Статьи

Направления использования средств фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования

  1. 1.     Роль и место Федерального казначейства по исполнению бюджетов на макро-уровне.

Начатый в 1991 году переход страны к рыночным отношениям повлек за собой кардинальное изменение экономической системы государства всех его экономической, социальной и политических сфер. За прошедший период были образованы принципиально новые экономические институты и установлены соответствующие им  экономические отношения. 

Современное Федеральное казначейство в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет «правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета».

Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по формированию доходов бюджетов всех уровней. Полномочиями по исполнению федерального бюджета по доходам в настоящее время наделены только Центральный аппарат Федерального казначейства и Управления Федерального казначейства по субъектам РФ. В формировании доходной части бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов полномочия предоставлены только Управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ.

В соответствии с БК РФ при исполнении  федерального бюджета по доходам органы Федерального казначейства осуществляли следующие функции:

  • «перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
  • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
  • учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации».

Органы Федерального казначейства также выполняют функции администратора поступлений в бюджет. «Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы…».10 

 Анализ данных положений нормативных правовых актов показывает, что место Федерального казначейства - завершающий элемент в системе формирования доходов бюджетов всех уровней. Роль Федерального казначейства – кассовое исполнение доходов бюджетов, правильное и своевременное распределение доходов по уровням бюджетов, возвратов налогоплательщикам соответствующих сумм и  администрирование.

Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по кассовому обслуживанию исполнения расходов бюджетов. В процессе исполнения федерального бюджета по расходам кроме Центрального аппарата Федерального казначейства и Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ участвуют также отделения Федерального казначейства по районам и городам (в отделениях обслуживается основная масса бюджетных учреждений).

Органы Федерального казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполняя федеральный бюджет по расходам, органы Федерального казначейства осуществляют:

  • доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств федерального бюджета;
  • разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
  • осуществление платежа.

В отношении расходов бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов органы Федерального казначейства могут осуществлять полномочия аналогичные применяемым при исполнении расходов федерального бюджета (от доведения лимитов бюджетных обязательств до санкционирования расходов), либо только ведут лицевой счет соответствующего финансового органа.

Анализ данных положений показывает, что место Федерального казначейства - завершающий элемент системы в осуществлении бюджетных расходов, исключающий возможность  бюджетного учреждения осуществлять расходы соответствующего бюджета без их предварительного санкционирования (разрешения на проведения платежа соответствующим органом Федерального казначейства).   Роль Федерального казначейства в данных процессах – кассовое исполнение расходов бюджетов, кассир всех бюджетных учреждений, наделенный функциями осуществления предварительного и текущего финансового контроля за их операциями.

На органы Федерального казначейства возложены функции по ведению бюджетного учета и отчетности.  Так, «Все операции по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и иные операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета».

Органы Федерального казначейства ведут аналитический и синтетический учет и составляют соответствующую отчетность по всем направлениям, входящим в сферу деятельности системы.

Органы федерального казначейства осуществляют постоянную сверку данных учета внутри и вне системы. Внутри системы - между органами Федерального казначейства по проведенным операциям.

Вне системы - с соответствующими финансовыми органами по доходам их бюджетов, с администраторами доходов по суммам поступлений, с бюджетными учреждений по их расходам. Федеральное казначейство составляет отчет об исполнении Федерального бюджета.

Анализируя это направление деятельности  можно сказать, что место Федерального казначейства – завершающий сектор круга  составления отчета об исполнении федерального бюджета. Роль - корректировка  учетных и отчетных данных внутри и вне системы.

Учитывая, что федеральный бюджет и бюджеты других уровней являются основой централизованных финансов, которые в свою очередь являются основой финансовой системы логично, с определенными поправками, транспортировать роль и место Федерального казначейства с плоскости кассового обслуживания бюджетов в плоскость финансовой системы. В результате такой операции можно считать, что место Федерального казначейства в финансовой системе страны - завершающий элемент в системе кассового обслуживания централизованных финансов. Роль - кассовое обслуживание формирования доходов, осуществления расходов централизованных финансов, их учет и составление отчетности.

