Статьи

Практическое исследование межличностных отношений лиц с нарушением интеллекта

Глава 2. Практическое исследование межличностных отношений лиц с нарушением интеллекта


2.1. Программа исследования


Исследование проводилось на базе Красноперекопского психоневрологического интерната. Особенностью данного интерната является то, что в ней обучаются дети как с интеллектуальной недостаточностью, так и с нормой в психическом развитии, но оставшиеся без попечения родителей. В исследовании принимали участие учащиеся девятых классов (норма и VIIIвид) – в количестве 20 человек. Наше исследование проводилось в несколько этапов:

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Констатирующий этап: подготовка к диагностическому обследованию, проведение диагностической работы, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Формирующий этап: разработка и реализация развивающей программы.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Контрольный этап: анализ результатов коррекционно-развивающей программы.

Учитывая психологические особенности развития подростков, была разработана диагностическая программа, которая включила в себя следующие методики:

Тип

данных

Диагностические методики


Цель методик


L


Метод наблюдения

Изучение психологических особенностей личности подростка

L

Беседа

Выявление особенностей общения и поведения подростков

Т

Методика Г. Айзенка

Изучение самооценки подростка

T

Социометрия

Изучение состояния эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в ней каждого школьника

Т

Методика К. Роджерса и Р. Даймонда

Диагностика социально-психологической адаптации

Q

Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Диагностика уровня личностной тревожности

На подготовительном этапе была проведена беседа с классным руководителем, учителями, работающими с данными детьми, которая выявила особенности личностной сферы группы подростков. Также было проведено наблюдение за учебной деятельностью на занятиях и во время общения, как с одноклассниками, так и с детьми, имеющими нормальное психическое развитие. В процессе беседы с учителями было установлено, что старшеклассники с нарушением интеллекта менее активны как на занятиях, так во внеучебной деятельности, чем их сверстники с нормальным психическим развитием. Они проявляют неуверенность при общении и с взрослыми, и со сверстниками. В школьном коллективе занимают скорее позицию ведомых, чем лидеров или полноправных членов коллектива. Однако были выделены несколько учеников, которые компенсируют недостатки в развитии проявлением излишней, немотивированной агрессии. Наблюдение за старшеклассниками с интеллектуальной недостаточностью также вывили особенности их поведения как при общении в кругу сверстников, так и с взрослыми. Они ведут себя скованно, неуверенно, чувствуется, что у этих детей нет уверенности ни в своих действиях, ни в поступках.

Далее была проведена диагностическая работа, направленная на выявление уровня социализации учащихся старшего школьного возраста с ЗПР. Нами были изучены такие показатели социализации, как самооценка, социально-психологической адаптация и тревожность учеников старшего школьного возраста с ЗПР.

2.2.Результаты диагностического исследования


В процессе данного исследования для диагностики самооценки была применена методика Г. Айзенка. Методика предполагает следующую процедуру проведения: ученикам был предложен тест, включающий в себя десять вопросов о наиболее часто встречающихся психических состояниях. Ребятам надо было выбрать один из трех вариантов ответов: да, иногда, нет. Вопросы:

<![if !supportLists]>1.<![endif]>Нередко мне кажутся безвыходными ситуации, из которых можно найти выход

<![if !supportLists]>2.<![endif]>Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

<![if !supportLists]>3.<![endif]>При больших неприятностях я склонен(на) без достаточных оснований винить себя

<![if !supportLists]>4.<![endif]>Несчастья и неудачи ничему меня не учат

<![if !supportLists]>5.<![endif]>Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

<![if !supportLists]>6.<![endif]>Я нередко чувствую себя беззащитным

<![if !supportLists]>7.<![endif]>Иногда у меня бывает состояние отчаяния

<![if !supportLists]>8.<![endif]>Чувствую растерянность перед трудностями

<![if !supportLists]>9. <![endif]>В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели

<![if !supportLists]>10.<![endif]>Считаю недостатки своего характера неисправимыми

После обработки данных мы получили следующие результаты: у 4-ти учащихсясредняя самооценка, у 3-х - высокая, у 5 низкая. Данные приведены в диаграмме на рис.1.



Рис. 1. Уровни самооценки учеников старшего школьного возраста


То есть можно сделать вывод о том, что у большинства старшеклассников с нарушением интеллекта низкий уровень самооценки, что не может не сказаться отрицательно на социализации данного школьника в как в коллективе сверстников, так и в обществе в целом. Следует отметить, что у их сверстников с нормой в развитии преобладает средний уровень самооценки, что позволяет им чувствовать себя полноценной личностью в коллективе сверстников. Целью социометрической методики является изучение состояния эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого ребенка.

В ходе эксперимента на основании полученных результатов составляется матрица.

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

С помощью данной методики можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

С = <![if !msEquation]><![endif]> ,

где С – социометрический статус учащегося;

М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных);

n – число испытуемых.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

<![if !supportLists]>· <![endif]>Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

<![if !supportLists]>· <![endif]>А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

<![if !supportLists]>· <![endif]>Кому ты доверишь свою тайну?

<![if !supportLists]>· <![endif]>Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!»

Ход проведения

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы.

При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Таблица 1

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»


«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым


Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

К = <![if !msEquation]><![endif]>

Данные полученные в ходе социометрического исследования представлены в диаграмме на рис. 2.


