Семья на протяжении тысячелетий являлась многофункциональным социальным институтом, основной задачей которого было воспроизводство человеческого рода и сохранение жизни.
История семейного права позволяет проследить не только изменения системы семейного права, но и самой семьи, ее структуры, связей с другими социальными общностями, правового статуса членов семьи, ее места в обществе и значения для государства. Исторически первые формы правового регулирования семейных отношений решали задачу воспроизводства государства как способа организации социальной жизни, поэтому история становления семейного права тесно связана с историей становления Российского государства.
В последние годы, когда российское общество приобретает новый облик в экономике, политике, социальной сфере, семья становится все более самостоятельным и значимым объектом правового регулирования государства.
Кризисные явления в обществе наиболее ощутимо проявляются в сфере брачно-семейных отношений.
Современная семья пересматривает систему ценностей, на первый план выдвигает личную карьеру членов семьи, материальное и социальное благополучие.
Декларируемые веками идеи брака приобретают новое прочтение, меняется не только идеальное представление о желаемой семье и браке, но и традиционные нормы морали, ритуалы брачно-семейного поведения и в целом правовая культура семейных отношений.
Именно поэтому изучение исторического союза морали и семейно-правовых норм в решении задач воспитания, просвещения и образования нового поколения актуально для России XXI века.
Становление правового государства, развитие российского общества существенно зависит от прочности семейного союза, стабильности семейных отношений, которые, в свою очередь, находятся под влиянием социальной политики государства, таких политических, экономических, культурных, образовательных и иных условий, которые определяют возможность семьи воспроизводиться как социальной общности и транслятору норм морали и права.
В России до сих пор не выработана единая семейная политика и не осуществляются программы укрепления семьи.
Исследование истории семейного права России позволяет не только обобщить и систематизировать теоретические воззрения на правовую природу брака, семьи и его законодательного определения, но и понять основные тенденции, лежащие в основе современного семейного законодательства.
Законотворчество станет более эффективным, когда начнет учитывать «естественные» историко-правовые закономерности становления и развития семейного права в России.
Развитие семейного права в России до 1917 г.
Семейное право России как самостоятельная отрасль в системе отечественного права является сравнительно молодым, причем оно больше известно как советское семейное право.
Это обстоятельство, однако, вовсе не означает, что брак и семья в человеческом обществе - явления новые и их правовое регулирование произошло недавно.
Брак и семья являются достаточно древней формой социальной жизни людей.
По историческим источникам они прошли различные стадии развития. Как древнейшая ячейка организации людей семья издавна подвергалась определенной социальной регуляции.
В первобытном родовом обществе семейные отношения регулировались обычаями.
Средством обеспечения обычаев служили табу - запреты, нарушение которых влекло наказание по коллективному решению.[1] С возникновением государства семейные отношения регулируются нормами права, обеспечиваемыми мерами государственного принуждения.
Этим же закономерностям подвластны семейные отношения в России. С учетом особенностей развития российского государства и правового регулирования семейных отношений развитие правового регулирования семейных отношений и его источников можно условно разделить на три этапа:
- семейное право России с древнейших времен до Октябрьской (7 ноября 1917) революции 1917 года;
- семейное право России советского периода (1917-1995) в составе СССР и после распада СССР;
- семейное право России на современном этапе развития государства.
Сведения о брачно-семейных отношениях славянских племен, населявших территории нынешней России и Украины, до принятия ими христианства незначительны. Известно из летописей, что отношения по вопросам брака и семьи в те времена регулировались обычаями, связанными с культами язычества: похищение невесты без ее согласия, многоженство, которые были общеприняты и существовали повсеместно и после принятия христианства. Правда, с образованием Киевской Руси и с принятием христианства семейные отношения регулируются нормами писаного права: церковными уставами князей Владимира Святославича, Ярослава Владимировича и других, которые содержали нормы о браке, семье, нравственности. Так, в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой.
С введением христианства на Руси стало вводиться и культивироваться византийское каноническое (церковное) право.
Устанавливаются новые принципы семейного права: отказ от многоженства, единобрачие (моногамия), затруднительность развода, неравенство мужа и жены, бесправие внебрачных детей. Эти принципы были основаны на византийском каноническом представлении о браке, внедренном в русское право.
На Руси начинает действовать Номоканон - собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских. Совершение брачных обрядов происходило только в церкви. По этим правилам заключению и регистрации брака предшествовало обручение (брачный сговор).[2]
Брачный сговор оформлялся в письменной форме, и за его нарушение одной из сторон предусматривалась неустойка. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния: рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами.[3]
Следует также заметить, что в полной мере византийское семейное церковное право в России, особенно простым народом, не было воспринято. Впоследствии Номоканон был переведен на русский язык и дополнен постановлениями русских князей и более известен специалистам под названием Кормчая книга.
Отдельные положения, регулирующие семейные отношения, содержались в Русской Правде.
Одним из источников церковного (канонического) права, регулирующего семейные отношения, стал Стоглав, утвержденный в 1551 году на церковном соборе с участием представителей высокопоставленной русской феодальной знати.
