Статьи

назначение товара; факторы, формирующие качество товаров; ферменты; структура маркировки

Введение

 

Качество товара зависит от свойств, которыми он обладает, а также от его способности удовлетворять определённые потребности благодаря этим свойствам. Оценка качества продукции заключается в оценке его свойств, а также в соответствии их предъявляемым требованиям.

В соответствии со стандартом ИСО под качеством продукции понимают совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество товара оценивается с помощью показателей качества, которые представляют собой количественные характеристики одного или нескольких наиболее важных свойств продукции.

Каждый отдельный товар имеет определённую номенклатуру показателей качества, которые классифицируются по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств, по способу выражения, по методу определения, по стадии определения, в зависимости от области определения, по применению для оценки уровня качества продукции.

  Назначение как свойство товара

 

Функциональные, социальные, классификационные и универсальные свойства составляют подгруппу, которая входит в группу назначения товаров. Назначение способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а так же потребности в их систематизации.

Назначение относится к одному из определяющих свойств товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, то их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения.

Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции, это решающие свойства товара, значимость его подчеркивается в ст. 4 ,,Закона о защите прав потребителей”.

Эти свойства чаще всего удовлетворяют физиологические потребности (пищевые продукты, одежно-обувные и т.п.) или выполняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т.п.). Так, для всех продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров это защитные свойства (от неблагоприятных внешних воздействий).

Каждое из указанных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (Дж), а биологическая оценивается по количеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных веществ. Функциональные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством и качеством выстиранного белья.

Вместе с тем существует достаточно многочисленная группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых обуславливают удовлетворение только социальных потребностей, например ювелирные изделия, антикварные предметы, музыкальные товары.

При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающее наиболее полное удовлетворение потребностей.

 

Факторы, формирующие качество товаров

 

Формирующие факторы - комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции. Сырье и материалы относятся к одному из основополагающих факторов, формирующих качество и количество товаров.  Основные факторы, формирующие качество товаров:

  • маркетинговые исследования (спрос и предложение, качество товара у конкурентов, оптимальный объём выпуска продукции, его возможная стоимость);
  • нормативная документация должна предъявлять такие требования к качеству исходного сырья, продукции, её производству, которые обеспечили бы максимальную защиту интересов покупателей, наивысшее качество продукции и её безопасность;
  • качество сырья и материалов;
  • качество технологического оборудования и процессов пр-ва;
  • качество труда.

 

Ферменты: классификация, свойства, влияние на продовольственные товары

 

Ферменты (от  лат.  fermentum  -  брожение,  закваска),  специфические белки, присутствующие во всех живых клетках и  играющие  роль  биологических катализаторов. Через их посредство  реализуется  генетическая  информация  и осуществляются все процессы обмена веществ и  энергии  в  живых  организмах.

Будучи белками, ферменты обладают всеми их свойствами.  Вместе  с  тем биокатализаторы   характеризуются   рядом   специфических   качеств,    тоже вытекающих из  их  белковой  природы.  Эти  качества  отличают  ферменты  от катализаторов обычного  типа.  Сюда  относятся  термолабильность  ферментов, зависимость их действия от значения  рН  среды,  специфичность  и,  наконец, подверженность влиянию активаторов и ингибиторов.

Термолабильность ферментов объясняется тем, что температура,  с  одной стороны, воздействует  на  белковую  часть  фермента,  приводя  при  слишком высоких значениях к денатурации белка и снижению каталитической  функции,  а с другой стороны, оказывает влияние на скорость реакции образования фермент-субстратного комплекса и на все последующие этапы преобразования  субстрата, что ведет к усилению катализа.

Зависимость активности фермента от значения рН среды была  установлена свыше 50 лет назад. Для каждого фермента существует оптимальное значение  рН среды,  при  котором  он  проявляет  максимальную  активность.   Большинство ферментов имеет максимальную активность в зоне рН поблизости от  нейтральной точки. В  резко  кислой  или  резко  щелочной  среде  хорошо  работают  лишь некоторые ферменты.

Специфичность - одно из наиболее  выдающихся  качеств  ферментов.  Эго свойство их  было  открыто  еще  в  прошлом  столетии,  когда  было  сделано наблюдение, что очень  близкие  по  структуре  вещества  -  пространственные изомеры  (a-  и  b-метилглюкозиды)  расщепляются  по  эфирной  связи   двумя совершенно разными ферментами.

По первой в истории изучения ферментов классификации их делили на  две группы:  гидролазы,  ускоряющие  гидролитические   реакции,   и   десмолазы, ускоряющие реакции негидролитического распада. Затем  была  сделана  попытка разбить ферменты на классы по числу субстратов,  участвующих  в  реакции.  В соответствии  с  этим  ферменты   классифицировали   на   три   группы.  

1.Катализирующие   превращения   двух   субстратов   одновременно   в    обоих направлениях: А+В > С+D.

2. Ускоряющие превращения двух  субстратов  в  прямой реакции  и  одного  в  обратной:  А+В > С. 

3.  Обеспечивающие  каталитическое видоизменение одного субстрата как в прямой, так и в обратной реакции: А > В.

