Статьи

Правовое регулирование

Правовое регулирование

 

Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном. Оно означает осуществление правовых норм через правоотношения (Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями).

Отсюда, правовое регулирование всегда означает правовое воздействие.

В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак).

Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достичь его целей (формальный признак).

Принципы правового регулирования являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства.

Огромное значение имеют они и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.

Конституционный Суд РФ указал, что "общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации".

При разрешении возникающих в практике спорных ситуаций Конституционный Суд РФ нередко обращается именно к налогово-правовым принципам.

 

Источники налогового права

 

Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права.

Иерархически выстроенная по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система таких источников выглядит так:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает в себя следующие элементы: 

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), которое составляют:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • иные федеральные законы о налогах и сборах;

б) региональное законодательство о налогах и сборах: законы субъектов Российской Федерации; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права);

4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:

а) акты органов общей компетенции: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации;  подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

5. Решения Конституционного Суда РФ.

6.Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации. Отдельные положения Основного закона непосредственно содержат налогово-правовые нормы, другие имеют большое значение при установлении общих принципов налогообложения, введении налогов и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяют магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образуют конституционные основы налогообложения. Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как оно именуется в Налоговом кодексе, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из:

  • Налогового кодекса Российской Федерации;
  • принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

К иным федеральным законам, составляющим вместе с НК федеральное законодательство о налогах и сборах, относятся:

  • федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налоговому кодексу;
  • федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. К таким региональным законам в первую очередь относятся законы, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. К таким местным актам относятся, например, акты представительных органов местного самоуправления (парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т.д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы. Общее налоговое законодательство включает в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия "законодательство о налогах и сборах" (синоним - "специальное налоговое законодательство") и содержащие нормы налогового права.

Рассматриваемую группу источников налогового права составляют федеральные законы, направленные в первую очередь на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В соответствии с положениями ст.3 Налогового кодекса федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, в свою очередь подразделяются на две группы: акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции. К актам органов общей компетенции относятся:

а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

б) постановления Правительства РФ. В соответствии с п."б" ч.1 ст.114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой и налоговой политики.

В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство страны вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В частности, Правительство РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:

  • ставки федеральных налогов, в случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, в порядке и в пределах, определенных Налоговым кодексом;
  • порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п.1 ст.59 НК РФ);
  • перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонных характер;
  • порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п.4 ст.131 НК РФ).

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ.

г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

д) подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции. К этой группе источников налогового права относятся ведомственные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Органами специальной компетенции являются:        

  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
  • органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

Кроме того, Минфином и Министерством по налогам и сборам совместно издаются:

  • инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам (п.7 ст.80 НК РФ);
  • ведомственные акты, определяющие порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями.

Конституционный Суд занимается толкованием Основного закона, т.е. разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования становится правовая позиция КС, т.е. прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивировочной части постановления КС РФ; он имеет письменную форму и обладает нормативным значением.

Решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации оказывают существенное влияние на применение налогового законодательства.

Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Положениями ч.4 ст.15 Конституции предусмотрено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Следовательно, в отечественную правовую систему введено две категории международно-правовых норм. Причем, согласно Конституции, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России.

Следует учитывать, что в соответствии со ст.57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

Выделяют две группы международных актов, являющихся источниками налогового права России:

  • международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями. К актам такого вида следует отнести, например, Европейскую социальную хартию, которая была принята 18 октября 1961 г. и вступила в действие в 1965 г.;
  • международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения. К актам этого вида относят, например, многочисленные соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами; Соглашение от 25 ноября 1998 г. о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ; двухсторонние соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам; международные соглашения, носящие в основном индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ФИФА, МОК и т.д.) в странах пребывания.
Заключение

 

Правовое регулирование статуса налогоплательщика в современной России представляет собой сложную систему правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней законодательства, далеко не свободную от недостатков. Такие явления, как пробелы и противоречивость присущи не только всей системе налогового регулирования, но и отдельным налоговым законам. Частичные изменения, вносимые с 1992 г. в налоговую систему России, превратили ее в крайне запутанную, непростую для применения не только для предпринимателей, но и для государственных органов.

Структура налогового регулирования включает в себя несколько уровней: конституционный, федеральный, региональный (уровень субъектов РФ) и муниципальный.

Особенность правового регулирования статуса налогоплательщика заключается в том, что отдельные нормы, определяющие его налоговую обязанность, содержатся в ряде неналоговых законов: о недрах, об охране окружающей природной среды, Лесном кодексе и иных, устанавливающих платный характер природопользования в РФ.

Наибольшую сложность в правоприменении создают ведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения. Главным “поставщиком” таких актов выступает Госналогслужба РФ. Акты Министерства финансов РФ, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, и акты Банка России, регулирующие банковские, валютные операции, порядок работы с денежной наличностью, также существенно влияют на исполнение налоговой обязанности предпринимателями.

Под легальное определение круга налогоплательщиков подпадают все субъекты права — физические и юридические лица, независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности, а также иные образования, не признаваемые самостоятельными субъектами гражданско-правовых отношений (филиалы и представительства юридических лиц), но наделяемые самостоятельным налоговым статусом.

Права налогоплательщиков предусмотрены в ст. 12 Закона “Об основах налоговой системы в РФ”. Среди них присутствуют права как процессуального (право знакомиться с актами налоговых проверок, делать пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок), так и материального характера (право на судебную и административную защиту налогоплательщика, право на налоговые льготы, право на отсрочку и рассрочку налоговых платежей).

Надлежащее исполнение налоговой обязанности обеспечивается мерами государственного принуждения. Уголовный кодекс РФ содержит две статьи, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов физическими лицами (ст.198) и юридическими лицами (ст.199).

Список литературы

 

  1. 1.     Васянина Е.Л. Некоторые проблемы правового регулирования зачета (возврата) излишне взысканных, излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. – Налоги и налогообложение, №7’2008
  2. 2.     Игнатов А.В. Когда начинается новая жизнь налогоплательщика? – Налоги и налогообложение, №4’2008
  3. 3.     Панагушин О.В. Приоритет общих принципов налогообложения, как доктрина налогового права Российской Федерации. – Налоги и налогообложение, №10'2005
  4. 4.     Стрельцова Н.А. Особенности механизма налогообложения срочных сделок: современное нормативное регулирование. – Налоги и налогообложение, №12'2007
  5. 5.     Штогрин С.И. Налоговая система должна быть простой, но не примитивной. – Налоги и налогообложение, №6’2008