популярная - классика. Простая и аккуратная причёска, в которой все волосы зачёсаны к затылку и чуть набок. Для создания образа Аль Капоне или английского денди потребуется минимум времени и любого средства для укладки волос. Другим направлением в мужской моде становится образ школьника. Многие знаменитости часто отдают предпочтение коротким стрижкам без малейшего намёка на художественный беспорядок. Стиль поддерживается муссом для укладки. Снова возвращается мода на чёлки и появляется свобода для творчества. Кто-то взъерошит её, а кто-то зачешет набок, вдохновившись образами, придуманными Calvin Klein.

Как ни странно, стрижки рокеров XXI века берут свои истоки в стрижках далёкого XIX.

Современники Оскара Уайльда, бунтари - носили подобные причёски. Рокерский стиль уходил и возвращался снова и снова, но ненадолго. Теперь волосы на затылке остаются длиннее, чем спереди и открывается широкое поле для деятельности.

Можно устроить небольшой беспорядок на голове, типа «А-ля взрыв», а можно оставить как есть, придав волосам текстуру, с помощью воска, и приподняв их от корней с помощью фена.

Ежегодно Toni&Guy представляет коллекцию причесок, выполненную в соответствии с последними тенденциями стрижки, колорирования, укладки и финального стайлинга. Коллекция 2011 года получила название Project 10 и включает более 20 женских и мужских стрижек. На основании проделанной работы компания выпустит альбом, который станет рабочим пособием для мастеров парикмахерского искусства во всём мире.

По словам создателей, особое влияние на стиль Project 10 оказали весенне-летние коллекции ведущих дизайнеров, с которыми команда Toni&Guy работала в 2010 году на различных неделях моды. Сложные текстуры, структурный объём, разнообразные чёлки и комбинации цвета стали основной темой коллекции.

Особое внимание уделено необычным цветам: от золотистого, индиго и холодного блонда до нежных пастельных, ярко-розовых, розово-лиловых и шоколадных оттенков. Чёлка присутствует на всех образах в том или ином виде, уверено оставаясь главным трендом 2011 года. Длинные причёски выполнены с нарочитой женственностью и нежностью, короткие стрижки выдержаны в стиле унисекс. По словам создателей, все укладки можно легко повторить в домашних условиях.





<![if !supportLists]>2. <![endif]>ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


<![if !supportLists]>2.3. <![endif]>Особенности внешности человека


Существуют некие каноны красоты. То есть пропорции, при соблюдении которых можно сказать: «Это – красиво!». Разумеется, незначительные отклонения от канонов вполне допустимы, но при грубом нарушении пропорций красивым человека уже не назовешь.

Говорят иногда: «Она симпатичная, вот только…» Это «вот только» может быть самым разным. Очень круглое или слишком вытянутое вниз лицо, слишком высокий или, наоборот, низкий лоб, выдающиеся скулы, тяжеловатая нижняя часть лица…

При правильном подборе стрижки можно зрительно приблизить лицо к идеальной (овальной или эллипсной) форме.

Стрижки для овального типа лица. Подбор стрижки для овального типа лица обычно никаких трудностей не представляет. Овальные лица по своим пропорциям ближе всего подходят к принятым в нашем обществе канонам красоты.

Поэтому при выборе стрижки можно дать волю фантазии, естественно, соразмеряя её с типом волос. Для овального лица подойдет практически любая стрижка.

Однако, «стандартных» лиц не бывает. И само понятие «овальное» может относиться к разным лицам.

Одни из них – вытянутые, удлиненные овалы, другие – сжатые, которые являют собой нечто промежуточное между овалом и кругом.

Вот почему нужно подбирать стрижку, сообразуясь с пропорциями собственного лица, нельзя слепо копировать понравившуюся прическу из журнала или фильма.

Чересчур вытянутое овальное лицо можно визуально «укоротить» с помощью челки, которая уменьшает вертикальный размер открытой части лица. А вот свисающие вдоль висков прямые пряди для таких лиц противопоказаны – они еще больше визуально удлиняют лицо.

Для тех, чей «овал» стремится к кругу, наоборот, рекомендуется избегать челки.

Или, по крайней мере, стараться сделать её ассиметричной, с косым пробором.

А вот ширину лица хорошо можно будет замаскировать слегка завитыми вперед (на щеки) прядями.

Стрижки для круглого типа лица. Удлиненные стрижки хороши, но если у тонкие волосы, то от длинной стрижки придется отказаться.

