Статьи

Режим и организация жизни в группах детей от 1 до 2 лет

Режим и организация жизни в группах детей от 1 до 2 лет

 

В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170—190 г, вырастают на 1 см.

К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост— 85— 86 см.

У двухлетнего ребенка —20 молочных зубов. Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3—4 ч, во втором —4—5 ч. Соответственно уменьшается суточное время сна — с 14 до 12,5 ч.

В первые 2—3 мес. второго года жизни сохраняются особенности физического и психического развития, характерные для предшествующего этапа.

Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами, речевые реакции.

В это время в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни.

Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом.

Поэтому программа воспитания в детском саду предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.

Группа второго года жизни комплектуется детьми в возрасте от 1 года до 2 лет. Детей должно быть не более 1/2  списочного состава: если в группе 18 малышей, то детей первого полугодия должно быть примерно 6, второго — 12.

У детей второго года жизни в связи с увеличением длительности бодрствования изменяется количество отрезков дневного сна. Дети первого полугодия спят днем два раза: по 2—2,5 и 1—1,5 ч; после полутора лет—один раз: 2,5—3 ч.

Перевод детей на режим с однократным дневным сном совершается постепенно, в течение нескольких месяцев. Сначала, в 1 год 3 мес.—1 год 5 мес., укладывание на первый дневной сон отодвигается на более позднее время — вместо 9 ч 30 мин на 10 ч.

Если дети, уложенные на второй дневной сон, подолгу не засыпают, их к 1 году 5—8 мес. (в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья) переводят на одноразовый, более продолжительный дневной сон.

Вначале переведенные на этот режим дневного сна дети чувствуют себя хорошо, но постепенно у них накапливается утомление, вызванное увеличением отрезка бодрствования: они плохо едят во время обеда, иногда засыпают за столом, становятся возбудимыми.

В этом случае детей следует временно вернуть на режим с двумя дневными снами, а спустя примерно две недели снова перевести на одноразовый дневной сон.

Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрствования одной другая подгруппа слит.

Это дает возможность больше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в помощи взрослых.

Выполнение режима в группе второго года имеет свои трудности, поэтому очень важно четко распределить обязанности между воспитателем и няней.

Все режимные процессы должны проводиться с учетом принципа постепенности.

Это значит, что воспитатель или няня включает в процесс столько детей, сколько одновременно могут обслужить, а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.

Малышей до 1,5 лет поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3—4 человека. Дети после 1,5 лет завтракают, обедают и ужинают все вместе.

Во время кормления, одевания, туалета дети привлекаются к посильной самостоятельности.

К 1 году 3 мес. они начинают пользоваться ложкой, в 1,5 года — самостоятельно едят, по напоминанию воспитателя вытирают рот салфеткой, задвигают стульчик, выходя из-за стола, и т. п.

Детей учат при умывании подставлять руки под струю воды, принимать участие в вытирании лица и рук, проявлять активность при одевании и раздевании.

К двум годам дети должны уметь самостоятельно есть все виды пищи, знать свое место за столом, правильно пользоваться салфеткой, отодвигать и задвигать стул, выходя из-за стола. Во время переодевания дети снимают колготки, штаны, ботинки.

Эти действия они осуществляют под руководством и при помощи взрослого.

К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами.

Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками.

Важную роль в развитии движений у детей Движения второго года жизни играет организация специальных условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение

Таблица 1

Примерный режим для группы детей второго года жизни

Режимный момент

Возраст детей

1 г. - 1 г. 6 мес.

1 г. 6 мес. - 2 г.

Прием детей, игра

7.00 - 8.00

7.00 - 8.00

Утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак

8.00 - 8.30

8.00 - 8.30

Игра

8.30 - 9.00

8.30 - 9.00

Подготовка ко сну, сон на воздухе

9.00 - 11.00

 

Занятие 1

 

9.00 - 9.15 - 9.30

Прогулка

 

9.30 - 11.40

Игры, самостоятельная деятельность

11.00 - 11.40

 

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

 

11.40 - 12.00

Обед

11.40 - 12.10

12.00 - 12.30

Сон на воздухе

 

12.30 - 15.00

Игра, занятия

12.10 - 14.00

 

