СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Введение 3
- 2. Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг).3
- 3. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг)5
- 4. Заключение 7
Список литературы 8
Введение
Цель калькулирования себестоимости продукции состоит в установлении уровня цеховой, производственной и полной себестоимости единицы продукции, определении задания по снижению себестоимости продукции вследствие плановых изменений технико-экономических факторов производства.
Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг).
Затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, условно делят на две большие группы – прямые и косвенные. К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы. Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек.
Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая проценты за пользование заемными средствами, комиссионное вознаграждение посреднику, расходы на транспортировку и доставку и т.д. На предприятиях текущий учет материалов ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитываются на отдельных счетах по группам материалов.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету разрешено определять фактическую себестоимость материалов, списываемых на носитель затрат, одним из следующих способов:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы;
- по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);
- по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
Выбранный метод для оценки израсходованных материалов предприятие должно зафиксировать в своей учетной политике.
Большое значение в организации учета использования материалов имеет оформление первичных документов на отпуск их в производство. Наиболее распространенными являются лимитные и лимитно-заборные карты. В них указываются: вид операции, номер склада, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единица измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода. Для оформления замены материалов при отпуске их сверх утвержденного лимита, документы оформляются специальным образом, например, с полосой по диагонали, с тем, чтобы отметить факт отступления от норм. Лимит отпуска материалов может меняться. При этом возможно различное оформление: на одних предприятиях при уточнении лимита выписывается новая лимитная карта, на других - отдается распоряжение об изменении лимита. Отпуск материалов в производство, потребляемых эпизодически, оформляется требованиями.
Однако отпуск материалов в производство еще не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции, на цеховые и общезаводские расходы. Списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации. Расход материалов, подвергающихся раскрою, оформляется раскройными листами. Общий фактический расход материала за отчетный период определяется по формуле:
Рф = Онп + П – В – Окп,
где Рф – фактический расход материалов за отчетный период, руб.;
Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.;
П – документально подтвержденное поступление материала в течение отчетного периода, руб.;
В – внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода;
Окп - остаток материала на конец отчетного периода, определенный по данным инвентаризации, руб.
Фактический расход материалов на каждое изделие определяется путем их распределения пропорционально нормативному расходу.
Результатом документального оформления расхода движения основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы»
Или
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы»
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов»
Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее. Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной системе оплаты труда используются данные табелей учета рабочего времени.
В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учета выработки рабочих-сдельщиков. Например, система пооперационного учета выработки. Она предусматривает приемку, подсчет и фиксировании информации о выработке рабочего (бригады) в первичных документах контролером ОТК и мастером после выполнения каждой операции. В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учету выработки является наряд на сдельную работу. В нем отражают задание, его выполнение, разряд работы, отработанное время, расценку и сумму заработка. В серийном производстве первичными документами являются маршрутные листы или карты. В них фиксируется запуск в производство и обработку партии заготовок в соответствии с установленным технологическим процессом. При передаче партии деталей из цеха в цех вместе с ними передается и маршрутный лист.
Выработка рабочих определяется как остаток деталей или заготовок на начало смены, увеличенной на количество деталей, переданных на рабочее место за смену, минус остаток неотработанных или несобранных деталей на конец смены. Рассчитанная таким образом выработка каждого рабочего оформляется рапортами или ведомостями учета выработки. После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего сдельщика.
Подобным образом выполненные расчеты позволяют сделать в бухгалтерском учете следующую проводку:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»
Кредит счета 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»
Кредит счета 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому обеспечению»
Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг)
В данном вопросе рассматриваются общепроизводственные и общехозяйственные (управленческие) расходы, их состав и участие в калькулировании себестоимости продукции. Затраты на содержание, организацию и управление производством формируются на двух уровнях:
- производственных подразделений (цехов, хозяйств);
- организации (администрации, функциональных служб).
Затраты на содержание, организацию и управление цехами и другими производственными подразделениями основного, вспомогательного и обслуживающего производств включаются в состав общепроизводственных затрат. Их учет ведется на собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы». Объединение названных расходов в единую группу связано с тем, что они имеют ряд общих характеристик:
- носят комплексный характер;
- не могут быть прямо отнесены на изделия, если их выпускается более одного;
- контролируются бюджетно-сметным методом;
- распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством.