Стоглав определил брачный возраст (для мужчин 15 лет, для женщин 12 лет), порядок оформления брака.
Другой источник - Соборное Уложение 1649 года - установил, что брак заключается только с согласия самих брачующихся и родителей лиц, вступающих в брак.
Браки крепостных крестьян заключались лишь с разрешения их господ-помещиков.
Среди источников семейного права известное место занимает Домострой (свод этических правил, наставлений), который определял взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми.
Каноническое право отрицательно относилось к внебрачным связям женщины с мужчиной, к незаконнорожденным детям. Это обстоятельство повлияло на светское законодательство.
Так, в Соборном Уложении 1649 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае последующего брака родителей. Расторжение брака, в принципе, каноническим правом не исключалось. Однако было возможно в крайне редких случаях.
Основанием для этого могли служить прелюбодеяния жены, длительное безвестное отсутствие одного из супругов, вступление в монашество, неизлечимая болезнь и другое. Вопросы брака и расторжения брака, как уже указывалось выше, относились к юрисдикции церковных судов, которые рассматривали дело на основании правил канонического (Правосудье митрополичье) права. В регионах, население которых составляли лица, не исповедующие христианскую веру, брачно-семейные отношения регулировались нормами обычного (адет) права, а у мусульман - законами шариата.
В начале XVIII столетия политические, экономические преобразования коснулись также положения церкви в государстве.
Петр I последовательно проводил курс на подчинение церкви светской власти.
В 1721 году был создан Святейший правительствующий Синод, управляющий церковными делами, как государственный орган. В этот же период было принято несколько государственных актов, регулирующих брачные и семейные отношения.
Петр I своим Указом от 3 апреля 1702 года отменил совершение сговорных записей, засвидетельствование их крепостным порядком и взимание неустойки за отказ от заключения брака.
В Указе отмечалось, что если "после обручения жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет и в том быть свободе".
Указ подчеркивал принцип добровольности вступления в брак и свободу развода.
Кроме развода, предусматривалось временное разлучение супругов путем отправки их в монастырь при несогласной их жизни.
Указом от 1714 года "О единонаследии" был повышен брачный возраст: для мужчин до 20 лет, для женщин до 17 лет.[4]
Кроме этого, Указ попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак.
С 1721 года были разрешены браки между православными и христианами других концессий (лютеране, католики).
Указом от 6 апреля 1722 года "О свидетельствовании дураков в Сенате" было запрещено женить дураков, которые "ни в науку, ни в службу не годятся".
После смерти Петра I часть из этих положений была отменена. Однако наиболее существенные из них продолжали действовать, впоследствии были развиты и включены в Свод законов от 1832 года.
Синод также издавал Указы, касающиеся брачно-семейных отношений. Так, Указом Синода от 1744 года были запрещены браки лиц старше 80 лет.[5]
В 1753 году специальным актом была закреплена раздельность имущества и обязательственных прав супругов. Поэтому ни один из супругов не был обязан отвечать за долги другого. С 1825 года была разрешена купля-продажа имений между супругами. В начале XIX столетия в брачно-семейном законодательстве России происходят определенные, но незначительные изменения.
Так, по Закону от 21 сентября 1815 года свободная женщина, вступающая в брак с крепостным, не утрачивала свою свободу, жена низшего сословия приобретала положение мужа. Существенные вопросы заключения брака, вопросы взаимоотношений супругов, родителей и детей по-прежнему оставались без изменений.
В 1832 году был утвержден Свод законов, вступивший в действие в 1835 году, в который были включены все действующие нормативные правовые акты, принятые по 1825 год, в том числе по вопросам брака и семьи.
В первой части тома X Свода "О правах и обязанностях семейственных" речь шла об условиях и порядке заключения брака.
Для вступления в брак по-прежнему требовалось согласие родителей (опекунов, попечителей) лиц, вступающих в брак, а в отношении военнослужащих и гражданских служащих - согласие начальства. Законным считался только церковный брак между лицами христианского вероисповедания.
Личные отношения супругов определялись законом так: "жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании".
Жена была обязана следовать за мужем при его переездах. Муж мог понудить к этому жену через полицию. Паспорт в полиции она могла получить лишь с согласия мужа. Дети, рожденные в законном браке, наследовали права родителей.
Дети, рожденные вне брака, никакими правами на имущество родителей не обладали.
Для узаконения детей, родившихся вне брака, требовалось, чтобы их родители узаконили свой брак и добились через суд узаконения ребенка. Родители были обязаны содержать своих детей.[6]
В отношении детей родители обладали деспотическими правами, могли их наказывать, применять иные исправительные меры, вплоть до передачи под суд.
Для имущественных отношений между родителями и детьми характерен принцип раздельности их имущества.
Взрослые дети были обязаны содержать своих нуждающихся родителей.
Указом императора от 19 июля 1830 года брачный возраст был установлен для мужчин 18 лет и для женщин 16 лет.[7] С 1841 года порядок расторжения брака регулировался Уставом духовных консисторий, утвержденным в том же году.
Решение утверждалось архиереем епархии. В Свод законов была введена статья 1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она "представляется для него невыносимой".
