СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Введение 3
- 2. Высшая нервная деятельность 4
- 3. Особенности высшей нервной деятельности человека 8
- 4. Заключение 14
Список литературы 15
Введение
О непрерывном восходящем развитии человеческого ума наглядно свидетельствует последовательное возрастание объема головного мозга наших предков и усложнение его структуры, в особенности коры и тех частей мозга, с которыми связаны высшие функции мышления, о чём можно судить по рельефу внутренней полости черепа, соответствующей объёму и форме мозга. Характерно, что на гипсовых отливках внутренней полости черепа питекантропа ясно видно, например, что у него гораздо слабее, чем у более поздних людей, была выражена лобная доля мозга; теменная часть мозга тоже имела примитивные черты строения. Изучая эти черты мозга питекантропа, исследователи пришли к выводу, что у негоне были ещё развиты в достаточной мере центры внимания и памяти, а способность к мышлению оставалась зачаточной. Развитие человеческой психики шло в неразрывной связи с эволюцией его трудовой деятельности. «То состояние,— говорит Маркс,—когда человеческий труд еще не освободился от своей примитивной, инстинктивной формы, относится к глубинам первобытных времен». То было время «первых животнообразных инстинктивных форм труда». Чем дальше шло развитие коллективной деятельности людей, тем, разумеется, всё богаче и полнее становилось мышление человека. Особое значение с этой стороны имеет непрерывное усовершенствование каменных орудий на протяжении нижнего палеолита. Сюда относятся в первую очередь ручные рубила, прошедшие в своей эволюции ряд этапов, начиная от простой гальки, лишь слегка затёсанной на конце, до изящных, геометрически правильных по очертаниям, миндалевидных или треугольных изделий конца ашельского времени. Такая последовательная эволюция форм древнейших орудий наглядно свидетельствует о прогрессивном развитии ума первобытного человека.
Отражая действительность в логических формах мышления, т. е. восходя от ощущений, впечатлений и конкретно-чувственных представлений — образов к абстрактным общим понятиям, человек выделяет существенное в предметах и явлениях. Он полнее и глубже раскрывает их действительную сущность, познаёт объективные законы реального мира. Зарождение отвлечённого мышления — долгий и сложный процесс. Он стал возможным благодаря трудовой деятельности, благодаря общественной жизни. Человек познаёт действительность в ходе её практического освоения, ежечасно, ежеминутно проверяя практикой свои представления. Сохраняя правильное и отбрасывая неправильное, он идёт от незнания к знанию.
Древнейшие люди, конечно, находились ещё чрезвычайно далеко от сколько-нибудь глубокого познания действительности, от власти над природой. Вооружённые лишь палками и грубыми каменными орудиями, только отчасти выделившиеся из животного царства, они стояли в самом начале великого пути человеческого прогресса.
Высшая нервная деятельность
Сложная форма деятельности высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды. Понятие высшей нервной деятельности введено великим русским физиологом И. П. Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, неизвестной до этого формы нервной деятельности. И. П. Павлов противопоставил понятие высшей нервной деятельности понятию «низшей» нервной деятельности, в которую входит рефлекторная деятельность, направленная в основном на регуляцию взаимодействия органов или отдельных частей самого организма в процессе его жизнедеятельности. При этом нервные элементы, осуществляющие взаимодействие внутри организма, объединены нервными связями уже к моменту рождения. И, наоборот, нервные связи, обеспечивающие высшую нервную деятельность, образуются лишь в процессе жизнедеятельности организма в форме жизненного опыта. Поэтому низшую нервную деятельность можно определить как врожденную форму нервной деятельности, а высшую нервную деятельность — как приобретаемую в индивидуальной жизни человека или животного.
Истоки противопоставления высшей и низшей форм нервной деятельности восходят к идеям древнегреческого мыслителя Сократа о существовании у животных «низшей формы души», отличающейся от души человека, обладающей «мыслительной силой». Долгие столетия представления о «душе» человека и непознаваемости его психической деятельности оставались в умах людей неразрывными. Лишь в 19 в. в трудах отечественного ученого, основоположника современной физиологии И. М. Сеченова был раскрыт рефлекторный характер деятельности головного мозга. В книге «Рефлексы головного мозга», вышедшей в 1863 г., И. М. Сеченов первым сделал попытку объективного изучения психических процессов. Само первоначальное название книги «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы», измененное под влиянием цензуры, говорит о том, что И. М. Сеченов давал в руки исследователей объективный метод изучения сложных процессов психической деятельности. Идеи И. М. Сеченова блестяще развил И. П. Павлов. На основе разработанного им метода условных рефлексов он показал пути и возможности экспериментального изучения функций коры больших полушарий, играющих ключевую роль в сложных процессах психической деятельности.