Рис. 2. Результаты социометрического исследования


Полученные данные показывают, что в классе, где обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью достаточно много школьников, не принятых в коллективе. Причем следует отметить, что именно у этих учеников был выявлен низкий уровень самооценки. Ученики с высоким уровнем самооценки являются лидерами в коллективе, и относятся к категориям «предпочитаемые» и «принятые». В классе с нормальным уровнем интеллектуального развития преобладают школьники со статусом «принятые». Уровня самооценки напрямую зависит и социально-психологический статус ребенка и уровень его личностного развития, поэтому для диагностики социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов.

Методика направлена на диагностику таких личностных показателей как адаптация, приятие себя, приятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию. Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

Социально-психологической адаптации в нашей группе можно дать следующую характеристику: по показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая низкие адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с низкими адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют низкий показатель самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, доминирования. Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями. Было выделено пятеро подростков, у которых проявляются низкие адаптивные способности, у них также были выявлены низкие показатели и по таким пунктам, как самопринятие, эмоциональный комфорт, доминирование, принятие других.

В процессе проведения исследования было отмечено, что показатель самооценки напрямую зависит с показателем «Адаптация», который, в свою очередь, имеет значимую прямую зависимость с такими параметрами, как: «Принятие других», «Эмоциональный комфорт», «Интернальность», «Доминирование» и «Лживость». Низкий уровень самооценки сопровождается понижением адаптации (т.е. повышением дезадаптации) вышеперечисленные показатели снижаются. Показатель «Лживость» связан со следующими показателями: адаптация, интернальность и доминирование. Таким образом, при высокой лживости наблюдается высокие показатели адаптации, интернальности (или внутреннего контроля) и доминирования, и, наоборот, при низкой лживости вышеперечисленные показатели снижаются. Наблюдается интересная зависимость - более адаптивные, имеющие высокий внутренний контроль и способности к доминированию более склонны к неправдоподобным ответам.

Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности подростков в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, предназначенная для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике, так и в других областях психологии. Опросник Спилбелгера - Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т. е. состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стрессирующего фактора). Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Так называемая ситуативная тревожность развивается в течении жизни как реакция на обстановку и события, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Интенсивность воздействия стрессовых факторов существенно отражается на такой характеристике личности, как реактивная (ситуативная) тревожность. Личностная тревожность присуща индивиду от рождения, являться одной из генетических черт личности. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Люди с перманентным чувством тревоги находятся в постоянном ожидании несчастий, болезней, смерти и т.д. У них нарушается сон и возникает ряд вегетативных расстройств. Так же имеет влияние на уровень личностной тревожности особенности семейного воспитания и детско-родительских отношений, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности подростка в семье, а с другой - все, что ограничивает социальный опыт подростка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.

Результаты исследования по данной методике представлены в виде диаграмм на рис. 3 и 4.


Рис. 3. Результаты исследования уровня личностной тревожности у подростков с интеллектуальной недостаточностью


Рис. 4. Результаты исследования уровня реактивной тревожности у подростков с интеллектуальной недостаточностью


В нашем исследовании, по показателям личностной и ситуативной тревожности, получены следующие данные: у большинства подростков уровень личностной и ситуативной тревожности респондентов в данной группе соответствуют норме. Однако была выделена группа с высоким уровнем как личностной, так и ситуативной тревожности. Результаты диагностической работы занесены в сводную таблицу 2.

Таблица 2.

Сводные результаты диагностического исследования подростков с недостатком интеллекта





















Ф.И.

Показатели

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Приятие себя

Неприятие себя

Приятие других

Неприятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм (уход от проблем)

Уровень самооценки

Уровень личностной/реактивной тревожности

1

Андрей Б.

68

115

27

19

26

14

16

16

35

16

46

48

12

18

12


Ср.

Ср/Ср

2

Лена А.

59

176

17

9

15

36

9

35

9

34

16

18

3

28

25

Н

В/В

3

Катя Н.

55

174

15

10

16

16

6

36

7

38

17

16

2

33

24

Н

В/В

4

Дима Д.

116

75

25

20

27

16

16

26

32

18

38

37

16

15

28

Ср

Н/Н

5

Ирина Т.

126

115

21

23

44

18

26

16

34

18

54

34

16

18

14

В

Ср/Ср

6

Виктор Б.

61

181

16

9

19

35

9

35

12

35

19

17

2

29

10

Н

В/В

7

Аня Г.

79

117

26

16

50

18

27

17

38

18

68

46

11

15

24

Ср

Ср/В

8

Марина Р.

145

85

24

21

51

16

28

23

42

18

56

23

15

15

12

Ср

Ср/Ср

9

Коля А.

47

178

26

7

19

36

8

36

11

38

19

16

2

31

14

Н

В/В

10

Алексей П.

38

175

17

8

16

35

9

37

10

36

16

16

5

35

12

Н

В/В


Полученные результаты наглядно показывают нам, что ученик с нарушением интеллекта, отличается низким уровнем социализации, т.е. дезадаптивностью в межличностных отношениях, что характеризуется низким уровнем самооценки, адаптации, принятия себя, других, и высоким уровнем тревожности. При этом отмечен высокий уровень депрессивности, раздражительности, при низких показателях агрессивности и уравновешенности.Все эти показатели, как мы видим, взаимосвязаны.


%MCEPASTEBIN%