В этом случае специалисты советуют короткие, объемные стрижки для круглого лица.

В таких стрижках объем волос создается сверху, зрительно «вытягивая» голову, а виски стригутся коротко, часто оставляются удлиненные пряди, как бы ограничивающие лицо с боков.

Иногда, в зависимости от особенностей клиента, мы советуем сделать асимметричную короткую стрижку для круглого лица, оставить косую челку. В общем, принцип подбора стрижки понятен: увеличить объем прически, причем именно там, где это необходимо, прядями волос (если возможно) прикрыть щеки, избегать симметрии, открывать лоб.

А как подобрать стрижку тому, чье лицо также круглое, но волосы – густые и толстые?

Короткая стрижка для круглого лица и тонких волос может оказаться здесь неуместной.

Зато с такими волосами можно использовать длинные стрижки, в том числе для вьющихся волос.

Ведь их естественный объем, «насыщенность» воздухом, позволяет использовать эти стрижки для круглого типа лица без каких-либо дополнительных ухищрений.

Основной принцип подбора стрижки – тот же: пряди волос маскируют лицо с боков, асимметричная челка приоткрывает лоб, удлиняя лицо визуально.

Cтрижки для квадратного типа лица. Принцип подбора стрижки для квадратного типа лица очевиден, но не так прост. С одной стороны, нужно сгладить углы.

С другой – нужно попытаться визуально «вытянуть» получившийся после сглаживания углов круг. Оптимально – придать волосам «воздушность», волнистость. Природные или искусственные «кудряшки» подойдут для этого как нельзя кстати.

Если же волосы – прямые, и у клиента нет желания завивать их, то технологи-эксперты советуют поиграть объемом прически, что достигается с помощью многослойности стрижки (стрижка Каскад или стрижка Лесенка), а также создать обрамление лица отдельными прядями.

Стрижки для прямоугольного типа лица. При подборе стрижки для прямоугольного типа лица следует иметь ввиду, что лицо такой формы обычно нуждается в подчеркивании, визуальном «расширении» зоны висков и скул и маскировке, «сужении» зон лба и подбородка. Поэтому основными приемами при подборе стрижки могут стать использование челок, причем более или менее симметричной формы, создание объема в области подбородка, придание стрижке мягкой округлости.

Вообще, для прямоугольного лица наилучшим образом подходят естественные, свободные формы стрижки и прически. Избегать следует коротких, открывающих лицо стрижек, а также всего того, что может подчеркнуть прямые линии лица: ровно постриженных волос, проборов (особенно центральных), гладких, свисающих вдоль лица волос.

Стрижки для треугольного типа лица. Треугольное лицо обычно отличается тем, что, наряду со сравнительно узким подбородком (да и вообще нижней частью лица), скулы и лоб имеют значительную ширину. Поэтому главной задачей при подборе стрижки для треугольного типа лица будет визуальное «сужение» его верхней части.

Этого вполне можно достичь, создав асимметричную прическу, косой пробор, достаточно длинную, частично закрывающую один глаз челку, которая успешно скроет ширину лба.

А вот пряди, спускающиеся на щеки ниже скул, категорически не рекомендуются.

Низ лица должен оставаться открытым, поэтому стоит обратить внимание на короткие прически со слегка завитыми волосами. Такие стрижки подойдут для обладательниц тонких волос.

Стрижки для тонких волос. Прежде всего, необходимо избегать крайностей при выборе длины прически.

Слишком длинные (до плеч и ниже) волосы всегда будут выглядеть жидкими, поскольку вытянутся под собственным весом, и не будут иметь объема. Слишком коротко – тоже плохо для тонких волос.

Тонкие волосы в виде пушка на голове создадут впечатление «общипанности». Поэтому принцип подбора стрижки для тонких волос – «золотая середина».

Длину стрижки необходимо выбирать от мочки уха до середины шеи – такая длина оптимальна для создания объема и придания прическе округлой, женственной формы.

Филировать такие волосы бесполезно, даже вредно. А вот щадящая химическая или био завивка будет в самый раз!

Кроме того, стоит подумать о колорировании волос. Светлые тонкие волосы выглядят более жидкими, темный цвет визуально добавляет объема. Также может добавить объема и мелирование.

Стрижки для густых волос. Подбор стрижки для густых волос должен сводить эти (и другие) проблемы к минимуму.

Если волосы прямые – стрижка должна быть средней длины, неплохо, если будет челка.