  Место и роль Федерального казначейства в финансовой системе страны аналогичным образом  может быть транспортирована и в экономическую систему государства, что означает высочайшую степень ответственности Федерального казначейства за состояние этой системы. Такая оценка ответственности может быть подтверждена путем моделирования последствий для экономической системы государства из-за сбоев  в работе Федерального казначейства. В качестве примера рассмотрим сценарий развития ситуации в случае возникновения сбоев в автоматизированной системе работы органов Федерального казначейства. В условиях данного моделирования предположим, что в результате несанкционированного проникновения в автоматизированную систему органов Федерального казначейства повреждены базы данных этих органов. Можно предположить, что станет не возможным формирование доходов бюджетов всех уровней и  осуществление расходов этих бюджетов, государственные служащие не будут получать денежное содержание, контрагенты по договорам поставок, оказанию услуг и т.д. не получат причитающееся им вознаграждение, их трудовые коллективы также останутся без заработной платы и т.д. 

То есть, сбой в работе Федерального казначейства приведет к «параличу» централизованных финансов, что в свою очередь подорвет финансовую систему и как следствие экономическую систему государства.

 На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что Федеральное казначейство можно рассматривать как «краеугольный камень» экономической системы страны и выяснение рисков (возможных угроз) для нормального функционирования Федерального казначейства в настоящее время выходит на первый план.

 

  1. 2.     Сущность местных финансов. Механизм формирования и использования местных бюджетов.

Рассмотрим сущность местных финансов. Во-первых, это экономические отношения, которые отображают движение средств, например:

  • формирование доходной и расходной части местных бюджетов;
  • межбюджетные отношения;
  • формирование и использование региональных внебюджетных фондов;
  • местные займы, лотереи и т.д.;
  • создание коммунальных банков и других финансово-кредитных учреждений;
  • перечисления в местные бюджеты налогов и других обязательных платежей предприятиями разных форм собственности;
  • деятельность предприятий по созданию фондов средств разнообразного назначения;
  • создание и функционирование благотворительных фондов и т.д.

Все указанные выше экономические отношения имеют распределительный и перераспределительный характер, поскольку с движением средств изменяется и их собственник. Например, часть прибыли предприятий в виде налогов удерживается в бюджет, перераспределяется на рассмотрение органов местной власти. О местных финансах как о перераспределительной категории можно говорить с точки зрения сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов.

Целью финансовой деятельности местных органов власти является удовлетворение общественных интересов и потребностей и содействие социально-экономическому развитию региона. Присутствует и другое проявление сущности местных финансов – социальное. Выявляются различные отношения между участниками производственной и непроизводственной сферы, с одной, стороны, и предприятиями и государством, с другой, например:

  • финансирование учреждений и организаций образования, культуры, науки, охраны здоровья, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения;
  • использование местных финансовых ресурсов на: мероприятия по охране окружающей природной среды, обновление памятников природы и культуры, которые находятся в ведомстве соответствующих органов власти; на облагораживание городов, сел, поселков, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения, сети путей соответствующего подчинения; на содержание органов самоуправления; на защиту прав потребителей и т.д.

Даже такой неполный перечень путей перераспределения централизованных фондов средств (в виде бюджета и внебюджетных фондов) указывает на решающую роль местных финансов в обеспечении конституционных прав граждан.

Все большую роль в удовлетворении социальных интересов и потребностей играют децентрализованные финансы. Децентрализованные финансы – это денежные отношения, которые опосредствуют кругооборот денежных фондов предприятий различных форм собственности, общественных организаций. Так часть прибыли предприятий разных форм собственности может быть использована на создание премиальных фондов, назначенных для стимулирования наилучших результатов работы трудовых коллективов; на удовлетворение социально-культурных потребностей: строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, дотаций рабочим столовым и т.д. Часть прибыли может быть использована на благотворительность, поддержку творческих коллективов.

