Статьи

Медицинская организация

Медицинская организация

 

Врачебная деятельность - одна из самых гуманных и почитаемых в обществе. Медицинский работник силой своего знания и умения призван предотвращать или облегчать страдания человека. Тем печальнее, когда в результате незнания азов правового регулирования медицинской деятельности врач не может воспользоваться своими льготами и преимуществами, затрудняет или делает невозможной собственную работу, а иногда и наносит вред пациенту. Основные законы медицины:

  • Об ограничении курения табака
  • "О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации"
  • О внесении изменения в статью 11 закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"
  • "О внесении изменений и дополнения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
  • "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"
  • "О внесении дополнений в Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека"
  • "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"
  • "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах"
  • "О внесении изменения в статью 60 Основ законодательств Российской Федерации об охране здоровья граждан"
  • "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
  • "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
  • "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
  • "О лекарственных средствах (ред. 02.01.00)"
  • "О Наркотических средствах и психотропных веществах"
  • "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
  • "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
  • "О внесении дополнений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
  • "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"
  • "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
  • "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
  • "О донорстве крови и ее компонентов"
  • "Основы законодательства российской федерации об охране здоровья граждан"
  • "Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте"
  • "О трансплантации органов и (или) тканей человека"
  • "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Далее приведены основные акты законодательных органов в области медицины:

