1) Социально-биологические и психофизические основы физической культуры
В понятие физического развития наряду с такими признаками как рост, вес, окружность груди, входят также и показатели развития основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способностей ковладению двигательными навыками.
Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако, направление физическогоразвития, его характер, уровень, a также физические качества и способности и в большой степени зависят от условий жизни и воспитания.
Постоянная забота нашегогосударства о здоровье подрастающего поколения, рост благосостояния, улучшение условийвоспитания детей и молодежи обусловилиположительные изменения в физическом развитии детей.
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой взаимосвязь нескольких основ: физической, психической, социальной, биологической.
Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким свидетельством этого является схема соотношения возрастных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического воспитания.
Физическое развитие человека как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, прогресс в функциональных возможностях и т.д.). Обусловленные особенностями онтогенеза закономерности определяют основу физического развития. Но, развертываясь по естественным законам, этот процесс одновременно находится в определенной зависимости от конкретных условий жизни и деятельности человека. В данном случае физическое воспитание играет особую роль. Зная и умело, используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие обеспечить оптимизацию развития жизненно важных физических качеств, двигательных способностей и умений
2) Взаимосвязь физической и умственной деятельности. Биологические ритмы и работоспособность
Мышление—это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через умозаключения) раскрыть то, что непосредственно (через восприятие) не дано. С помощью мышления человек способен познавать как настоящее, так и прошлое и будущее. Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации и классификации).
В процессе психического и интеллектуального развития каждый человек проходит определенные стадии. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Если мыслительные операции осуществляются путем манипулирования с предметами - это наглядно-действенный вид мышления,с которого начинается развитие интеллекта человека еще в младенческом возрасте, однако он используется и взрослыми людьми в ходе выполнения профессиональной деятельности. В спортивной деятельности этот вид мышления часто бывает, незаменим, что, в частности, активно проявляется в тактическом мышлении спортсменов.
Наглядно-образное мышление,опирающееся на первичные и вторичные образы, используется человеком в тех случаях, когда словесно описываемое представляется наглядно или когда умственную задачу следует решать с помощью схем или рисунков.
Для словесно-логического мышленияхарактерно оперировать абстрактными понятиями, закодированными в словесной форме.
В практической интеллектуальной деятельности человек использует все три вида мышления. Оперируя словами-понятиями, человек использует и соответствующие им образы. Воспринимая тот или иной объект, человек создает его образ, а затем дает ему словесное обозначение.
Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы физические упражнения, применяемые учителем физической культуры в своей работе с учениками, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания.
Особого внимания заслуживает развитие творческого мышления у детей. Творческое мышление начинается с возникновения определенного затруднения, вследствие чего возникает проблемная ситуация. Проблемная ситуация, созданная учителем специально, имеет целью пробудить у ученика познавательную потребность, которая определяет творческое начало в мыслительной деятельности. Побуждая учащихся сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, учитель активизирует их мыслительные операции, приучает их самостоятельно принимать решения, чем создает психологическую основу для успешного решения задач, направленных на развитие творческого мышления.
Общие представления о биоритмах. Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.
Когда-то природа «завела» биологические часы живого так, чтобы они шли в соответствии с присущей ей самой цикличностью. Смена дня и ночи, чередование времен года, вращение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца - изначальные условия развития организма. Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.
Биоритмы - периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые самоподдерживаются и самовоспроизводятся в любых условиях.
Биоритмы характеризуются: периодом - продолжительностью одного цикла колебаний в единицу времени; частотой ритмов- частотой периодических процессов в единицу времени; фазой- частью цикла,измеряемой в долях периода (начальная, конечная и т.д.); амплитудой- размахом колебаний между максимумом и минимумом.
По продолжительности выделяют следующие циклы:
высокочастотные - продолжающиеся до 30 минут;
среднечастотные - от 0,5 до 24 часов, 20-28часов и 29 часов - 6 суток;
низкочастотные - с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года.
Для человеческого организма характерен целый спектр ритмопроявляющихся процессов и функций, который объединен в единую согласованную во времени колебательную систему, обладающую следующими особенностями: наличием связи между ритмами разных процессов; наличием синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов; наличием иерархичности (подчинением одних ритмов другим).
У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:
1) полуторачасовой ритм (от 90 до 100 минут) чередования нейрональной активности мозга, как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полутора
часовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов биоэлектрической активности мозга во
время сна. Через каждые полтора часа человек испытывает по
переменно то низкую, то повышенную возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство;
2) суточный ритм (24 часа) влияет на состояние человека
и выражается в цикле бодрствование - сон;
3) месячный ритм. Месячной цикличности подчинены
определенные изменения в организме женщины. Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин;
4) Годовой ритм. Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что
в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови; мышечная возбудимость выше весной и
летом и слабее осенью и зимой, максимальная светочувствительность глаза тоже наблюдается весной и ранним летом, а к
осени и зиме падает.
Высказываются предположения, что существуют ритмы 2-, 3- и 11-летние - 22-летние.
Общепринятая организация рабочего времени сложилась на основе исторического опыта. Тысячелетиями жизнь человека текла по естественному ритму: в темное время суток он спал, а в светлое - работал, и именно в эти часы дня физиологические функции и работоспособность достигают оптимального уровня.
Типы суточных биоритмов и поведение. Поскольку суточный биоритм имеет генетические предпосылки, то врожденный тип этого ритма не у всех одинаков. Как утверждают специалисты, существуют три типа суточных ритмов: утренний, вечерний и средний (аритмик), которые в свою очередь имеют свои различия.
