Статьи

Социально-биологические и психофизические основы физической культуры

 

1)    Социально-биологические и психофизические основы физической культуры

В  понятие  физического развития наряду с такими признаками   как рост, вес, окружность груди, входят также и   показатели   развития  основных  двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и     способностей  ковладению двигательными навы­ками.

Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако, направление физическогоразвития, его характер, уровень, a также физические качества и способности и в большой степени зависят от условий    жизни и воспитания.

Постоянная забота нашегогосударства о здоровье подрастающего поколения, рост благосостояния, улучшение условийвоспитания детей и молодежи обусловилиположительные изменения в физическом развитии детей.

Физическое воспитание является важнейшим элементом в си­стеме воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой взаимосвязь нескольких основ: физической, психической, социальной, биологической.

Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание фи­зических качеств и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Яр­ким свидетельством этого является схема соотношения возраст­ных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического воспитания.

Физическое развитие человека как процесс изменения при­родных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпева­ют существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, прогресс в функциональных возможностях и т.д.). Обусловленные особенностями онтогенеза закономерности определяют основу физического развития. Но, развертываясь по естественным зако­нам, этот процесс одновременно находится в определенной зави­симости от конкретных условий жизни и деятельности человека. В данном случае физическое воспитание играет особую роль. Зная и умело, используя объективные закономерности возрастной перио­дизации, можно создавать определенные условия, позволяющие обеспечить оптимизацию развития жизненно важных физических качеств, двигательных способностей и умений

2)    Взаимосвязь физической и умственной деятельности. Биологические ритмы и работоспособность

Мышление—это процесс познавательной деятельности, отли­чающийся обобщенным и опосредованным отражением действи­тельности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через умозаключения) раскрыть то, что непосредственно (через восприятие) не дано. С помощью мышления человек способен познавать как настоящее, так и прошлое и будущее. Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций (ана­лиза, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкре­тизации, систематизации и классификации).

В процессе психического и интеллектуального развития каж­дый человек проходит определенные стадии. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-ло­гическое.

Если мыслительные операции осуществляются путем манипу­лирования с предметами - это наглядно-действенный вид мышле­ния,с которого начинается развитие интеллекта человека еще в младенческом возрасте, однако он используется и взрослыми людьми в ходе выполнения профессиональной деятельности. В спортивной деятельности этот вид мышления часто бывает, неза­меним, что, в частности, активно проявляется в тактическом мыш­лении спортсменов.

Наглядно-образное мышление,опирающееся на первичные и вторичные образы, используется человеком в тех случаях, когда словесно описываемое представляется наглядно или когда умствен­ную задачу следует решать с помощью схем или рисунков.

Для словесно-логического мышленияхарактерно оперировать абстрактными понятиями, закодированными в словесной форме.

В практической интеллектуальной деятельности человек исполь­зует все три вида мышления. Оперируя словами-понятиями, человек использует и соответствующие им образы. Воспринимая тот или иной объект, человек создает его образ, а затем дает ему словесное обозначение.

Физические упражнения требуют от человека активного ис­пользования всех видов мышления и поэтому являются прекрас­ным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы фи­зические упражнения, применяемые учителем физической куль­туры в своей работе с учениками, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (ин­теллектуальной) на последующих этапах физического воспита­ния.

Особого внимания заслуживает развитие творческого мышле­ния у детей. Творческое мышление начинается с возник­новения определенного затруднения, вследствие чего возни­кает проблемная ситуация. Проблемная ситуация, созданная учи­телем специально, имеет целью пробудить у ученика познава­тельную потребность, которая определяет творческое начало в мыслительной деятельности. Побуждая учащихся сравнивать и про­тивопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оце­нивать, учитель активизирует их мыслительные операции, при­учает их самостоятельно принимать решения, чем создает психо­логическую основу для успешного решения задач, направленных на развитие творческого мышления.

 

Общие представления о биоритмах. Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут чело­век и вся окружающая его природа, Земля, Космос.

Когда-то природа «завела» биологические часы живого так, чтобы они шли в соответствии с присущей ей самой цикличнос­тью. Смена дня и ночи, чередование времен года, вращение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца - изначальные усло­вия развития организма. Биологический ритм стал общим прин­ципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.

