1. Педагогика как наука. Связь педагогики с др. науками. Отрасли педагогики. Возникновение пед-ки.
Наиболее распространенное определение объекта педагогики такое: объект педагогики - это воспитание. Во многих случаях об объекте даже и не говорят, а сразу начинают с предмета: предмет педагогики - воспитание. Но само понятие «воспитание» имеет несколько значений. К тому же утверждают, что педагогическая наука должна изучать ребенка, а это уже совсем не то же самое, что воспитание. Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко по этому поводу высказался так: «В настоящее время (1922 г.) считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребёнок».
Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность -целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д. ).
На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.
Предмет педагогики: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.
На первом месте среди задач стоит задача выявления объективных закономерностей образовательного процесса.
Закономерность – это наиболее общая форма воплощения теоретического знания.
Еще одной задачей педагогической науки является разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием.
Задачей педагогической науки является также саморефлексия, или осознание ею самой себя: способов получения объективного знания о педагогической действительности (о характеристиках, логике, условиях повышения качества педагогического исследования), о структуре науки, ее связи с практикой, собственном понятийном составе и т.п. Выполнение этой задачи предполагает развитие исследований в области методологии педагогики. В сущности, весь раздел «Общие основы педагогики» носит методологический характер.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
Следующая основная категория педагогики - обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия - развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского «закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот».
К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др.
Связь педагогики с другими науками
Педагогика и философия. Связь философии и педагогики имеет двойственный характер. Временами педагогику признавали как «полигон» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Господство этих тенденций дает о себе знать и в современных представлениях о взаимосвязи педагогики и философии.
Несмотря на неоднозначность отношений педагогики с философией, эта связь все же сохраняется до настоящего времени как одна из наиболее значимых и необходимых. Современное состояние этих отношений также двузначно.
Однако во многих педагогических категориях и понятиях педагогики легко обнаружить их философское происхождение. Большинство исследователей-педагогов признают направляющую функцию философии по отношению к педагогике. Такое отношение является вполне справедливым и обусловливается самой сущностью философского знания, которое решает задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром.
Педагогика и психология. Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А. Коменский. Все выдающиеся педагоги говорили о необходимости понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Строить образование (обучение и воспитание) возможно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.
Педагогика в течение длительного времени наряду с философией использовала в качестве теоретического обоснования результатов педагогических исследований еще и психологию. Более того, наиболее выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами. Плодотворным результатом взаимосвязи педагогики и психологии было создание педологии (от греч. paidos - дитя, logos - учение).
Педология - течение в педагогике и психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели педологии - С.Холл, Дж.М.Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, В.Прейер и др. Ее содержание составили психологические, биологические и социологические подходы к развитию ребенка.
Педагогика и биологические науки. Педагогика тесно связана и с биологическими науками, изучающими человека как биологический вид. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека) и медицина. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики, и биология помогает ее решить.
Педагогика и экономика. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономические законы, с помощью которых государство планирует развитие всех отраслей хозяйства, распространяются и на образование. Система экономических мероприятий, проводимых государством, оказывала тормозящее или активизирующее действие на образование и его востребованность обществом, что, в свою очередь, сказывалось на развитии педагогических идей и педагогической науки как самостоятельной дисциплины.
Педагогика и социология. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая заняты планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях.
Формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками. Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.
Вторая форма связи педагогики с другими науками - творческое заимствование методов исследований.
Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.
И, наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее значение, - ее участие в комплексных исследованиях человека. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.
2. Педагог: профессиональные и личностные качества. Пути повышения мастерства и профессионализма.
Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.
Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:
ориентационно-прогностическая:
конструктивно-проектировочная;
Овладение названными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть простоумелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.
В чем же состоит сущность этих характеристик деятельности учителей и каковы показатели их профессионального роста?
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и па педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.
Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой оттлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем - совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.
Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие "творчество" ассоциируется с созданием "новых по замыслу культурных и материальных ценностей", с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.
Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено па производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. "Новаторство - новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов"'. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.
3. Взаимодействие школы и семьи. Формы взаимодействия.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Цели и задачи работы с родителями:
<![if !supportLists]>· <![endif]>Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
<![if !supportLists]>· <![endif]>Изучение воспитательных возможностей семей.
