Статьи

Внеклассное мероприятие по МХК

Внеклассное мероприятие по МХК

«Эрудит – шоу»

 

Цель: Способствовать самостоятельному обучению учащихся и закреплению у них  знаний по культуре России в первой половине XІX века.

Опережающие задание. Изучить соответствующий материал в учебниках, определить наиболее приоритетные вопросы и познакомиться с произведениями этой эпохи.

Ход игры. Класс делится на две команды. Обе команды получают одинаковые задания на карточках. После выполнения задания от каждой группы детей выходит представитель и озвучивает ответ. За правильные ответы команды получают баллы, которые учитель фиксирует и в конце мероприятия подсчитывает и выявляет победителя.

І тур.

На карточках записаны вопросы и даны 4 варианта ответа, необходимо выбрать нужный вариант. Время на выполнение задания 5 мин. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1.Выдающимися актёрами І половины XІX в. были:

1)    П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин.

2)    А.А. Остужев, М.Н. Ермолова

3)    Ф.Г. Волков, П.И. Ковалёва – Жемчугова

4)    В.Н. Давыдов, П.А. Стрепетова

2. Опера «Русалка» написана:

1)    Д.С. Бортнянским

2)    П.И. Чайковским

3)    А.С. Даргомыжским

4)    М.И. Глинкой

 

 

3. Премьера гоголевского «Ревизора состоялась в театре:

1)    Московском Малом

2)    Ярославском

3)    Петербургском Александринском

4)    Петербургском Мариинском

4. Основные художественные направления в литературе І четверти XІX в.:

1)    классицизм, реализм, ампир

2)    сентиментализм, романтизм, классицизм

3)    реализм, символизм, барокко

4)    классицизм, рококо, символизм

5. В стиле классицизма построены:

1)    Екатерининский дворец в Царском Селе (архитектор В. Растрелли)

2)    Храм Христа Спасителя в Москве (архитектор К.А. Тон)

3)    Адмиралтейство в Петербурге (архитектор А.Д. Захаров)

4)    Большой Кремлёвский дворец в Москве (архитектор К.А. Тон)

6. В стиле ампир в Петербурге сооружены:

1)     Казанский собор и Биржа

2)     Александровская колонна и арка Главного штаба

3)     Зимний дворец и Адмиралтейство

4)     Московский и балтийский вокзалы

7. Автор оперы «Жизнь за царя»

1)    П.И. Чайковский

2)    М.И. Глинка

3)    А.С. Даргомыжский

4)    М.П. Мусоргский

 

Ответы: 1; 3; 3; 2; 3; 2; 2.

 

ІІ тур.

Даётся карточка, на которой слева написан термин, а справа определение. Задание состоит в том, что необходимо соотнести термин с определением. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на выполнение задания 5 минут.

 

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. ТРАГЕДИЯ

А) Стиль в архитектуре и декоративном искусстве, завершивший развитие классицизма. Отличался массивными, монументальными формами, обилием декора.

2. ОПЕРА

Б) Стиль в искусстве, которому свойственны контрастность, динамизм, стремление к величию и пышности.

3. АМПИР

В) Театральное действие, заканчивающиеся гибелью героя.

4. ДРАМА

Г) Стиль конца 18 – начала 19 веков, обратившийся к античному наследию как к идеалу и образцу.

5. КЛАССИЦИЗМ

Д) Большое музыкально – драматическое произведение, состоящее из арий, дуэтов, речитативов. Начинает распространяться в России в начале 19в.

6. БАРОККО

Е) Один из основных жанров пьес. Изображает частную жизнь человека в конфликтных, но не безвыходных ситуациях.

 

Ответы: 1- Е; 2 –Д; 3 – А; 4 – В; 5 – Г; 6 – Б.

 

ІІІ тур.

Командам выдаётся карточка, на которой указаны 5 произведений, написанных в первой половине 19 века.  Задание состоит из 3 частей. На выполнение задания даётся 10 минут. За каждый верный ответ по пунктам А и Б участники получают по 1 баллу, за пункт В по 2 балла.

Задание:

А) Расставьте произведения в той последовательности, в какой они выходили в свет.

Б) Назовите авторов этих произведений.

