В большинстве стран мира институт школы вышел из лона церкви, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились в стенах монастырей.
Со времени принятия христианства по XVIII в. включительно образование в России было полностью сосредоточено в руках Церкви и носило сугубо религиозный характер.
Это были преимущественно школы на дому у священника. Освоение начал веры, катехизиса являлось их единственной целью. Лишь попутно здесь учились чтению, письменности и счету. Длительное время приходские школы были на Руси единственными очагами образования, и только единицы из малоимущих могли учиться в них. К 1865 г. в введении Православной Церкви насчитывалась 21 тыс. таких школ. Они получали финансовую поддержку от государства. Национальные школы прибывали под крышей костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов.
В России в то время действовала традиция духовной школы с ее ключевой фигурой добродетельного наставника – монаха-аскета. Ее суть состояла в утверждении приоритета святости, духовно-нравственного воспитания относительно передачи "книжной учености". Наставник ориентировал ученика на поиск абсолютного добра и справедливости.
Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало – к началу XIX в.315 на территории всей России. Позднее количество таких школ увеличилось, и большинство перешло в ведение земства, а некоторые стали частными. В эпоху Петра святоотеческая традиция не исчезает, несмотря на европеизацию и придание светского характера образованию. Она культивируется старообрядчеством в формах семейного воспитания. Но идея "просвещения души", ее "освящения" проникла и в сферу светского образования.
К началу XX века в ведении светских властей находилось 43 тыс. школ, столько же было начальных церковноприходских школ. К ведению Православной Церкви относились также духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения.
Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Показательно, что в 1817 г. особым манифестом Российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. Тем самым обучение было подчинено задаче формирования религиозного чувства у подрастающего поколения.
Атеистическое воспитание – целенаправленное, планомерно организованное воздействие на отдельного человека или на группу людей, обеспечивающее формирование у них научного мировоззрения и коммунистической морали, глубокой коммунистической убежденности и высокой социальной активности.
Объект атеистического воспитания – вся масса трудящихся, прежде всего те, кто находится под влиянием религии и церкви.
Субъектом атеистического воспитания являются лектор, агитатор и пропагандист атеизма, которые выступают в качестве представителей коллективного субъекта Коммунистической партии.
В годы Великой Отечественной войны меняется позиция советского государства по вопросу духовного образования. Церковь и верующие, проявившие себя как истинные патриоты Отечества, перестают рассматриваться в качестве противников.
14 июня 1944 г. состоялось торжественное открытие Богословского института и пасторских курсов в московском Новодевичьем монастыре.
Первый же опыт знакомства с желающими подготовиться к пастырскому служению показал, что учебные планы и программы духовных школ должны были быть приведены в строгое соответствие с запросами современной церковной жизни и уровнем богословской и общеобразовательной подготовки лиц, поступающих в институт.
Отсутствие у поступающих основных сведений по вопросам вероучения побудило перестроить учебный план и создать подготовительный курс, первоначально названный огласительно-христианским училищем, а затем переименованным в пастырские курсы. Их целью было дать слушателям в течении года минимум знаний о православной вере, достаточных для поступления в Богословский институт.
В 60-х годах началось новое преследование верующих, уничтожили 2/3 церквей, действующих при Сталине.
Светская школа – непременное условие обеспечение свободы совести граждан в демократическом обществе. Особенно это структура необходима в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, где и поныне значительная часть населения составляют неверующие люди, индифферентные к религии или последовательные атеисты.
Школа в демократическом обществе должна равным образом гарантировать защиту учащихся от давления как религии, так и атеизма. Закон Российской Федерации "Об образовании" не разрешает в государственных и муниципальных учреждениях образования создавать религиозные движения и организации. Свобода, плюрализм и светский характер образования здесь провозглашены принципами работы.