Статьи

Список вопросов к экзаменам по философии.

Список вопросов к экзаменам по философии.


<![if !supportLists]>1. <![endif]>Что такое «традиция самопонимания философии»? Основные структурные элементы философской традиции.


Прочность фундаментальных понятий философии, составляющих философскую традицию и по сей день очень сильна, потому что влияние традиции едва ли можно переоценить. Кроме того получается так, что все философские рассуждения, даже самые радикальные, не в состоянии преодолеть этот фундамент. Философская традиция четко структурирована по разделам: онтология, метафизика в ее рамках; философская антропология; гносеология (эпистемология); методология; социальная философия.


  1. Основные структурные элементы теоретического мышления. Связь языка и теоретического познания.


На теоретическом уровне познания тоже можно выделить (с определенной долей условности) два подуровня. Первый из них образует частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений. Второй – составляют развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории. На каждом уровне теоретические знания организуются вокруг особой конструкции – теоретической модели и формулируемого относительно нее теоретического закона. Когда эти частные теоретические схемы включены в состав теории, они подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны. Они могут быть сконструированы на основе абстрактных объектов фундаментальной теоретической схемы и выступать как их своеобразная модификация. Различию между фундаментальной и частными теоретическими схемами в составе развитой теории соответствует различие между ее фундаментальными законами и их следствиями. Итак, строение развитой естественно-научной теории можно изобразить как сложную, иерархически организованную систему теоретических схем и законов, где теоретические схемы образуют своеобразный внутренний скелет теории.

  1. Античная классическая философия. Этапы становления. Основная цель античной философии.

Античная философия - философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. - VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним - Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Выделяют следующие этапы:

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Натур-философский (главная проблема - проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем - весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

<![if !supportLists]>4. <![endif]>Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

<![if !supportLists]>5. <![endif]>Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

<![if !supportLists]>6. <![endif]>Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.


  1. Особенности понимания сущности мудрости древнегреческой культурной традицией

В древнегреческой культурной традиции мудрость раскрывается весьма многоаспектно. Начиная от софистического движения и первых семи мудрецов, анализ древнегреческой мудрости охватывает всю эпоху эллинизма и заканчивается ее пониманием в неоплатонизме. Поскольку, несмотря на весьма значимые концепции мудрости, на которые ориентировано западное мировоззрение, в целом греческая мудрость ведет нас к рациональному познанию Вселенной. А это, к сожалению, не всегда приводит к мудрому постижению действительности.

  1. Основные принципы античной антропологии. Учение об эмоциональном мире души. Представление о главном факторе, влияющем на эмоциональный мир личности.


