Статьи

ЧТО ИЗУЧАЕТ МОРФОЛОГИЯ

1.ЧТО ИЗУЧАЕТ МОРФОЛОГИЯ?

Морфология – это раздел грамматики, который изучает грамматические свойства слова, то есть те свойства, которые обеспечивают участие слов в осмысленном высказывании. Морфология изучает слово как грамматическую величину.

Грамматичность же слова выражается в том, что:

<![if !supportLists]>· <![endif]>в осмысленной связной речи слово всякий раз выступает в одной из возможных своих форм;

<![if !supportLists]>· <![endif]>наряду с лексическим, вещественным, значением слово обладает дополнительным, грамматическим, значением;

<![if !supportLists]>· <![endif]>формы со свойственными им грамматическими значениями соотносятся друг с другом и объединяются в определенные ряды - парадигмы;

<![if !supportLists]>· <![endif]>слово с системой своих форм является представителем определенного класса слов, в который входят слова с одинаковыми грамматическими свойствами значений («отец», «блокнот», «папка» и другие).

Итак, морфология изучает:

<![if !supportLists]>· <![endif]>грамматические формы слова, или формы словоизменения;

<![if !supportLists]>· <![endif]>грамматические значения этих форм;

<![if !supportLists]>· <![endif]>грамматические классы слов, то есть части речи.

2. УКАЖИТЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ:

ВЕЧЕРЕЛО. безличный глагол

ПОВСЮДУ наречие

РЕТИВОнаречие.

РОС глагол

ОРЕШНИК имя существительное.

МЫ местоимение

ВЫШЛИ глагол

НА предлог

СКАТ имя существительное.

НАМ местоимение

ОТКРЫЛАСЬ глагол

КАРТИНА имя существительное

НА предлог

ДИВО. имя существительное

ОТДЫШАВШИСЬ, деепричастие

МЫ местоимение

ВЗГЛЯНУЛИ глагол

НАЗАД. наречие

"ПАСТЕРНАК"


3.В ЧЕМ СИМАНТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ РАЗРЯДОВ СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, КОНКРЕТНЫХ И ОТВЛЕЧЕННЫХ.

В зависимости от значения и грамматических форм все имена существительные делятся на несколько разрядов.

Так, первая классификация разделяет существительные на собственные и нарицательные. Собственные имена существительные называют индивидуализированные предметы, например, имена и фамилии, прозвища, клички животных, астрономические. Географические и административные наименования, наименования произведений литературы и искусства. Собственные имена существительные выделяют данное лицо или явление из типизированных или подобных. Собственные имена существительные имеют одно яркое грамматическое свойство: они употребляются только в единственном или во множественном числе, то есть не имеют соотносительных форм числа. Исключение составляют случаи, когда имена собственные называют лица или предметы с одинаковыми именами.

Нарицательные имена существительные – это обобщенные, неиндивидуализированные названия. Основная часть нарицательных имен существительных имеет соотносительную форму числа.

Между собственными и нарицательными именами существительными нет жесткой границы, зачастую наблюдаются взаимопереходы («Бостон», «бостон»).

Все нарицательные имена существительные, в свою очередь, делятся на четыре группы:

<![if !supportLists]>· <![endif]>конкретно-предметные – достаточно конкретные по семантике имена существительные (наименования предметов, лиц, живых существ), поддающиеся количественным изменением. Они сочетаются с количественными и порядковыми числительными;

<![if !supportLists]>· <![endif]> конкретно-вещественные – достаточно конкретные по лексическому значению, но обозначающие определнные вещества, не имеющие соотносительных форм числа: наименования продуктов питания («молоко», «чай»), название химических и лекарственных средств(«аспирин»), название металлов и минералов («железо»), название веществ («снег», «песок»). Стоит отметить, что возможно использование форм множественного числа имен существительных, если речь идет о различных сортах или типах данного вещества (например, «сыры»), пространстве, заполненным данным веществом («снега»);

<![if !supportLists]>· <![endif]>абстрактные (отвлеченные) – имена существительные, которые обозначают действие, состояние, признаки («смех», «доброта»). Данные имена существительные не сочетаются с количественными и порядковыми числительными. Как правило, используются либо только в единственном, либо только во множественном числе;

<![if !supportLists]>· <![endif]>собирательные – обозначают совокупность предметов, лиц и других живых существ: «молодежь», «крестьянство».