Бояться того, что прическа будет недостаточно объемной, в данном случае не приходится. Да и укладка не потребуется – тяжелые густые волосы прекрасно держат форму.

При выборе стрижки для густых волос, хорошим вариантом по-прежнему является коса. Она выглядит и красиво, и модно, к тому же помогает убрать лишний объем прически. Коса отлично сочетается с густой челкой. Вообще, с объемом густых волос нужно знать меру. Например, в отличие от тонких волос, при завивке волос стоит использовать мягкую, крупную волну, избегая мелких кудряшек.

Стрижки для вьющихся волос. Стрижки для вьющихся волос, особенно длинных, отличаются разнообразием и универсальностью. Эти стрижки годятся и для круглого лица, и для удлиненного, и для квадратного. Недаром завивка волос всегда была популярна у женщин! И недаром обладательницы вьющихся от природы волос всегда были объектом интереса мужчин и зависти женщин. «От радости кудри вьются, в печали – секутся» - эта старая поговорка-присказка отлично передает настроение, которое создают стрижки и прически для вьющихся волос – легкое, немного игривое, чуть-чуть несерьёзное, делающее обладательницу такой головки привлекательной и желанной.

Но неумелый подбор стрижки может перечеркнуть характерные для вьющихся волос естественные преимущества. Ведь любая прическа и стрижка должна быть «к лицу», то есть скрывать, маскировать недостатки и подчеркивать достоинства лица! Поэтому вьющиеся волосы нужно стричь так, чтобы визуально приблизить форму лица к идеальной.

Например, стрижка со свисающими локонами будет впору для круглого лица, особенно если волосы с затылка поднять наверх, создав «художественный беспорядок», дополнительный объем на макушке. Иногда просто удивительно, насколько грамотный подбор стрижки способен изменить лицо! При выборе стрижки для вьющихся волос, в т. ч. и длинных, необходимо учитывать направление их естественного роста, тогда прическа будет выглядеть натурально.


<![if !supportLists]>2.4. <![endif]>Электрооборудование и электроприборы


В любом салоне красоты или парикмахерской используется специальное электрооборудование, причем по его качеству некоторые клиенты судят и об обслуживании клиентов. В число таких принадлежностей входят фены, сушуары, климазоны, разнообразные щипцы и другое оборудование.

Сушуары, как понятно из названия, используют для сушки волос. Этот прибор крепится или на хромированной стойке, при этом его высоту можно свободно регулировать, а также на стене или прямо к креслу. Он бывает стационарным или передвижным. Его диффузор оборудован крышкой, которая открывается. Современные сушуары оснащены таймером, терморегулятором, функциональность некоторых моделей предполагает регулирование скорости его работы. Цветовая гамма этих приборов ограничивается следующими вариантами: черный, белый, синий, бордовый или металлик. Важно соблюдать технику безопасности при работе с любым из электроприборов. Так, в частности, перед тем, как усадить клиента под сушуар, необходимо проверить его заземленность, исправность всех элементов, не забывайте, что под ногами человека должен находиться в этот момент резиновый коврик.

Климазон – это прибор предназначен для повышения скорости таких операций, как лечение, завивка и окраска волос. Он оснащен инфракрасными лампами, которые работают в двух режимах, различных по уровню мощности. Эти лампы можно двигать вокруг оси на месте присоединения к каркасу, в комплект этого прибора входит хромированная стойка, при помощи которой высоту климазона можно изменять. Также в него встроен таймер.

На современном рынке данных электроприборов известны модели таких фирм, как "Оlymp", "Аrtem", "Welonda" и многие другие.

Также в парикмахерской обычно в наличии такие электроприборы, как: утюжок для завивки волос, плойки, выпрямители для волос, таймеры, весы для краски, триммеры, машинки для стрижки, фены для волос, диффузоры, электробигуди, эпиляторы.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПАРИКМАХЕРА


<![if !supportLists]>3.1. <![endif]>Инструкция по технике безопасности, электробезопасность и пожарная безопасность при выполнении парикмахерских работ


На парикмахера могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; нервно - психические перегрузки). В процессе работы на парикмахера могут воздействовать дополнительные факторы: острые кромки инструмента; большое количество оборудования, инвентаря, тары; физические перегрузки. Парикмахер обязан немедленно извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания. Парикмахеру следует:

- оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

- перед началом работы надевать чистую форменную одежду; менять ее по мере загрязнения;

- после посещения туалета мыть руки с мылом;

- не принимать пищу на рабочем месте.

