Статьи

воздух как экологический фактор

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. 1.     Введение  3
  2. 2.     Воздух как экологический фактор  3
  3. 3.     Охрана атмосферного воздуха  5
  4. 4.     Заключение  9

Список литературы   10

 

 

 

Введение

 

Экологические факторы - отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмами. Различают абиотические, биотические факторы и антропогенный фактор. Абиотические факторы: свет, температура, влажность и другие компоненты климата, состав воздуха, почвы и пр., т.е. элементы неживой природы. Биотические факторы: живые тела, или организмы, всевозможные взаимодействия между ними.

Антропогенные факторы: вырубка леса, осушение болот, возведение плотины, выброс в атмосферу различных химических веществ и пр.

Разные экологические факторы действуют на организмы определенными путями. Соответственно организмы имеют морфологические физиологические, поведенческие приспособления к ним.

Экологические факторы бывают разной интенсивности. Температура среды, например, бывает высокой, средней или низкой. Интенсивность фактора, при действии которого организм испытывает наиболее благоприятные воздействие на жизнедеятельность, называют оптимумом.

Отклонением от оптимума, как в сторону понижения, так и в сторону повышения интенсивности фактора вызывают угнетенное состояние организма. Оптимум неодинаков для разных видов живых организмов. На организм одновременно действуют не один, а несколько факторов.

При оптимальной температуре повышается выносливость к неблагоприятной влажности или недостатку пищи; обилие пищи увеличивает устойчивость к понижению температуры. Однако ни один из необходимых факторов не может быть заменен другим.

Если какой-либо фактор выходит за пределы выносливости организма, то существование этого организма становится невозможным даже при других благоприятных условиях. Факторы, выходящие за пределы максимума или минимума выносливости, называются ограничивающими факторами.

Воздух как экологический фактор

 

Первоначально все организмы были водными. Завоевав сушу, не утратили зависимости от воды. Составной частью всех живых организмов является вода. Влажность — это количество водяного пара в воздухе. Без влажности или воды нет жизни.

Влажность — это параметр характеризующий содержание водяного пара в воздухе. Абсолютная влажность — это количество водяного пара в воздухе и зависит от температуры и давления. Это количество называется относительной влажностью. Относительная влажность измеряется при сравнении температуры на двух термометрах — с влажным и сухим шариком; этот прибор называется психрометром. Если оба термометра показывают одинаковую температуру, тогда относительная влажность равна 100%, если влажный термометр показывает меньше, чем сухой, то относительная влажность менее 100%. Для точного определения относительной влажности имеется специальная справочная таблица. Относительную влажность измеряют гигрографом.

Важным экологическим фактором является иссушение воздуха. Особенно для наземных организмов, имеет огромное значение иссушающие действие воздуха. Животные приспосабливаются, передвигаясь в защищенные места и активный образ жизни ведут ночью.

Определенное количество влажности совершенно необходима для наземных организмов. Многие из них для нормальной жизнедеятельности нуждаются в относительной влажности 100%, и наоборот организм находящийся в нормальном состоянии, не может жить долгое время в абсолютно сухом воздухе, ибо он постоянно теряет воду. Вода есть необходимая часть живого вещества. Поэтому потеря воды в известном количестве приводит к гибели.

Вода для живых организмов совершенно необходима. Поэтому организмы распространяются по местообитанию в зависимости от своих потребностей: водные организмы в воде живут постоянно; гидрофиты могут жить только в очень влажных средах. Например, амфибии, дождевые черви, большинство пещерных животных и другие. Мезофиты — отличаются умеренной потребностью в воде или в средней влажности воздуха. Это организмы в основном умеренного пояса. На сухих местообитаниях произрастают ксерофиты. Они в основном населяют пустынные регионы.

Вода является экологическим лимитирующим фактором. Количество осадков, влажность, сухость воздуха и другие категории являются основными экологическими факторами.

В воздухе концентрация двуокиси углерода (0,03% по объему) и кислорода (21% по объему) являются экологически сильным лимитирующим фактором. Например, интенсивный фотосинтез у растений идет при повышенной концентрации СО2, а также снижение кислорода также приводит к увеличению интенсивности фотосинтеза.

Низкое содержание СО2 также тормозит фотосинтетический процесс. Повышенная концентрация С02 приводит также к снижение этого процесса.

