Статьи

Виды дежурств и их воспитательное значение.

Виды дежурств и их воспитательное значение.

  1. 1.     Дежурства как форма организации труда детей.
  2. 2.     Воспитательная ценность дежурств.
  3. 3.     Содержание дежурств в разных возрастных группах (на основе анализа «программы воспитания в детском саду»).
  4. 4.     Условия и методы организации дежурств.
  5. 5.     Анализ опыта работы студента.
  6. 6.     Педагогические выводы.

 

Дежурства как форма организации труда детей.Труд становится средством воспитания только тогда, когда посильная трудовая деятельность пронизывает всю жизнь детей, когда они повседневно выполняют трудовые обязанности. В детском саду каждодневная трудовая деятельность организуется как постоянная в виде дежурств и как эпизодическая, возникающая в определенных условиях (уборка участка, поделка елочных игрушек, уборка групповой комнаты и т. п.) или для удовлетворения потребностей взрослых и детей (приготовление сувениров для мам, ремонт книг для малыша, поделка игрушек для творческой игры). Повседневный труд организуется как индивидуальный или коллективный и требует руководства со стороны воспитателя.

Воспитательная ценность дежурств.Дежурства как вид повседневного труда вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы на трудовых занятиях. Во время дежурств совершенствуется самостоятельная трудовая деятельность детей, углубляется ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на помощь взрослому, на удовлетворение потребностей детей. Во время дежурства у детей формируются социально ценные качества личности – ответственность за порученное дело, заботливость по отношению к людям, привычка к выполнению трудовых обязанностей (З.Н. Борисова, К.А. Климова).

Содержание дежурств в разных возрастных группах (на основе анализа «программы воспитания в детском саду»).Виды дежурств, последовательность их введения определены в «программе воспитания и обучения в детском саду». Это дежурства по столовой, в уголке природы, дежурства по занятиям.

Дежурства по столовойвводятся в средней группе с начала года; со второй половины года дети привлекаются к дежурству по занятиям; дежурства в уголке природы вводятся в старшей группе.

Содержание дежурств определяется соответствующими трудовыми процессами. Дежурные по столовой осуществляют весь процесс накрывания на стол, а затем привлекаются к уборке со столов, мытью посуды после полдника. В дежурствах по занятиям готовят необходимые материалы (нужную бумагу, раскладывают клейстер на розетки, готовят инструменты, подкладки для лепки или аппликации и т.д.). Затем дежурные складывают необходимые материалы на столы, а после занятия убирают их: моют кисточки, тряпочки, розетки, обтирают подкладки, все аккуратно раскладывают по местам хранения, обеспечивают их готовность к следующему занятию. В ряде детских садов введено правило – каждый сам готовит и убирает свое рабочее место. В этом случае из обязанностей дежурных исключается раскладывание материалов на столы и уборка их со столов, но сохраняется остальное содержание.

В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, кормят животных, чистят их клетки, ведут календарь погоды.

Работа дежурных требует постоянного внимания и руководства со стороны воспитателя. В работе дежурных представляются все недостатки в освоении детьми трудовых процессов. Так, в дежурстве по столовой дети часто не соотносят количество предметов между собой (ставят чашек меньше, чем тарелок), ошибаются в определении места предмета (кладут ложки то справа, то слева от тарелки и т.п.); забывают приготовить те или иные предметы (салфетки для обтирания рук и губ или тряпочки для аппликации и т. п.).  Дети часто не видят допущенных ошибок, не могут их исправить самостоятельно.

В связи с этим руководство воспитателя направленно на предупреждение ошибок, на исправление их, если они допущены. В первом случае воспитатель просит дежурных вспомнить, что и как они должны делать, напоминает по ходу дежурства приемы осуществления наиболее трудных действий: держать ложки в левой руке, раскладывать правой, класть ложку справа от тарелки черенком к себе, выпуклой стороной вниз и т. п. в случаях затруднений возможен показ, помощь со стороны другого дежурного.