Требования безопасности перед началом работы. Застегнуть форменную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Не закалывать форменную одежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы.

Перед работой с феном, машинкой для стрижки волос и т.п. (далее - электроприборы) проверить внешним осмотром:

- отсутствие внешних повреждений электроприбора;

- исправность кабеля (шнура) электропитания, вилки, розетки;

- отсутствие загрязнений снаружи и внутри электроприборов;

Также проверить: исправность и устойчивость подъемно - поворотного стула; достаточность освещения рабочего места; отсутствие слепящего действия света. До включения электроприборов в электрическую сеть проверить исправность блокирующих устройств (устройств защитного отключения). Включить электроприборы в сеть и проверить работу на холостом ходу. Удобно и устойчиво разместить сопутствующий инвентарь, материал в соответствии с частотой использования и расходования. Обо всех обнаруженных неисправностях в электроприборах, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

Требования безопасности во время работы. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. Соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами. Содержать рабочее место в чистоте, не допускается присутствие на нем посторонних предметов и личных вещей. Во время работы с электроприборами:

- соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода - изготовителя;

- включать электромашины в сеть через специально отведенные для этих целей розетки;

- заменять сменные насадки только после полной остановки движущихся частей электроприбора (отключения их от электрической сети);

- при остановке электроприбора по неизвестной причине отключить его от сети электропитания;

- удалять застрявший мусор специально отведенным для этих целей инструментом.

Отключать электроприборы от сети при пробое электрического тока на корпус машины. При эксплуатации электроприборов не допускается:

- приступать к работе при неисправности в электроприборе;

- применять предохранители, не рассчитанные на ток, предусмотренный технической характеристикой данным электроприбором, включать электроприбор в сеть без предохранителя (заменять предохранитель "жучком");

- соприкасаться с токоведущими устройствами, шинами заземления, батареями отопления, водопроводными трубами и т.п.;

- работать с электроприборами при снятых защитных крышках (кожухах).

Требования безопасности в аварийных ситуациях Парикмахер обязан: во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания и других повреждениях электрооборудования, появления запаха гари, немедленно отключить питание, отсоединить электрический разъем (вилку) из розетки и сообщить об аварийной ситуации начальнику (руководителю); при обнаружении человека, попавшего под напряжение принять меры к освобождению его от действия электрического тока (отключить оборудование от электрической сети) и до прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь; в случае получения травмы, усиления сердцебиения, резкого ухудшения зрения немедленно покинуть рабочее место и сообщить об этом своему начальнику; при возгорании помещения, принять меры к тушению пожара, вызвать пожарную команду, немедленно сообщить о пожаре начальнику (руководителю). После окончания работ парикмахер обязан:

- отсоединить все электроприборы от сети;

- привести в порядок рабочее место;

- очистить электроприборы от грязи, пыли;

- убрать в установленные места спецодежду и инструмент.

Пожарная безопасность предприятия обеспечивается: системой предупреждения пожара (комплексом организационных мероприятий и технических методов, направленных на предупреждение возникновения пожара); системой пожарной защиты (комплексом организационных мероприятий и технических методов, направленных на предупреждение действия на работающих опасных факторов пожара и ограничения материального вреда от него). Основными причинами возникновения пожара в парикмахерских могут быть:

- нарушение правил пожарной безопасности, инструкций по эксплуатации технологического оборудования;

- неисправность технологического оборудования;

- неосторожное обращение с открытым огнем, курение в неустановленных местах;

- неисправность электроустановок, электропроводки, вентиляционных систем и отопительных приборов;

- загазованность производственных помещений пожароопасными парами;

- самовозгорание горючих веществ и материалов;

- разряд статического или атмосферного электричества (грозовые разряды и т.п.).

Для каждой парикмахерской разрабатывают инструкции по пожарной безопасности, предусматривающие:

- специальные мероприятия для отдельных процессов, невыполнение которых может привести к пожару,

- порядок и место хранения пожароопасных веществ и материалов,

- места, где запрещается курение и использование открытого огня, а также места где разрешается курение,

- порядок содержания средств пожаротушения, пожарной связи и сигнализации, их месторасположение, порядок подачи звуковых сигналов и телефон пожарной охраны. Необходимо указать лиц, которые отвечают за содержание и исправность средств пожаротушения и сигнализации,

- способы использования первичных средств пожаротушения,

- поведение и обязанности работников парикмахерской на случай возникновения пожара.

Соблюдение правил пожарной безопасности является обязанностью каждого работника парикмахерской.