4.ПОЧЕМУ КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНОЙ?

Категория числаявляется словоизменительной дляконкретно-предметных существительных, которые имеют соотносительные формычисла. Формаединственного числаговорит о том, что данный предмет выступает в единственном экземпляре(«книга», «цитата»), аформа множественного числа– о том, что данный предмет выступает более чем в одном экземпляре(«книги», «цитаты»).

При изменении существительного по числам его лексическое значение полностью сохраняется, так как речь идет о формообразовании.
Формальным показателем категории числа является флексия. При этом при образовании форм числа могут наблюдаться морфонологические явления: чередование («друзья»), усечение основы («крестьяне»), изменение позиции ударения («стены»).

Формачисланеизменяемых имен существительных определяется с помощью синтаксической сочетаемости сприлагательными, причастиями или глаголами.
Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению: «листья» на дереве – «листы» бумаги, «зубы» человека – «зубья» вилы.

Соотносительной формычислане имеет небольшая группа конкретно-предметных существительных, которые обозначают парные или составные предметы:«очки», «брюки», «качели»и так далее.

Вещественные и абстрактные существительные не имеют соотносительных формчисла, большинство из них употребляется только вединственном числе:«молоко», «нефть», «картофель». Существуют и вещественные и абстрактные существительные, которые используются только вомножественном числе:«макароны», «сливки»и другие.

Собирательные имена существительные используются только в формеединственного числа.

5.УПР.96 ОПРАЗУЙТЕ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КРАТКИЕ ФОРМЫ И ВНЕСИТЕ ИХ В ТАБЛ. ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ

ПОЛНАЯ ФОРМА

КРАТКАЯ ФОРМА


БОЛЬНОЙ

М.Р - болен; Ж.Р - больна; СР.Р - больно ; МН.Ч- больны

ГРУСТНЫЙ

М.Р - грустен; Ж.Р - грустна; СР.Р - грустно; МН.Ч - грустны

ИСКРЕННИЙ

М.Р - искренен ; Ж.Р - искренна; СР.Р - искренно; МН.Ч- искренны

СЛАДКИЙ

М.Р - сладок; Ж.Р - сладка; СР.Р - сладко; МН.Ч - сладки

РАЗНОСТОРОННИЙ

М.Р - разносторонен; Ж.Р - разностороння; СР.Р - разносторонне; МН.Ч – разносторонни

БЛЕДНЫЙ

М.Р - бледен ; Ж.Р - бледна; СР.Р - бледно; МН.Ч - бледны

МАЛЕНЬКИЙ

М.Р - мал; Ж.Р - мала; СР.Р - мало; МН.Ч - малы

РЕДКИЙ

М.Р - редок ; Ж.Р -редка; СР.Р - редко; МН.Ч - редки

ИНТЕРЕСНЫЙ

М.Р - интересен; Ж.Р - интересна; СР.Р - интересно; МН.Ч - интересны

БОЙКИЙ

М.Р - боек; Ж.Р - бойка; СР.Р - бойко; МН.Ч - бойки

СКЛОННЫЙ

М.Р - склонен; Ж.Р - склонна; СР.Р - склонно ; МН.Ч - склонны

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ

М.Р - торжественен; Ж.Р - торжественна; СР.Р - торжественно ; МН.Ч - торжественны