Низшая нервная деятельность получила название безусловнорефлекторной деятельности, а ее отдельные реакции называют безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы, сформировавшиеся за миллионы лет эволюции животного какого-либо вида, одинаковы для всех представителей данного вида животного и мало зависят от сиюминутных условий существования конкретного организма. Безусловные рефлексы позволяют решать важнейшие биологические задачи надежными, проверенными веками способами и решать успешно, при условии, что факторы окружающей среды, воздействующие на животное, в общем такие же, как и миллионы лет назад. При резком же изменении окружающих условий безусловный рефлекс становится плохим помощником.
Условный рефлекс — явление чрезвычайно сложное. Вырабатываются условные рефлексы на базе безусловных. Для образования его необходимо сочетание во времени какого-либо изменения в окружающей среде (или во внутреннем состоянии организма), воспринятого животным, с осуществлением какого-либо безусловного рефлекса. Только при этом условии само изменение в окружающей среде (или во внутреннем состоянии организма) может стать раздражителем, вызывающим условный рефлекс. Такой раздражитель называют условным раздражителем, или сигналом. Условный рефлекс может возникнуть только на фоне соответствующего желания. Не объективный условный раздражитель, а субъективная мотивация окончательно решают: быть или не быть условному рефлексу. Советским физиологом П. К. Анохиным и его учениками показано, что главным условием формирования целенаправленного поведения является возможность достижения биологически важного результата действия. В соответствии с теорией функциональной системы непременным условием любого поведенческого условно-рефлекторного акта является наличие определенной мотивации. Мотивация всегда возникает в условиях какой-то вполне конкретной обстановки, И высшие животные и человек получают от органов чувств необходимые сведения о всей совокупности внешних факторов, определяющих параметры реальной обстановки. Затем включаются механизмы, извлекающие из памяти сведения о случаях удовлетворения данной мотивации в сходных условиях в прошлом. В частности, именно память подсказывает, что прежде удовлетворение мотивации (напр., еда) происходило всегда после определенного дополнительного раздражения — условного раздражителя (напр., звука). Бывает и так, что конкретных сведений из окружающей обстановки становится недостаточно.
Тогда с помощью ориентировочно-исследовательской реакции животное (или человек) активно ищет дополнительную информацию. Данные мотивационного возбуждения, обстановки, памяти и, наконец, сигналы условного раздражителя — все это тщательнейшим образом обрабатывается в высших отделах головного мозга. Из разнородных возбуждений на этой стадии поведенческого акта формируется решение к действию, решение о том, что и как следует делать для удовлетворения данной мотивации в данных условиях. Итак, первым этапом условного рефлекса как поведенческого акта является не столько, точнее не только условный раздражитель, но синтез из различных возбуждений вполне определенного решения к действию. Нельзя забывать, что действие производится для достижения определенного результата. Значит, очень важно знать, привело ли действие к ожидаемым результатам? Спец. нейрофизиологический аппарат, контролирующий степень соответствия реальных результатов действия задуманным, был назван П. К, Анохиным акцептором результатов действия. В процессе получения сведений о результатах действия возможны два крайних варианта: либо результаты полностью соответствуют намеченным, либо отличаются от них до неузнаваемости.
В первом случае действие оценивается как выполненное правильно, и хорошо поработавший организм сам себя награждает положительной эмоцией, а проделанная реакция фиксируется в памяти как позитивный опыт (так надо). Во втором — действие выполнено неудовлетворительно, в результате возникает отрицательная эмоция, а ход реакции становится частью негативного опыта (так не надо). Уже выработанные условные рефлексы легко подвергаются торможению. Переполненный мочевой пузырь, рвота, воспалительный процесс в каком-либо органе и другие факторы способны тормозить проявление условного пищевого рефлекса. По терминологии И. П. Павлова — это внешнее торможение. Выделяют еще условное, или внутреннее, торможение. В отличие от внешнего торможения, являющегося по своей природе врожденным, или безусловным, условное торможение, так же как и условный рефлекс, вырабатывается. Основным условием выработки условного торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. В зависимости от условий образования различают угасательное, дифференцировочное тормозное и запаздывающее торможение. Процессы торможения условных рефлексов способствуют наиболее полному соответствию реакции организма внешним условиям, более совершенному приспособлению к среде.