Различия по работоспособности.У представителей первого типа, «жаворонков», основная активность и высокий уровень физиологических процессов прослеживаются в первой половине дня. Они рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, а вечером испытывают сонливость и рано ложатся спать. У представителей второго типа, «сов», высокий уровень активности и физиологических процессов отмечается во второй половине дня. Они засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром. «Совы» работают лучше во второй половине дня и вечером. У представителей самого распространенного среднего типа, «голубей», главный период высокой активности и физиологических процессов приходится на середину дня и охватывает два периода времени 10-12 и 16-18 часов. В соответствии с этим их работоспособность изменяется по М-образной кривой.
В распределении людей на биоритмические типы видится большой смысл. Возможно, существование разных типов активности и работоспособности еще на заре возникновения человеческих сообществ не только способствовало разумному распределению обязанностей среди членов общины, но и позволяло им успешно приспосабливаться к окружающей среде.
История сохранила для нас много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Моцарт творил днем и ночью, а знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» написал в одну ночь, не ложась спать. Ночью работал великий химик Менделеев и другие ученые. Наоборот, Наполеон начинал свой рабочий день в 3-4 часа утра. В утренние часы предпочитал творить Брехт. Л. Толстой обычно работал с 9-10 до 14-14.30 и 1-1,5 часа вечером.
Известный биоритмолог В.А. Доскин, изучая биоритмы студентов, пришел к следующим выводам. Различия между группами утренних и вечерних четко просматриваются и по другим признакам, в частности по заболеваемости и личностным качествам.
3) Упорядочивание умственной деятельности на основе физического воспитания
Упорядочивание умственной деятельности происходит в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий.
Тактическое мышление спортсмена имеет ряд особенностей, которые можно проследить по таблице.
№ п/п |
Особенности мышления |
Характеристика |
11 |
Наглядно-образный характер мышления |
При решении тактических задач мышление спортсмена основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Оно носит конкретный характер и связано с восприятием действий соперников и партнеров и всей ситуации спортивной борьбы |
22 |
Действенный характер мышления |
Мышление спортсмена включено в его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Нередко спортсмен находит правильное решение не путем предварительного продумывания, а в ходе самого действия |
33 |
Ситуационный характер мышления |
Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно |
44 |
Быстрота мышления |
Обусловлена жестким лимитом времени для выполнения тактических действий |
55 |
Гибкость мышления |
Спортсмен должен уметь перестраивать намеченный план тактических действий: подметив изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение |
66 |
Целеустремлённость мышления |
Означает умение спортсмена концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых решений. Целеустремленность тесно связана с развитием воли |
77 |
Самостоятельность мышления |
Спортсмен должен уметь решать тактические задачи самостоятельно: принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию |
88 |
Глубина мышления |
Проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях |
99 |
Широта мышления |
Заключается в умении постоянно держать под контролем большое число связей и отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом используются данные, как собственного опыта, так и других источников |
010 |
Критичность мышления |
Это одно из проявлений мыслительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задач, это всесторонняя проверка на прочность различных вариантов собственных тактических действий |
К вышеизложенному следует добавить, что в спортивной деятельности не последнее место занимает такое понятие, как интуиция.
Интуиция-это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса.
Во время соревнований опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание (выражение в словесной форме) наступает уже после совершения действия. Однако интуицию ни в коем случае нельзя понимать как какую-то особую способность, присущую некоторым людям. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого разностороннего опыта спортсмена: глубокого знания тактики и совершенного владения техникой, умения наблюдать за действиями соперников и партнеров, хорошо развитой способности к вероятностному прогнозированию и антиципации(предвосхищению действий противника).
Говоря о тактике, необходимо знать и помнить о том, какую роль играет антиципация в планировании и реализации тактических действий.
У представителей спортивных игр или единоборств предвидение, предвосхищение действий соперника (антиципация) основываются не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции,т.е. действия, опережающие начало действий или движений соперника.
Антиципирующие реакции как опережающее отражение действительности возможны лишь на основе совокупности психических процессов. В одних случаях они осуществляются на основе восприятия движущихся объектов (летящий мяч, движущиеся игроки и т.п.), в других — на основе памяти, мышления, воображения (при прохождении трассы, во время поединка в фехтовании и т.п.).
4) Ваши методы подготовки к экзаменам. Действенные способы снятия стресса посредством физической культуры.
Многочисленные исследования показывают, что физические нагрузки – это отличный способ снятия стресса и борьбы с депрессией. Физическая нагрузка повышает выработку организмом веществ, способствующих регуляции эмоционального состояния и контролю болевых ощущений, снижает уровень в крови кортизола - гормона, вызывающего стресс, повышает уровень серотонина. Кроме того, физические упражнения дают чувство удовлетворения и повышают самооценку.
Стресс иногда является необходимым. Он позволяет приспособиться к новым условиям, оказывает положительное влияние па работоспособность и творчество. Но стрессовое состояние также является сигналом, оповещением, что следует остановиться, снять напряжение и избавиться от негативных переживаний. Упражнения для снятия эмоционального стресса:— сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох.Повторите упражнение 5 раз. Закрытые глаза удваивают эффект. Упражнение выполнять двумя руками одновременно;
— сделайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони;
—слегка помассируйте кончик мизинца;
—поместите орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажмите и сделайте орехом круговые движения (3 мин);
—если все проделанные упражнения не принесли облегчения, то сделайте несколько физических упражнений (10 прыжков или 10 приседаний).