УМНЫЙ

М.Р - умен ; Ж.Р - умна; СР.Р - умно; МН.Ч - умны

ХИТРЫЙ

, М.Р - хитер; Ж.Р - хитра; СР.Р - хитро; МН.Ч - хитры

ДОСТОЙНЫЙ

М.Р - достоин; Ж.Р - достойна; СР.Р - достойно; МН.Ч - достойны

ВЫСОКИЙ

М.Р - высок; Ж.Р - высока; СР.Р - высоко; МН.Ч - высоки

ДАЛЕКИЙ

М.Р - далек ; Ж.Р - далека; СР.Р - далеко; МН.Ч - далеки

ГОДНЫЙ

М.Р - годен; Ж.Р - годна; СР.Р - годно; МН.Ч - год


6.КАКОВЫ ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОНОСТИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

  1. Качественные прилагательные, как правило, имеют полную и краткую форму:
  • красивый →
  • красив (м. р.)
  • красива (ж. р.)
  • красиво (ср. р.)
  • красивы (мн. ч.)


2. большинство изменяются по степеням сравнения:

  • сладкий →
  • слаще (сравнительная, синтетическая)
  • более сладкий (сравнительная, аналитич.)
  • сладчайший (превосходная, синтетич.)
  • самый сладкий (превосходная, аналитич.)


3. сочетаются с количественными наречиями вполне, очень, весьма, чрезвычайно:

  • вполне приличный
  • очень красивый
  • весьма разборчивый
  • чрезвычайно умный


4. могут иметь при себе зависимые существительные:

  • синий от холода
  • родная до боли

Не все качественные прилагательные обладают перечисленными грамматическими особенностями. Так, например, всего одним признаком обладают прилагательные гнедой, каурый, вороной и двумя признаками — коричневый.

Структурно-словообразовательные особенности качественных прилагательных


1. качественные прилагательные могут быть производными (только качественные!) и непроизводными:

  • непроизводные
  • красивый
  • веселый
  • прочный
  • богатый
  • бодрый
  • важный
  • производные
  • умный
  • заботливый
  • беззаботный
  • нерешительный


2. большинство качественных прилагательных образуют качественные наречия на -о, -е:

  • тепло
  • светло
  • певуче
  • нежно


3. большинство образуют отвлеченные существительные:

  • храбрый → храбрость
  • голубой → голубизна
  • упрямый → упрямство
  • удалой → удальØ
  • синий → синьØ


4. могут образовывать формы оценки и сложные прилагательные:

  • белый — белешенький, беленький, белый-белый
  • веселый — развеселый
  • злой — злющий

7.УПР.128 ВЫДЕЛИТЕ У ГЛАГОЛОВ ОСНОВУ НАСТОЯЩЕГО,БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ. ОБРАЗЕЦ:УЖИНАТЬ-----УЖИНА j--+УТ

обедать - обеда+ют

дремать - дремл+ют

мазать - маж+ут

арендовать - аренду+ют

диктовать - дикту+ют

купить - куп+ят

запланировать - запланиру+ют

бороться - бор+ют+ся (в основу СЯ входит всегда, даже если стоит после окончания)

крикнуть - крикн+ут

обидеться - обид+ят+ся

пустить - пуст+ят

петь - по+ют

ломать - лома+ют

поколебать - поколебл+ют

учительствовать - учительству+ют

стричь - стриг+ут

горевать - горю+ют

шить – шь+ют

  1. НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ДЕЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ НА МЕСТОИМЕНИЯ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратноесебя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).


9. ПРОСКЛОНЯЙТЕ МЕСТОИМ.:

ТЫ,

ОНА,

ВЫ,

ОНИ.

Падежи

Вопросы

И. п.

Кто?

Ты

Вы

Она

Они

Р. п.

Кого?

Тебя

Вас

Её

Их

Д. п.

Кому?

Тебе

Вам

Ёй

Им

В. п.

Кого?

Тебя

Вас

Её

Их

Т. п.

Кем?

Тобой

Вами

Ею

Ими

П. п.

О ком?

О тебе

О вас

О ней

О них


10.КАКИЕ СУФФИКСЫ ХАРРАКТЕРНЫ ДЛЯ ИНФИНИТИВА.