Жена сохраняла право на содержание мужа, если отказалась от совместного проживания по его вине.
К институтам семейного права, замещающим собой кровное родство, относились усыновление, опека и попечительство. Усыновление устанавливалось в судебном порядке.
Отмена в 1861 году крепостного права и судебная реформа 1864 года существенно не повлияли на семейные правовые отношения, так как Законы гражданские, к которым относились нормы семейного права, не были реформированы.
Российский законодатель упорно отказывался от проведения реформ в правовом регулировании брачно-семейных отношений.
В 1902 году Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию о взаимном признании браков, заключенных в иностранных государствах по их законам.
Причина заключалась в том, что российское законодательство о браке основывалось на религиозных правилах и не допускались браки между христианами и представителями других религий. Однако Устав гражданского судопроизводства 1864 года имел определенное регулирующее воздействие на семейные отношения.
В разделе III Устава "О судопроизводстве по делам брачным и законности рождения" указывалось, что суды гражданские рассматривают дела о законности браков, сопровождаемые гражданскими личными или имущественными правами как самих супругов, так и от рожденных от их брака детей (ст. 1337 УГС).
В остальных случаях дела брачные подлежали духовным (церковным) судам.
Гражданские браки в порядке исключения допускались между раскольниками и лишь с 1906 года допускались церковные браки между ними.[8]
В связи с этим УГС был дополнен главой "О производстве дел брачных и законности рождения у раскольников" (ст. 13561-13563 УГС). Дела о правах, вытекающих из браков, заключенных между старообрядцами или сектантами, а также дела о расторжении этих браков и о признании их недействительными подлежали суду гражданскому.
Законодательство о браке в последующие годы не претерпевало существенных изменений, хотя были в этом направлении попытки. Так, в мае 1917 года Временное правительство создало специальное совещание для подготовки Закона "О поводах к разводу", которое, однако, не смогло принять определенного решения по этому вопросу. В итоге следует сказать, что семейное право России, безусловно, хотя и медленно, но продвигалось вперед.[9]
Однако без отделения религии от государства решительные изменения в этом вопросе не были возможны.
Заключение
История становления и развития брачно-семейного законодательства в том, что она позволяет на основании анализа историко-правовых памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности.
Нормы права, регулирующие брачно-семейные отношения в России, формировались под влиянием церковного, светского и обычного права. В структуре нормы брачно-семейного права церковное право определяло правило (предписание), выступающее как требование должного поведения, обычное право регулировало реальное поведение людей («сущее»), светское право выполняло функцию отражения и разрешения противоречия между «должным» и «сущим».
Развитие семейного права определялось тем, как разрешались основные правовые противоречия: между традиционными воззрениями на брак и необходимостью учитывать многоконфессиональность России; между судебной практикой и буквой закона; каноническими нормами и светским законом; обычным брачным правом патриархальной России и действовавшим законодательством. В нормативной регуляции семейных отношений церковное право определяло «вечные» идеи брака, обычное право — правовые действия (обряды, соглашения) заключения и расторжения брака, светское право - принципы и правила реализации идей в обыденном поведении людей.
В период становления русского государства как формы социальной организации жизни семья стала объектом его правового воздействия. Регулируемые нормами светского права отношения в семье обеспечивали условия воспроизводства государством своей власти.[10]
Таким образом, как показывает анализ истории источников семейного права, возникновение семейного права и его развитие связано с уровнем развития экономического строя и общественного сознания. Оно возникло как результат объективной потребности общества и само стало взаимодействовать с обществом, способствуя развитию общественного сознания.
До революции 1917 года семейное право находилось в неразвитом застойном состоянии.
Первые декреты о браке и семье Советской власти были популярны, но в последующем права и свободы граждан были урезаны, интересы государства ставились выше личных интересов.
В настоящее время Конституция РФ отдает предпочтение правам и свободам граждан, что нашло отражение в действующем Семейном кодексе РФ.
[1] Емелина Л. А. История развития института семьи // Адвокатская практика. 2006. № 2
[2] Емелина Л. А. Формирование правовых основ семейного права России: исторический аспект // Семейное и жилищное право. 2004. № 2
[3] Емелина Л. А. Особенности правового регулирования брачных договоров // Вестник Государственного университета управления. 2004. № 2
[4] Емелина Л. А. Институт заключения брака в российском законодательстве XVIII века // Семейное и жилищное право. 2005. № 3
[5] Емелина Л. А. История семейного права России: проблемы правового регулирования института развода в XVIII веке // Семейное и жилищное право. 2004. № 3
[6] Емелина Л. А. Эволюция правового регулирования института усыновления в семейном праве // Вестник Российской академии образования. 2005. № 3
[7] Емелина Л. А. Правовые основания невозможности заключения брака в XIX веке // Семейное и жилищное право. 2005. № 1
[8] Муратова С. А. Семейное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 448 с.
[9] Чефранова Е.A. Исторический аспект правового регулирования имущественных отношений супругов в российском праве. // История государства и права. 2006. № 11
[10] Тищенко Л.А. История развития института семьи // Адвокатская практика. 2006. № 2.