Все газообразные и твердые частицы химических элементов являются мощным экологическим фактором. Они оказывают огромное влияние на живые организмы. Концентрация тяжелых металлов или инертных и ядовитых газов определяют устойчивость и жизнеспособность организмов. По устойчивости организмов к данной экологической среде определяют виды для интродукции иди акклиматизации.

В воздухе постоянно находятся атмосферные ионы. Для эколога наибольший интерес представляют ионы кислорода.

Ионы бывают в форме неустойчивых, мелких, одномолекулярных ионов, и крупных, более устойчивых ионов. Изменение ионизации воздуха особенно заметно до и после грозы. Положительные ионы преобладают до грозы, а отрицательные после. Увеличение числа положительных ионов повышает активность насекомых. Отрицательные ионы не вызывают какой-либо реакции.

В природе все эти факторы – атмосферное давление, ионизация воздуха и электрическое поле оказывают сильное действие на жизнь организмов. Все химические примеси воздуха также угрожают качеству жизни.

Охрана атмосферного воздуха

 

Законодательство   Российской  Федерации  в  области  охраны атмосферного  воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и   состоит   из   Федерального  закона  и  принимаемых  в соответствии  с  ним  других  федеральных  законов  и иных нормативных правовых   актов   Российской   Федерации,  а  также  законов  и  иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательство  субъектов  Российской  Федерации  в области охраны    атмосферного   воздуха   вправе   предусматривать   введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.

Имущественные   отношения,   возникающие  при  осуществлении деятельности  по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

Государственное  управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

  • приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
  • обеспечение  благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
  • недопущение   необратимых  последствий  загрязнения  атмосферного воздуха для окружающей природной среды;
  • обязательность  государственного  регулирования  выбросов вредных (загрязняющих)  веществ  в  атмосферный  воздух  и  вредных физических воздействий на него;
  • гласность,   полнота   и  достоверность  информации  о  состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
  • научная  обоснованность,  системность  и  комплексность подхода к охране  атмосферного  воздуха  и  охране  окружающей природной среды в целом;
  • обязательность  соблюдения требований законодательства Российской Федерации  в  области  охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

  • формирование  и  проведение  единой  государственной  политики  в области   охраны   атмосферного   воздуха   на  территории  Российской Федерации;
  • установление  порядка  разработки  и  утверждения гигиенических и экологических  нормативов  качества  атмосферного  воздуха,  предельно допустимых  (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых  уровней  физического  воздействия  на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;
  • формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;
  • формирование   и   обеспечение   реализации  федеральных  целевых программ охраны атмосферного воздуха;
  • установление  порядка  государственного  учета  выбросов  вредных (загрязняющих)  веществ  в  атмосферный  воздух  и  вредных физических воздействий на него;
  • установление  порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение  технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;
  • установление   порядка   разработки   и   утверждения   предельно допустимых   выбросов,   предельно   допустимых   нормативов   вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
  • установление  порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного  воздуха,  а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью   граждан   и   окружающей   природной   среде   загрязнением атмосферного   воздуха   и   вредными   физическими  воздействиями  на атмосферный воздух;
  • установление   порядка   выдачи  разрешений  на  выбросы  вредных (загрязняющих)  веществ  в  атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
  • установление  порядка  использования сборов, полученных за выдачу разрешений  на  выбросы  вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
  • установление  порядка  организации  и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
  • организация   и   финансирование   государственного   мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;
  • установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов  вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных   физических   воздействий   на  атмосферный  воздух,  которые осуществляются  с  нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы  вредных  (загрязняющих)  веществ  в  атмосферный  воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
  • координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
  • установление    порядка    сертификации   топлива,   технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, подтверждающей их соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха;
  • определение  величины  уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в  атмосферный  воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое  уменьшение,  в соответствии с федеральными целевыми программами охраны   атмосферного   воздуха   и   международными   обязательствами Российской Федерации в данной области;
  • организация  информирования  населения о загрязнении атмосферного воздуха  и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
  • осуществление  иных  полномочий  в  области  охраны  атмосферного воздуха  в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В  целях  государственного  регулирования  выбросов  вредных (загрязняющих)  веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

  • технические нормативы выбросов;
  • предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной  власти  в  области  охраны окружающей среды или другой уполномоченный  Правительством  Российской Федерации федеральный орган исполнительной   власти   по   согласованию   с   федеральным  органом исполнительной  власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов  стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный  воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного  воздуха  транспортных  или  иных  передвижных  средств и установок  всех  видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами  федерального  органа  исполнительной власти в области охраны окружающей  среды  для  конкретного  стационарного  источника выбросов вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности.

