Статьи

Задачи анализа финансовой отчетности, пользователи отчетной информации

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. 1.     Введение  3
  2. 2.     Задачи анализа финансовой отчетности, пользователи отчетной информации  3
  3. 3.     Основные аспекты составления финансовой отчетности  5
  4. 4.     Заключение  7

Список литературы   8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая отчетность является по существу «лицом фирмы». Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния (ФС) предприятия. Ведь для того чтобы принять решение необходимо  обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнером. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Оценка этих показателей нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют свою деятельность.

Задачи анализа финансовой отчетности, пользователи отчетной информации

 

Финансовый менеджмент – это наука о том, как лучше использовать собственный и заемный капитал фирмы, как получить наибольшую прибыль при наименьшем риске, быстрее пристрастить капитал, сделать предприятия финансово привлекательным, устойчивым, платежеспособным, высоколиквидным. Финансовая отчетность неотъемлемая часть финансового менеджмента. Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Цели отчётности на уровне предприятия:

- платёжеспособности предприятия;

- рентабельности;

- степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

Основными  задачами финансовой отчетности предприятия являются:  общая оценка финансовой отчетности и факторов его измерения; изучение соответствия между средствами и источниками, рациональность их размещения и эффективность их использования; определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия; соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины. Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её данные подтверждаются материалами инвентаризации. Составление бухгалтерской отчётности - завершающий этап всего учётного процесса на предприятии.

Т.к. отчёты, и квартальный и годовой, являются результатом обобщения текущего учёта, максимальное подчинение бухгалтерского учёта в течение года составления отчётности обеспечит получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в установленные сроки.

Данные отчетности используются внешними пользователями  для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельно­стью и служит исходной базой для последующего планирования. От­четность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обес­печиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за про­шлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (ука­заниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Фе­дерации. Единая система показателей отчетности организации позво­ляет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономиче­ским районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодич­ности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, стати­стическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета. Статистическая отчетность составляется по данным статистиче­ского, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Оперативная отчетность составляется на основе данных опера­тивного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, дека­ду, половину месяца.

Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реа­лизации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и го­довую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты пер­вичные, составляемые организациями, и сводные, которые состав­ляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

  • форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  • форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы, а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

За2007 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

- бухгалтерский баланс — форма № 1;

- отчет о прибылях и убытках -  форма № 2;

- отчет об изменениях капитала — форма № 3;

- отчет о движении денежных средств — форма № 4;

- приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

- специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

- итоговую часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие уп­рощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обя­занные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтер­ской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтер­ской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денеж­ных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Традиционным является деление пользователей финансовой отчетности на внешних и внутренних. Внешними пользователями являются:

  • сторонние организации,
  • государственные органы,
  • общество в целом (в том числе общественные организации, профсоюзы).

К внутренним пользователям относятся: должностные лица предприятия, работники и участники (учредители) предприятия.

Основные аспекты составления финансовой отчетности

 

Процесс формирования данных баланса включает в себя большое количество учетных работ самого разнообразного характера. Подготовительные работы включают в себя:

- инвентаризацию и корректировку остатков по счетам бухгалтерского учета,

-проведение уточнения стоимости имущества и обязательств,

-образование фондов и резервов, предусмотренных учетной политикой или действующими нормативными актами,

- уточнение доходов и расходов между сметными отчетными периодами,

-выявление конечного финансового результата работы организации и реформация баланса,

-составление оборотной ведомости, которая должна включать в себя все корректирующие записи.

Все вышеперечисленные процедуры должны проводиться только при формировании годового бухгалтерского баланса. Периодические балансы составляются на основе книжных данных текущего учета. Форма №1 составляется на конец отчетного года, представляет собой синтез вступительного бухгалтерского баланса по счетам, открытым в течение года на основе Записи по счетам бухгалтерского учета должны охватывать хозяйственный процесс полностью и правильно отражать финансово-хозяйственную деятельность на основе взаимосвязи между экономическими явлениями. Хозяйственные операции, вызывая изменение на счетах бухгалтерского учета, влияют на статьи формы №1 и на ее общий итог.

Следует учесть, что существуют балансовые статьи, включающие в себя сальдо нескольких счетов и наоборот, сальдо некоторых счетов распределяются по нескольким балансовым статьям, для чего широко используется информация  по различным учетным регистрам в разрезе субсчетов. Счета, характеризующие состояние расчетов могут быть представлены как в активе, так и в пассиве баланса. Все статьи формы №1 показываются во временном разрезе: графа 3 – «На начало года»; графа 4 – «На конец периода». Процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:

- первый этап - подготовительная работа;

- второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.

Подготовительная работа в свою очередь делится на три части: разработка плана работы по составлению отчётности; инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта; заключительные записи к составлению  бухгалтерского баланса. Финансовое состояния предприятия - это комплексная оценка его здоровья и жизнеспособности, характеризующая рядом показателей. Задачи анализа финансового состояния предприятия (организации) является.

1)      оценка и анализ состава и структуры имущества предприятия;

2)      изучение  состава  и движения  производственных  запасов;

3)      анализ показателей  оборачиваемости различных видов оборотных активов;

4)      анализ состава и структуры финансовых ресурсов;

5)      оценка состояния  кредиторской и дебиторской задолженности;

6)      анализ показателей характеризующих финансовую устойчивость предприятия;

7)      оценка  платежеспособности  и степени риска банкротства предприятия.

Новая форма годового бухгалтерского баланса позволяет проводить имущественно - финансовый анализ состояния предприятия непосредственно по балансу. Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие бухгалтеру управлять дебиторской задолженностью:

  • контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям;
  • по возможности ориентироваться на большое число покупателей целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
  • следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
  • используется способ предоставления скидок при досрочной оплате.

Оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании бухгалтерского баланса – форма №1., ф.№2 — «Отчет о прибылях и убытках». На первом этапе проводится визуальная и простейшая проверка показателей бухгалтерского отчета по формальным и качественным признакам; правильность и ясность заполнения форм, увязка показателей форм отчетности. На втором этапе с помощью баланса оценивают тенденции изменения в имущественном и финансовом положении предприятия. К таким тенденциям относятся:

  • увеличение (уменьшение) стоимости имущества предприятия и его отдельных составляющих;
  • изменение в структуре активов предприятия и источников их образования и др.

На третьем этапе – расчет и оценка динамики аналитических коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость предприятия.

Заключение

 

Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователем обобщенной информации о  финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений. Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия.

 

Список литературы

 

  1. 1.     Жуков В.Н. Учет финансовых результатов для целей налогообложения // Бухгалтерский учет – 2005
  2. 2.     Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием: М.-Финансы и статистика, 2006
  3. 3.     Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Составление бухгалтерской отчетности.-М.2004.
  4. 4.     Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие //В 2 ч.-М: ФБК-ПРЕСС, 2005
  5. 5.     Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: учебное пособие/ Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. -  М.: Юнити, 2006, 479с.