В помещениях парикмахерских запрещается хранение легковоспламеняющихся веществ возле отопительных приборов.

Не разрешается пользоваться электроплиткой для обогрева помещения. Отлучаясь с рабочего места, парикмахер обязан выключить освещение и электрические приборы.

Запрещается использовать в качестве абажуров ткань, бумагу и прочие горючие материалы без специальных каркасов, исключающих соприкосновение электроламп с абажуром.

Запрещается складывать на батареи отопления вату, белье и другие материалы.

При первых признаках пожара - задымлении, запахе гари, необходимо вызвать пожарную команду по телефону или средством пожарной сигнализации и принять меры к ликвидации очага пожара своими силами.

При появлении запаха газа необходимо вызвать аварийную службу, принять меры к проветриванию помещения. При этом запрещается курить, включать и выключать электроприборы, пользоваться открытым огнем.

Шторы, занавески и вся мягкая мебель пропитываются огнезащитным составом.

Каждое помещение парикмахерской необходимо обеспечить огнетушителями, пожарным инвентарем и инструментом.

Все средства пожаротушения должны находиться на видных местах, загромождать доступ к ним запрещается.

Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных, производственных и др. целей, не связанных с пожаротушением, категорически запрещается.

Весь пожарный инвентарь и средства пожаротушения периодически проверяются и испытываются с занесением результатов проверки и испытаний в журнал.



<![if !supportLists]>3.2. <![endif]>Организация рабочего места парикмахера


Рабочее место традиционно состоит из туалетного столика, зеркала, кресла и подставки для ног клиента.

В зависимости от интерьера салона на рабочем месте может располагаться также раковина.

Форма и размер зеркала могут быть различными, но оно не должно быть меньше 60 х 100см.

Туалетные столики также бывают различной формы. Они могут быть прикреплены стационарно, могут иметь дополнительные передвижные тележки (рис. 1) различной формы, но в любом случае они должны быть снабжены выдвижными ящиками для хранения инструментов. С покрытия столиков и тележек должны легко удаляться влага и волосы, поэтому чаще всего они выполняются из пластика.


Рис. 1. Передвижная тележка.

Парикмахерское кресло (рис. 2, 3, 4) должно иметь спинку, подлокотники и подголовник. Полумягкое кресло должно быть покрыто материалом, не впитывающим влагу и волосы, иметь гидроподъемник и свободно вращаться вокруг своей оси.


Рис. 2. Парикмахерское кресло серии "Варио"


Рис. 3. Парикмахерское кресло серии "Варио".


Рис. 4. Парикмахерское кресло.


Рабочие места в рабочем зале могут располагаться в любом месте, но при этом расстояние между ними не должно быть меньше 1м (рис. 5).


Рис. 5. Рабочее место парикмахера.

Рабочее место может быть дополнено специальным передвижным креслом для мастера (рис. 6), так как многие стрижки можно выполнять сидя. Кресло мастера не должно иметь подлокотников, оно должно легко передвигаться и иметь приспособление для регулировки высоты.


Рис. 6. Передвижное кресло для мастера.


В настоящее время раковины (рис. 7,8) чаще всего располагаются в рабочем зале, но отдельно от рабочих мест. Они снабжены специальным креслом, гибким шлангом и специальной выемкой для удобства мытья волос с наклоном головы назад.


Рис. 7. Раковины для мытья волос.


Рис. 8. Машина для мытья волос "Оазис".

Список литературы


<![if !supportLists]>1. <![endif]>Галустова О. В. Парикмахерское дело. Конспект лекций: - А-Приор, 2011 г., 144 стр.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Мирошниченко С. А. Энциклопедия парикмахерского искусства: - Феникс, 2007 г., 256 стр.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Панина Н. И. Основы парикмахерского дела:- Академия, 2010 г., 64 стр.

<![if !supportLists]>4. <![endif]>Панченко О. А. Парикмахерское дело: - Феникс, 2010 г., 320 стр.

<![if !supportLists]>5. <![endif]>Петровская В. А. Парикмахерское искусство - уроки мастерства: - Аделант, 2008 г., 240 стр.

<![if !supportLists]>6. <![endif]>Петровская В. А. Парикмахерское искусство. Материаловедение: - Академия, 2006 г., 160 стр.

<![if !supportLists]>7. <![endif]>Сыромятникова И. С. Парикмахерское искусство: - Высшая школа, 2010 г., 288 стр.


%MCEPASTEBIN%