Статьи

ознакомительная практика по педагогике

Цели практики:

  1. Познакомиться с предприятиями, отделами на предприятиях, оказывающих социально-психологические услуги населению.
  2. Проанализировать состояние дел психологических служб региона и перспективы их развития.
  3. Определить сферу своих интересов в отдельной области.

Задачи практики:

  1. Провести анализ предприятий и определить обязанности психолога.
  2. Сделать анализ недостающего спектра психологических услуг населению.
  3. Составить портрет идеального психолога, освоить способы репрезентации своей услуги.
  4. Максимально определиться с предпочитаемым направлением интереса в сфере психологических услуг населению.

Базы практики:

  1. ФБУ ИК №5 г. Донской.
  2. МОУ СОШ № 16 г. Новомосковск.
  3. МДОУ №22 г. Новомосковск.
  4. Страховая компания «Вирмед» г. Новомосковск.
  5. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 1» г. Донской.

Анализ предприятий

1. Социальное предприятие: ФБУ ИК №5 г. Донской.

Должность специалиста: психолог.

Обязанности специалиста: психологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов (отдел охраны) и психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает:

<![if !supportLists]>• <![endif]>профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров;

<![if !supportLists]>• <![endif]>оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников;

<![if !supportLists]>• <![endif]>повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников;

<![if !supportLists]>• <![endif]>диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений;

<![if !supportLists]>• <![endif]>психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников;

<![if !supportLists]>• <![endif]>управленческое консультирование;

<![if !supportLists]>• <![endif]>психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач — включает:

<![if !supportLists]>• <![endif]>изучение социально-психологических явлений в регионе, влияющих на состояние правопорядка в регионе;

<![if !supportLists]>• <![endif]>психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач;

<![if !supportLists]>• <![endif]>проведение судебно-психологической экспертизы;

<![if !supportLists]>• <![endif]>психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях;

<![if !supportLists]>• <![endif]>психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников и при угрозе террористических актов;

<![if !supportLists]>• <![endif]>разработку психологических портретов серийных убийц;

<![if !supportLists]>• <![endif]>осуществление индивидуально-профилактической работы;

<![if !supportLists]>• <![endif]>психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях и др.

Миссия предприятия: содержание и исправление осужденных.

Потребители услуг: сотрудниками правоохранительных органов и пребывающие в исправительной колонии.

2. Социальное предприятие: Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №16 г. Новомосковск.

Должность специалиста: Педагог-психолог.

Обязанности специалиста:

<![if !supportLists]>• <![endif]>Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Подбор методик, направленных на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся).

<![if !supportLists]>• <![endif]>Подготовка и проведение коррекционных занятий, которые могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Разработка программы занятий, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Консультирование родителей и учителей.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Психологическое просвещение учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Участвует в педсоветах, принятии решений о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности «перешагивания» ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).

<![if !supportLists]>• <![endif]>Составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Методы работы специалиста: консультирование, информирование, исследования.

Миссия предприятия: Обучение и воспитание детей до уровня среднего образования, организация внешкольных мероприятий, дополнительного образования

Потребители услуг: дети от 7 до 18 лет, родители, учителя, сотрудники школы.

  1. Социальное предприятие: Муниципальное детское образовательное учреждение №22 г. Новомосковск.

Должность специалиста: Школьный психолог.

Обязанности специалиста:

<![if !supportLists]>• <![endif]>Психологическое просвещение, приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Повышение уровня психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Ознакомление воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Психологическая профилактика - направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Прогнозирование возможности появления проблем и проведение работы в направлении их предупреждения. Разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Консультативная работа. Максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка

<![if !supportLists]>• <![endif]>В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам.

Методы работы специалиста: наблюдение, беседа с родителями и воспитателями, с самим ребенком проективные методы (например, рисунок «семья»).

Миссия предприятия: Обучение и воспитание детей в возрасте 2-7 лет.

Потребители услуг: дети от 2 до 7 лет, родители, воспитатели, сотрудники ДО У.

4. Социальное предприятие: Страховая компания «Вирмед». Должность специалиста: менеджер по персоналу.

Обязанности специалиста:

<![if !supportLists]>• <![endif]>Профотбор персонала, страховых агентов.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Проведение лекционных и тренинговых занятий по освоению коммуникабельных умений.