Существуют механизмы, обеспечивающие взаимную связь и регуляцию процессов возбуждения и торможения, оптимальный уровень их взаимодействия. При нарушении такой связи при перенапряжении механизмов регуляции процессов возбуждения и торможения вступает в действие так называемое запредельное торможение, которое И. П. Павлов образно назвал охранительным торможением, поскольку оно препятствует истощающему действию на нервные клетки чрезмерно сильных и продолжительных раздражений. Возникновение запредельного торможения зависит не только от абсолютной силы раздражающего фактора, но и от состояния коры больших полушарий. Любой раздражитель при определенных условиях может стать сигналом и тем самым помочь организму подготовиться к восприятию какого-либо изменения в окружающей среде (как бы «предвидеть» это изменение). Принцип сигнализации, введенный И. П. Павловым, нашел наиболее широкое применение при анализе психических процессов, свойственных человеку. Для этих целей было введено понятие «вторая сигнальная система», в которой функцию сигнала играет речь (слово). Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходят непрерывно в процессе обучения. Любое обучение, любая форма творческой деятельности связаны с постоянным совершенствованием второй сигнальной системы.
Вторая сигнальная система свойственна только человеку, однако в основе ее лежат физиологические механизмы выработки условных рефлексов, т. е. первая сигнальная система. С этих позиций становится яснее кажущееся противоречие между высокотворческой деятельностью человеческого разума и условным рефлексом, вырабатываемым у многих, даже низкоорганизованных животных. При этом раздражитель, вызывающий проявление рефлекторного акта, не является его причиной. Он является лишь стимулом к действию, к анализу результатов еще не сложившейся, но предугадываемой реакции. Эта реакция может складываться из отдельных рефлекторных действий, но не в них главное. Главное — в заглядывании в будущее, которое у человека превращается в предвидение. Человек мысленно перебирает все возможные варианты, оценивает их, отвергает ненужные и выбирает оптимальный. Если даже исходить из потребностей (мотиваций), то они в силу социальных особенностей жизни человека, его сознания, речи резко отличаются от потребностей животных и способствуют совершенно иной форме его психической деятельности. Высшая нервная деятельность человека зависит от индивидуальных особенностей нервной системы. Совокупность этих особенностей, в значительной степени определяющих характер высшей нервной деятельности, обусловлена наследственными особенностями данного индивидуума, его жизненным опытом и называется типом высшей нервной деятельности. При определении такого типа, по И. П. Павлову, используют следующие свойства нервной системы: сила процессов возбуждения и торможения, их взаимная уравновешенность (другими словами, соотношение силы торможения и силы возбуждения) и их подвижность (т. е. скорость, с которой возбуждение может смениться торможением, и наоборот). И. П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
1) тип сильный, но неуравновешенный, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением («безудержный» тип). Этот тип высшей нервной деятельности, соответствует холерическому темпераменту;
2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип). Этот тип высшей нервной деятельности совпадает с сангвиническим темпераментом;
3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов. Этот тип соответствует флегматическому темпераменту;
4) тип слабый, для которого характерно слабое развитие как возбуждения, так и тормозных процессов. Для людей этого типа свойственно быстрое истощение нервной системы, приводящее к потере работоспособности. По шкале темпераментов этот тип относится к меланхолическому.
Тип нервной системы определяет степень приспособленности организма к условиям окружающей среды и стойкости к воздействию болезнетворных факторов.
Особенности высшей нервной деятельности человека
Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.
Первая сигнальная система действительности — это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) — это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.
Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.
Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом “вводится новый принцип нервной деятельности —отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов —принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека —науку”.
Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).
Вторая сигнальная система имеет две функции —коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.
Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.
Типологические особенности высшей нервной деятельности общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа:
1) мыслительный;
2) художественный;
3) средний (смешанный).
К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.
К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).
Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.
Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качеством человека.
“Нужно помнить, — говорил И.П, Павлов, — что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни”.
У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации.
Современные исследования высшей нервной деятельности характеризуются развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.
Деятельность — целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.
Деятельность — сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.
Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и операций) , при помощи определенных средств.
В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая классификация видов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельности человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного поведения.
Поведением называется социально значимая система действий человека.
Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соответствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, называется преступлением.
Одной из основных предпосылок преступного поведения являются негативные качества человека: эгоизм, индивидуализм, пренебрежение правами и интересами других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе. Эти качества не являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психического развития человека. Формирование человека —это формирование его потребностей и способов их удовлетворения.
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность.
Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.
Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы:
а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности);
б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания и труда);
в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.
Потребность — необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.
Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности.
Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.
Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности —ее направленность. Но, не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.
Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями —происходит так называемая “сквозная регуляция”, связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни “вызревают” лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.
У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде.
Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности — основной показатель социальной деформации личности.
Органические потребности человека возникают без специального их формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания.
Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.
Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.
Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом.
Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов.
Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие.
Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние — мотивацию.
Мотивация — обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем) , вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.
Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы —программы поведения — могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, “утверждает” данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим — поисковой деятельности. Таким образом, мотивация — индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим людям, у третьего — проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.
Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой — словом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения.
Установка — это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Различают следующие виды установок:
1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).
2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего шумового фона).
3) Социально-перцептивная установка — стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).
4) Когнитивная — познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план).
5) Мнемическая установка — установка на запоминание значимого материала.
Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес — избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается. Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию, по широте и устойчивости. Различаются также непосредственные и косвенные интересы. Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека.
Заключение
Высшая нервная деятельность — интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное приспособление высших животных и человека к изменяющимся условиям окружающей среды. В основе высшей нервной деятельности лежат физиологические механизмы безусловных рефлексов и формирующихся на их основе в процессе онтогенеза условных рефлексов. Безусловные рефлексы генетически детерминированы, присущи определенному виду организмов и формируют поведение, обеспечивающее их выживание в относительно постоянных условиях окружающей среды. Индивидуально приобретаемые формы поведения, обеспечивающие приспособление человека и животных к изменяющимся условиям среды, возможны только за счет обучения, в основе которого лежат нейрофизиологические механизмы памяти.
Одно из основных различий высшей нервной деятельности человека и животных в их сигнальных системах. Это сказалось на строении и работе мозга. У животных левое и правое полушария головного мозга выполняют сходные функции. У человека одно из полушарий, чаще левое, доминантное. В нем находятся центры, управляющие речью. Второе полушарие оказывается подчиненным. Механизмы символьного обмена, конечно же, развиты у человека несравненно больше, чем у зверей, но у зверей они тоже немало развиты. Оно собирает более подробную информацию об органах тела и конкретных объектах.
Возникновение второй сигнальной системы явилось поворотным моментом, переходом от одного качества к другому, более высокому. Такой переход, разумеется, был подготовлен длительным развитием первой сигнальной системы у наиболее высокоорганизованных животных. Чтобы перейти от высшей нервной деятельности животных к человеческому мышлению, необходима была выросшая в процессе трудовой деятельности, на основе практического опыта сотен поколений, способность реагировать не только на прямое раздражение, но и на звуковой раздражитель особого рода — слово. Сочетания звуков — слова становятся «сигналами сигналов».
Вторая сигнальная система у человека вовсе не отменяет и не исключает первую сигнальную систему. Напротив, богатство и сложность деятельности человеческого мозга определяется именно тем, что человек обладает и первой и второй сигнальными системами, тесно связанными друг с другом. При этом следует подчеркнуть, что, будучи более совершенной формой высшей нервной деятельности, вторая сигнальная система существенно изменила у человека и работу его первой сигнальной системы. Благодаря слову человек воспринимает и ощущает мир иначе, чем животное,— он познаёт его в процессе своего общественного опыта. Процесс познания действительности находится у человека на качественно иной ступени, чем у всех других живых существ.
Список литературы
- 1. Бизюк. А.П. Основы нейропсихологии. Учебник для вузов. Издательство Речь. - 2005г.
- 2. Горошко Е.И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол. Аналитический обзор. — М.: ИД «ИНЖСЭК», 2005. - 280 с.
- 3. Клиническая психология. 2-е изд. Под ред. М. Перре, У. Бауманна. Издание 2-е, Издательство: ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2006 год
- 4. Клиническая психология: Учебник для вузов. 3-е изд. Под ред. Б. Д. Карвасарского. Издание 3-е, Издательство: ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2007 год
- 5. Тонконогий И. М., Пуанте А.Клиническая нейропсихология. Издание 1-е, Издательство: ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2006 год