А. Гелен разрабатывает главный принцип выживания человека в этом мире - «принцип освобождения от бремени». Философский смысл последнего состоит в том, что все природные (биологические) несовершенства представляют для человека немалое бремя. В животном мире он фактически предстает как нежизнеспособное существо. Поэтому он должен найти эффективные альтернативные формы сосуществования с природой. Первой такой альтернативой становится его деятельность по познанию и преобразованию окружающей жизненной среды, а второй - культурный фактор. По А. Гелену, определяющей сущностью человеческого индивида является именно культура - вторая природа (Маркс). В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом, философ показывает, что человек - существо культурное, деятельное, а значит, он постоянно развивается и самосовершенствуется. Весьма интересна позиция еще одного представителя философской антропологии Г. Плесснера (1892-1991). Он так же, как и все антропологи не отрицает биологической (животной) ограниченности человека. Однако особенность человеческой психики философ видит в том, что только она способна вывести индивида за пределы животной замкнутости, возвысить его над естественной природой и поднять на культурный уровень бытия. Человек, по мнению Г. Плесснера, принципиально отличается от животного тем, что он обладает эксцентрической позицией. Эта позиция позволяет ему не только осознавать себя в качестве личности, но и задавать себе же контуры внутреннего (духовного) мира, формы и способы организации жизни. Г. Плесснер говорит о существовании трех главных антропологических законов. Первый закон утверждает, что каждый человек должен сделать себя сам. Второй закон указывает на главные, сущностные формы человеческого самовыражения посредством смеха и плача. И, наконец, третий закон характеризует человека как естественно не укорененного в земном бытии. А это побуждает каждого индивида, понявшего свою земную ничтожность, бесконечно искать устойчивое бытие. Итак, антропологические проблемы уникальны сами по себе, но особенно в современном естественнонаучном, медицинском познании и философском осмыслении. Это обусловливается многогранными и одновременно универсальными возможностями человека. Принципиальное его отличие от всех иных живых существ состоит в способности идеально познавать и творчески преобразовывать мир. Эта уникальная особенность рассматривалась всеми философскими школами, системами и направлениями, исследовалась учеными-медиками. Всех и всегда интересовала проблема разума - особой духовной ипостаси человека. Разум выступает конструктором многих общественных и естественно-природных процессов, а также тех идеальных состояний, которые символически выражают внешнюю среду человеческой жизни и сознания. Будучи символическим существом, человек по-особому чувствует, мыслит и действует во имя своего же самосовершенствования. Однако французский ученый и философ П. Гольбах утверждал следующее: «Что бы ни предпринимал человек, какие бы учреждения он ни изобретал, какие бы средства ни применял, чтобы улучшить свой удел, - ему никогда не выйти за пределы своей природы»


<![if !supportLists]>6. <![endif]>Тема смерти в античной классической философии. Основные способы преодоления страха перед смертью.


Смерть, говорит Эпикур, не имеет к нам никакого отношения. Ведь она есть отсутствие ощущений, а все хорошее и плохое заключено в ощущениях. Кроме атомов и пустоты ничего не существует. Душа также телесна. Она состоит из тонких частиц и рассеяна по всему телу, она похожа на ветер с примесью тепла. Со смертью организма душа также умирает, она рассеивается, теряет силу и чувствительность. Следовательно, волнения о том, что будет после смерти, лишены физического и вместе с тем и разумного смысла. Правда, некоторые говорят, что страдания причиняет не сама смерть, а ее ожидание, сознание того, что она придет. Это соображение Эпикуру и вовсе кажется смехотворным, ибо если не страшна смерть сама по себе, то почему должна быть страшна мысль о се приходе? Страх перед смертью — напрасный, беспредметный страх. «Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют». Смерть для человека — ничто, Если держаться этого знания, то «смертность жизни станет для нас отрадна», ибо человека не будет отягощать «жажда бессмертия». Преодоление страха смерти - гарантия преодоления всех прочих страхов. Смерть считается самой страшной из зол. «Ничего нет страшного в жизни тому, кто по настоящему понял, что нет ничего страшного в не жизни».

<![if !supportLists]>7. <![endif]>Цели и задачи религиозной философии. Связь религиозной философии с основными целями религии. Тема религиозного Спасения в средневековой философии.

В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (учение о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. И основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию , сознания к материи.На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и религиозной философии остается проблема бытия бога. Правда, в наше время в адрес религиозной философии все чаще высказывается такой упрек: если бог действительно и несомненно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование? Большинство религиозных мыслителей исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих относительно существования бога и опровергать аргументы атеистов относительно его несуществования. А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век, когда все подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.

<![if !supportLists]>8. <![endif]>Основные этапы становления европейской религиозной философии. Проблема возникновения религиозной философии.


В развитии европейской религиозной философии выделяют 2 периода: патристика и схоластика. Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.). Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля.


<![if !supportLists]>9. <![endif]>Основные цели, задачи и тематические разделы средневековой религиозной философии. Теология. Основные течения средневековой теологии.