  • ПГД 22.02.02 2514-III ГД Об обращении государственной Думы федерального собрания Российской Федерации "к председателю государственного комитета
  • ПГД 23.01.02 2369-III ГД О парламентском запросе государственной Думы федерального собрания Российской Федерации председателю правительства
  • ПГД 18.01.02 2353-III ГД О проекте федерального закона 81382-3 "О внесении изменения в статью 9 федерального закона 08.01.98 3-ФЗ
  • ПГД 20.12.01 2260-III ГД О проекте федерального закона N 125391-3 "О временном запрете на клонирование человека"
  • ПГД 13.12.01 2202-III ГД О проекте федерального закона N 99086991-2 "О защите населения и территорий Российской Федерации от шумовых, инфразвуковых,
  • ПГД 27.09.01 1912-III ГД О проекте федерального закона n 99044346-2 "о студенческом спорте в Российской Федерации"
  • ПГД 04.07.01 1744-III ГД Об обращении государственной думы федерального собрания российской федерации "к председателю правительства
  • ПСФ 29.06.01 206-СФ О федеральном законе "об ограничении курения табака"
  • ПГД 21.06.01 1663-III ГД О федеральном законе "об ограничении курения табака" (ПРОЕКТ N 98800368-2)
  • ПГД 14.06.01 1634-III ГД О проекте федерального закона n 98800368-2 "об ограничении курения табака"
  • ПГД 13.06.01 1611-III ГД Об обращении государственной думы федерального собрания российской федерации "к президенту Российской Федерации В.В. ПУТИНУ
  • ПГД 07.06.01 1593-III ГД О федеральном законе "об особенностях туристской деятельности в сфере организации клубного отдыха" (ПРОЕКТ N 98059249-2)
  • ПСФ 06.06.01 185-СФ О федеральном законе "о предупреждении распространения туберкулеза в российской федерации"
  • ПГД 24.05.01 1558-III ГД О повторном рассмотрении федерального закона "о предупреждении распространения туберкулеза в российской федерации"
  • ПСФ 04.04.01 106-СФ О федеральном законе "о внесении изменения в статью 11 закона российской федерации "о донорстве крови и ее компонентов"
  • ПГД 04.04.01 1315-III ГД О проекте федерального закона "о внесении изменений и дополнений в федеральный закон "о лекарственных средствах"
  • ПГД 22.03.01 1286-III ГД О повторном рассмотрении федерального закона "о рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств"
  • ПГД 21.03.01 1264-III ГД О федеральном законе "о внесении дополнения в статью 34 основ законодательства российской федерации об охране здоровья граждан
  • ПГД 21.03.01 1263-III ГД О федеральном законе "о внесении дополнения в закон российской федерации "о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
  • ПГД 15.03.01 1254-III ГД О проекте федерального закона "о профессиональном футболе в российской федерации"
  • ПГД 15.03.01 1253-III ГД О проекте федерального закона "о правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения"
  • ПГД 14.03.01 1223-III ГД О федеральном законе "о внесении изменения в статью 11 закона российской федерации "о донорстве крови и ее компонентов"
  • ПСФ 22.02.01 64-СФ "Об участии в работе специальной комиссии по федеральному закону "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ"
  • ПГД 08.02.01 1119-III ГД "О проекте федерального закона "О традиционной и народной медицине (целительстве)"
  • ПСФ 20.12.00 322-СФ "О федеральном законе "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
  • ПГД 14.12.00 918-III ГД "О федеральном законе "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
  • ПСФ 24.11.00 290-СФ "О федеральном законе "О внесении изменений и дополнения в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
  • ПГД 24.11.00 845-III ГД "О проекте федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
  • ПГД 17.11.00 811-III ГД "О федеральном законе "О внесении изменений и дополнения в основы законодательства Российской Федерации об охране здоров"
  • ПГД 17.11.00 810-III ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнения в основы законодательства Российской Федерации"
  • ПГД 25.10.00 763-III ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О лекарственных средствах"
  • ПГД 25.10.00 762-III ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О лекарственных средствах"
  • ПСФ 28.06.00 185-СФ "О федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О государственном регулировании в области"
  • ПГД 21.06.00 475-III ГД "О федеральном законе "О внесении изменений и дополнени в ФЗ "О государственном регулировании в области"
  • ПСФ 07.06.00 146-СФ "О федеральном законе "О внесении дополнений в закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"
  • ПГД 24.05.00 386-III ГД "О Проекте федерального закона О внесении изменений и дополнений в ф.закон "О гос. регулировании в области генно -инженерной"
  • ПГД 24.05.00 383-III ГД "О федеральном законе "О внесении дополнений в закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"
  • ПСФ 19.04.00 87-СФ "О федеральном законе "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"
  • ПГД 19.04.00 313-III ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О лекарственных средствах"
  • ПГД 19.04.00 312-III ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 11 закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"
  • ПГД 14.04.00 287-III ГД "О федеральном законе "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"
  • ПГД 12.04.00 261-III ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"
  • ПГД 25.02.00 134-III ГД "О проекте федерального закона "О внесении дополнений в закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или)"
  • ПГД 03.12.99 4749-II ГД "О федеральном законе "О внесении изменения и дополнений в федеральный закон "О лекарственных средствах"
  • ПГД 01.12.99 4727-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнений в федеральный закон "О лекарственных средствах"
  • ПГД 24.11.99 4606-II ГД "О федеральном законе "О внесении дополнения в закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан"
  • ПГД 24.11.99 4604-II ГД "О федеральном законе "О внесении дополнения в статью 34 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья"
  • ПГД 23.11.99 4585-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении дополнения в закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях"
  • ПГД 23.11.99 4584-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 34 основ законодательства рф об охране здоровья"
  • ПГД 17.11.99 4537-II ГД "О федеральном законе "О внесении изменения в статью 60 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
  • ПГД 16.11.99 4516-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 60 основ законодательства рф об охране здоровья граждан"
  • ПГД 20.10.99 4435-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О лекарственных средствах"
  • ПГД 29.09.99 4369-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О лекарственных средствах"
  • ПГД 24.06.99 4236-II ГД "О федеральном законе "Об особенностях туристской деятельности в сфере организации клубного отдыха"
  • ПГД 17.06.99 4133-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"
  • ПГД 17.06.99 4131-II ГД "О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Зак РФ "О донорстве крови и ее компонентов"
  • ПГД 16.06.99 4101-II ГД "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом РФ федерального закона "О российском обществе"
  • ПСФ 09.06.99 249-СФ "О федеральном законе "О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств"
  • ПГД 03.06.99 4034-II ГД "О федеральном законе "О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств"
  • ПГД 02.06.99 4033-II ГД "О проекте федерального закона "О социальном туризме"
  • ПСФ 17.05.99 197-СФ "О федеральном законе "О Российском обществе Красного Креста и об использовании в РФ эмблемы Красного Креста"
  • ПГД 12.05.99 3945-II ГД "О проекте федерального закона "О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств"
  • ПГД 12.05.99 3944-II ГД "О проекте федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
  • ПГД 12.05.99 3940-II ГД "О повторном рассмотрении федерального закона "О российском обществе красного креста и об использовании названия и эмблемы"
  • ПСФ 21.04.99 152-СФ "О федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ"
  • ПГД 14.04.99 3873-II ГД "О проекте федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ"
  • ПГД 09.04.99 3859-II ГД "О повторном рассмотрении федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ"
  • ПГД 17.03.99 3766-II ГД "О дополнении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений,
  • ПСФ 17.03.99 95-СФ "О федеральном законе "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
  • ПГД 12.03.99 3742-II ГД "О повторном рассмотрении федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
  • ПГД 03.02.99 3599-II ГД "О согласительной комиссии по федеральному закону "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
  • ПГД 27.01.99 3571-II ГД "О проекте федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации"
  • ПСФ 27.01.99 33-СФ "О федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ"
  • ПСФ 27.01.99 32-СФ "О федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
  • ПГД 22.01.99 3553-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О лекарственных средствах"
  • ПГД 15.01.99 3512-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении дополнений в зак РСФСР "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
  • ПГД 15.01.99 3511-II ГД "О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 34 основ законодательства об охране здоровья граждан
  • ПГД 13.01.99 3474-II ГД "О федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
  • ПГД 25.12.98 3458-II ГД "О законе "О санитарно - эпидемиологическом благополучи населения"
  • ПВС 22.07.93, 5489-1 "О пор.введения в действие основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"
  • ПВС 02.07.92, 3186-I "О порядке введения в действие Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Ниже перечислены основные акты Президента РФ в области медицины и здравоохранения:

  • Приказ ГУСП 11.07.01 35 О государственном санитарно - эпидемиологическом надзоре в главном управлении специальных программ
  • РПРФ 25.02.00 60-рп "О подготовке российских спортсменов для участия в Играх XXVII Олимпиады 2000 года в г. Сиднее (Австралия) и XIX Зимних Олимпийских"
  • РПРФ 15.11.99 440-рп "О проведении сессии Международного Олимпийского Комитета 2001 года в г. Москве"
  • РПРФ 07.08.97 308-рп "О выделении 10 млрд. рублей на завершение строительства госпитального комплекса для инвалидов Великой Отечественной войны"
  • УПРФ 04.12.96 1619 "О мерах по обеспечению деятельности общественно - гос. объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"
  • УПРФ 07.06.96 823 "О целевой спортивно-оздоровительной программе "Президентские состязания"
  • УПРФ 08.05.96 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом"
  • УПРФ 21.04.96 577 "О составе Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения"
  • УПРФ 21.02.96 227 "О санатории - профилактории "Знамя Революции"
  • УПРФ 22.12.95 1284 (ред. 09.07.97) "О реорганизации и развитии туризма в РФ"
  • Офиц.разъяснение ГПУ 16.02.95 09 УПРФ 22.11.93 1973 "О протекционистской политике РФ в области физической культуры и спорта применительно к п. 4"
  • УПРФ 17.02.95 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы"
  • УПРФ 29.12.94 2221 "О мерах по подготовке российских спортсменов к играм XXVI Олимпиады 1996 года в г. Атланте (США) и XVIII зимним..."
  • УПРФ 01.11.94 2049 "О гос. регулировании спорт. и других видов лотерей"
  • УПРФ 25.04.94, 813 "О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования гос.собственности в сфере туризма."
  • РПРФ 23.02.94 93-рп "O создании условий для подготовки спортсменов высокого класса и провед.международных совревнований в России"
  • УПРФ 22.11.93 1973 (ред. 16.05.97) "О протекционистской политике РФ в области физической культуры и спорта"
  • УПРФ 05.05.93, 596 "О пор. уст. инвалидности лицам, приним.участие в боевых дейст.в составе ...ВОВ в тылу противника."
  • УПРФ 20.04.93 468 (ред. 07.11.97) "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации"
  • УПРФ 20.01.92, 26 "О передаче и перепрофилировании здравниц лечебно-оздоровительного объединения Адм. Президента РФ. "
  • УПРФ 22.01.92, 31 "О Председателе Комитета медицинской промышленности Министерства здравоохранения Российской Федерации."
  • УПРФ 26 29.01.92 59 "О частичном изменении указа Президента Российской Федерации от 20.01.92г."
  • УПРФ 01.06.92 546 "О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в РФ."
  • УПРФ 07.08.92 Пр-1427 "О мерах по совершенствованию обязательного медицинского страхования в Российской Федерации."
  • УПРФ 13.05.92 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения."

