СОДЕРЖАНИЕ
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР3
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Значение изобразительной деятельности в работе с детьми с ЗПР. 5
<![if !supportLists]>3. <![endif]>Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР. 7
Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания.
Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействуют этому развитию.
Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с ЗПР, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельности.
Эстетическое воспитание на занятиях по рисованию осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у детей целенаправленной изодеятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.
Предметное рисование – изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности. Задачи:
<![if !supportLists]>1. <![endif]>формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; бережное отношение к миру предметов.
<![if !supportLists]>2. <![endif]>вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам.
<![if !supportLists]>3. <![endif]>побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке тем изображения
<![if !supportLists]>4. <![endif]>формировать обобщенные представления об изображаемом предмете
<![if !supportLists]>5. <![endif]>стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа.
Сюжетное рисование – содержанием такого рисунка является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Задачи:
<![if !supportLists]>1. <![endif]>формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы.
<![if !supportLists]>2. <![endif]>развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка.
<![if !supportLists]>3. <![endif]>развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.
<![if !supportLists]>4. <![endif]>побуждать детей к самостоятельности в замысливании образа.
<![if !supportLists]>5. <![endif]>учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него.
Декоративное рисование – имеет огромное значение в развитии основ личности ребенка – присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства родины, осознание себя как частицы своего народа. Задачи:
<![if !supportLists]>1. <![endif]>формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства, понимание его особенностей.
<![if !supportLists]>2. <![endif]>формирование желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослого и по собственной инициативе.
<![if !supportLists]>3. <![endif]>формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений – освоение детьми характерных элементов, узоров росписи; воспитание чувства ритма, формы, симметрии.
<![if !supportLists]>4. <![endif]>воспитание активности самостоятельности, инициативы и творчества при создании узоров.
Значение изобразительной деятельности в работе с детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность. Этапы:
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
<![if !supportLists]>3. <![endif]>Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
<![if !supportLists]>4. <![endif]>Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.
При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать средующие принципы:
<![if !supportLists]>· <![endif]>формирование у детей представлений о том, что любое изображение - это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
<![if !supportLists]>· <![endif]>учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
<![if !supportLists]>· <![endif]>тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности - предметной, игровой, трудовой и общения;
<![if !supportLists]>· <![endif]>актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
<![if !supportLists]>· <![endif]>эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
<![if !supportLists]>· <![endif]>развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
<![if !supportLists]>· <![endif]>процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.
Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что: у детей формируются навыки наблюдения;
<![if !supportLists]>1. <![endif]>совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
<![if !supportLists]>2. <![endif]>дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
<![if !supportLists]>3. <![endif]>формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
<![if !supportLists]>4. <![endif]>дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
<![if !supportLists]>5. <![endif]>также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
<![if !supportLists]>6. <![endif]>дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
<![if !supportLists]>7. <![endif]>на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне.
Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей. Особенности изодеятельности детей с ЗПР
<![if !supportLists]>1) <![endif]>отсутствие интереса к результатам деятельности;
<![if !supportLists]>2) <![endif]>слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
<![if !supportLists]>3) <![endif]>затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
<![if !supportLists]>4) <![endif]>обилие графических штампов;
<![if !supportLists]>5) <![endif]>статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;
<![if !supportLists]>6) <![endif]>отсутствие преднамеренного выбора цвета;
<![if !supportLists]>7) <![endif]>бедность цветового решения;
<![if !supportLists]>8) <![endif]>неразвитость композиционных сюжетных построений;
<![if !supportLists]>9) <![endif]>низкий уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
Список литературы
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Вершинина Н.А. Предметное рисование; изд-во Поморского Университета. – Северодвинск, 2004.
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Емельянова Л. «Анализ детских работ по изодеятельности»// Дошкольное воспитание. 2000, №39.
<![if !supportLists]>3. <![endif]>Ержанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6
<![if !supportLists]>4. <![endif]>Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.
<![if !supportLists]>5. <![endif]>Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
<![if !supportLists]>6. <![endif]>Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.