Средневековая европейская философия – это религиозная философия, а именно – христианская философия по своей сути и по своим представителям: почти все средневековые философы принадлежали к духовенству. Поэтому её основная тема – отношение религиозной веры и научно-философского знания, богословия и философии. Священное Писание (Библия) как откровение Бога человеку наделяется абсолютным авторитетом и рассматривается как абсолютная истина. Поскольку вся необходимая для спасения истина уже дана человеку Богом, открывать её уже не надо – задача философии заключается лишь в соразмерном человеческому разумению усвоении её, т. е. в разъяснении, толковании, упорядочивании текстов Священного Писания и Священного Предания. Разум подчиняется вере и авторитету. Вера даёт смысл философствованию, указывает ему цель, предохраняет его от ошибок. Разум не должен противоречить вере. Средневековая философия носит, таким образом, зависимый, несамостоятельный, вторичный, комментаторский характер, а тем самым во многом утрачивает собственно философский характер. Подчинение церковной догме, однако, не сделало философию монолитной. Спор различных философских учений и осуждение ряда философских тезисов со стороны церковных авторитетов свидетельствует о сохранившейся в известной мере свободе и самостоятельности философской мысли, двигавшейся даже в это время власти веры и авторитета различными путями. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творения. Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе - в Библии);сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

<![if !supportLists]>10. <![endif]>Основные цели, задачи и тематические разделы средневековой религиозной философии. Тринитология как подраздел теологии.

Использование Отцами и Учителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый вред самой философии. По словами известного немецкого философа Фридриха Ничше (1844-1900), "христианство испортило кровь философии". Церковь сначала воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию), - в учение, оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение. Тринитология - учения о Боге, который троичен в лицах и един по существу.Тринитология – богословское учение о христианском понимании сущности Святой Троицы и взаимодействий между богом Отцом, богом Сыном и богом Духом Святым.


<![if !supportLists]>11. <![endif]>Основные вопросы средневековой религиозно-философской антропологии. Тема религиозного спасения в средневековой религиозной философии. Основные антропологические доктрины средневековой философии.


Учение о Троице признается большинством христианских церквей. Откровение заключает сведения о боге, изложенные в священном Писании по воле бога. Познать бога - значит познать его откровения через священный текст. С позиций философского знания откровение соответствует познавательной функции. Но знание в религиозном смысле коренным образом отличается от научного. Познание бога и его заповедей через откровение есть необходимое условие спасения человечества в целом и каждого человека. Познать бога - значит уверовать в него: не логические доказательства, а вера играет здесь основную, определяющую роль. Именно вера как особое социально-психологическое состояние, основанное на глубоком осознании необходимости спасения души и тела, определенным образом организует рационально-сознательную деятельность. Поэтому средневековая философия носила теоцентрический характер, который определял такие ее черты, как провиденциализм, креационизм, традиционализм.

<![if !supportLists]>12. <![endif]>Средневековая религиозно-философская антропология. Учение Аврелия Августина о религиозном спасении. Аврелий Августин и пелагианство.


Аврелий (Блаженный) Августин (354-430 гг.) - крупнейший христианский мыслитель и писатель периода патристики, наиболее выдающийся из Отцов Церкви. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения, почему его богословские труды признаются как основополагающие и в Римско-католической, и в Православной Церквях до сих пор. Мировоззрение Аврелия Августина - это своеобразное сочетание христианского религиозно-мифологического мировосприятия с философским осмыслением проблем мироздания. Августин неоднократно в своих произведениях говорит о пользе и необходимости знания философии. Так, например, он пишет о диалектике: "Это она меня научила, что все вышеприведенные положения, которыми я пользовался, истинны". Но философия, в понимании Августина, является лишь средством доказательства истинности религии, способом обоснования верности религиозных догматов. "Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости, - пишет Августин и продолжает, - ...ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может". Философия превращается у него в чисто человеческое знание, низшее по своему уровню, которое должно быть полностью подчинено религии, ибо только вера открывает человеку высшие, Божественные истины. В качестве философского фундамента теологии Августин избрал учения Платона и неоплатоников. Именно эти философские системы, с его точки зрения, наиболее полно и точно способны обосновать и доказать всем истинность христианского вероучения. Поэтому он провел серьезную и глубокую работу по христианизации платонизма и неоплатонизма, возводя в абсолют те принципы этих учений, которые соответствовали христианству, и отвергая те, которые для христианства были неприемлемы. В результате платонизм и неоплатонизм в течении нескольких веков воспринимались европейскими философами исключительно в христианизированной, а значит и усеченной форме, заданной им Августином.




