Статьи

Отведение специального времени в режиме дня для проведения игр под руководством взрослого

СОДЕРЖАНИЕ


1) Отведение специального времени в режиме дня для проведения игр под руководством взрослого. 3

2) Оборудование игровых уголков в группах. 5

3) Требования к игрушкам, покрытиям. 5

4) Размещение игрушек в игровых уголках. Оборудование игровых уголков с учетом возраста детей и характера интеллектуального нарушения. 6

Практические задания.9

Литература. 10





<![if !supportLists]>1) <![endif]>Отведение специального времени в режиме дня для проведения игр под руководством взрослого


Еще двадцать лет назад первоклассники не умели читать, писать, считать.

Всему этому дети обучались в школе, при этом интеллектуальное развитие не страдало. На сегодняшний день ситуация совсем другая.

Для того чтобы ребенок был принят в школу, уже в 6 лет ему нужно сдать предварительный экзамен на «готовность».

Именно поэтому мама и папы стараются начать обучение крохи как можно раньше.

Так называемое «раннее развитие» очень модно и популярно. Существуют специальные программы, методики, конспекты занятий, по которым ребенок учится читать, начиная с рождения, а также считать, учить иностранный язык, занимается риторикой, логикой, грамматикой, математикой и т.д.

За это дошкольное образование родители готовы платить большие деньги — для хорошего будущего малыша ничего не жалко!
Воспитатели и преподаватели, подстраиваясь под законы рыночной экономики, охотно отвечают потребителям (родителям) и учат.
В итоге система дошкольного воспитания становится низшей ступенью школьного образования.

Несмотря на гуманистические и прогрессивные концепции ученых о сохранении детства, страх перед будущим заставляет родителей основательно готовить малыша к школе. Подготовка к школе становится главной целью не только родителей, но и воспитателей, психологов, работающих в детских садах.

Эту тенденцию с педагогической, и с психологической точки зрения можно назвать неоправданной, и даже опасной, несущей непредсказуемые социальные последствия.

Дело в том, что из-за своих психологических особенностей дети не готовы к учебной деятельности.

Даже после заучивания каких-либо формулировок и терминов, дети не могут их использовать.

К примеру, после заучивания дней недели и отдельных месяцев, они не могут сказать, какое сейчас время года, не используют названия выученных предлогов в своих действиях.

Заученные знания, которые оторваны от реальной жизни детей, получают статус бессмысленных речевых штампов. Несмотря на умственное истощение школьников и огромные усилия педагогов, готовность детей к школе остается сомнительной.

Дети не могут начать обучение только потому, что этого хотят взрослые. Не по той причине, что они непослушные и ленивые, а потому что они дети. И самое плохое не в том, что они ничего не получают от таких преждевременных занятий, но и теряют важные возможности дошкольного детства.

Дошкольный возраст - это уникальное и решающий период развития ребенка, когда складывается воля и произвольное поведение, возникают основы личности, активно развивается творчество, воображение, общая инициативность.

Но все эти важные качества характера формируются вовсе не на учебных занятиях, а в игре.

Психологи и детские педагоги отмечают, что в детских садах с детьми стали меньше играть, в частности, сократились сюжетно-ролевые игры.
Дошкольникам практически неизвестны традиционные детские игры. Главной причиной обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, режим дня в детских садах перегружен различными занятиями и на игру не остается свободного времени.

Дети, по наблюдениям педагогов, не могут спокойно и содержательно играть - они начинают возиться, драться, толкаться — поэтому воспитатели стараются заполнить свободное время спокойными занятиями или прибегают к дисциплинарным воздействиям. При этом они отмечают, что дети не умеют и не любят играть.

Это действительно так. Игра передается из одного поколения в другое - от старших к младшим.

На сегодняшний день эта связь детских поколений разорвана (разновозрастные детские коллективы можно встретить лишь как исключение).

Дети растут рядом со взрослыми, а взрослые не умеют играть, у них нет на это времени и они не считают игру важной. Если взрослые проводят время с детьми, они начинают проводить с ними обучающие занятия, а не игру. В результате игра исчезает из жизни дошкольников, а вместе с ней исчезает само детство.

Исчезновение игры в дошкольном возрасте негативно отображается на личностном и психическом развитии детей. Как известно, именно в игре развивается мышление, общение, эмоции, воображение, сознание наиболее интенсивно.

Главным преимуществом игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит малышу максимальное удовольствие.

Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет творческую активность и инициативу.

В то же время, в игре дети учатся оценивать и контролировать себя, понимать, что они делают, действуют правильно, потому что хотят так действовать.

Отношение современного ребенка к игре существенно изменилось. Несмотря на популярность и сохранение некоторых игровых сюжетов (салочки, прятки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не считают обязательным выполнение правил, либо вовсе не знают их.


2) Оборудование игровых уголков в группах


Игрушки для оснащения детского сада должны отвечать ряду критериев. Назовем основные:

1. Социальная и психологическая безопасность. Игрушка не должна вызывать у детей страх и тревогу, провоцировать к агрессии или жестокости, унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства. Кроме того, игрушка не должна вызывать психологической зависимости.