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе - охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:

1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;

2) социальные и экономические показатели;

3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью;

4) показатели состояния здоровья населения.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.

Путь, пройденный страной за пять последних лет, очень коротко, но наглядно описывается выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию. Вспомним, с какими словами Владимир Путин обращался к нации в разные годы.

2000-й: «Сегодня мы, прежде всего, ставим задачу наведения порядка в органах власти. Это – лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач».

2001-й: «Сегодня уже можно сказать: период «расползания» государственности позади. Дезинтеграция государства остановлена. 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе, а теперь всем надо учиться работать эффективно».

2002-й: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей. Строить здесь свой дом».

2003-й: «За трехлетний период мы не только основательно разобрали завалы проблем – а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, – но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас надо сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия – подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это – качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться».

2004-й: «Мы подошли к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно долгосрочные цели. Сегодня, впервые за долгое время, мы можем прогнозировать нашу жизнь не на несколько месяцев – даже не на год, – а на десятилетия вперед. И достижения последних лет дают нам основание приступить наконец к решению проблем, с которыми можно справиться, но можно справиться – только имея определенные экономические возможности, политическую стабильность и активное гражданское общество».

2005-й: «Прошу рассматривать прошлогоднее и нынешнее послания Федеральному Собранию как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие».

Но необходим был еще один шаг. Успехи страны, достигнутую макроэкономическую стабильность, – как обратить это к людям, чтобы цифры экономического роста перестали быть абстрактными еще для очень многих граждан России? И этот шаг был сделан.

5 сентября 2005 года Президент собрал вместе Правительство, парламент и руководителей регионов.

Из выступления В.Путина: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

И вот, возможно, ключевая цитата: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России».

Акцент на повышении доступности и качества здравоохранения, образования, комфортного жилья – не новые темы. Развитию этих отраслей уделялось существенное внимание, в частности, в Посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2004 и 2005 годах.

Заявленные Президентом социальные инициативы являются продолжением курса на инвестиции в человека. Эти инициативы развивают проводимый экономический курс, определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики. Приоритетной задачей стало также экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса.

К 2005 году для решения заявленных задач сложились благоприятные условия.

Во-первых, у государства есть финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.

Во-вторых, укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов.

В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно – еще и на два последующих. Например, в конце 2005 года бюджетные параметры определены вплоть до 2008 года включительно. Горизонты экономического планирования расширяются – растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи – большую четкость и детализацию.

В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.

Реализация национального проекта «ЗДОРОВЬЕ» начата с первичного звена. В здравоохранении это участковые службы. Именно участковая служба должна обеспечивать профилактику, своевременную диагностику и лечение. В какой-то момент они оказались близкими к недееспособности, здесь сохранялись хронический кадровый недокомплект, крайне низкое качество лечения.