<![if !supportLists]>13. <![endif]>Влияние кальвинистской религиозной антропологии на становление капитализма в Западной Европе согласно теории Макса Вебера.



М. Вебер обнаружил факт, что современный капитализм развился главным образом в тех областях Европы, где в ходе протестантской реформации раньше укоренился протестантизм; это произвело на него очень сильное впечатление. В книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905; переработанное изд. 1920) Вебер доказывал, что между религиозной реформацией и становлением капитализма существовала причинная связь. В кальвинизме (одна из наиболее влиятельных ветвей протестантизма) очень многое выводится из доктрины предопределения, а Бог предстает как отдаленный и непостижимый. Вебер считал, что это создает в психике индивида, в личностном ощущении божественной благодати и небесного покровительства, сильное напряжение. Чтобы практически ослабить эту напряженность, кальвинизм ввёл понятие призвания, то есть систематической обязанности к упорному труду, к бережливости и самодисциплине. Материальное вознаграждение при этом не должно употребляться лично, следует его экономить и повторно вкладывать в дело. Тогда труд приобретал черты своеобразного мирского аскетизма. Коммерческий успех указывал индивидууму, что он находится под опекой Бога, что Бог взирает на его или её усилия с благосклонной улыбкой. Именно эти качества требовались для успеха в недавно появившейся экономике капитализма, и Вебер с полным на то основанием определил данное сочетание как «дух капитализма». Поэтому описанная кальвинистская практика должна была формировать ядро нового класса — капиталистов. Вебер предполагал, что с затуханием прямого влияния религиозного мировоззрения протестантская этика остаётся в общественном сознании именно как «дух капитализма».

<![if !supportLists]>14. <![endif]>Религиозная средневековая герменевтика: цели и задачи теоретической дисциплины. Основные модификации средневековой герменевтики.


Исторические типы герменевтики

Перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык),

Реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла)

Диалог (формирование нового смысла - и субъективности - в соотношении с существующим).

Первый этап исторической эволюции Г. - искусство толкования воли богов или божественного намерения -античность (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения, в виде филологической Г. В протестантской культуре оно накладывается на религиозную Г. - проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является вживание во внутренний мир автора - через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии - вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли. В традиции историцизма применительно к проблемному полю Г., Дильтей настаивал на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста (как выражения события жизни). Понимание Г. как порождения новых смыслов в диалоге традиций (Рикер) с традицией (Гада-мер, Хабермас) преобладает в философии 20 в. (вероятно, именно такой образ Г. привел к "герменевтическому буму"). Гадамер, интерпретируя Хайдеггера, отмечал, что бытие само себя понимает через конкретных людей и события - такое бытие есть язык. традиция. Цель работы герменевта - наиболее полно выявить механизмы формирования своего опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с текстами, через соотнесение их содержания с опытом "современности". Это - диалог, посредством которого рождается новый смысл - этап жизни традиции и самого текста.

<![if !supportLists]>15. <![endif]>Основные цели, задачи и тематические разделы средневековой религиозной философии. Интерпретативная и конкретизирующая функции.

Каноны христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции души и тела, провиденциализм и эсхатологизм. Именно в рамках этих религиозных установок развивалась философская мысль Западной Европы на протяжении десяти столетий. Теоцентризм был связан с идеей Бога – абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Креационизм - мироздание есть творение Бога, полное целесообразности. В нем господствует универсальная гармония и взаимосоотнесенность вещей. Символизм – согласно которому природа понималась как великая, таинственная Книга, в которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога. Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианских представлений о человеке, согласно которым человек сотворен по образу и подобию Бога. Душа человека – бессмертная форма тела, в котором она достигает полноты своего осуществления. Соединение духовной и телесной природ в человеке мыслилось по аналогии с богочеловеческой личностью Христа. Развитие общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма и эсхатологизма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, задуманной Богом. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» – вечности. Таким образом, проблематика средневековой философии воспроизводила основные требования религиозной идеологии. Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.