Удовлетворению социальных интересов и потребностей способствуют также финансовые ресурсы общественных организаций и учреждений: спортивных обществ, партий профсоюзов, благотворительных фондов и т.д. Подводя итоги вышесказанному можно дать определение местным финансам. Местные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием централизованных и децентрализованных фондов средств, и использование их на обеспечение социальных потребностей и социально-экономического развития территорий.

Материальной основой местных финансов являются централизованные и децентрализованные фонды средств. Местные финансовые ресурсы – это фонды средств, которые создаются и используются на социальное и экономическое развитие регионов. Важной с точки зрения методологии является структуризация местных финансовых ресурсов. Структурный метод дает возможность не только показать совокупность финансовых отношений, а и выявить характер взаимосвязи между элементами системы. Это в свою очередь дает возможность сделать и количественный и качественный анализ местных финансовых ресурсов. При проведении анализа местных финансовых ресурсов необходимо учитывать, что существует взаимосвязь между разными звеньями финансовой системы Украины. Это должно учитываться органами местного самоуправления в своей финансовой деятельности. Финансовая деятельность является особой отраслью управления, специальное задание которой – мобилизация, распределение и использование фондов средств. Финансовая деятельность местных органов власти должна строится на таких принципах:

1) принцип взаимосвязи и взаимозависимости – отображает влияние финансовой политики государства, местных органов власти на все элементы системы региональных финансовых ресурсов;

2) принцип полноты – учет всех возможных региональных финансовых ресурсов;

3) принцип комплектности – отображает взаимосвязь между элементами местных финансов, показатели местных бюджетов во взаимосвязи с социально- экономическим развитием регионов;

4) принцип учета и контроля за местными финансами;

5) принцип законности и соблюдения финансовой дисциплины;

6) принцип самостоятельности в управлении местными финансами.

Существует мнение, что только такое расширение понимания сущности местных финансов, структуры и принципов формирования местных финансовых ресурсов дает возможность органам местного самоуправления реализовать основное их задание – социальное и экономическое развитие территорий, приводит к их финансовой независимости.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующее заключение, что местные финансы, органы местного самоуправления играют очень важную роль в бюджетном процессе государства. С их помощью производится финансирование бюджетных учреждений, находящихся на территории данного совета, их работа позволяет вышестоящим органам иметь представление о положении дел определенной территории и тем самым строить бюджетную политику всего государства. Финансовая независимость органов местного самоуправления – важное условие построения демократического государства. От финансовых возможностей зависят в конечном итоге реальные властные функции государства.

 

  1. 3.     Направления использования средств фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами,
Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях
Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Средства государственного социального страхования направляются на:

1) выплату пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством: частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное; диетическое питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и други);

3) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

5) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории - профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.

Порядок частичного финансирования санаториев - профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом Фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Перед системой ОМС стоят три основные задачи: обеспечение равных возможностей получения медицинской помощи для всех жителей территории;  обеспечение финансовой устойчивости; полный охват страхованием населения Российской Федерации.

В России в качестве базовой модели ОМС выбрана модель регулируемой конкуренции, составляющей основу реформы систем финансирования здравоохранения в ряде стран. В 1992 г. Кемеровская область одна из первых в России ввела обязательное медицинское страхование. Здесь была реализована единая система организации ОМС на базе модели регулируемой конкуренции - наиболее современной схемы социального медицинского страхования. Эта схема предусматривает поступление страховых платежей от страхователей не напрямую, а через промежуточный финансовый фонд, который осуществляет перераспределение страховых средств между страховыми организациями в соответствии с числом застрахованных и их потребностью в медицинской помощи.

Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи. В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование.

При этом территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.).

На обязательное медицинское страхование работодатели ежемесячно направляют средства в размере 3,6% от (фонда оплаты труда). Средства распределяются следующим образом. Средства в размере 3,4% от фонда оплаты труда остаются на территории для оплаты медицинской помощи ее населению; 0,2% от фонда оплаты труда перечисляются в Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий получения медицинской помощи всеми гражданами России.

