Статьи

История иллюстрации

ОГЛАВЛЕНИЕ


История иллюстрации. Знаменитые художники-иллюстраторы. 3

Иллюстрация как средство восприятия литературных образов. 6

Иллюстрация как способ привлечения внимания к детской литературе8

Список используемой литературы. 9


История иллюстрации. Знаменитые художники-иллюстраторы


Детская книга всегда являлась основой духовного воспитания, средством взаимного общения, эмоционального и умственного развития ребенка. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Наше поколение растет в век компьютерных технологий, когда дети все чаще смотрят фильмы или играют в компьютерные игры, исследуют пространства интернета. Поэтому у школьников наблюдается снижение интереса к книге, особенно художественной, к самому процессу чтения.

Восприятие и осознание читаемого происходит у детей не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги.

Один из специалистов в области детской книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал по этому поводу: "Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы". Но существует также "обратная связь" - привлечение к книге через иллюстрацию.

Младшие школьники отдают предпочтение красиво оформленным книгам с большим количеством картинок. Поэтому часто при выборе произведения для чтения школьники ориентируются именно на рисунки, а не на содержание произведения.

Иллюстрация (от лат. Illustratio – освещение, наглядное изображение) – это изображение, сопровождающее и дополняющее текст, сказано в словаре. Далее приводится дополнительное определение этого понятия, а именно, что это «область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения». Иллюстрация детской книги имеет свое прошлое и настоящее, ее сочетание с литературным текстом и есть то, что называется детской книгой, которая оставляет в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Первые иллюстрированные книги возникли более ста лет назад, в конце 19 века. Но отсчет стоит начать еще на двести лет раньше, с конца 17 века. В 1692 году появился "Букварь славянороссийских письмен..." Книга была преподнесена Карионом Истоминым вдовствующей царице Наталье Кирилловне для ее внука цесаревича Алексея. Был тот рукописный букварь расписан нежными красками. 17 марта 1694 года вышел букварь печатный, гравированный художником Леонтием Буниным.

В букваре Кариона Истомина уже было заложено все то, что в 20 веке станет неотъемлемой частью детской книги: познавательность, занимательность, художественность. На каждой страничке первые строчки показывали ребенку букву, которая представляла собой человеческую фигуру или две фигуры - как в букве "М", например. Далее следовали изображения предметов на данную букву с соответствующей надписью, а затем стихи, объясняющие изображенное.

Так в 17 веке в детской книге возникла характерная взаимосвязь картинки и текста, слова и изображения. В "Букваре" Кариона Истомина раскрывалось многообразие предметного мира и мира духовного, прививалось внимательное отношение к самому искусству книги. Последующие столетия не дали ни одного подобного букваря.

В первой половине XIX века иллюстрировались не столько книги для детей, сколько произведения русской литературы, входившие в круг детского чтения. Например, стихотворения В.А.Жуковского, "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина, "Басни" И.А.Крылова. В них воспроизводились в гравюрах на металле выразительные рисунки талантливого художника И.Иванова. Осталась в истории иллюстрированная азбука И.Теребнева "Подарок детям на память об Отечественной войне 1812 г." (1918 г.) Яркие остроумные рисунки, подкрашенные акварелью, изображали русских героев-воинов, народную борьбу с французами. В 1840-е годы художественно оформленные детские книги создал один из лучших графиков того времени В.Тимм. Особенно удачны были его иллюстрации к "Сказке об Иванушке - дурачке" Н.Полевского (1844), составившие одно целое с внешним оформлением книги. В 1856 г. вышел "Конек-Горбунок" П.Ершова с рисунками Р.Жуковского. Художник сумел передать сказочную атмосферу замечательного произведения. Стоит вспомнить также иллюстрации художника А.Агина знаменитого своими рисунками к "Мертвым душам", к книге "Дедушка Крылов" (1845); Агин изобразил великого баснописца в разные периоды его жизни и создал живой выразительный образ.
В 70-80 годы славились силуэты Е.Бем, украшавшие книги для маленьких читателей. Это были сюжеты из народной жизни и рисунки на темы родной природы. Силуэты Бем сопровождали басни И.А.Крылова, "Мороз -Красный нос" Н.А.Некрасова, сборник русских пословиц и поговорок. В ее черно-белых силуэтах привлекает узнаваемость народных типов. Хорошо получались у Е.Бем дети, которых художница воссоздавала с женской теплотой и сердечностью.

В настоящее время существуют сотни произведений детской художественной литературы, в том числе и классической, а также тысячи различных книжных изданий, в которых представлены эти произведения. Некоторые издания печатают более экономные варианты книг, с редкими иллюстрациями, как правило, только на титульном листе. Этого бывает достаточно, чтобы ознакомиться с текстом произведения и понять его суть. Но самыми интересными и увлекательными являются книги красочно оформленные, содержащие иллюстрации к наиболее ярким текстам.

Самые любимые литературные произведения мы выбираем в хорошем оформлении, с множеством содержательных иллюстраций. Часто детские писатели являются одновременно и оформителями своих книг, сами создают иллюстрации к своим произведениям. В этом случае до нас доходит более полный и содержательный смысл написанного.

Знаменитые детские иллюстраторы 20 века:

Сутеев Владимир Григорьевич (1903 – 1993);

Чарушин Евгений Иванович (1901- 1965);

Зарубин Владимир Иванович (1925-1996);

Щеглов Евгений Борисович (1927-1991).

