Статьи

гражданское право

1. Обосновав свой ответ ссылками на статьи закона укажите в приведенном перечне вопросов решения, которые относятся к компетенции областного (краевого суда):

Согласно ст. 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» областной (краевой) суд, в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом:

- рассмотрение дел в кассационном порядке;

Согласно п.п. 1 п. 1 статьи 337 ГПК РФ решения районных судов рассматриваются в кассационном порядке областным (краевым) судом. Судопроизводство производится по правилам Главы 40. Производство в суде кассационной инстанции ГПК (ст. 336-375);

- рассмотрение дел в апелляционном порядке;

Рассмотрение дел в апелляционном порядке не относится к компетенции областного (краевого) суда, в силу того, что, согласно нормам Главы 39. Апелляционное производство по обжалованию решений и определений мировых судей (ст. 320-335) лишь решения мировых судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью.

- толкование законов;

Вопросы правомочности официального толкования правовых норм областным (краевым) судом, ограничиваются правоприменением толкований конкретных норм, данных в постановлениях Верховного суда РФ.

Более того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, по смыслу статей 76, 118, 120, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации, не могут признавать законы субъектов Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации и на этом основании утрачивающими юридическую силу. Данное полномочие в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»).

Суд общей юрисдикции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности. Данная обязанность, по смыслу статьи 125 (части 2 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона, разрешено на основе непосредственно действующих норм Конституции Российской Федерации. Однако такой подход к разграничению компетенции в области нормоконтроля между Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами не отрицает правомочия судов общей юрисдикции подтверждать недействительность законов субъекта Российской Федерации, содержащих такие же положения, какие уже были признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, т.е. основывать свое решение на соответствующем решении Конституционного Суда Российской Федерации, что вытекает из части второй статьи 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года N 147-О).

В частности, выявление несоответствия между федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, например, приведшего к нарушениям избирательных прав граждан, так же как и разрешение жалоб граждан на действия (решения) органов, применяющих избирательное законодательство, возложено на суды общей юрисдикции. Однако, устраняя указанные нарушения в каждом конкретном случае, суд общей юрисдикции не вправе признавать не соответствующими Конституции Российской Федерации и в силу этого более не действующими принятые на ее основе нормы уставов и избирательных законов, проверка конституционности которых отнесена исключительно к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 3 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», статьи 120, 125 Конституции Российской Федерации). Такие акты могут утратить юридическую силу либо по решению самого законодателя, либо в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, который при этом воздерживается от проверки соблюдения определенных федеральным законом гарантий избирательных прав граждан, поскольку она отнесена к компетенции других судов, и лишь в пленарном заседании правомочен устанавливать несоответствие норм уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации»…).

Таким образом можно сделать вывод о том, что в компетенцию судов общей юрисдикции, в составе которых находятся областные (краевые) суды, не входит полномочие официального толкования законов. В разрезе правоприменеия - областной (краевой) суд исходит из толкования нормы, данное вышестоящей инстанцией

- рассмотрение дел в порядке надзора;

В гражданском процессе судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Согласно ст. 377, ч.3 ст. 382 ГПК РФ в качестве судов надзорной инстанции выступают: президиум областного (краевого) суда;

- рассмотрение дел по 1-ой инстанции;

В соответствии со статьей 26 ГПК РФ, в качестве суда первой инстанции областной (краевой) суд рассматривает дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также, в соответствии с ч. 2 статьи 26 ГПК РФ федеральными законами к подсудности областного (краевого) суда могут быть отнесены и другие дела, например дела о назначении даты выборов должностных лиц органов муниципального самоуправления (Определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 26 февраля 2002 г. // Бюллетень ВС, 2002, N 11, с. 4).

- анализ судебной практики;

Согласно аб. 2 ст. 31 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», действующего в настоящее время, в редакции, не противоречащей Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», и которой установлены полномочия областных (краевых) судов, указывает на то, что областной (краевой) суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

- правовой законодательной инициативы;

Согласно ч. 1 ст. 105 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Областной (краевой) суд обладает правом обращения в законодательный орган субъекта федерации с предложением о включении сформулированной судом правовой нормы в соответствующий законодательный акт (законопроект).