Средством образования инфинитива, как глагольной формы, являются суффиксы -ть (делать, спать, жить, пилить) и -ти (нести, ползти, пойти).

Большинство инфинитивов с основой, оканчивающейся на гласный звук, имеют суффикс -ть. У некоторых глаголов этот суффикс может стоять и после согласной: грызть, класть. Суффикс -ти(более древний) можно встретить у небольшой группы глаголов с основой на согласный звук. Этот суффикс всегда под ударением. Некоторые формы с -ти имеют варианты с -ть: нести – несть(были распространены в литературном языке в ХIХ веке).Суффиксы -ть и -ти формообразовательные и поэтому не входят в основу инфинитива.

В русском языке есть инфинитивы глаголов, оканчивающиеся на -чь (беречь, стеречь, печь). В этих глаголах -чь является частью корня. Такие инфинитивы образуются от личных форм глаголов на -г, -к, -х с чередованием: берегу – беречь, пеку – печь. Древние формы этих глаголов – берегти, пекти. В результате исторических изменений сочетания [гт] и [кт] образовали звук [ч]. В древних формах морфемный состав ясен: [г] и [к] входят в состав корня, а [т] – в состав суффикса.

Кроме формообразовательных суффиксов-ть и -ти, для инфинитива характерны суффиксы -а-, -е-, -и-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ну- и др.: слышать, сидеть, пилить, использовать, горевать, отдохнуть и др.


11. КАК СВЯЗАНА КАТЕГОРИЯ ВИДОВ И КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ У ГЛАГОЛА? КАКИЕ ГЛАГОЛЫ СОСТАВЛЯЮТ ВИДОВУЮ ПАРУ?

Категория вида тесным образом связана с категорией времени:

а) глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, у глаголов совершенного вида форма настоящего времени отсутствует;

б) у глаголов несовершенного вида будущее время сложное, у глаголов совершенного вида — простое;

в) глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего времени (действительные и страдательные), у глаголов совершенного вида эти формы отсутствуют;

г) деепричастие несовершенного вида обычно обозначает действие, одновременное с действием, выраженным глаголом-сказуемым, а деепричастие совершенного вида — предшествующее действие.

Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Видовая пара - это пара лексически тождественных глаголов сов. и несов. вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида: делать - сделать, переписать - переписывать. Объединение глаголов в видовые пары - системная категориальная черта вида.


12.УПР.146 ОБРАЗУЙТЕ ОТ ГЛАГОЛА ВОЗВРАТНЫЕ ФОРМЫ.ОПРЕДЕЛИТЕ ФУНКЦИЮ АФИКСА-СЯ ОБРАЗЕЦ МЫТЬ-МЫТЬСЯ.

ЧИСТИТЬ - чиститься, СТРИЧЬ - стричься, ОБНИМАТЬ- обниматься, УЧИТЬ - учиться, ТОРОПИТЬ - торопиться, БЕСПОКОИТЬ - беспокоиться, УБИРАТЬ - убираться, ЖЕЧЬ - жечься, ОГЛЯДЕТЬ - оглядеться, РУГАТЬ - ругаться, СОБИРАТЬ - собираться, ХОТЕТЬ - хотеться, МЕЧТАТЬ - мечтаться. БИТЬ - биться, РАБОТАТЬ - работаться, ОТВЕРНУТЬ - отвернуться, ТОМИТЬ - томиться, ТОЛКАТЬ – толкаться, ТЕМНЕТЬ - темнеться, СДЕРЖАТЬ - сдержаться, ЛЕЖАТЬ - лежаться, ВСПОМИНАТЬ - вспоминаться, ВСПОМНИТЬ - вспомниться.

чистить, стричь, обнимать, учить, торопить, беспокоить, убирать, жечь, оглядеть, ругать, собирать, бить, томить, толкать, сдержать - это формообразующее значение. остальные - словообразующее

13.КАКОВА СИМАНТИКА НАРЕЧИЯ?