Одновременно  развивалось  направление,  где  в  основу  классификации ферментов  был   положен   тип   реакции,   подвергающейся   каталитическому воздействию.   Наряду   с   ферментами,   ускоряющими   реакции    гидролиза (гидролазы), были изучены ферменты, участвующие в реакциях  переноса  атомов и атомных групп (феразы), в изомеризации (изомеразы),  расщеплении  (лиазы), различных синтезах (синтетазы) и  т.  д.  Это  направление  в  классификации ферментов оказалось наиболее плодотворным, так  как  объединяло  ферменты  в группы  не  по  надуманным,  формальным  признакам,  а  по  типу   важнейших биохимических  процессов,  лежащих   в   основе   жизнедеятельности   любого организма. По этому принципу все ферменты делят на 6 классов.

1. Оксидоредуктазы - ускоряют реакции окисления -  восстановления. 

2. Трансферазы - ускоряют реакции переноса функциональных групп и  молекулярных остатков.

3. Гидролазы  -  ускоряют  реакции  гидролитического  распада. 

4. Лиазы - ускоряют негидролитическое  отщепление  от  субстратов  определенных групп атомов с образованием двойной связи (или  присоединяют  группы  атомов по двойной связи).

5. Изомеразы - ускоряют пространственные или  структурные перестройки  в  пределах  одной  молекулы. 

6.  Лигазы  -  ускоряют  реакции синтеза, сопряженные с  распадом  богатых  энергией  связей.  Эти  классы  и положены в основу новой научной классификации ферментов.

К  классу  оксидоредуктаз  относят  ферменты,  катализирующие  реакции окисления - восстановления. Окисление протекает как процесс  отнятия  атомов Н (электронов) от субстрата, а восстановление - как присоединение  атомов  Н (электронов) к акцептору.

В  класс  трансфераз  входят  ферменты,  ускоряющие  реакции  переноса функциональных  групп  и  молекулярных  остатков  от  одного  соединения   к другому. Это один из наиболее обширных классов:  он  насчитывает  около  500 индивидуальных   ферментов.   В   зависимости   от   характера   переносимых группировок       различают       фосфотрансферазы,        аминотрансферазы, гликозилтрансферазы,     ацилтрансферазы,      трансферазы,      переносящи одноуглеродные  остатки   (метилтрансферазы,   формилтрансферазы),   и   др.

Например, амидазы ускоряют гидролиз амидов кислот.  Из  них  важную  роль  в биохимических  процессах  в  организме   играют   уреаза,   аспарагиназа   иглутаминаза.

Уреаза  была  одним   из   первых   белков-ферментов,   полученным   вкристаллическом  состоянии.   Это   однокомпонентный   фермент   (М=480000), молекула его глобулярна и состоит из 8 равных  субъединиц.  Уреаза  ускоряет гидролиз мочевины до NН3 и СО2.

Характерные черты действия ферментов класса лигаз (синтетаз)  выявлены совсем недавно в  связи  со  значительными  успехами  в  изучении  механизма синтеза жиров, белков и углеводов: Оказалось, что  старые  представления  об образовании этих соединений, согласно которым они  возникают  при  обращении реакций  гидролиза,  не  соответствуют  действительности.  Пути  их  синтеза принципиально иные.

Главная их особенность - сопряженность  синтеза  с  распадом  веществ, способных поставлять энергию для осуществления  биосинтетического  процесса.

Одним из таких природных соединений является АТФ. При отрыве от ее  молекулы в присутствии лигаз одного или  двух  концевых  остатков  фосфорной  кислоты выделяется  большое  количество  энергии,  используемой  для   активирования реагирующих веществ. Лигазы же каталитически  ускоряют  синтез  органических соединений из  активированных за  счет  распада   АТФ   исходных  продуктов.

Таким образом, к лигазам относятся ферменты, катализирующие соединение  друг с другом двух  молекул,  сопряженное  с  гидролизом  пирофосфатной  связи  в молекуле АТФ или иного нуклеозидтрифосфата.

Механизм действия лигаз изучен еще недостаточно,  но,  несомненно,  он весьма сложен. В ряде случаев доказано, что одно из участвующих  в  основной реакции  веществ  сначала  дает  промежуточное   соединение   с   фрагментом распадающейся молекулы АТФ, а вслед за этим указанный промежуточный  продукт взаимодействует  со  вторым  партнером   основной   химической   реакции   с образованием конечного продукта.

 

Структура маркировки

 

Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

Тексткак форма письменной информации — наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей — торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ),характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.

Информационные знаки(ИЗ) — условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или сово­купных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

Краткость обусловлена тем, что в качестве ИЗ могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы. Выразительность и наглядность ИЗ обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, ИЗ на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т. п. Быстрая узнаваемостьИЗ достигается путем приме­нения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий. ИЗ — обширный блок информационных данных о товаре.

 

Заключение

 

Для доведения сведений до субъектов рыночных отно­шений применяют многообразные формы товарной инфор­мации: словесную; цифровую; изобразительную; символи­ческую; штриховую.

Словесная информация наиболее доступна для грамот­ного населения, если она дана на соответствующем языке.

Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре.

Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с по­мощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов либо иных изображений.

Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ — характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности.

 

Список литературы

 

  1. 1.     Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество. 2004 №10. с. 53-55.
  2. 2.     Микулович А.С. Товароведение продовольственных товаров с основами микробиологии, санитарии и гигиены. – Мн., 2002.
  3. 3.     Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами / Под ред А. Н. Неверова, Т. И. Чалых.        М.     Изд-й центр.       2004. 464с