<![if !supportLists]>· <![endif]>Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
<![if !supportLists]>· <![endif]>Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
<![if !supportLists]>· <![endif]>Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
<![if !supportLists]>· <![endif]>Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание.
Основное назначение собраний – повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.
Значительное место в системе работы школы с родителями относится к их психолого – педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.
Планируя психолого – педагогическое просвещение родителей. Нужно исходить из следующих задач:
<![if !supportLists]>· <![endif]>сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
<![if !supportLists]>· <![endif]>обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
<![if !supportLists]>· <![endif]>нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
<![if !supportLists]>· <![endif]>компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
Принципы проектирования взаимодействия с родителями:
<![if !supportLists]>· <![endif]>учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;
<![if !supportLists]>· <![endif]>включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;
<![if !supportLists]>· <![endif]>постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;
<![if !supportLists]>· <![endif]>увязывание содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.
Можно выделять некоторые основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого – педагогического самообразования родителей:
<![if !supportLists]>· <![endif]>психолого – педагогическое образование родителей;
<![if !supportLists]>· <![endif]>проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
<![if !supportLists]>· <![endif]>планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;
<![if !supportLists]>· <![endif]>разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов);
<![if !supportLists]>· <![endif]>совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
Формы работы с родителями
1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.
Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.
Условиями успешного проведения родительских конференций являются следующие:
<![if !supportLists]>· <![endif]>актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
<![if !supportLists]>· <![endif]>тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);
<![if !supportLists]>· <![endif]>организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
<![if !supportLists]>· <![endif]>создание благоприятного эмоционального климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.
2. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
4. Преемственность в образовательных учреждениях.
В настоящее время необходим новый взгляд на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как сегодня между ними не существует надёжной связи. Преемственность этих ступеней образования не может рассматриваться только как согласованность программ. Она должна охватывать также цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания.
Несовпадение целей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) ведут к невостребованности образования, полученного ребёнком в детском саду. Так, готовность к школе часто рассматривается как определённый объём полученных знаний и умений, а несформированность фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования.
С другой стороны, появление тенденции раннего изучения программ для начальной школы зачастую ведёт к дублированию школьных предметов и излишнему увлечению “школьными” формами обучения (фронтальные занятия, контроль за усвоением знаний и умений и др.). В таких условиях часто недооценивается игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, не учитывается самоценность каждого возрастного этапа развития ребёнка. Наряду с этим обнаруживается перегрузка дошкольников узкопредметными знаниями и умениями, которые порой не осознаются детьми, а запоминаются как заученные факты. Для устранения указанных выше противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:
<![if !supportLists]>·<![endif]>Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка;
<![if !supportLists]>·<![endif]>Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
<![if !supportLists]>·<![endif]>Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
<![if !supportLists]>·<![endif]>Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
<![if !supportLists]>·<![endif]>Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);
<![if !supportLists]>·<![endif]>Устранение дублирования программ;
<![if !supportLists]>·<![endif]>Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
<![if !supportLists]>·<![endif]>Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
<![if !supportLists]>·<![endif]>В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.);
<![if !supportLists]>·<![endif]>Дошкольное образование должно стать обязательным и общедоступным.
5. Воспитание как педагогический процесс. Цели, задачи, функции, сущность воспитания.
Традиционными для отечественной педагогической системы являются следующие составные части общей цели умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.
Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Его главная задача — вооружить обучаемых системой знаний основ наук. Конкретные задачи умственного воспитания следующие:
<![if !supportLists]>· <![endif]>усвоение определенного объема научных знаний;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование мировоззрения;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие умственных сил, способностей и дарований;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие познавательных интересов;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие потенциальных возможностей личности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование познавательной активности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки;
<![if !supportLists]>· <![endif]>вооружение учащихся методами познавательной деятельности.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть правильного воспитания. Задачи физического воспитания;
<![if !supportLists]>· <![endif]>укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
<![if !supportLists]>· <![endif]>повышение умственной и физической работоспособности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
<![if !supportLists]>· <![endif]> обучение новым видам движений;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование гигиенических навыков;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание и политехническое образование решают следующие задачи:
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование трудовых действий;
<![if !supportLists]>· <![endif]>ознакомление учащихся с новыми типами производственных отношений;
<![if !supportLists]>· <![endif]>изучение орудий труда и способов их использования;
<![if !supportLists]>· <![endif]>обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование интереса к производственной деятельности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства.