В русской грамматике с самого начала XIX в. установилось деление наречий на два основных грамматико-семантических класса: на наречия качественные и наречия обстоятельственные. В группах количественных наречий наблюдается сложная гамма переходов от качественно-оценочного, иногда очень эмоционального и субъективного понимания степени и количества до точного объективного обозначения степени и количества, иногда выраженных даже в числах (ср., с одной стороны: очень, крайне, совершенно, чрезвычайно, замечательно и т. п., а с другой стороны: вдвое, втрое, много, трижды и т. п.).

Одни из количественных наречий, преимущественно те, которые обозначают степень, сочетаются с глаголами, прилагательными и наречиями, а также изредка — с существительными, имеющими оттенок качественного значения. Например: очень сильный, очень громко, очень похудел, "очень не дрянь" (Гоголь), очень не дурак; крайне мстительный, крайне встревожен; много больше, много спит; меньше жаль, меньше ленится; у Л. Толстого: "Всякий из нас, ежели не больше, то никакне меньше человек, чем всякий Наполеон" (с именами прилагательными сочетается только форма менее, а не меньше: менее живой, менее значительныерезультаты и т. п.); "приближалась довольно скучная пора" (Пушкин); довольно потрудился и многие другие.

Другая группа количественных наречий, преимущественно те, которые указывают меру или числовое выражение степени, сочетаются только с глагольными и отглагольными словами, обозначающими уменьшение, увеличение, или с прилагательными и наречиями в форме сравнительной степени. Например: вдвое больше, втрое больше, брак в производстве уменьшился вдвое, уменьшение цен вдвое и т. п.; ср.: гораздо больше, цены снизились вдвое и т. п.

Наконец, третья группа количественных, вернее, числовых наречий, преимущественно те, которые обозначают обстоятельство, выраженное в числах, сочетаются почти исключительно с глаголом и отглагольными существительными, например: вдвоем, впятером, надвое, натрое, по двое и т. п.; раз, два, три и др.

Все это говорит о том, что количественные наречия образуют лишь переходный, промежуточный тип между качественными и обстоятельственными классами наречий, примыкая то к тому, то к другому. Они еще не приобрели резких признаков самостоятельного грамматического класса в системе наречий. К тому же выводу привел морфологический анализ словообразовательных типов наречия.

Там же, где в количественных словах намечаются новые морфологические признаки и новые грамматические значения, они сближаются с модальными словами и должны быть рассматриваемы как смешанный, переходный тип слов24 , совмещающий функции наречий и модальных слов.


14. ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

Служебные части речи – это слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Служебные слова характеризуются набором специфическими признаками:

<![if !supportLists]>· <![endif]>не обладают номинативной семантикой;

<![if !supportLists]>· <![endif]>неизменяемые;

<![if !supportLists]>· <![endif]>не являются компонентом высказывания.

Но служебные слова употребляются в речи достаточно часто и составляют около 25% от общего числа слов в речи.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.


15.ЗНАЧЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ СЛОВ.

Модальные слова - лексико-грамматический разряд слов, при помощи которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их отношения к объективной действительности. Модальные слова выражают:

а) логическую оценку высказывания, реальность сообщаемого: действительно, безусловно, несомненно, конечно, бесспорно, очевидно, разумеется и др.;

б) возможность, вероятность сообщаемого, предположение, сомнение в его достоверности: возможно, вероятно, наверное, видимо, видно, по-видимому, кажется, пожалуй и др.

Модальные слова лишены номинативной функции, они не являются членами предложения и грамматически не связаны со словами, составляющими предложение. Их синтаксические функции:

а) употребление в роли слова-предложения, чаще в диалогической речи.— Вы купите эту книгу? — Безусловно (Горький);

б) употребление в качестве вводного слова с модальным значением. Вам до меня, конечно, нет никакого дела (А. Н. Толстой). Не включаются в разряд модальных слов:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде и т. п.);

2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати а т. п.);

3) слова, указывающие на связь мыслей, порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам) во-первых, наконец, напротив, наоборот, однако, итак, значит, следовательно, словом, так сказать и т. п.).