Благодаря национальному проекту работа участкового терапевта, педиатра, врача общей практики снова становится престижной. В 2006 году ее выбрали тысячи выпускников медицинских вузов и медучилищ. Количество участковых врачей выросло примерно на 3,5 тысячи человек.

Повышена оплата труда 160 тысячам медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи». А всего в этой области заработная плата и иные выплаты увеличены 680 тысячам медицинских работников. Около 13,5 тысячи участковых врачей повысили свою квалификацию, что вдвое выше запланированного.

Одной из главных мер развития первичного звена здравоохранения является перевод персонала на работу по контракту. Такой перевод будет означать, что врач первичного звена, который в первую очередь обязан наблюдать за состоянием здоровья населения, ориентирован на конечный результат своей работы.

Планируется восстановить «паспорт врачебного участка». Врачи обязаны будут вести паспорт здоровья на каждого пациента и следить за здоровьем жителей своего микрорайона. При этом в качестве обязательных медицинских услуг будет диспансеризация.

В рамках проекта за 2006 год новое диагностическое оборудование и санитарный автотранспорт получили более 5,5 тысячи учреждений здравоохранения. Закуплено более 6,7 тысячи машин, оснащенных всем необходимым медицинским оборудованием, в том числе для оказания помощи детям. Подобного не было на протяжении десятилетий. Значительно обновлен парк машин «скорой помощи». Национальный проект «Здоровье» предусматривает также развитие санитарной авиации для оказания медицинской помощи в труднодоступной местности.

Одно из важнейших направлений работы - открытие в регионах 15 медицинских центров высоких медицинских технологий. На подготовку врачей и медсестер для этих центров будет выделено около 200 мл н. рублей в течение двух ближайших лет.

Особое внимание в проекте уделяется лечению и профилактике ВИЧ-инфекций. На профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом из федерального бюджета страны выделяется 3,1 миллиарда рублей. Из них: 1,7 миллиарда рублей на закупку препаратов для лечения ВИЧ/СПИДа, 1,2 миллиарда рублей на закупку диагностических препаратов и 200 миллионов рублей на организацию и проведение мероприятий по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.

В Министерстве обороны реализуются федеральные и внутриведомственные целевые программы, направленные на сохранение здоровья личного состава, развитие материально-технической базы военно-медицинских учреждений. Основные из них:

- подпрограмма «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы», которая входит в федеральную целевую программу (ФЦП) «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы»;'Ее цель - создание эффективной системы реабилитации граждан, ставших инвалидами при выполнении задач в условиях боевых действий, усиление их социальной защищенности и улучшение качества жизни;

- ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы». Мероприятия, проводимые в рамках данной программы, позволяют выявлять лиц, употреблявших наркотические и токсические вещества до призыва их на военную службу;

- ФЦП «Развитие материально-технической базы военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации на 2001 - 2010 годы» и ряд других ведомственных программ.

Национальный проект «Здоровье» предполагает углубленную диагностику и диспансеризацию детского населения. Предусматривается дополнительное выделение финансовых средств в размере около 6 миллиардов рублей на совершенствование медицинского обслуживания детей.

Этот комплекс мероприятий должен положительно отразиться на демографической ситуации в стране.

Одним из ключевых факторов устойчивого развития страны является улучшение демографической ситуации.

Необходимо отметить, что еще два века назад Михаил Ломоносов начал анализ этой проблемы в своем труде «Рассуждения о размножении и сохранении российского народа». Но его научные взгляды на эту проблему не нашли должного понимания.

Сегодня задача «размножения и сохранения российского народа» стала еще более сложной и многогранной. Ее можно осуществить только как комплекс политических, юридических, экономических и иных мер.