В) Укажите годы их создания.

Название произведений:

1. Шинель,

2. Сорока – Воровка,

3.  Беглец,

4. Демон,

5. Евгений Онегин.

Ответы:

 А) 1; 5; 3; 4; 2.

 Б) Н.В. Гоголь; А.И. Герцен; М.Ю. Лермонтов;  М.Ю. Лермонтов; А.С. Пушкин.

В) 1828; 1848; 1838; 1841; 1830.

ІV тур. Командам выдаётся карточка с текстом из «Евгения Онегина», в нескольких местах пропущены слова. Задача участников вставить пропущенные слова. За правильно выполненное задание даётся 5 баллов, если допущена 1 ошибка – 4,  2 – 3 балла, 3 – 2 балла, более 3 ошибок – команда не получает ни  одного балла.  Время на выполнение 5 минут.

Задание:

«Мой …. самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя ….

И лучше выдумать не мог.

Его …..  другим наука;

Но, боже мой, какая …..

С больным …..  и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять.

Ему ….   поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же ….  возьмет тебя!»

 

II

Так думал молодой …..,

Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевса

…….  всех своих родных.

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего ……….

 Без предисловий, сей же час

 Позвольте познакомить вас:

…….., добрый мой приятель,

 Родился на брегах ……,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и …. :

Но вреден север для меня.

 

Ответ:

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять.

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

 

II

Так думал молодой повеса,

 Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевса

Наследник всех своих родных.

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

 Без предисловий, сей же час

 Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

V тур.

Командам даётся текст, в котором допущены ошибки. Их задача найти ошибки и их исправить. Время выполнения задания 10 минут. За каждую верно найденную ошибку участники получают 2 балла, а в случае, если верно и исправление, то ещё 2 балла.

Задание:

Для русской литературы первой половины 19 века характерна быстрая смена различных эстетических направлений: романтизм 18 века на короткое время сменяется реализмом, который затем уступает место классицизму, а ему на смену приходит сентиментализм.

Сентиментализм в русской литературе получил распространение в начале 19 века. Произведения писателей этого направления пронизаны глубоким оптимизмом, героикой, горячим патриотизмом.

Наиболее видным представителем сентиментализма был А.С. Пушкин.

В 40 – 50 х годах в русской литературе видное место заняла тема крепостной деревни, её быта и нравов. Сонный и праздный быт помещика провинции показан в романе И.А. Гончарова «Записки охотника».

Смена идейно – эстетических направлений произошла и в музыке. В первой половине 19 века шёл интенсивный процесс внедрения в музыку народной мелодии и русской национальной тематики. С особой силой это утвердилось в опере П.И. Чайковского «Жизнь за царя».

Выдающимися художниками – портретистами первой половины 19 века были О.А. Кипренский и К.П. Брюллов.

 

 

Ответ: Ошибки выделены курсивом, верный ответ дан в скобках.

Для русской литературы первой половины 19 века характерна быстрая смена различных эстетических направлений:романтизм18 века на короткое время сменяетсяреализмом,который затем уступает местоклассицизму, а ему на смену приходитсентиментализм.(Стили менялись в следующей последовательности: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.)

Сентиментализм в русской литературе получил распространение в начале 19 века. Произведения писателей этого направленияпронизаны глубоким оптимизмом, героикой, горячим патриотизмом.( Для данного стиля  свойственно противопоставление богатства и бедности, идиллия сельской жизни.)

Наиболее видным представителем сентиментализма былА.С. Пушкин. (Н.М. Карамзин)

В 40 – 50 х годах в русской литературе видное место заняла тема крепостной деревни, её быта и нравов. Сонный и праздный быт помещика провинции показан в романе И.А. Гончарова«Записки охотника».(«Обломов»)

Смена идейно – эстетических направлений произошла и в музыке. В первой половине 19 века шёл интенсивный процесс внедрения в музыку народной мелодии и русской национальной тематики. С особой силой это утвердилось в опереП.И. Чайковского«Жизнь за царя». (М.И. Глинки)

Выдающимися художниками – портретистами первой половины 19 века были О.А. Кипренский иК.П. Брюллов.(В.А. Тропинин)

Подведение итогов.

Награждение победителей.