 

  1. 4.     Понятие бюджетного планирования и бюджетного процесса.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  планирование  и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание бюджетного планирования  включает  также  вопросы  теории  и методологии составления бюджетов и других финансовых планов.  К  бюджетному планированию относится  не  только  составление  бюджета  по  всем  звеньям бюджетной системы,  но  и  его  исполнение. 

Непосредственное составление бюджета на предстоящий год  происходит  на базе его исполнения за текущий год  и  тех  финансовых  норм  и  нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства,  бюджетных  учреждений.

Составление  бюджета  по  доходам  должно  учитывать  действующую  налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по  каждому  виду налогов и сборов. Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

  • установление общего объема финансовых  ресурсов  и  их  распределение  по
  • отдельным направлениям,  национально-государственным  и  административным
  • образованиям РФ,  выявление  размеров  направления  собственных  ресурсов
  • хозяйства;
  •  организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых
  • ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и
  • социальной сферы;
  • осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено,  в  конечном  счете,  на  составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета  принимают  участие  все органы государственной власти  и  управления.  Непосредственно  осуществляют бюджетное  планирование  Министерство  финансов  РФ,  министерства  финансов республик  в  составе  РФ,  финансовые   управления   администраций   других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное  планирование   имеет   две   стадии.   На   первой   стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого  определяются основные  направления,  пути  и  способы  мобилизации  финансовых  ресурсов, изыскиваются возможности  для  увязки  намечаемых,  доходов  и  расходов  на предстоящий  год. 

На  второй   стадии   производится   адресное   бюджетное планирование, т.е. устанавливаются  конкретные  связи  с  бюджетом  отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других  расходов.  Здесь  же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

Бюджетный процесс  - регламентированная нормами бюджетного права деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ).

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права.  Участниками бюджетного процесса являются:

 - Президент Российской Федерации;

 - органы законодательной (представительной) власти;

 - органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы,  осуществляющие  сбор   доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

 - органы денежно-кредитного регулирования;

 - органы государственного и муниципального финансового контроля;

 - государственные внебюджетные фонды;

 - главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

 - иные органы, на которые  законодательством  РФ,  субъектов  РФ  возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

   Участниками бюджетного процесса  также  являются  бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные  унитарные  предприятия,  другие  получатели бюджетных средств, а также кредитные организации,  осуществляющие  отдельные операции со средствами бюджетов.

Представительные  органы  власти  рассматривают  и  утверждают   проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные   органы   власти   осуществляют    сводное    финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов  бюджетов  на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ  и контроль за исполнением бюджетов.

Банк   Российской   Федерации   совместно   с   Правительством    России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной  Думы  основные направления денежно-кредитной  политики  государства,  обслуживает  денежные счета  Казначейства  Российской  Федерации,  счета  государственных  целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

    Главный распорядитель  бюджетных  средств  —  это  орган  исполнительной власти,  первый  прямой  получатель   бюджетных   средств,   имеющий   право распределять  средства  между  распорядителями  и   получателями   бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по  распорядителям  бюджетных средств  и  бюджетополучателям,  доводит  до  них  уведомления  о  бюджетных назначениях, утверждает им сметы  доходов  и  расходов,  изменяет  в  случае необходимости распределение средств  между  статьями  утвержденной  для  них сметы,  осуществляет  контроль  за  рациональным,   целевым   использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств  —  это  орган  исполнительной  власти, распределяющий  средства  между  бюджетополучателями,  он  доводит  до   них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов  и  расходов бюджете получателе  и,  контролирует  целевое  использование  ими  бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) —  это  организация,  созданная органом исполнительной  власти  для  осуществления  функций  некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия  и  др.)  и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные  органы   (Счетная   Палата   Российской   Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением  соответствующих  бюджетов и  внебюджетных  фондов,  проводят  внешний  аудит  отчетов  об   исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

10   Приказ Минфина России от 21.12.2005 г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». П.1.