Эти имена нам знакомы с раннего детства. Их произведения мы любим читать и перечитывать, а красочные картинки навсегда остаются в памяти.

Иллюстрация как средство восприятия литературных образов


Развитие детских способностей происходит постепенно. Сначала мы умеем видеть и слышать, затем учимся говорить, держать в руках карандаш, создавая при этом детские каракули, и только значительно позже мы осваиваем чтение и письмо. И одним из самых первых предметов познания становится детская книга. Еще совсем маленькому ребенку показывают яркие картинки, объясняя, что они означают, и выражают определенные эмоции, которые они должны вызывать. Так, у ребенка с детства создаются образы, которые он в дальнейшем переносит на реальные предметы. Некоторые произведения детской литературы имеют исторический или вымышленный характер, в них присутствуют несуществующие в жизни персонажи. Когда дети еще не умеют сами читать книжки, они изучают их по картинкам, сами додумывают сюжеты. Так развивается их творческое мышление, фантазия.

Наиболее запомнившиеся события дети изображают сами в виде рисунка. Они или срисовывают картинки из книги, или сами придумывают образы, передавая так свое отношение к героям, перенося свои эмоции на бумагу. Очень интересно бывает потом обсудить эти рисунки с друзьями или родителями, ведь отношение к одним и тем же героям и событиям может быть различным.

Иногда ребенку самому сложно определить свое отношение к герою, ведь не все можно поделить на «хорошее» и «плохое». Когда слов недостаточно для передачи эмоциональных переживаний автора, подходящая иллюстрация поможет читателю разобраться в его чувствах.

Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.

Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Задача руководителей чтения состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге как к целостному организму, видеть взаимосвязь иллюстрации детской книги и литературных текстов. Только в этом случае вероятна наиболее полная реализация эстетических богатств книги возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя. В диссертационном исследовании мы рассматриваем детскую книгу как гармоничный союз равноправных участников - иллюстрации и литературных текстов и возможности образования на этой основе новой синтетической структуры функционирующего целого в органичном единстве предмета и образа. Следовательно, мы имеем дело уже не с конкретным литературным текстом или средством его прочтения, а скорее пластическим выражением литературного произведения, новой художественной реальностью. Подобное понимание детской книги требует, с одной стороны, выявления общих подходов к ее восприятию как целостности, т.е. разработки "модели " комплексного освоения книги, с другой воспитания у юных читателей способности тонко чувствовать словесное и изобразительное искусство.

Один из специалистов в области детской книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал по этому поводу: "Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы".В то же время нередко отмечается еще одно немаловажное обстоятельство - существование "обратной связи" - привлечение к книге через иллюстрацию. Младшие школьники отдают предпочтение красиво оформленным книгам. Речь идет о глубоком влиянии художника детской книги, его внутренней связи с юным читателем. В настоящее время существуют объективные предпосылки и возможности для широкого и продуктивного внедрения системного подхода в работе библиотек с иллюстрацией детской книги. Интенсивное развитие наук (философии, психологии, педагогики) позволяет подойти к выявлению сущности эстетического развития юных читателей средствами иллюстрации детской книги и на основе полученного системного знания воздействовать на систему деятельности библиотек в данном направлении.


Иллюстрация как способ привлечения внимания к детской литературе


В настоящее время интерес к художественной литературе, к самому процессу чтения книг у детей сильно ослабел. Почти во всех современных семьях есть телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, компьютеры. В продаже существуют тысячи кассет и дисков, множество ярких и увлекательных фильмов. Поэтому как никогда важно привлечь интерес детской аудитории к книге, чтобы сохранить традиции поколений. Литература является своеобразными воротами в науку и искусство. Через книги мы узнаем о прошлом и настоящем, получаем многочисленные знания, которые нам пригодятся в жизни, при выборе профессии и во многих других случаях. Для школьников очень интересно изучать различные энциклопедии. Это наши первые научные знания. Не всегда легко воспринимать «взрослую» информацию, когда перед глазами один только печатный текст. Познавательный процесс будет намного интереснее, если сопровождается поясняющими рисунками, доступными для детского понимания. В таких случаях иллюстрация имеет не меньшее значение, чем текстовое содержание.

Красочная иллюстрация к интересному произведению – это и есть то необходимое, что воодушевляет детей к чтению, делает книги интереснее и содержательнее. Так дети учатся познать мир и раскрывают свои способности и таланты, учатся видеть прекрасное.

Интерес детей к чтению и рисованию можно совместить путем организации литературно-художественных кружков. Принимать участие в работе таких кружков могли бы школьники, заинтересованные в чтении дополнительной литературы, обсуждении ее в кругу сверстников, а также художественном представлении заинтересовавших их событий. Это отличное времяпрепровождение, интересное и полезное. Важно, чтобы дети сами участвовали в выборе произведений, сами решали, какой текст они хотят проиллюстрировать.

Список используемой литературы


<![if !supportLists]>1. <![endif]>Иллюстрация. Советы начинающим. Издательство: Южный художник, 2001 г.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Детство-Пресс, 2004 – 160с.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2003 г.

<![if !supportLists]>4. <![endif]>Панов В.П. Иллюстрация в книге. М.: Юный Художник, 2001 г.

<![if !supportLists]>5. <![endif]>Топалова Е.П.Художники с пеленок. М.: Айрис – пресс, 2004 г.

<![if !supportLists]>6. <![endif]>Шорохова О.А. Играем в сказку. М.: Сфера, 2007 г.