Статьи

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА


2.1. Программа исследования


В исследовании участвовали 40 детей в возрасте 8-10 лет. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 20 учащихся Красноперекопского психоневрологического интерната, которым психолого-медико-педагогической комиссией диагностирована легкая умственная отсталость (F70).

Группу сопоставительного анализа (ГСА) составили 20 учащихся общеобразовательной школы.

Исходя из целей и задач исследования, констатирующий эксперимент включал в себя три направления.

1 блок – исследование когнитивного компонента социально-нравственных представлений.

Изучались особенности знания детьми нравственно-этических норм (хорошие и плохие поступки) и правил поведения по отношению к сверстникам и взрослым (доброжелательность, вежливость, заботливость, справедливость, ответственность и др.).

Диагностический комплекс сконструирован на основе методик Г. И. Ефремовой, В. И. Петровой, О. Е. Шаповаловой. Детям предлагалось шесть заданий на трактовку и дифференциацию понятий, выявление ценностных ориентаций, оценку нравственных качеств. Критериями качественного анализа явились:

а) полнота нравственно-этических представлений,

б) четкость нравственных ориентиров;

в) смысловая адекватность,

г) возможность осознания и словесного выражения.

Первый блок включал задания на знание правил, дифференциацию и оценку нравственных качеств, трактовку понятий, диагностические задания «Правила», «Какой мой друг?», «Какой я?», «Волшебник».

2 блок - исследование эмоционального компонента социально-нравственных представлений. Анализировалась способность к сопереживанию, готовность поставить себя на место другого, адекватно отразить в своем сознании его эмоциональное состояние. Критериями оценки являлись:

а) убеждение в необходимости ценностного отношения к людям;

б) способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов человеческих отношений.

Второй блок включал диагностическое задание «Неприятности» и просмотр сюжетов из детского юмористического киножурнала «Ералаш».

3 блок был направлен на исследование поведенческого компонента социально-нравственных представлений. Подвергались анализу высказывания, отражающие различное эмоциональное отношение к неприятностям другого человека (отзывчивость, благородство, сочувствие, сопереживание и т. д.). В основу исследования были положены критерии оценки моральной саморегуляции (Г. И. Ефремова, П. М. Морева, С. Г. Якобсон): понимание ситуации нравственного выбора, осознание возможности поступить любым образом; знание социальных норм и принципов, позволяющих определить моральную ценность альтернативных действий; выражение своего поведения в самооценке. Основные критерии анализа:

а) способность нравственной оценки поведения своего и окружающих;

б) наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении;

в) степень самостоятельности нравственного выбора в проблемной ситуации;

г) возможность следовать принятым нравственным требованиям, нормам и правилам в поведении.

Третий блок включал задания на распределение призов и моделирование проблемных ситуаций с неоконченным сюжетом.

С учетом перечисленных критериев определены уровни сформированности социально-нравственных представлений у младших школьников: высокий, выше среднего, средний, низкий. Приведем их характеристику.

1 уровень – высокий. Дети имеют адекватные и достаточно полные знания о предложенных нравственно-этических категориях. Они понимают и анализируют нравственно-этическую ситуацию, используют развернутое суждение в выражении своего отношения, знают способы воображаемого поведения.

Отчетливо выражен мотив доброжелательного отношения, соблюдения справедливости.

Младшие школьники проявляют устойчивое эмоционально-ценностное отношение к людям, адекватную эмоциональную реакцию в социально значимых ситуациях и при оценке человеческих отношений; готовы следовать принятым нравственным нормам и правилам в реальном поведении; дают правильную оценку поведения своего и окружающих, могут ее мотивировать.

Самостоятельны в нравственном выборе в ходе преодоления проблем, следуют принятым нравственным требованиям, нормам и правилам в поведении.

2 уровень – выше среднего. Учащиеся на этом уровне имеют недостаточно разносторонние нравственные представления и понятия, не всегда применяют их на практике. Дети располагают знаниями о позитивном поведении в жизненных ситуациях, однако высказываемые ими суждения неточны, поступки импульсивны, нравственно-этические категории недостаточно осознаны.

Они проявляют эмоциональную реакцию на переживания нравственных аспектов человеческих отношений, понимают необходимость следовать нормам и правилам поведения, с помощью взрослого находят наиболее приемлемый вариант.

3 уровень – средний. У учащихся на этом уровне нравственные представления и понятия отрывочны и бессистемны. Они не могут мотивировать и правильно оценивать поведение, от самооценки поступков уклоняются.

Однако, в ярких эмоциональных ситуациях ими проявляются переживания нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений.

Дети выражают свое отношение к ситуации: фиксируют ее, но реагируют неадекватно на содержание происходящего.

Суждения, выражающие отношения к другому человеку часто негативны.

В нравственном выборе младшие школьники могут следовать принятым требованиям, нормам и правилам в поведении лишь при непосредственном руководстве взрослых. Самостоятельно не находят оптимального варианта поведения.