<![if !supportLists]>16. <![endif]>Научная классическая философия. Цели и задачи научной классической философии. Большой проект сциентизма.


Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia - «знание», «наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

<![if !supportLists]>17. <![endif]>Особенности и основные направления постклассической научной философии. Аналитическая философия (Л. Витгенштейн). Основные цели аналитической философии. Основные проблемы языка научных сообщений.


Близко по идеям к позитивизму, особенно к логическому.

Предпосылки:

1) логический поворот, т.е. в конце 19в. произошел взрыв на фронте логики, появляются несколько вариантов логики в т.ч. математическая;

2) лингвистический поворот - со 2-ой пол. 19.в. лингвистика становится на ноги.

«Логикофилософский трактат»-ранний В; «Философские исследования» - поздний В. Ранний В (как указать мухе (философу) выход из мухоловки).

1) Структура логики и языка подобна структуре внешнего мира. В мире – объекты (простые и постоянные элементы) и факты (события, состоящие из объектов). Если знание – картина фактов, то язык имеет некартинный характер. Язык сугубо субъективен, т.к. это наши одежды для знаний. Логика – это не теория, а выражение внутренней связности языка. Назначение логики – придать порядок языку.

2) Философия д. стать не теорией, а деятельностью по логическому прояснению мыслей. Этим должна заняться аналитическая философия.

3) Поздний В. В жизненных коммуникациях важна семантика и особенно прагматика языка. Есть синтаксис, семантика (отношение языка к реальности), прагматика (употребление языка в конкретных ситуациях). Роль языка без прагматики не ясна.

4) За иллюзией единого языка скрывается богатый мир речевых практик и речевых игр. Немногие языковые правила дают бесчисленное количество вариаций при реал. общении.

5) Языковые игры обнаруживают семейное сходство.

6) Дело философии – лечить языковые болезни. Все фил-кие болезни – это логическая путаница (некот. слова фиксируют несущ-щие объекты (идеи Платона); частные слова делать универсальными смыслами; реалиям предлагать неподходящее контексту употребление (апории Зенона)). Приемы терапии: скрытую бессмыслицу представлять явным абсурдом; запутанные выражения прояснять; сложные имена заменять естественными символами.


<![if !supportLists]>18. <![endif]>Особенности и основные направления постклассической научной философии. Постпозитивизм. Представление постпозитивизма о науке как социальном явлении. Основные этапы в развитии науки. Понятие «научная революция».


ПОСТПОЗИТИВИЗМ - общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. П. не представляет собой особого филос. направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в кон. 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Это и фальсификационизм К. Поппера, и концепция научных революций Т. Куна, и методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, и концепция неявного знания М. Полани, концепции С.Э. Тулмина, Дж. Агасси, У. Селларса и многих др. Авторы и защитники этих концепций создают весьма различные образы науки и ее развития, обсуждают специфические проблемы, встающие в рамках той или иной концепции, предлагают противоположные решения методологических проблем. Вместе с тем можно говорить об общих чертах, свойственных П. как определенному этапу в эволюции философии науки. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.


<![if !supportLists]>19. <![endif]>Особенности и основные направления постклассической научной философии. Постпозитивизм. Основные цели теоретического исследования с точки зрения постпозитивизма. Классификация и структура научных теорий.


