Внеклассное мероприятие по МХК
«Эрудит – шоу»
Цель: Способствовать самостоятельному обучению учащихся и закреплению у них знаний по культуре России в первой половине XІX века.
Опережающие задание. Изучить соответствующий материал в учебниках, определить наиболее приоритетные вопросы и познакомиться с произведениями этой эпохи.
Ход игры. Класс делится на две команды. Обе команды получают одинаковые задания на карточках. После выполнения задания от каждой группы детей выходит представитель и озвучивает ответ. За правильные ответы команды получают баллы, которые учитель фиксирует и в конце мероприятия подсчитывает и выявляет победителя.
І тур.
На карточках записаны вопросы и даны 4 варианта ответа, необходимо выбрать нужный вариант. Время на выполнение задания 5 мин. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы:
1.Выдающимися актёрами І половины XІX в. были:
1) П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин.
2) А.А. Остужев, М.Н. Ермолова
3) Ф.Г. Волков, П.И. Ковалёва – Жемчугова
4) В.Н. Давыдов, П.А. Стрепетова
2. Опера «Русалка» написана:
1) Д.С. Бортнянским
2) П.И. Чайковским
3) А.С. Даргомыжским
4) М.И. Глинкой
3. Премьера гоголевского «Ревизора состоялась в театре:
1) Московском Малом
2) Ярославском
3) Петербургском Александринском
4) Петербургском Мариинском
4. Основные художественные направления в литературе І четверти XІX в.:
1) классицизм, реализм, ампир
2) сентиментализм, романтизм, классицизм
3) реализм, символизм, барокко
4) классицизм, рококо, символизм
5. В стиле классицизма построены:
1) Екатерининский дворец в Царском Селе (архитектор В. Растрелли)
2) Храм Христа Спасителя в Москве (архитектор К.А. Тон)
3) Адмиралтейство в Петербурге (архитектор А.Д. Захаров)
4) Большой Кремлёвский дворец в Москве (архитектор К.А. Тон)
6. В стиле ампир в Петербурге сооружены:
1) Казанский собор и Биржа
2) Александровская колонна и арка Главного штаба
3) Зимний дворец и Адмиралтейство
4) Московский и балтийский вокзалы
7. Автор оперы «Жизнь за царя»
1) П.И. Чайковский
2) М.И. Глинка
3) А.С. Даргомыжский
4) М.П. Мусоргский
Ответы: 1; 3; 3; 2; 3; 2; 2.
ІІ тур.
Даётся карточка, на которой слева написан термин, а справа определение. Задание состоит в том, что необходимо соотнести термин с определением. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на выполнение задания 5 минут.
ТЕРМИН |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
1. ТРАГЕДИЯ |
А) Стиль в архитектуре и декоративном искусстве, завершивший развитие классицизма. Отличался массивными, монументальными формами, обилием декора. |
2. ОПЕРА |
Б) Стиль в искусстве, которому свойственны контрастность, динамизм, стремление к величию и пышности. |
3. АМПИР |
В) Театральное действие, заканчивающиеся гибелью героя. |
4. ДРАМА |
Г) Стиль конца 18 – начала 19 веков, обратившийся к античному наследию как к идеалу и образцу. |
5. КЛАССИЦИЗМ |
Д) Большое музыкально – драматическое произведение, состоящее из арий, дуэтов, речитативов. Начинает распространяться в России в начале 19в. |
6. БАРОККО |
Е) Один из основных жанров пьес. Изображает частную жизнь человека в конфликтных, но не безвыходных ситуациях. |
Ответы: 1- Е; 2 –Д; 3 – А; 4 – В; 5 – Г; 6 – Б.
ІІІ тур.
Командам выдаётся карточка, на которой указаны 5 произведений, написанных в первой половине 19 века. Задание состоит из 3 частей. На выполнение задания даётся 10 минут. За каждый верный ответ по пунктам А и Б участники получают по 1 баллу, за пункт В по 2 балла.
Задание:
А) Расставьте произведения в той последовательности, в какой они выходили в свет.