2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка.

3. Функциональная привлекательность.

4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).

5. Эстетичность игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции.

Также следует обращать внимание на соответствие игрушки принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям, возможность использования в коллективной игре, на качество упаковки, прочность и долговечность.


3) Требования к игрушкам, покрытиям


Важно помнить о том, что мягкие игрушки довольно быстро пачкаются и требуют более тщательной чистки. Поэтому не рекомендуется давать их малышам до 2 лет.

Кроме того, игрушки должны быть изготовлены из материалов, согласованных с органами Роспотребнадзора и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), подтверждающее их безопасность.

Санитарные правила, касающиеся выпуска и продажи игр и игрушек, запрещают применять для их изготовления утиль, древесную кору, а также натуральные мех и кожу (применительно к игрушкам для детей до 3 лет).

Вес игрушки для детей до 3 лет не должен быть больше 100 г, игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных игрушек) для детей в возрасте до 7 лет – не более 400 г и для детей до 10 лет – 800 г.

Игрушки и игровое оборудование не должны иметь травмоопасных частей: острых, колющих элементов или деталей, выступающих углов и т. п.

Во время прогулки или пребывания на игровой площадке ДОУ не следует давать детям те игрушки, с которыми они играют дома или в групповом помещении.

Другие виды игрушек (немягкие) также необходимо использовать с соблюдением санитарных норм. Например, все вновь приобретенные игрушки, выполненные из материалов, стойких к влажной обработке, перед тем как дать ребенку, надо вымыть с мылом в течение 15 мин и хорошо ополоснуть водой.

Игрушки, с которых в процессе мытья сходит краска, недопустимы для использования детьми, поскольку краска растворяется в слюне и может быть опасна для здоровья.

Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах – 2 раза в день.

Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

Детали музыкальных духовых инструментов, предназначенные для соприкосновения с губами детей, а также детские погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицируемых и не впитывающих влагу материалов.

Стойкость декоративного или защитного покрытия игрушки к действию слюны, пота, влажной обработки проверяют в процессе гигиенической экспертизы. Для звуковых игрушек существуют ограничения по уровню звука.

Любая игровая деятельность детей, связанная с использованием инструментов, допустима лишь под непосредственным контролем и наблюдением взрослых.

Для профилактики травм во время работы с инструментами ребенку, прежде всего, необходимо показать, как ими правильно пользоваться. Инструменты должны соответствовать возрасту детей, быть исправными и безопасными (ножницы с тупыми концами, молоток с закругленной ударной частью и т. п.).

Колющие и режущие инструменты следует хранить в закрытых местах, недоступных для детей.


4) Размещение игрушек в игровых уголках. Оборудование игровых уголков с учетом возраста детей и характера интеллектуального нарушения


При подборе дидактического материала игрового уголка учитываются: наполняемость уголка; разнообразие материала; соответствие возрасту; доступность; системность; эстетика оформления; ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников.

При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи.

Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.

Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.

В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.

Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.

Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен соответствовать возрасту детей.

Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе.

Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него.

Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры.

Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка.

Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка.

Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку.

Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла (обычная, би-ба-бо, марионетка).

Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т.д.).

Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.









Практические задания


Составьте аннотированную картотеку статей из журнала «Дефектология», посвященных вопросам формирования игровой деятельности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет/Басилова Т.А., Александрова Н.А.// Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 3-13. В статье обобщены результаты клинико-психолого-педагогической оценки групп слепых дошкольников, обследованных в 1974-1993 и 1994-2004 годах. Показано изменение причин, структуры и тяжести сложных нарушений у этой категории детей в результате использования методов развития игровой деятельности.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>К вопросу об организации медико -психолого- педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии. /Дунаева З.М., Ростягайлова Л.И. // Ж. "Дефектология", 2003, № 4.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Особенности организации предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития/Басилова Т.А., Александрова Н.А.//
Дефектология, 2000г, №5 стр. 48-55. В статье рассматривается организация предметно-игровой деятельности ребенка с проблемами в развитии, формирование системы «ребенок – близкий взрослый». Анализируются способы общения, организация матерью совместной с ребенком деятельности, трудности, возникающие в процессе коммуникации, сравниваются системы общения при нормальном и аномальном развитии.

<![if !supportLists]>4. <![endif]>Особенности игровой деятельности слепых дошкольников / Л.И.Солнцева // Дефектология, 1974. - №6. – С. 66. В статье рассматривается организация предметно-игровой деятельности ребенка с проблемами в развитии.

<![if !supportLists]>5. <![endif]>Особенности игровых действий /Н.Д.Соколова //Журнал Дефектологии 1972 №2. –С. 43. В статье рассматривается организация предметно-игровой деятельности ребенка с проблемами в развитии.











Литература


<![if !supportLists]>1. <![endif]>Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопр. психол.2000. № 6. С. 62-76.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Мануйленко З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 2008. Вып. 14.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2001.