Во втором случае воспитатель привлекает к поиску ошибки самих дежурных или детей группы, дает возможность исправить найденную ошибку дежурному или, если он не справляется, предлагает другим детям помочь ему. Важно, что допустивший ошибку осознал ее, понял, как ее исправлять. При оценке работы дежурных в доброжелательной форме подчеркивается, что сделано правильно, что требует внимания, освоения. Такая оценка вселяет в ребенка уверенность, носит обучающий и воспитывающий характер.

Условия и методы организации труда.В организации труда дежурных учитывается объем работы. В дежурстве по столовой дежурному поручается накрывать один стол. Увеличение объема работы приводит к возрастанию количества ошибок, растерянности дежурного. В дежурстве по уголку дети чистят по одной клетке, обтирают по 3-4 растения и т.д. такое распределение объема работы позволяет дежурному быстро справиться с поручением, привлекать к дежурствам до 8-10 детей, обеспечить частую повторяемость участия детей в дежурствах, что способствует скорейшему освоению детьми обязанностей дежурного.

По мере освоения обязанностей дежурных в старших группах срок дежурства увеличивается до 2-3 дней, вводится передача дежурств, отчеты дежурных о работе перед группой детей. Все это помогает осуществлять повседневный контроль за работой дежурных, фиксировать их успехи. Привлечение детей к контролю и помощи, смена дежурств способствует воспитанию интереса к дежурствам, ответственного отношения к ним, умения каждодневно выполнять различную работу, формирует такие качества, как терпение, настойчивость, трудолюбие.

Организация работы дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом, затем вводится организация по типу общего труда и, наконец, дети могут перейти к совместному труду: один расставляет хлебницы и тарелки, другой раскладывает ложки и вилки к тарелкам и т. п. разные формы организации труда повышают интерес к дежурствам, усложняют контроль, формируют чувство личной ответственности за порученную часть работы. Отчитываются дежурные и за свою часть работы и за общий результат.

В старшей и подготовительной группах педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Этому способствует отчет дежурных, оценка их труда перед всей группой, назначение новых дежурных, групповой наказ к дежурству – что и как должны делать дежурные.

Анализ опыта работы студента.Слаженные действия работников воспитательного учреждения и детей способствуют накоплению навыков трудовой деятельности у воспитанников. Систематическое выполнение определенных действий под четким и чутким руководством воспитателя становится с каждым разом все более правильным, быстрым и ловким и впоследствии переходит в привычное действие. Дети, которым воспитатель терпеливо и грамотно объяснял порядок выполнения того или иного поручения и просил повторить выполнение не один раз для лучшего закрепления, быстрее усваивали правильную последовательность выполнения задания, чем те которые пытались справиться своими силами.

Наблюдения показали, что деятельность дежурных характеризуется детьми с позиции общественно полезного труда. Высказывая суждения о работе дежурных, дети подчеркивают качество результатов труда, его мотивы и направленность: «Дежурные хорошо заботились о детях, все правильно расставляли на столе, чашки ставили, повертывая ручки так, чтобы их было удобно брать»; «Саша хорошо заботился о хомячке: чистил клетку, следил, чтобы у хомячка был вкусный корм. Саша сам все делал, не ждал, чтоб ему напоминали». Оценка коллектива подсказывает дежурным самооценку, которая обеспечивает правильные отношения к своему делу, к успехам и недостаткам: «Я люблю дежурить и стараюсь, но только забываю где надо положить ложки. Это никак не получается». Воспитатель поддерживает требования, предъявляемые к работе дежурных.

Подбор дежурных на тот или иной вид дежурств осуществляется с учетом подготовленности детей, их желания дежурить вместе. Так, ребенок, не освоивший весь объем работы, может дежурить в группе с хорошо работающими детьми, которые оказывают ему необходимую помощь. Если вместе дежурят быстро работающие дети, то они могут получить большой объем работы.

Воспитатель контролирует последовательность назначения детей на дежурства (в течение недели все дети должны пройти через разные виды дежурств), ведет учет дежурств, определяет задачи работы с детьми.

Педагогические выводы.Таким образом, данный вид каждодневного труда детей обеспечивает постоянное участие всех детей в трудовой деятельности, формирование умения трудиться, привычки к труду.