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, подготовки к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Формирование общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных качеств означает воспитание честности, справедливости, чувства долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, и дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.
Цель эмоционального (эстетического) воспитания включает решение задач:
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирования эстетических знаний;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитания эстетической культуры;
<![if !supportLists]>· <![endif]>овладения эстетическим и культурным наследием прошлого;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирования эстетического отношения к действительности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развития эстетических чувств;
<![if !supportLists]>· <![endif]>приобщения человека к прекрасному в жизни, к природе, труду;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развития потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты и др.
3. Традиционные задачи дополняются новыми профессиональными педагогическими задачами.
В области духовного и нравственного воспитания:
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие представлений о духовной жизни человека, путях обретения духовности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений;
<![if !supportLists]>· <![endif]>усвоение привычек духовного и нравственного поведения;
<![if !supportLists]>· <![endif]>привитие навыков делать моральный выбор в жизненных ситуациях;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие потребности постоянного морального самоусовершенствования.
В области интеллектуального воспитания:
<![if !supportLists]>· <![endif]>усвоение обязательного минимума практических и мировоззренческих знаний;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие познавательных сил, способностей и дарований учеников;
<![if !supportLists]>· <![endif]>удовлетворение запросов, потребностей обучаемых;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие потребности учиться, постоянно пополнять свои знания.
В области физического воспитания:
<![if !supportLists]>· <![endif]>понимание связи между телесным и духовным;
<![if !supportLists]>· <![endif]>укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование потребности постоянно следить за своим физическим и духовным развитием.
В области трудового воспитания:
<![if !supportLists]>· <![endif]>понимание назначения человека, смысла и направленности его труда;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование привычки много и настойчиво работать;
<![if !supportLists]>· <![endif]>привитие ответственного отношения к работе;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание готовности несколько раз поменять работу на протяжении жизни.
В области эмоционального воспитания:
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование представлений о связи духовного и эстетического;
<![if !supportLists]>· <![endif]>привитие навыков гуманного отношения к людям;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие готовности прийти на помощь;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание культурного поведения;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование небезразличного отношения к жизни;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие эстетичных чувств, вкусов.
В области экологического воспитания:
формирование представлений о вечной гармонии человека с природой;
<![if !supportLists]>· <![endif]>приобретение необходимых знаний об окружающей среде;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование готовности прийти на помощь природе.
В области правового воспитания:
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие представлений о духовных началах власти, законов;
<![if !supportLists]>· <![endif]>усвоение необходимого объема правовых знаний;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование ответственного отношения к своим обязанностям;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие навыков уважения прав и свобод других людей.
В области полового воспитания:
<![if !supportLists]>· <![endif]>понимание духовного смысла продолжения жизни;
<![if !supportLists]>· <![endif]> воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание ответственности за свою семью и будущих детей.
В области экономического воспитания:
развитие представлений о духовном смысле жизни, ее материальной стороне, о превалировании духовного над материальным;
<![if !supportLists]>· <![endif]>усвоение знаний о действии экономических законов;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни;
<![if !supportLists]>· <![endif]>привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.
В области политического воспитания:
<![if !supportLists]>· <![endif]>овладение знаниями о политической системе государства;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование патриотизма, чувства ответственности перед обществом;
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование готовности делать взвешенный политический выбор;
<![if !supportLists]>· <![endif]>привитие навыков жизни и поведения в гражданском обществе.
В области гражданского воспитания.
<![if !supportLists]>· <![endif]>понимание ведущей идеи, объединяющей людей в многонациональном и поликультурном обществе;
<![if !supportLists]>· <![endif]>принятие гражданственности как общего для всех закона жизни;
<![if !supportLists]>· <![endif]>овладение знаниями о гражданском обществе;
<![if !supportLists]>· <![endif]>подготовка к жизни в гражданском обществе.
Среди новейших задач современного воспитания выделяют:
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание ответственности за собственную жизнь;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание ответственности за жизнь потомства;
<![if !supportLists]>· <![endif]>предупреждение половой распущенности и половых отклонений;
<![if !supportLists]>· <![endif]>предупреждение ранней беременности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание чувства сострадания к слабым, больным, немощным;
<![if !supportLists]>· <![endif]>воспитание чувства умеренности, разумного потребления.