Необходимо учитывать, что население других стран и планеты в целом растет. По данным Комиссии по демографии Совета Европы и Глобальной комиссии по демографии ООН, 26 февраля 2006 г. население Земли превысило 6,5 млрд. человек. По прогнозам, к 2030 году население планеты достигнет 8,2 млрд. человек, а к 2050 году - уже 9,3 млрд. человек

В связи с этим в стране намечены меры по выходу из демографического кризиса:

- увеличен размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет до 1500 рублей, а на второго и последующих детей - до 3000 рублей ежемесячно;

- женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии - по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40 процентов от прежнего заработка, но не более 6000 в месяц;

- введена компенсация затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка - на сумму, равную 20 процентам, для второго - 50 процентам, для третьего - 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения;

- размер ежемесячных выплат на содержание ребенка в опекунской (попечительской) семье установлен в размере 4000 рублей, а размер оплаты труда приемных родителей - 2500 рублей;

- увеличена стоимость родовых сертификатов с 5 до 7 тыс. рублей;

- начата реализация одной из наиболее важных инициатив Президента - программы предоставления материнского капитала.

Общий размер расходов в 2007 году по демографическому проекту должен составить около 195 миллиардов рублей.

Важным аспектом демографического развития России является миграционная политика. Приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом все больше стимулируется приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.

Одна из задач состоит в сокращении количества детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах. Сегодня в стране насчитывается два миллиона беспризорных детей и 650 тысяч сирот. За этими цифрами не только миллионы изломанных детских судеб, но и будущее нашей страны.

Правительство готовит программу материального стимулирования: устройство в семьи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой одной из задач определено устройство под опеку и в приемные семьи около 80 тысяч детей-сирот.

Пристальное внимание детям-сиротам уделяется в Минобороны России. Одним из направлений является зачисление несовершеннолетних в списки воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве воспитанников. По состоянию на 1 января 2007 года насчитывается 242 воспитанника. Они находятся на полном государственном обеспечении, проживают в отдельных благоустроенных помещениях. Им выплачивается ежемесячное денежное содержание.

За прошедший 2006 год более 35 процентов воспитанников воинских частей поступили в высшие учебные заведения.

По мнению социологов, для современных людей такие понятия, как «семья» и «дети», не входят в представление об успехе. Однодетная семья стала в России нормой. В связи с этим необходимо предусмотреть меры по изменению системы социальных ценностей. Общество должно переориентироваться на семьи, в которых 3-4 ребенка. «Смена курса» может занять десятилетия. Если этого не случится, экономические рычаги могут не сработать.

Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до уровня в три раза меньше среднемирового создает опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, ограничивает ее социально-экономический потенциал, создает реальную угрозу ее безопасности, будущему государства и российской нации. Задача сбережения народа - это вопрос суверенитета страны. Зависимость здесь прямая: меньше народа - меньше суверенитета.

Список литературы

 

  1. 1.     Андреев Е., Вишневский А. и др. Еженедельник "Демоскоп Weekly" // Российская половозрастная пирамида. № 215 – 216 от 26 сентября - 9 октября 2005.
  2. 2.     Горовой Л. Эксперимент по ипотечному кредитованию // «Ориентир». 2006. - № 9.
  3. 3.     Демография. Учеб. пособие / Под ред. В. Г. Глушковой, М.: КноРус, 2004.
  4. 4.     Медков В.М. Демография. Учебник для вузов: доп. м-вом образов. РФ.- М.: ИНФРА-М, 2005.
  5. 5.     Направления, основные мероприятия и параметры  приоритетного национального проекта "Здоровье". Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2  от 21 декабря 2005 г.).
  6. 6.     Непорада С, Каинбеков Н. По маршруту новоселий // «Ориентир». 2007. -№ 1.
  7. 7.     Резник Н. Национальные проекты: их сущность и значение в обеспечении национальной безопасности России / «Ориентир» 2007.07
  8. 8.     Российский статистический ежегодник. 2005: Статистич. сб. / Росстат.
  9. 9.     Рыльский А. «Ипотека способствует реализации жилищных прав военнослужащих»// «Ориентир». 2006. - № 12.
  10. 10.           Хачатрян А. Национальные проекты: «Доступное жилье» // «Ориентир». 2007. - № 6.