Используют ситуацию шантажа, не понимая безнравственности проступка.

4 уровень – низкий. Знания и представления о предложенных нравственно-этических категориях чрезвычайно бедны и бессистемны, а поведение в целом неосознанное.

Возможны неадекватные ответы. Дети осуществляют поспешные, импульсивные варианты поведения, не всегда связанные с содержанием задания.

Собственное поведение не регулируется моральными нормами и правилами.



2.2. Результаты исследования


Обработка результатов показала, что распределение ответов обследуемых по уровням в ЭГ значительно отличается от распределения ответов детей ГСА. Остановимся подробнее на результатах экспериментального исследования.

Таблица 1

Сформированность социально-нравственных представлений у младших школьников (%), констатирующий этап обучающего эксперимента

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

_

5

Выше среднего

_

35

Средний

45

45

Низкий

55

5

Всего:

100

100


Исследование когнитивного компонента показало, что у умственно отсталых учащихся нравственные представления и понятия отрывочны и бессистемны в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. В ситуациях, требовавших ценностных ориентаций они затруднялись в дифференцированной оценке, что выражалось в сближении относительного веса наиболее и наименее значимых ценностей. Для учащихся массовой школы характерны высшие баллы для наиболее значимых ценностей и низшие для наименее значимых. У 85% детей ГСА выявлена высокая степень соответствия самооценки ценностным ориентациям, тогда как лишь в 10 % случаев определена относительно адекватная самооценка у учащихся ЭГ, в остальных случаях она была явно завышена, что является типичным для данной категории детей.

При изучении эмоционального компонента были получены следующие результаты. Дети с нормальным развитием преимущественно соответствовали высокому уровню, характеризующемуся активным сопереживанием, доброжелательным отношением в межличностном взаимодействии (75% в первом задании и 70% во втором). У умственно отсталых младших школьников мотивация суждений в основном имела ситуативный характер, их высказывания отличались недостаточной осмысленностью, стереотипностью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Учащиеся ЭГ демонстрировали поспешные, импульсивные суждения, не связанные с содержанием заданий (60% в первом задании и 40% – во втором).

Для них были характерны отрицательный эмоциональный настрой, негативизм, агрессия, снижение потребности в доброжелательном общении со сверстниками, повышенная тревожность по отношению к взрослому. Лишь небольшая их часть продемонстрировала адекватность эмоциональных проявлений.

Дети, показавшие низкий уровень, не понимали скрытого смысла, не располагали достаточными знаниями о способах оказания помощи сверстникам, маленьким детям, попавшим в беду.

В ходе исследования поведенческого компонента к высокому уровню и уровню выше среднего были отнесены только ответы детей из ГСА, устойчиво соблюдавших норму поведения. Значительная часть ответов детей из ЭГ соответствовала среднему уровню (первое задание – 50% и 55% – второе задание).

В ситуации нравственного выбора они нарушали нормы, не видели возможности альтернативного выбора, не могли дать правильную оценку поступков других детей, не придерживались норм справедливости, честности, ответственности.

Около половины детей экспериментальной группы (50% и 45%) при выполнении первого и второго задания показали низкий уровень сформированности чувства справедливости, затруднялись дать нравственную оценку неблаговидного поступка товарища.

Таким образом, результаты исследования первого направления показали, что для большинства учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида преобладающими оказались низкий и ниже среднего уровни сформированности социально-нравственных представлений. Типичными для них являлись:

<![if !supportLists]>· <![endif]>доминирование ситуативной эмоциональной мотивации поведения,

<![if !supportLists]>· <![endif]>неспособность к произвольному поведению в соответствии с требованиями нравственных норм,

<![if !supportLists]>· <![endif]>малая глубина переживаний,

<![if !supportLists]>· <![endif]>лабильность настроения.

На основании полученных данных была составлена программа коррекционно-развивающего направления.

Особенностью программы являлась работа с детьми по формированию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социально-нравственных представлений. Определены цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, к которым относились занятия, включающие сообщения детям новых сведений, закрепление их социально-нравственных представлений, умений и навыков в суждениях и оценках этических ситуаций и поступков, формирование мотивации и потребности правильно вести себя в социуме через воспитание привычки социально приемлемого поведения. Программа была составлена с учетом индивидуально-типологических особенностей умственно отсталых детей и включала ряд разделов.

I раздел «Я – гражданин России»: предполагал воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.

II раздел «Моя малая Родина» был направлен на формирование представлений о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; развитие стремления активно участвовать в делах семьи, своего села, города, любви к школе, малой Родине, России. Особое внимание уделено теме «Моя семья».

III раздел «Культурный человек» предусматривал формирование ответственности за свои поступки; активизацию негативного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; обогащение представлений о духовном и физическом совершенстве человека; развитие умений видеть красоту природы, труда и творчества; подготовку к проявлению интереса к чтению, восприятию произведений искусства, детских спектаклей, концертов, выставок, к занятиям художественным творчеством.