<![if !supportLists]>• <![endif]>Индивидуальное консультирование персонала, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.

Миссия предприятия: Обеспечение населения страховыми полюсами.

Потребители услуг: Персонал компании, широкие слои населения.

5. Социальное предприятие: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 1» г. Донской.

Должность специалиста: спортивный психолог.

Обязанности специалиста:

  • Отбор перспективных тренеров, спортсменов;
  • Обучение психологическим способам тренировки эффективным для победы;
  • Регулирование конфликтных отношений между спортсменами, тренерами, родителями;
  • Преодоление страха успеха у победителя и т.д.

Миссия предприятия: Подготовка спортсменов.

Потребители услуг: Спортсмены, тренеры, родители.

Потребители услуг: Дети от 11 до 20 лет, родители.

Сфера моих интересов в области психологии:

- общение с клиентом;

- диагностика;

- выявление проблем у клиента при помощи методик;

<![if !supportLists]>- <![endif]>целенаправленное изучение индивидуальных особенностей личности и социально-психологических явлений в группах (коллективах, неформальных объединениях);

<![if !supportLists]>- <![endif]>проведения психологического консультирования,

психокоррекционной работы и развития личности;

<![if !supportLists]>- <![endif]>обработка результатов тестирования;

<![if !supportLists]>- <![endif]>разработка коррекционных программ и их реализация;

<![if !supportLists]>- <![endif]>оказание различных психологических услуг клиентам для разрешения их проблем.

Портрет идеального психолога:

Эффективность деятельности психологов-практиков (психотерапевтов) существенно коррелирует с такими свойствами, как общительность, интеллект, социальная смелость. Успешность деятельности психологов уголовно-исполнительной системы положительно коррелирует, кроме названных качеств, с такими, как эмоциональная устойчивость, нормативность поведения и способность к контролю. Профессиональная компетентность практических психологов зависит от базового психологического образования и понимания специфики деятельности правоохранительных органов.

Статья о своей деятельности:

Психолог ФБУ ИК №5 г. Донской оказывает психологическую, педагогическую и социально-правовую помощь не только людям, оказавшимся в ИК, но и тем, кто там работает. В том числе и отделу охраны.

Периодическое привлечение специалистов-психологов к решению конкретных задач, возложенных на правоохранительные органы, — это качественно новый этап союза юридической психологии и правоохранительной практики. Сегодня правоохранительные органы поднялись на ступеньку выше в вопросах внедрения психологических знаний в практику. В министерствах и ведомствах правоохранительной системы вводятся должности практических психологов и даже даются структурные подразделения, осуществляющие психологическое обеспечение решения кадровых и оперативно-служебных вопросов.

Цель (миссия) психологической службы — использование достижений психологической науки в практической деятельности правоохранительных органов для повышения ее эффективности. По сути речь идет об интеллектуализации и гуманизации деятельности отдела охраны.

Профессиональные ценности сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников правоохранительных органов. Для практических психологов главной профессиональной ценностью выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Психолог в правоохранительных органах руководствуется не только правовыми, но и этическими нормами. В соответствии с данным кодексом он может использовать в своей работе лишь те методы, которые прошли апробацию в рамках современной психологической науки и не являются опасными для здоровья личности. Это особо актуально для пенитенциарных учреждений, ибо осужденным свойственно приписывать сотрудникам карательные притязания.

Психолог должен обеспечивать конфиденциальность

психодиагностической информации, полученной от клиента на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает обследуемого о том, кто и для чего может использовать результаты тестирования (например, при аттестации сотрудника).

Сведения, собранные психологом в ходе профессиональной деятельности, не должны использоваться в интересах третьих лиц. Психологу надо осознавать, что порой им манипулируют, с его помощью пытаются уволить или перевести в другую службу «неугодного» сотрудника.

Девиз: «Знание психологии - это тоже оружие».

Программа мероприятий по популяризации своей деятельности:

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Текущий контроль за состоянием работы практических психологов.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Обобщение положительного опыта лучших психологов и его распространение.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Организация постоянно действующих семинаров для практических психологов.

<![if !supportLists]>4. <![endif]>Ежеквартальное или полугодовое подведение итогов работы региональной психологической службы и направление отчетов в министерство.

Портрет «идеального» клиента

Общительный, готовый к сотрудничеству, открытый, верящий в свойуспех.