Доклад
к защите выпускной квалификационной работы
на тему: Правовые основы защиты прав потребителей
студента:
В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей. Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что защита прав потребителей в целом является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость изучения норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя.
Актуальность настоящей работы также обусловлена существующими проблемами защиты прав потребителей, несогласованностью и недостаточной полнотой ряда законодательных норм регулирующих вопросы установления и защиты прав потребителей в Российской Федерации. Непосредственный интерес представляют проблемы законодательного регулирования прав потребителей, в сфере оказания услуг имеющих особое значение для нормальной жизнедеятельности каждого человека: медицинских, коммунальных, банковских, транспортных которые рассмотрены в рамках настоящего исследования. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами РФ, среди которых можно отметить: Жилищный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта, Воздушный кодекс, основы законодательства об охране здоровья граждан, большое число постановлений Правительства РФ и др. Изменение законодательства о защите прав потребителей позволило решить ряд проблем защиты прав потребителей при купле-продаже товаров, проведении различных работ.
Однако, несмотря на позитивное изменение законодательства о защите прав потребителей, в отличие от ранее действующего, неурегулированными и нерешенными остались проблемы в сфере оказания услуг, в том числе и таких имеющих особое значение в жизнедеятельности любого человека, как транспортные, банковские, медицинские и коммунальные услуги.
Исходя из рассмотренной нами группы потребляемых гражданами услуг, можно отметить наличие ряда дисскусионных теоретических и требующих решения практических проблем защиты прав потребителей.
Регулирование защиты прав потребителей транспортных услуг осуществляется рядом нормативно-правовых актов в сфере транспортных правотношений, в связи с чем применение норм законодательства о защите прав потребителей к данной сфере носит ограничительный характер. Данная особенность применения норм законодательства о защите прав потребителей может существенно затруднить реализацию потребителем своих прав, в том числе из-за сложностей в определении законности тех или иных установленных транспортным законодательством ограничений.
Относительно защиты прав потребителей банковских услуг следует отметить, что позиция, согласно которой закон "О защите прав потребителей" распространяется и на отношения, возникающие между гражданином и кредитной организацией в том случае, если гражданин приобретает ее услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, стало таковым в юридической науке и правоприменительной практике лишь относительно недавно, в частности после принятия Постановления Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей". Однако по настоящее время в этой сфере существует ряд дискуссионных вопросов требующих решения, это в первую очередь вопрос распространения законодательства о защите прав потребителей на потребительское кредитование и определение круга договоров банковской сферы на которые распространяется законодательство о защите прав потребителей.
Между тем, поскольку нормы Закона абсолютно не рассчитаны на предоставление банковских услуг, в том числе и нормы о содержании информации об этих услугах (п. 2 ст. 10), о способах доведения подобной информации до потребителя (п. 3 ст. 10), о последствиях предоставления ненадлежащей информации (ст. 12), то единственным источником информации о содержании банковских услуг является уже заключенный договор об их предоставлении, что, конечно же, лишает потребителя возможности компетентного их выбора. В сфере медицинских услуг проблемным вопросом остается определение критериев качества медицинских услуг. Вопрос о стандартах медицинской помощи и о стандартах качества медицинской помощи ни в медицинской, ни в правовой науке не получил достаточно ясного решения.
Существуют рекомендованные бывшим Министерством здравоохранения СССР стандарты медицинской помощи по нозологиям (по различным видам заболеваний). Однако эти стандарты определяют не столько качество медицинской помощи, сколько ее объем, методы диагностики и лечения, комплекс диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий и т.п. По сегодняшний день не нашел ответа вопрос, распространяется ли действие общего законодательства об услугах и Правил на деятельность всякого рода целителей, применяющих методы народной и иной нетрадиционной медицины. Вероятно, на этот вопрос необходимо дать утвердительный ответ. В сфере жилищно-коммунального хозяйства проблемной является специфика отношений по предоставлению коммунальных услуг, большого объема обязанностей потребителя осуществление которых непосредственно связано с правом на защиту в случае нарушений жилищно-эксплуатационных органов.
Требуют более детального правового регулирования вопросы ответственности и порядка защиты прав потребителя при предоставлении некачественных коммунальных услуг и при их непредставлении вообще, возможность и порядок требования от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей правилами предоставления коммунальных услуг. Для решения обозначенных в исследовании проблем нужно вносить соответствующие изменения в законодательство о защите прав потребителей, продолжая политику признания и соблюдения прав граждан, в том числе и права граждан – потребителей на защиту, как одного из основных конституционных и гражданских прав. Так в частности на основании проведенного исследования, исходя из специфики услуг как объекта потребления и соответствующих особенностей защиты прав потребителей услуг, предлагается:
-дополнить Закон о защите прав потребителей путем выделения отдельной главы, посвященной регулированию защиты прав потребителей услуг, что позволит более детально и точно установить правовое регулирование именно этой сфере потребления.
-изменить статью 39 Закона о защите прав потребителей «Регулирование оказания отдельных видов услуг», дополнив ее нормами детально регулирующими особенности оказания и защиты прав потребителей всех основных видов услуг, в том числе им рассмотренных в настоящем исследовании;
-приступить к созданию унифицированного нормативного акта регулирующего правоотношения в сфере защиты прав потребителей услуг в Российской Федерации с учетом международно-правовых аспектов решения проблем защиты прав потребителей, взяв за основу отраженные в "Руководящих принципах для защиты интересов потребителей" норм международного права.