Биоритмы - периодические изменения интенсивности и ха­рактера биологических процессов, которые самоподдержива­ются и самовоспроизводятся в любых условиях.

Биоритмы характеризуются: периодом - продолжительнос­тью одного цикла колебаний в единицу времени; частотой ритмов- частотой периодических процессов в единицу вре­мени; фазой- частью цикла,измеряемой в долях периода (на­чальная, конечная и т.д.); амплитудой- размахом колебаний между максимумом и минимумом.

По продолжительности выделяют следующие циклы:

 высокочастотные - продолжающиеся до 30 минут;

 среднечастотные - от 0,5 до 24 часов, 20-28часов и 29 часов - 6 суток;

 низкочастотные - с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года.

Для человеческого организма характерен целый спектр ритмопроявляющихся процессов и функций, который объединен в единую согласованную во времени колебательную систему, обладающую следующими особенностями: наличием связи между ритмами разных процессов; наличием синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов; наличием иерархичности (подчинением одних ритмов другим).

У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:

1)   полуторачасовой  ритм (от 90 до 100 минут) чере­дования нейрональной активности мозга, как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полутора­
часовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых   циклов   биоэлектрической   активности   мозга   во
время сна. Через каждые полтора часа человек испытывает по­
переменно то низкую, то повышенную возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство;

2) суточный ритм (24 часа) влияет на состояние человека
и выражается в цикле бодрствование - сон;

3) месячный  ритм. Месячной цикличности подчинены
определенные изменения в организме женщины. Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин;

4) Годовой ритм. Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что
в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови; мышечная возбудимость выше весной и
летом и слабее осенью и зимой, максимальная светочувствительность глаза тоже наблюдается весной и ранним летом, а к
осени и зиме падает.

Высказываются предположения, что существуют ритмы 2-, 3- и 11-летние - 22-летние.

Общепринятая организация рабочего времени сложилась  на основе исторического опыта. Тысячелетиями жизнь человека текла по естественному ритму: в темное время суток он спал, а в светлое - работал, и именно в эти часы дня физио­логические функции и работоспособность достигают опти­мального уровня.

Типы суточных биоритмов и поведение. Поскольку суточ­ный биоритм имеет генетические предпосылки, то врожден­ный тип этого ритма не у всех одинаков. Как утверждают спе­циалисты, существуют три типа суточных ритмов: утренний, вечерний и средний (аритмик), которые в свою очередь имеют свои различия.

Различия по работоспособности.У представителей перво­го типа, «жаворонков», основная активность и высокий уро­вень физиологических процессов прослеживаются в первой половине дня. Они рано просыпаются, чувствуют себя бодры­ми и работоспособными в первой половине дня, а вечером ис­пытывают сонливость и рано ложатся спать. У представителей второго типа, «сов», высокий уровень активности и физиологических процессов отмечается во второй половине дня. Они засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром. «Совы» работают лучше во второй половине дня и вечером. У представителей самого распространенного среднего типа, «го­лубей», главный период высокой активности и физиологичес­ких процессов приходится на середину дня и охватывает два периода времени 10-12 и 16-18 часов. В соответствии с этим их работоспособность изменяется по М-образной кривой.

В распределении людей на биоритмические типы видится большой смысл. Возможно, существование разных типов ак­тивности и работоспособности еще на заре возникновения че­ловеческих сообществ не только способствовало разумному распределению обязанностей среди членов общины, но и по­зволяло им успешно приспосабливаться к окружающей среде.

История сохранила для нас много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Мо­царт творил днем и ночью, а знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» написал в одну ночь, не ложась спать. Ночью ра­ботал великий химик Менделеев и другие ученые. Наоборот, Наполеон начинал свой рабочий день в 3-4 часа утра. В утрен­ние часы предпочитал творить Брехт. Л. Толстой обычно ра­ботал с 9-10 до 14-14.30 и 1-1,5 часа вечером.

Известный биоритмолог В.А. Доскин, изучая биоритмы сту­дентов, пришел к следующим выводам. Различия между груп­пами утренних и вечерних четко просматриваются и по другим признакам, в частности по заболеваемости и личностным ка­чествам.