<![if !supportLists]>·<![endif]>усвоение знаний о действии экономических Законов;
<![if !supportLists]>·<![endif]>формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни;
<![if !supportLists]>·<![endif]>привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, термин «педагог» - греч. Paidagogos от pais (paidos) – «дитя» + «ago» - веду, воспитываю – воспитатель; «педагогика» - paidagogike – буквально: «детовождение», «детоводство», «детоводительство». В обыденной ситуации мы под этими терминами представляем область жизни и деятельности людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности. Но термин «педагогика» не строго однозначен, а полисемичен. И если не определить, в каком значении и контексте используется это понятие, в какой конкретной ситуации подразумевается, то может возникнуть неточность, искаженное восприятие мыслей одного человека другим. Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, иногда добавляя: образовании и обучении.
В работах ученых «воспитание» выступает в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означает выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.
Объединяющим началом воспитания, обучения и образования является педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, В.А. Караковского, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова.
Обращаясь к понятию «педагог» следует отметить, что Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы:
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. «Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора».
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя: диагностическая;ориентационно-прогностическая:конструктивно-проектировочная;организаторская;информационно-объяснительная;коммуникативно-стимулирующая;аналитико-оценочная;исследовательско-творческая.
Овладение названными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни: педагогическая умелость; педагогическое мастерство; педагогическое творчество; педагогическое новаторство.
Одним из важнейших аспектов работы педагога является взаимодействие с родителями, носящее основополагающий характер в развитии полноценной личности ученика. В трудах Л.И. Бахкович, В.И. Новиковой, А.А. Люблинской, И.Ф. Свадковского, В.П. Сазонова, А.И. Засимовского, Б.Т. Лихачева и др. исследуется педагогический аспект совершенствования духовно-нравственной воспитанности детей разного возраста. Анализ научной литературы свидетельствует об интересе современных ученых к исследованию различных аспектов формирования высоконравственной личности ребенка в семье и школе. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Цели и задачи работы с родителями: установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся; изучение воспитательных возможностей семей; формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей; оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Для того чтобы ребенок не получил психологическую травму при переходе из дошкольного образовательного учреждения в школу необходимо выполнение следующих условий: сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка; обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника; для начального образования: опора на достижения дошкольного детства; согласованность программ ДОУ и начальной школы; сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной); устранение дублирования программ; сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.); создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка; в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.); дошкольное образование должно стать обязательным и общедоступным.
Коменский Я. А., Макаренко А. С., Монтессори М., Песталоцци И. Г., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. определяли, что воспитание личности – это, прежде всего, формирование в ней внутренней жизненной философии, устойчивой системы ценностей, в которой важно наличие и разумное сочетание прагматических, гуманистических и гражданских ценностей.
Понятие «воспитание» рассматривается мною как социальное воздействие на сознание ребенка через создания благоприятных условий для его мотивируемой самореализации, освоения, усвоения и присвоения им определенных качеств и норм.
Исходя из этого, определяем стратегическую цель воспитания: создание условий для формирования социально-адаптированной к окружающей действительности личности, носителя интеллектуального и культурного потенциала, сочетающей в себе национальные идеи, гражданские ценности, способность к творческому отношению к миру и активному созиданию.
Из данной стратегической цели вытекает комплекс воспитательных целей: создание
<![if !supportLists]>·<![endif]>целостной личности, гармонично сочетающей в себе общественно-коллективное и индивидуально-личностное, духовно-нравственное начала;
<![if !supportLists]>·<![endif]>самоактуализирующейся личности – творца своей судьбы, мотивируемого на самопознание и саморефлексию, самоконтроль и саморегуляцию, т.е. на самовоспитание
<![if !supportLists]>·<![endif]>личности патриота России с выраженным чувством национального и государственного достоинства, любви к Отечеству, глубоким уважением к историческому и культурному наследию, созидательной сопричастности к настоящему.
Для достижения указанных целей необходимо решить целый комплекс задач: создать оптимальную социально-педагогическую воспитательную среду и коммуникационное пространство для эффективной и качественной реализации целенаправленного воздействия на учащихся, стимулирующего и направляющего их личностное развитие; создать условия для адаптации ребенка – необходимых изменений его личных и социальных качеств при переходе из одного социального статуса в другой; обеспечить психолого –педагогическое сопровождение процессов «взросления», способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств.