СОДЕРЖАНИЕ
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Введение3
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Ф. Бэкон4
<![if !supportLists]>3. <![endif]>Теория познания Ф. Бэкона6
<![if !supportLists]>4. <![endif]>Заключение8
Список использованной литературы9
Введение
Гносеология – теория познания, раздел философии, в рамках которого изучаются такие проблемы, как природа знания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.
Главной целью любого познания является получение истинного знания. Поэтому в наиболее общем плане гносеология есть философское учение об истине и путях ее достижения.
Две установки относительно познания: пессимистическая (агностицизм) и оптимистическая (реализм).
Агностицизм (от греч. агностос – непознаваемый) – позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию.
Неверно: позиция, отрицающая возможность познавательной деятельности вообще (И.Кант). Мы можем познавать лишь явления вещей, а не их сущность. Поскольку вещи даны нам в формах нашего человеческого опыта, каковы же они вне этой субъективной данности – знает лишь Господь Бог.
А для нас они – вещи-в-себе.Частный случай – скептицизм. От греч. скептикос – рассматривающий, познающий. Отрицание возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего знания и в признании того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное, не менее обоснованное. Реализм выводит знание из реального, независящего от нас и активно на нас воздействующего внешнего мира.
Ф. Бэкон
Фрэнсис Бэкон - английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.<![if !supportFootnotes]>[1]<![endif]>
В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский.
В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей.
В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции.
Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез.
В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.
Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.
В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком. Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона.
Родоначальник английского материализма, последовательно отстаивающим идеи таких “стихийных” материалистов-диалектиков Древней Греции, как Левкипп, Демокрит, Фалес и др.
Заложил основы нового направления философской мысли, которое впоследствии получило название “философия науки”. Разрабатывал кардинальные вопросы методологии научного познания. Наиболее известные его работы: “О достоинстве и приумножении наук”, “Новый Органон” и утопический социальный роман “Новая Атлантида”, где Ф. Бэкон размышляет о принципиальной возможности создания гармоничного и справедливого общества, основой экономического могущества которого была бы наука и техника.
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
1) познание добра и зла,
2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.
Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
Теория познания Ф. Бэкона
Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Главными стали проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача получения достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений – эмпиризма и рационализма.
Основоположником эмпирического метода познания явился Ф. Бэкон, который придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности он видел в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании. Однако философ не отрицал и роль разума в познании.
Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы. Он подчеркивал определенное единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.
В «Новом органоне» Бэкон писал: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме».<![if !supportFootnotes]>[2]<![endif]>
Сам себя Бэкон называл «пчелой, а не муравьем-эмпириком» и не «пауком-рационалистом».
Ф. Бэконом дана интересная и глубоко содержательная критика схоластики. Он заявлял, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре рода:
1. «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума;
2. «Идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;
3. «Идолы рынка» – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях;
4. «Идолы театра» – искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем.
Своим учением об «идолах» Ф.Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.
<![if !supportLineBreakNewLine]>
<![endif]>
Заключение
Английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1210-1294), будучи сам богословом и философом, беспощадно преследовался своими коллегами по ордену за трезвый ум и уважение научных знаний. Наблюдательный Роджер Бэкон писал: "Везде царит полнейшая испорченность... святой престол стал добычей обмана и лжи... Нравы там развращены, там царствует гордыня, процветает стяжательство, зависть гложет людей... Все духовенство предано гордости, роскоши, жадности." Бэкон был большим приверженцем науке. Это ему принадлежит общеизвестный сейчас лозунг: "Знание - это сила". О современных ему богословах он писал: "Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной, только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви". Глава ордена францисканцев Бонавентура сначала на 10 лет засадил Роджера Бэкона в монастырскую тюрьму, в которой ученый "от нечего делать" написал свое главное философское произведение "Главное дело" (Opus majus).
Как материалист и основоположник гносеологического принципа эмпиризма, Бэкон критикует средневековую схоластику и, по существу направляет свою философию против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Он сознавал, что в то время, как в области знания и природе о природе произошли крупнейшие открытия, в философии всё ещё царствовала теология и схоластика.
Бэкон подчёркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному человеческому мышлению.
Список использованной литературы
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Алексеев, П.В. Философия: учебник / А.П. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 592 с.
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Барановский В. Е. Метафизика эстетического (онтология, гносеология, диалектика):- НВП "ИНЭК"; 2011 г., 172 стр.
<![if !supportLists]>3. <![endif]>Литвинова Е. Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность: - Красанд; 2010 г., 80 стр.
<![if !supportLists]>4. <![endif]>Меррелл-Вольф Ф. Пробуждение в сверхсознании. Гносеология как Путь в иные измерения: - София; 2009 г., 640 стр.
<![if !supportLists]>5. <![endif]>Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2009. – 736 с.
<![if !supportLists]>6. <![endif]>Чусов А. В. Начала предметного анализа методов. На примере метода Ф. Бэкона: - МАКС Пресс; 2009 г., 80 стр.
<![if !supportFootnotes]>
<![endif]>
<![if !supportFootnotes]>[1]<![endif]> Литвинова Е. Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность: - Красанд; 2010 г., 8 стр.
<![if !supportFootnotes]>[2]<![endif]> Барановский В. Е. Метафизика эстетического (онтология, гносеология, диалектика):- НВП "ИНЭК"; 2011 г., 72 стр.