IV раздел «Школьный этикет» включал формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к неряшливости, лени, небрежности в учебе, к неуважению труда других людей; активизацию стремления к опрятному внешнему виду; развитие бережного отношения к школьному имуществу, школьно-письменным принадлежностям, личным вещам.

V раздел «Труд в жизни человека» формировал представления о социально-нравственных основах учебного труда, ведущей роли образования, значении труда и творчества в жизни человека и общества.

Содержание перечисленных разделов было сконструировано на основе «Примерной образовательной программы образовательного учреждения» (Е. С. Савинов), «Азбуки нравственного взросления» (В. И. Петрова, Н. М. Трофимова, И. С. Хомякова, Д. Т. Стульник). Каждый раздел программы предусматривал работу с родителями, включал рекомендации педагогам и состоял из трех этапов.

Подготовительный (ориентировочный) этап – предполагал изучение социально-нравственных представлений у учащихся, определение доступного содержания, планирование видов работы и организационных форм.

Основной этап – состоял из сообщения детям новых сведений о нравственности и расширения их кругозора с опорой на различные виды деятельности.

Закрепляющий этап - предусматривал систематизацию и обобщение социально-нравственных представлений. Формами работы являлись: занятия, экскурсии, праздники, посещение кинотеатров, проведение творческих конкурсов, фестивалей, туристско-краеведческих экспедиций по родному краю.

Педагогам давались методические рекомендации по проведению родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций. Были проведены семинарские занятия и консультации для родителей по темам «Стиль семейных отношений и эмоциональное здоровье ребенка», «Этические беседы с ребенком», «Истоки детской лжи», «Профилактика правонарушений у школьников» и др.; организованы выставки методических материалов «Школьный этикет», «Школа воспитания» и др.

На специальных стендах размещалась наглядная информация для родителей о воспитании и формировании социально-нравственных представлений у детей.

Экспериментальная работа позволила выявить совокупность педагогических условий, реализация которых позволяет обеспечить эффективность организации социально-нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи:

- сочетание формирования у умственно отсталых младших школьников социально-нравственных представлений и понятий выступает необходимой предпосылкой для уточнения, расширения и обогащения знаний, жизненного опыта умственно отсталых младших школьников, совершения ими действий социально-нравственного характера, готовности следовать принятым социально-нравственным ценностям;

- включение учащихся в воспитывающие проблемные ситуации способствует выработке социально-нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении. Это специально организованные педагогом ситуации морального выбора, включавшие в себя элементы проблемности в ходе обсуждения альтернативных моделей поведения; при оценке действий и поступков;

- создание социально-нравственной среды в классном коллективе младших школьников, особого микроклимата отношений заботы друг о друге в семье;

- повышение профессиональной грамотности педагогов по вопросам социально-нравственного воспитания в процессе взаимодействия школы и семьи. Для этого был разработан в системе повышения квалификации и реализован курс: «Социально-нравственное воспитание умственно отсталых детей в условиях взаимодействия школы и семьи»;

- повышение педагогической культуры родителей в вопросах социально-нравственного воспитания. Для этого педагогами экспериментальных классов был организован родительский всеобуч. Родителей обучали приемам воспитания умственно отсталого ребенка, улучшающим дисгармоничные стили семейного воспитания, познакомили с требованиями к осуществлению социально-нравственного воспитания детей в школе, что способствовало укреплению единства требований в семье и школе. Среди форм работы использовались: семинары, консультации, педагогические лектории, родительские собрания, круглые столы, клуб общения, тренинги, просмотр и обсуждение фильмов по вопросам воспитания;

- выстраивание партнерских отношений между педагогами и родителями по организации досуговой деятельности детей предполагало создание на базе школы Центра досуга и семейного отдыха.




2.3.Сравнительный анализ результатов исследования


На заключительном этапе экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов диагностики уровней сформированности социально-нравственных представлений свидетельствует о положительной динамике, при этом изменения носят как качественный, так и количественный характер (таблица 2).

Таблица 2

Сформированность социально-нравственных представлений у младших школьников (%), заключительный этап эксперимента

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

5

-

Выше среднего

35

15

Средний

45

60

Низкий

5

25

Всего:

100

100



Таким образом, выявлено смещение показателей в ЭГ в сторону увеличения сформированности социально-нравственных представлений, что подтверждает эффективность разработанной программы:

- социально-нравственные представления у умственно отсталых младших школьников ЭГ’ стали более осознанными и систематизированными;

- педагоги осознали важность формирования социально-нравственных представлений, стали осуществлять планирование воспитательной работы по формированию социально-нравственных представлений и использовать предлагаемую программу в работе с детьми;

- большинство родителей продемонстрировало заинтересованность в формировании социально-нравственных представлений у детей, повысило уровень своей компетентности в вопросах, связанных с причинами возникновения умственной отсталости, психофизическими возможностями детей, содержанием семейного воспитания, социально-нравственного развития и воспитания умственно отсталых учащихся младших классов, выразило доверие к совместной работе с детьми и педагогами в указанном направлении.