Успешное выполнение задач, поставленных перед детьми, обеспечивается рядом условий:

  1. 1.     Наличием программы трудового воспитания, включающей систему знаний о труде, его организации как ориентировочной основы трудовой деятельности детей; программы трудового обучения, включающей перечень трудовых процессов, которые должны освоить дети в возрастных группах, требования к их выполнению; программы воспитания детей в самостоятельной трудовой деятельности;
  2. 2.     Применением системы средств трудового воспитания, их правильным использованием в учебно-воспитательном процессе. Наиболее целесообразно включение средств трудового воспитания в такой последовательности: формирование системных знаний о трудовых процессах; обучение детей выполнению целостных трудовых процессов на трудовых занятиях; повседневная самостоятельная деятельность детей, направленная на закрепление и применение  полученных трудовых знаний и умений (М.В. Крулехт);
  3. 3.     Квалификацией воспитателя, который должен овладеть содержанием и методикой трудового воспитания, целесообразно ее применять в возрастных группах детского сада. Педагогическое мастерство воспитателя, его творческий подход к реализации задач трудового воспитания определяют его успех;
  4. 4.     Наличием соответствующего оборудования для всех видов труда. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: быть прочным и удобным для выполнения тех или иных операций; безопасным при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т.п.); соответствовать по весу и размерам возможностям детей; быть внешне привлекательным и гигиеничным;
  5. 5.     Правильной организацией хранения оборудования для разных видов труда в условном месте, в установленном порядке, свободным доступом для самостоятельного использования его детьми, поддержанием постоянного порядка;
  6. 6.     Повседневностью труда и постоянством участия каждого ребенка в различных формах и видах труда, уровнем развития его трудовой деятельности;
  7. 7.     Посильностью труда, т.е. такой нагрузкой, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь ввиду как физические, так и психические нагрузки. Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. поэтому важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или заменяя детей через каждые 7-10 минут.

Психическая нагрузка увеличивается при однообразном труде: прополка, накрывание на стол, уборка строительного материала, протирание стульчиков и т. д. такой труд также должен быть ограничен во времени: допустимая длительность его составляет в младших и средних группах от 12 до 15 и от 25 до 30 минут в старших группах. Регулирование нагрузки осуществляется дозировкой объема работы. Так, в средней группе каждый дежурный сначала накрывает на один стол (поручение накрывать два стола, как правило, приводит к увеличению количества ошибок в среднем в два раза, к снижению внимания, самоконтроля, к увеличению числа отвлечений). К концу года отдельные дети справляются с накрыванием на два стола;

  1. 8.     Обязательностью индивидуализированной оценки. Овладевая трудовым процессом, дети допускают значительное количество ошибок: они пропускают отдельные трудовые действия или выполняют их неверно (например, недостаточно тщательно моют мочалкой посуду, оставляя грязь); допускают ошибки пространственного характера при накрывании на стол (кладут ложки слева) или ошибки соотнесения предметов (ставят меньше тарелок, чем стульев, или меньше чашек, чем тарелок), забывают подготовить те или иные предметы (кисти для клея или бумажные салфетки в стаканчиках) и т.п. оценивая работу, воспитатель указывает каждому ребенку, где и какую он допустил ошибку, а затем побуждает самого ребенка найти ошибку, исправить ее. Такая оценка помогает совершенствовать трудовую деятельность, не допускать повторных ошибок при выполнении процессов труда;
  2. 9.     Связью с семьей. Наличие регулярных трудовых обязанностей не только в детском саду, но и дома позволяет упражнять детей в трудовых умениях в разных условиях, воспитывать привычку к выполнению постоянных трудовых обязанностей.

 

Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурных имеет следующие причины:

  1. 1.    Отсутствие у детей необходимых знаний и умений, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат;
  2. 2.    Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности, их отчетам;
  3. 3.    Однообразие в работе дежурных, отсутствие усложнений в организации труда, недостаточная интеллектуальная и эмоциональная нагрузка.

В соответствии с этими причинами надо подбирать средства воздействия, использовать фронтальные и индивидуальные методы работы с детьми.

Итак, привлечение ребенка к дежурству направлено на формирование трудовой деятельности и личности ребенка, отношения к труду как важной деятельности, значимой для всех людей, на обеспечение единства трудового и нравственного воспитания.