- подбор кандидатур на должность районных судей;

В соответствии с правилами ст. 5 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» в компетенцию областного (краевого) суда входит обязанность по подбору кандидатур на должность районного судьи. Для этого, председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста (для районного суда - 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет /п.1 абз. 6 ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I), имеющий высшее юридическое образование и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

- надзор за судебной деятельностью районных судов.

Согласно п. 1 статьи 376 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном Главой 41. «Производство в суде надзорной инстанции» (ст. 376-391), в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Также, по правилам п. 3 ст. 376, право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда имеют должностные лица органов прокуратуры, в случае, если в рассмотрении такого дела участвовал прокурор (ст. 377 ГПК РФ).

 

2. На заседании совета адвокатской палаты обсуждались два материала в отношении адвокатов Громова и Осокина, работу Громова, как показали неоднократные проверки, характеризовались низким уровнем квалификации. Осокин грубо нарушал трудовую дисциплину, несмотря на то, что ранее подвергался мерам дисциплинарного взыскания.

Есть ли основания для исключения Громова и Осокина из членов адвокатского сообщества?

Согласно правила ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката (принятого первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом. Такими основаниями могут быть, указанные в п. 2 ст. 17, при наличии которых  статус адвоката может быть прекращен по решению на основании заключения квалификационной комиссии, а именно при:

1) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;

2) нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;

3) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;

4) установлении недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 Федерального закона (копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.);

5) отсутствии в адвокатской палате в течение четырех месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Федерального закона (изменения им членства в адвокатской палате, либо возобновления статуса адвоката), сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования.

Таким образом, по условиям задания, у квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации имеются основания для обращения в Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате Громове, с Заключением комиссии по возбужденному дисциплинарному делу в отношении Громова, которое должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев с момента вынесения заключения.

В отношении Осокина, исходя из предположения о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде замечания, предупреждения, т.е. не связанных с прекращением статуса адвоката, при наличии в действиях Осокина оснований, свидетельствующих о таких грубых нарушениях трудовой дисциплины, т.е. о поступках адвоката, которые порочат его честь и достоинство, умаляют авторитет адвокатуры, а, также, неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнении решений органов адвокатской палаты, - можно утверждать, что у квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации имеются основания для обращения в Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате Осокине, с Заключением комиссии по возбужденному дисциплинарному делу в отношении Осокина, которое должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев с момента вынесения такого заключения.

В чью компетенцию входит решение подобных вопросов?

В соответствии с правилами ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката прекращается Советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате.

Согласно п. 2 ст. 19 Кодекса поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии и  Совета, заседания которых проводятся в соответствии с процедурами дисциплинарного производства, предусмотренными Кодексом.

Поводами для возбуждения дисциплинарного производства, согласно п. 1 ст. 20 Кодекса, являются:

1) жалоба, поданная в Совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно - при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований - жалоба лица, обратившегося за оказанием бесплатной юридической помощи (ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);

2) представление, внесенное в Совет вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;

3) представление, внесенное в Совет органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;

4) сообщение суда (судьи) в адрес Совета в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

По правилам ст. 22 Кодекса, дисциплинарное производство включает в себя следующие стадии:

1) разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;

2) разбирательство в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Дисциплинарное производство, согласно правила, установленного п. 5 ст. 19 Кодекса - осуществляется только квалификационной комиссией и Советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате и членом которой состоит этот адвокат на момент возбуждения такого производства.

В соответствии с п. 6 ст. 18 Кодекса мерами дисциплинарной ответственности могут являться:

1) замечание;

2) предупреждение;

3) прекращение статуса адвоката.

Таким образом решение подобных вопросов входит в компетенцию квалификационной комиссии адвокатской палаты и Совета адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этих адвокатах – Громове и Осокине.

В каком порядке может быть обжаловано принятое решение?

По правилам п. 5 ст. 17 решение Совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, принятое по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 ст. 17, может быть обжаловано в суд.

Таким образом, Громов и Осокин могут обжаловать возможное решение Совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения о них, в суд по месту регистрации данной адвокатской палаты.