Статьи

Методы статистики, применяемые в экономическом анализе

  1. 1.     Методы статистики, применяемые в экономическом анализе.

Широкое распространение в экономическом анализе имеют методы математической статистики. Эти методы применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей можно представить как случайный процесс. Статистические методы, являясь основным средством изучения массовых, повторяющихся явлений, играют важную роль в прогнозировании поведения экономических показателей. Когда связь между анализируемыми характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то статистические и вероятностные методы — это практически единственный инструмент исследования. Наибольшее распространение из математико-статистических методов в экономическом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа.

Для изучения одномерных статистических совокупностей используются: вариационный ряд, законы распределения, выборочный метод. Для изучения многомерных статистических совокупностей применяют корреляции, регрессии, дисперсионный, ковариационный, спектральный, компонентный, факторный виды анализа, изучаемые в курсах теории статистики.

 

  1. 2.     Содержание экономического анализа на макро- и микроуровнях.

Он заключается в изучении поведения отдельных экономических единиц, их взаимодействия на рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги, а также факторы производства.

Основная цель субъектов хозяйствования – совершать экономический выбор. Отдельно взятые предприниматели и предприятия осуществляют в условиях рынка четыре фундаментальных экономических выбора:

  • Что и в каком количестве следует производить;
  • Как следует производить;
  • Кто должен выполнять определённую работу, используя преимущества
  • общественного разделения труда;
  • Для кого должны быть предназначены результаты производства.

Без экономического анализа на микроуровне невозможно правильно сделать выбор. Содержание и значение экономического анализа на микроуровне определяют и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести:

  • повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов и нормативов
  • деятельности;
  • объективное и всестороннее изучение хода выполнения бизнес-планов
  • соблюдение нормативов;
  • определение экономической эффективности использования трудовых,
  • материальных и финансовых ресурсов;
  • контроль за осуществлением требований коммерческого расчёта;
  • выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях хозяйственной деятельности;
  • проверка оптимальности управленческих решений.

Первая задача: повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов и нормативов деятельности достигается прежде всего с помощью её обстоятельного ретроспективного анализа. Построение временных рядов на значительный период позволяет установить определённые экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предпринимателя, данного предприятия (ассоциаций, товариществ, концернов, промышленно-торговых фирм и т.д.). Особое внимание должно быть обращено на изучение и оценку хозяйственной деятельности за текущий период, и период, предшествующий предплановому. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в бизнес-плановых расчетах.

Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным анализ-прогнозом, который даёт прямой выход на планово-предположительные показатели.

 Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных хозяйственных, производственно-финансовых результатов, показателей эффективности деятельности передовых предприятий и организаций (отечественных и зарубежных). Таким образом, бизнес-планы обстоятельно обосновываются необходимыми экономическими расчётами.

Переход от административно-командной системы к рыночным принципам хозяйствования в России обусловил перемещение плановых разработок с макро - на микроуровень.

Вторая задача: последовательное и всестороннее изучение по данным учёта и отчётности выполнения бизнес-планов фирмы и соблюдения проектировок и нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг.

На промышленных предприятиях, например, в процессе анализа тщательно исследуются выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте – по грузообороту, исполнению договоров перевозки с клиентами; в организациях связи – по числу оказанных услуг, качеству связи и срокам доставки и т.д. Предприятия и фирмы коммерческой сферы особое внимание должны уделять объемам продаж, их ассортиментной структуре, соотношению элементов товарного баланса, качеству торгового обслуживания покупателей.

Третья задача: определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях, например в этом плане отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (зданий и сооружений, технологического оборудования, инструментов, сырья и материалов); рабочей силы (по численности и профессиональному составу работников; основному, вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу, производительности труда и т.д.); финансовых ресурсов, взятых в их совокупности (т.е. собственных и заёмных, основных и оборотных).

В сельском хозяйстве и в некоторых отраслях промышленности (лесной, горнодобывающей и т.д.) анализ использования материальных, трудовых  и финансовых ресурсов непосредственно увязывается с анализом использования природных богатств, со строгим соблюдением определённых экологических требований.

Четвёртая задача: контроль за осуществлением и оценка соблюдения правил коммерческого расчёта, конечных финансовых результатов. При оценке финансовых результатов деятельности предприятия используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке). Так, например, размер прибыли промышленного предприятия определяется не только количеством  и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения.

Обоснованная и полная оценка осуществления требований коммерческого расчёта, достигнутых финансовых результатов требует подразделения факторов, повлиявших на исследуемые показатели, на зависящие и независящие от предприятий. Устранение влияния сторонних факторов (путём соответствующих расчётов) позволяет более правильно проанализировать результаты усилий коллектива того или иного предприятия или частного собственника. Подразделение факторов на зависящие и независящие от предприятий особенно необходимо в условиях рыночных отношений.