Аналитический учет указанных затрат ведется по номенклатуре статей, предусмотренных отраслевыми нормативными документами.
Таблица 1
Состав общепроизводственных расходов
Общепроизводственные расходы |
Общецеховые расходы на управление |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - амортизация производственного оборудования, машин, транспортных средств; - затраты на ремонт указанных объектов; - затраты на содержание персонала, занятого текущим обслуживанием и ремонтом оборудования; - затраты на внутрипроизводственное перемещение грузов; - другие. |
- содержание аппарата управления цеха; - содержание прочего цехового персонала; - амортизация зданий, сооружений и инвентаря, относящихся к основным средствам общехозяйственного назначения; - содержание указанного выше имущества; - все виды ремонтов зданий, сооружений, инвентаря; - затраты на испытания, опыты, исследования; - затраты на охрану труда и технику безопасности; - потери от простоев, порчи материальных ценностей и т.д. |
Состав затрат, приведенных выше, в течение отчетного периода собирается по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов: 02, 05, 10, 16, 19, 21, 23, 29, 43, 60, 69, 70, 71, 76, 79, 94, 96, 97.
В конце отчетного периода учтенная сумма общепроизводственных расходов относится по назначению в соответствии с принятой методикой их распределения. Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:
1) Выбор объекта, на который относятся затраты.
2) Выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты.
3) Выбирается база распределения, которая соотносит затраты с носителем затрат.
Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует косвенным расходам каждого производственного подразделения. База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет собой элемент учетной политики предприятия. Иногда, когда ее несоответствие становится очевидным, возможно ее изменение.
На практике для распределения производственных накладных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:
- время работы производственных рабочих (человеко-часы);
- заработная плата производственных рабочих;
- время работы оборудования (машино-часы);
- прямые затраты;
- стоимость основных материалов;
- объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении;
- распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам.
Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции.
При выборе базы распределения следует руководствоваться содержанием отраслевых методических рекомендаций по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26 «Общехозяйственные расходы». Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри группы – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.
Типовой номенклатурой предусмотрено выделение следующих статей общехозяйственных расходов промышленного предприятия:
1) Расходы на управление предприятием: заработная плата аппарата управления; командировки и перемещения; представительские расходы; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; прочие.
2) Общехозяйственные расходы: содержание прочего общезаводского персонала; амортизация основных средств; содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения; производство испытаний, опытов, исследований; охрана труда; подготовка труда; прочие общезаводские расходы.
3) Налоги, сборы, отчисления.
4) Непроизводительные расходы: потери от простоев; недостачи и потери от порчи ценностей на складе.
В течение отчетного периода в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 02, 05, 10, 16, 19, 21, 23, 29, 43, 60, 69, 70, 71, 76, 79, 94, 96, 97 списываются фактические затраты. В конце отчетного периода счет закрывается, то есть затраты относятся по назначению.
Заключение
В условиях интенсификации производства учет затрат на производство и калькулирование себестоимости занимает особое место как одно из основных средств контроля эффективности использования ресурсов производства.
Список литературы
- 1. Газарян А.В. Основы аудита: - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2005.
- 2. Селезнева Н. Н. Скобелева И. П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие для вузов. ЮНИТИ-ДАНА 2005
- 3. Скориков О.В. Обеспечение развития на основе анализа моделей корпоративного поведения / О. В. Скориков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005.- № 6. - С. 10-17.
- 4. Сорокина Е.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, М.: Финансы и статистика.-2004г.-148с.
- 5. Тидор С. Н., Фомичев Н. П. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005.- № 5. - С. 124-132.
- 6. Хохлова О.Ю. и др. Коротко о важном //Учет, налоги, право – 2004, №26.
- 7. Широбоков В.Г., Грибанова З.М., Грибанов А.А. Закрытие бухгалтерских счетов и составление бухгалтерской (финансовой отчетности): Уч. пос. Воронеж вгау 2004-142с.