 

3)    Упорядочивание умственной деятельности на основе физического воспитания

 Упорядочивание умственной деятельности происходит в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для  мышления спорт­смена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых со­бытий.

Тактическое мышление спортсмена имеет ряд особенностей, которые можно проследить по таблице.

№ п/п

Особенности мышления

Характеристика

11

 

 

Наглядно-образный характер мышления

При решении тактических задач мышление спортсмена основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Оно носит конкретный характер и связано с восприятием действий соперников и партнеров и всей ситуации спортивной борьбы

22

 

Действенный характер мышления

Мышление спортсмена включено в его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Нередко спортсмен находит правильное решение не путем предварительного продумывания, а в ходе самого действия

33

 

Ситуационный характер мышления

Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно

44

Быстрота мышления

Обусловлена жестким лимитом времени для выполнения тактических действий

55

Гибкость мышления

Спортсмен должен уметь перестраивать намеченный план тактических действий: подметив изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение

66

Целеустремлённость мышления

Означает умение спортсмена концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых решений. Целеустремленность тесно связана с развитием воли

77

Самостоятельность мышления

Спортсмен должен уметь решать тактические задачи самостоятельно: принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию

88

Глубина мышления

 

Проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях

99

Широта мышления

Заключается в умении постоянно держать под контролем большое число связей и отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом используются данные, как собственного опыта, так и других источников

010

Критичность мышления

Это одно из проявлений мыслительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задач, это всесторонняя проверка на прочность различных вариантов собственных тактических действий

 

К вышеизложенному следует добавить, что в спортивной дея­тельности не последнее место занимает такое понятие, как интуиция.

Интуиция-это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса.

Во время соревнований опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание (выражение в словесной форме) наступает уже после совершения действия. Од­нако интуицию ни в коем случае нельзя понимать как какую-то особую способность, присущую некоторым людям. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого разностороннего опыта спортсмена: глубокого знания тактики и совершенного владения техникой, умения наблюдать за действиями соперников и партне­ров, хорошо развитой способности к вероятностному прогнозиро­ванию и антиципации(предвосхищению действий противника).

Говоря о тактике, необходимо знать и помнить о том, какую роль играет антиципация в планировании и реализации тактичес­ких действий.

У представителей спортивных игр или единоборств предвидение, предвосхищение действий соперника (антиципация) основываются не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждаю­щих действиях непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции,т.е. действия, опе­режающие начало действий или движений соперника.

Антиципирующие реакции как опережающее отражение дей­ствительности возможны лишь на основе совокупности психи­ческих процессов. В одних случаях они осуществляются на основе восприятия движущихся объектов (летящий мяч, движущие­ся игроки и т.п.), в других — на основе памяти, мышления, воображения (при прохождении трассы, во время поединка в фехтовании и т.п.).

4)    Ваши методы подготовки к экзаменам. Действенные способы снятия стресса посредством физической культуры.

Многочисленные исследования показывают, что физические нагрузки – это отличный способ снятия стресса  и  борьбы с депрессией. Физическая нагрузка повышает выработку организмом веществ, способствующих регуляции эмоционального состояния и контролю болевых ощущений, снижает уровень в крови кортизола - гормона, вызывающего стресс, повышает уровень серотонина. Кроме того, физические упражнения дают чувство удовлетворения и повышают самооценку.

Стресс иногда является необходимым. Он позволяет приспо­собиться к новым условиям, оказывает положительное влияние па работоспособность и творчество. Но стрессовое состояние так­же является сигналом, оповещением, что следует остановиться, снять напряжение и избавиться от негативных переживаний. Упражнения для снятия эмоционального стресса:— сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим паль­цем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сде­лайте вдох.Повторите упражнение 5 раз. Закрытые глаза удваивают эффект. Упражнение выполнять двумя руками одновременно;

—      сделайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони;

—слегка помассируйте кончик мизинца;

—поместите орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажмите и сде­лайте орехом круговые движения (3 мин);        

—если все проделанные упражнения не принесли облег­чения, то сделайте несколько физических упражнений (10 прыжков или 10 приседаний).