В   случае  невозможности  соблюдения  юридическими  лицами, имеющими   источники   выбросов   вредных   (загрязняющих)  веществ  в атмосферный  воздух,  предельно  допустимых  выбросов  территориальные органы  федерального  органа  исполнительной  власти  в области охраны окружающей  среды  могут  устанавливать  для таких источников временно согласованные  выбросы  по  согласованию  с  территориальными органами других  федеральных органов исполнительной власти.

Временно   согласованные   выбросы   устанавливаются   на  период поэтапного  достижения  предельно  допустимых  выбросов  при  условиях соблюдения  технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки   поэтапного   достижения   предельно  допустимых  выбросов устанавливаются  органами  государственной власти субъектов Российской Федерации  по  представлению  соответствующих  территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План   уменьшения   выбросов  вредных  (загрязняющих)  веществ  в атмосферный   воздух  разрабатывается  и  осуществляется  юридическими лицами,  для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом  степени  опасности  указанных  веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.

В  целях  государственного  регулирования  вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Нормативы   выбросов   вредных   (загрязняющих)   веществ  в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий    на    атмосферный   воздух,   методы   их   определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы   выбросов   вредных   (загрязняющих)   веществ  в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий  на  атмосферный  воздух,  временно согласованные выбросы, методы   их   определения   и   виды   источников,   для  которых  они устанавливаются,    разрабатываются    и   утверждаются   в   порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Федеральный   орган   исполнительной   власти  в  области  охраны окружающей   среды   совместно   с   другими   федеральными   органами исполнительной   власти   осуществляет   организацию   регистрационных испытаний   вредных  (загрязняющих)  веществ  и  потенциально  опасных веществ,  которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека   и   окружающую   природную   среду,  и  их  государственную регистрацию  в  соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Выброс  вредных  (загрязняющих)  веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным  органом  федерального  органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением   на   выброс   вредных   (загрязняющих)   веществ  в атмосферный  воздух  устанавливаются  предельно  допустимые  выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок  выдачи  разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ  в  атмосферный  воздух  при  эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти  в  области охраны окружающей среды.

Вредные   физические   воздействия   на  атмосферный  воздух допускаются  на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный  воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух  могут  взиматься  сборы  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации.

При  отсутствии  разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ  в  атмосферный  воздух  и  вредные  физические воздействия на атмосферный  воздух,  а  также  при нарушении условий, предусмотренных данными   разрешениями,   выбросы  вредных  (загрязняющих)  веществ  в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены,  приостановлены  или  прекращены  в  порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Заключение

 

Лица,  виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в    области    охраны    атмосферного   воздуха,   несут   уголовную, административную    и    иную   ответственность   в   соответствии   с законодательством Российской Федерации.

Вред,   причиненный   здоровью,   имуществу   граждан,  имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха,  подлежит  возмещению  в  полном  объеме  и  в соответствии с утвержденными  в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера  вреда,  при  их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей  природной  среды  за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Российская  Федерация осуществляет международное сотрудничество в области  охраны  атмосферного  воздуха  в  соответствии  с принципами, установленными   международными   договорами  Российской  Федерации  в области охраны атмосферного воздуха.

Если  международным  договором  Российской  Федерации установлены иные  правила,  чем  те,  которые  предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. 1.     ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 22.04.1999 (в ред. на 22.08.2004г.).
  2. 2.     Гречишкина Е. Прогноз основных опасностей и угроз на территории РФ // Основы безопасности жизни. - 2004. - № 8. - С. 34-37.
  3. 3.     Зиятдинова А.И. Экологические факторы / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, №1.- 2005.-С. 58-59
  4. 4.     Мурадова Е.О. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2006. — 128 с.
  5. 5.     Сафронов Э. А. Влияние автотранспортного комплекса на экологию городской среды/Э. А. Турлак В.А.. Социально-политические аспекты обеспечения радиационной безопасности. Том I. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. – 152 с.