Ребенок в полной и неполной семье
Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка. Родителям необходимо понимать происходящее в семье, посмотреть на семью и себя глазами ребенка. А.С. Спиваковская в своей книге “Как быть родителями” старается заглянуть в глубоко интимные эмоциональные пласты отношений между детьми и родителями, психологически описать особое состояние, необходимый душевный настрой, который должен быть создан в семье и от которого зависит успешность воспитательного воздействия. Основное внимание уделено эмоциональному аспекту воспитания, чувствам родителей к своим детям. Х. Джайнотт пишет о том, что родители должны не только любить, но и уважать своих детей, относиться к ним как к равным себе человеческим личностям, обладающим собственным внутренним миром и имеющим право на понимание и сочувствие.
В семье, где отец формально отсутствует, он также не включен и в субъективную картину семьи ребенка. Некоторые дети смотрят на свою семью как на дом, но со скрытым ностальгическим желанием. В них живет надежда на полную и крепкую семью. В случае наличия в семье двух и более детей существует факт детронизации. 44% детей считают, что родители больше внимания уделяют их братьям и сестрам, говорят, что родители не любят их. Рассказы детей касаются не своей семьи, а своих друзей, себя.
В полной семье ребенок может также не вписывать в субъективную картину семьи некоторых ее членов. Дети не считают своих родителей близкими друзьями – следовательно, не желают их вписывать в свое представление о благополучной семье.
Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин:
<![if !supportLists]>· <![endif]>рождения ребенка вне брака,
<![if !supportLists]>· <![endif]>смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей;
<![if !supportLists]>· <![endif]>соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи;
<![if !supportLists]>· <![endif]>последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
Дети, растущие в неполных семьях, имеют более или менее положительную картину восприятия семьи, так же, как и их сверстники из полных семей. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. У неполной семьи (как и у полной) есть свои положительные и отрицательные ресурсы. Задача психологов – помочь семье использовать ее положительные ресурсы для полноценного воспитания детей. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что некоторые дети как из полных, так и неполных семей составляют особую проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов и педагогов. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод:
Во-первых, в неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей чаще приводящие к дисгармоническому развитию личности ребенка.
Во-вторых, чтобы избежать ошибок в воспитании, необходимо учитывать причины возникновения неполной семьи, личность воспитателя и его авторитет, личность ребенка и его индивидуальность и продуманный подход к созданию новой семьи.
И, в-третьих, учитывая все эти факты и зная, как они влияют на воспитание ребенка, одинокий родитель имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.
Для маленького ребенка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.