1. П. отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. Если в эпоху господства логического позитивизма образцом для методологических построений служили формально-логические конструкции, а основным орудием методологического исследования был онтологический анализ языка науки и построение формальных моделей («экспликация»), то П. заботится не столько о формальной строгости своих построений, сколько о соответствии их реальному научному знанию и его истории. 2. В П. происходит существенное изменение проблематики методологических исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного знания, то П. главной проблемой философии науки делает понимание развития научного знания. Это привело к существенному изменению всего круга проблем философии науки. 3. Для П. характерен отказ от жестких разграничительных линий, установлению которых позитивизм уделял большое внимание. Смягчается известная дихотомия эмпирического - теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. 4. П. постепенно отходит от идеологии демаркационизма, исповедуемой логическим позитивизмом. Представители последнего полагали, что можно и нужно установить четкую демаркационную линию между наукой и не-наукой, в частности, философией (метафизикой). Опираясь на верификационную теорию значения, логические позитивисты пытались обосновать тезис о бессмысленности метафизических утверждений и одну из главных своих задач видели в устранении метафизики из науки. П. отказывается видеть жесткие границы между наукой и философией. Он признает осмысленность филос. положений и неустранимость их из научного знания. 5. Распространенной особенностью постпозитивистских концепций является их стремление опереться на историю науки. Позитивизм не питал интереса к истории, в качестве образца научности он принимал теории математической физики и полагал, что все научное знание в конечном итоге должно приобрести форму аксиоматических или гипотетико-дедуктивных теорий. Если какие-то дисциплины далеки от этого идеала, то это свидетельствует лишь об их незрелости. Представители П. главным объектом своего внимания сделали развитие знания, поэтому они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. 6. Отличительной чертой большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. П. признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания — не только теорий, но и фактов, методов, фундаментальных мировоззренческих представлений. Поэтому вряд ли можно говорить о линейном, поступательном развитии науки. Многие представители П. предпочитают говорить не о развитии, а об изменении научного знания. И одной из важных проблем постпозитивистской философии науки стал вопрос о том, существует ли в этом изменении к.-л. накопление знания.

  1. Основные принципы, цели и задачи эстетической философии. Основные этапы её становления.


Антропологический переворот, происшедший в эту эпоху переместил акценты в средневековой теории образов. Образ превратился из способа постижения потустороннего в средство познания мира и активной человеческой деятельности. Художественные проблемы конструирования чувственного восприятия мира стимулировали развитие научных исследований в творчестве Леонардо да Винчи, Дюрера, Альберти и др. Это эпоха появления новых эмпирических эстетик, которые устанавливали нормы художественной деятельности, это эпоха первых попыток рационального выделения и исследования критериев абсолютной красоты, гармонии и совершенства. Эстетика барокко и классицизма как появление нормативных эстетик. Они представляли собой способы нормирования деятельности творца, которая включалась в социально-культурный контекст эпохистановления абсолютных монархий. Представления о красоте, гармонии и совершенстве стали восприниматься как подражания природе, которая исправлена по античным образцам. Немецкая классическая эстетика. Обратите внимание на работы И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Гегель так использовал диалектический метод к раскрытию сущности эстетических категорий, что позволило выстроить их в систему, близкую современной. Идеи их были развиты в ХХ веке. Рассмотрите проблемы эстетики символизма, модернизма, постмодернизма.

<![if !supportLists]>20. <![endif]>Эстетическая философия. Антропология немецкого романтизма. Учение о типах личности и их культурном предназначении.


