Статьи

Методика овладения жизненно важными двигательными навыками

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение3
  2. Методика овладения жизненно важными двигательными навыками3
  3. Дидактические принципы обучения при освоении двигательных навыков7
  4. Заключение7

Список литературы8





















Введение


При обучении двигательному навыку и его совершенствовании большое значение имеет соблюдение основных педагогических принципов:

1) сознательность и активность;

2) систематичность;

3) доступность;

4) наглядность;

5) прочность.

Каждый из этих принципов обучения двигательным навыкам находит свое отражение в сложных физиологических процессах, происходящих в организме. Для более быстрого образования двигательного навыка необходимы определенная степень физической подготовленности организма, сознательное (и волевое) отношение к тому, что предстоит делать, правильное представление о данном движении. Уже с первых попыток воспроизведения определенного движения практически начинается процесс образования двигательного навыка.

Методика овладения жизненно важными двигательными навыками


Естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, беге, передвижении на лыжах, плавании и т. д., обеспечивающие активную деятельность человека в природной среде – это есть жизненно важные умения и навыки. При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. Ниже представлена схема формирования двигательного навыка:

1-й этап. Ознакомление, первоначальное разучивание движения. Краткая характеристика этапа:

  • замедленное выполнение;
  • нестабильный итог;
  • невысокая устойчивость,
  • непрочное запоминание;
  • осознанный контроль действий.

Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

  • создать общее представление о двигательном действии;
  • научить частям (элементам) техники этого действия;
  • сформировать общий ритм двигательного акта;
  • предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения – только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений. В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

2-й этап. Формирование двигательного умения. углубленное детализированное разучивание. Краткая характеристика этапа:

  • невысокая быстрота,
  • нестабильный итог;
  • невысокая устойчивость;
  • непрочное запоминание;
  • осознанный контроль действия.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения. Основные задачи этого этапа:

  • углубленно понять закономерности движений действия;
  • уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными осо-
  • бенностями обучаемого;
  • усовершенствовать ритм выполнения движения;
  • создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества исполнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже. Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение работы и настойчивость.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

3-й этап. Формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. Краткая характеристика этапа:

  • высокая быстрота,
  • стабильный итог,
  • высокая устойчивость,
  • прочное запоминание,
  • автоматизм двигательного действия.

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования. Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам. Задачи третьего этапа:

  • закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
  • избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
  • совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т. е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;
  • облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т. п.).

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, двигательные умения переходят в навык. Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически, и действия отличаются надежностью. Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.

Успех или неуспех обучающихся в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих над развитием этих физических качеств.


Дидактические принципы обучения при освоении двигательных навыков


Для успешного обучения и совершенствования новых двигательных навыков в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа занятий и тренировок. Каждое занятие или тренировка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядностью и прочностью. Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса.


Заключение


Двигательный навык – степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически. Он формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами.

Список литературы


  1. Мисюк М. Н., Максименко В. В. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для студентов специальности - ПСИХОЛОГИЯ. - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
  2. Теоретический курс к методико-практическому разделу дисциплины «Физическая культура» для студентов I–III курса / под ред. И. В. Переверзевой. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 184 с.