При анализе деятельности внутренних подразделений фирмы задачи и объем аналитических разработок несколько сужаются. В частности, сокращаются позиции, связанные с заключением договоров поставки, с банковскими и бюджетными расчётами, ограничиваются возможности анализа финансовых результатов.

Пятая задача: выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях хозяйственной деятельности. В процессе анализа выявление резервов осуществляется с помощью сравнительного изучения выполнения плановых намёток внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения. Такой анализ должен производиться систематически.

Важной задачей анализа является оценка обоснованности управленческих решений. Принять правильное управленческое решение можно лишь на основе предварительного экономического анализа.

Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий, конечно, не исчерпываются этим перечнем. Многогранность и многовариантность хозяйственных ситуаций, особенно в условиях рыночных отношений ставят перед ним большое число задач автономного характера.

Для решения задач экономического анализа на микроуровне используются разнообразные методы. Здесь, прежде всего, следует выделить использование определённой системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов. Эта система обычно формируется на стадии планирования и предполагает разработку и привлечение необходимой экономической информации, что не исключает возможности и целесообразности применения в ходе самого анализа новых показателей.

Экономический анализ предусматривает изучение причин, вызвавших изменение тех или иных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, ощутимо повлиявшие на тот или иной показатель.

Поэтому важным предварительным условием достоверности и действенности анализа является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и её результаты.

Особая составляющая экономического анализа – выявление и измерение взаимосвязи между отдельными показателями хозяйственной деятельности. К примеру, обьем выпуска промышленной продукции зависит от трёх групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, средств труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так факторы, связанные с использованием рабочей силы подразделяются на количественные и качественные. К количественным относится численность рабочих, к качественным – производительность их труда (выработка на одного рабочего). Средняя выработка на одного рабочего в год зависит, в свою очередь, от среднего числа дней, отработанных одним рабочим в год, средней выработки на один отработанный человеко-час. Каждый из перечисленных показателей также зависит от целого ряда причин. Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год, зависит, например, от предоставления дополнительных отпусков, неявок по болезни, командировок, целодневных простоев по вине предприятия, прогулов и т.д. Получается, следовательно, определённая цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свой значение. Исключение того или иного фактора из орбиты внимания экономиста, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным.

Даже на этом примере видно, что хозяйственные показатели нельзя рассматривать изолированно; все они связаны между собой, что не исключает возможности и необходимости их логического обособления в ходе анализа и при экономических расчётах. Весьма распространённым методически приёмом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, то есть, когда от остальных факторов аналитик отвлекается.

В больших странах, имеющих федеративное устройство, экономический анализ на макроуровне предполагает их исследование как совокупности неоднородных объектов – регионов, земель, республик, краев, штатов и т.д. При этом региональная специфика связана как с объективными факторами: природно-климатическими, историческими, демографическими и т.д., так и с политическими: эффективностью деятельности региональных властей, а также дополнительной поддержкой главы региональной администрации федеральным центром.

Направление экономического анализа на макроуровне подразумевает: изучение только нетипичных связей присущих объекту исследования в равной мере изучением типичных и нетипичных связей изучаемого объекта абстрагирование от нетипичного

Общеэкономический – экономический анализ    экономический анализ и экономические явления на макроуровне. Общественно-экономические формации на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей.

 

  1. 3.     Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте.

Экономический анализ является в настоящее время составной частью менеджмента — науки об управлении предприятиями в различных отраслях, видах деятельности.

Анализ коммерческой деятельности становится важной функцией менеджмента. Умело организовать аналитическую работу на предприятии - значит обеспечить синтез аналитической информации как отдельных функциональных служб, так и служб менеджмента. Поэтому организационная структура иностранных фирм предусматривает обособление аналитических служб (центральное аналитическое бюро), результатов всех практикуемых видов анализа (ретроспективного, оперативного, ситуационного и перспективного).

Управление, учет и анализ дифференцируются, кроме того — для каждого предприятия, каждой отрасли — на внешнюю часть и внутреннюю, в зависимости от пользователя. Функцию внешнего управления выполняет финансовый менеджмент, финансовый анализ, финансовый учет. Финансовые результаты деятельности предприятия открыты для акционеров, для налоговой службы, для банков и кредиторов. Производственный учет, производственный анализ и менеджмент — дело внутреннее, сопряженное с коммерческой тайной. Как делается прибыль — секрет фирмы.
И финансовый анализ, и производственный — это две стороны, две части экономического анализа. Правильнее говорить о финансово-экономическом и производственно-экономическом анализе.