Б) Назовите авторов этих произведений.
В) Укажите годы их создания.
Название произведений:
1. Шинель,
2. Сорока – Воровка,
3. Беглец,
4. Демон,
5. Евгений Онегин.
Ответы:
А) 1; 5; 3; 4; 2.
Б) Н.В. Гоголь; А.И. Герцен; М.Ю. Лермонтов; М.Ю. Лермонтов; А.С. Пушкин.
В) 1828; 1848; 1838; 1841; 1830.
ІV тур. Командам выдаётся карточка с текстом из «Евгения Онегина», в нескольких местах пропущены слова. Задача участников вставить пропущенные слова. За правильно выполненное задание даётся 5 баллов, если допущена 1 ошибка – 4, 2 – 3 балла, 3 – 2 балла, более 3 ошибок – команда не получает ни одного балла. Время на выполнение 5 минут.
Задание:
«Мой …. самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя ….
И лучше выдумать не мог.
Его ….. другим наука;
Но, боже мой, какая …..
С больным ….. и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять.
Ему …. поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же …. возьмет тебя!»
II
Так думал молодой …..,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевса
……. всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего ……….
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
…….., добрый мой приятель,
Родился на брегах ……,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и …. :
Но вреден север для меня.
Ответ:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять.
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
II
Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
V тур.
Командам даётся текст, в котором допущены ошибки. Их задача найти ошибки и их исправить. Время выполнения задания 10 минут. За каждую верно найденную ошибку участники получают 2 балла, а в случае, если верно и исправление, то ещё 2 балла.
Задание:
Для русской литературы первой половины 19 века характерна быстрая смена различных эстетических направлений: романтизм 18 века на короткое время сменяется реализмом, который затем уступает место классицизму, а ему на смену приходит сентиментализм.
Сентиментализм в русской литературе получил распространение в начале 19 века. Произведения писателей этого направления пронизаны глубоким оптимизмом, героикой, горячим патриотизмом.
Наиболее видным представителем сентиментализма был А.С. Пушкин.
В 40 – 50 х годах в русской литературе видное место заняла тема крепостной деревни, её быта и нравов. Сонный и праздный быт помещика провинции показан в романе И.А. Гончарова «Записки охотника».
Смена идейно – эстетических направлений произошла и в музыке. В первой половине 19 века шёл интенсивный процесс внедрения в музыку народной мелодии и русской национальной тематики. С особой силой это утвердилось в опере П.И. Чайковского «Жизнь за царя».
Выдающимися художниками – портретистами первой половины 19 века были О.А. Кипренский и К.П. Брюллов.
Ответ: Ошибки выделены курсивом, верный ответ дан в скобках.
Для русской литературы первой половины 19 века характерна быстрая смена различных эстетических направлений:романтизм18 века на короткое время сменяетсяреализмом,который затем уступает местоклассицизму, а ему на смену приходитсентиментализм.(Стили менялись в следующей последовательности: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.)
Сентиментализм в русской литературе получил распространение в начале 19 века. Произведения писателей этого направленияпронизаны глубоким оптимизмом, героикой, горячим патриотизмом.( Для данного стиля свойственно противопоставление богатства и бедности, идиллия сельской жизни.)
Наиболее видным представителем сентиментализма былА.С. Пушкин. (Н.М. Карамзин)
В 40 – 50 х годах в русской литературе видное место заняла тема крепостной деревни, её быта и нравов. Сонный и праздный быт помещика провинции показан в романе И.А. Гончарова«Записки охотника».(«Обломов»)
Смена идейно – эстетических направлений произошла и в музыке. В первой половине 19 века шёл интенсивный процесс внедрения в музыку народной мелодии и русской национальной тематики. С особой силой это утвердилось в опереП.И. Чайковского«Жизнь за царя». (М.И. Глинки)
Выдающимися художниками – портретистами первой половины 19 века были О.А. Кипренский иК.П. Брюллов.(В.А. Тропинин)
Подведение итогов.
Награждение победителей.