Этика – это философская наука о морали. Мораль, нравственность – совокупность норм, регулирующих межличностные отношения. Моральный облик человека – это совокупность личных качеств человека, позволяющих ему совершать поступки определенного типа (вести себя определенным образом). На основе этих поступков мы делаем вывод о социальной значимости и ценности человека. Нравственные нормы отвечают каким либо потребностям общества. Они вырабатываются обществом стихийно на основе культурных традиций и обычаев и, по сути, являются ограничением человеческого произвола в интересах самого же человека. Человек нравственен, культурен, если он осознал необходимость поступать в соответствии с требованиями морали, т. е. нравственные нормы и ценности, свойственные конкретному историческому моменту стали его личным убеждением. Нравственные требования формулируются в виде норм однотипного поведения в типичных обстоятельствах. Они усваиваются главным образом в процессе воспитания путем многократного повторения и в процессе межличностного общения методом «проб и ошибок».“Потребительский” тип. ...Он широко распространен, его логика понятна даже ребенку. Мораль в его представлении – это установление в обществе, которое позволяет индивиду достигать счастья.Конформистский тип личности. Конформизм (от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как конформизм к нормам и ценностям меньшинства. “Аристократический” тип. Название говорит само за себя. Аристократизм первоначально считался достоинством, передаваемым по наследству. И раз ты от рождения принадлежишь к сословию, которое выше других, то честь его нельзя ронять. Знать может обеднеть, попасть в опалу, быть свергнута революцией, но чувство своей “особости”, которая не зависит от переменчивости земной судьбы, остается. Героический тип личности.В философско-этическом понимании герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, где герой трактуется как воплощение национального духа. “Религиозный” тип. ...Главная нравственная ценность “религиозного” типа нравственной личности – смысл жизни. Все нормы, принципы, идеалы – вторичны.

<![if !supportLists]>21. <![endif]>Проблема метода в эстетической философии, осмысление ею сущности интуитивного познания


Виды и формы познания весьма многообразны и специфичны в связи с особыми потребностями и целями, познавательными возможностями человека и средствами получения знаний о мире вещей и предметов, явлений и процессов, а главное - о связях и отношениях между ними. К видам познания мира относится прежде всего обыденное познание бытия, основанное на повседневном опыте людей и на здравом смысле при оценке полученного знания. Художественное познание базируется на чувственно-образном отображении в сознании людей действительности и дает первичные сведения о функционирующем мире. Широко распространено мистико-религиозное познание, для которого характерно фантастическое представление о трансцендентальном мире. Человечество выработало и специальный вид познания, целенаправленно ищущий истину, точное знание. Это научное познание, специфическими особенностями которого являются системность и доказательность, наличие точных методов постижения мира, общества, человека. Есть и особые виды познания типа технического, медицинского и т. д. Мыслящее человечество всегда стремилось к познанию предметов и явлений природы, общества и приобретению сведений о них, чтобы верно судить и разумно действовать в конкретных жизненных ситуациях.


<![if !supportLists]>22. <![endif]>Судьба европейской культуры с точки зрения эстетической философии XIX века.



Итак, эстетическую культуру, как говорилось выше, определяют способность и умение субъекта пережить, осознать, выразить и реализовать всеохватывающее отношение к действительности, которую образуют все ее процессы, состояния, события, предметы, явления и формы – на всех уровнях их организации, включая природу, общество, человека. Отношение человека к самому себе также входит в этот ряд. При этом подразумевается, что человек формирует себя как бы одновременно в двух планах: делает себя достойным и всесторонним субъектом эстетического отношения, поскольку внести в свое восприятие мира и в свои отношения с ним он может столько, сколько есть в нем самом; и делает себя самого состоятельным объектом такого отношения, ибо сформированная у него человеческая способность представления позволяет ему воспринимать в качестве объекта и свой собственный внутренний мир, собственные состояния и переживания.


  1. Эстетическая традиция в философии. Понимание философии как особого вида искусства.



Философии как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида познавательной деятельности — для художественного освоения действительности, т.е. для искусства. Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и окружающую его действительность, тоже оказываются личностными, выражаюшими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. Философия, отмечал В. И. Вернадский, является попыткой из личности познать сущее; в то время как научные истины в своем существе безлики, в философии личность отражается не только на процессе (что свойственно также и Науке), но и на самих результатах познания. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не могут быть общеобязательны... Они отражают: 1) прежде всего личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество — нет двух тождественных; 2) выработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может» («Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление». Книга вторая. М., 1977. С. 73). На этом своеобразии философского знания, сопоставимого с результатами творчества в искусстве, основан феномен личностного, так сказать, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других (кто-то, например, «не принимает» Гегеля, но увлечен Ж.-П. Сартром, другой — наоборот). В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством.


%MCEPASTEBIN%