Занятие 1

12.40 - 12.50 - 13.00

 

Занятие 2

13.10 - 13.20 - 13.30

 

Полдник

14.00 - 14.30

 

Подготовка ко сну, сон на воздухе

14.30 - 16.30

 

Постепенный подъем, водные процедуры

16.30 - 17.00

15.00 - 15.30

Полдник

 

15.30 - 16.00

Занятие 2

 

16.00 - 16.10 - 16.20

Игра

 

16.20 - 17.00

Прогулка

17.00 - 18.20

17.00 - 18.20

Ужин

18.20

18.45

Уход домой

до 19.00

до 19.00

 

Организация бодрствования

 

На 2-м году жизни с целью стимуляции понимания речи следует:  увеличивать число понимаемых слов (названия пищи, посуды, мебели, одежды, животных, птиц, растений и т. д.; названия частей тела, одежды и т. д.; определение качества предметов; названия основных действий); упрочивать связи между предметами и обозначающими их словами. Развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции и поручения взрослого, в первом полугодии состоящие из одного — двух действий, во втором полугодии — из нескольких звеньев («пойди туда-то, возьми то-то, принеси мне»). С целью стимуляции активной речи необходимо:

а) увеличивать число произносимых слов в первом полугодии —-до 30 простых слов (дай, иди, дядя) и звукоподражаний (ав-ав, би-би), во втором  полугодии —до 300 более сложных слов, не только существительных и глаголов, но и слов, обозначающих качество предметов и отношения между предметами (наречия, прилагательные и т. д.). Приучать употреблять в речи 2—3-словные фразы и вносить в речь грамматические изменения;

б) совершенствовать подражания слышимым звукосочетаниям и словам, учить отвечать на речь взрослого не движениями и действиями, а доступными словами. Вызывать на воспроизводство слов, обозначающих знакомые предметы, которые в данное время отсутствуют («где же наш мячик?», скажи: «где мячик?»).

Для развития движений нужно: совершенствовать и делать целевыми ходьбу (учить ходить по ограниченной и наклонной плоскости — по доске, перешагивать через одиночные препятствия, удерживать равновесие), лазание (учить влезать на стремянку, перелезать через бревно, подлезать под скамейку), бросание (учить бросать мяч в корзинку). На втором полугодии развивать умение бегать.. Учить простейшим элементам пляски; развивать (во втором полугодии) различные подражательные движения (как мишка ходит, зайка прыгает); приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению и даже в конце года по словам стиха, песенки — сначала одному, а потом в группе детей. Для развития действия с предметами нужно;

а) научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослых и воспроизводить их;

б) обучить проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии — закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии — наливать жидкость, насыпать песок в просторную посудину и т. д.);

в) развивать умение доводить до конца освоенное действие (собрать всю пирамидку);

г) использовать занятия с предметами для развития речи (называть предметы, свойства их, действия с ними).

Рекомендуемые игрушки и пособия: пирамидки, матрешки (более сложные), разные песочницы, обручи, мячи.

Сюжетные игрушки: куклы (одетые), кукольная мебель, алюминиевая посуда, игрушечные животные; примитивный строительный материал; различные тачки, тележки, машины. «Мелочь» в мешочке или коробке (с 1 г. 6 мес.). Песок (с 1 г. 6 мес.) и вода (к концу 2-го года) для игры. Картинки для развития речи. Тетрадь, карандаши цветные (с 1 г. 6 мес). Заводные игрушки, живые животные для показа и рассказа.

Для игры ребенка оборудовать уголок в комнате, покрыть пол чистым ковриком, так как дети второго года жизни любят играть сидя на полу.

Содержание и методика занятий с детьми

 

Для малышей начиная с одного года рекомендуется проводить два занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Они проводятся с детьми небольшими подгруппками по 5-6 человек, с 1 года 6 месяцев до 2 лет детей объединяют по 8-12 человек.

Занятия с одним и тем же программным содержанием планируют по 3-4 раза.

На занятиях по развитию речи можно использовать разнообразные приемы: проговаривание слов (совместное, всей группой), а затем простых предложений. Организовываются наблюдения за действиями взрослых (воспитателя, няни) в групповой комнате. На занятиях обязательно используют наглядный материал.

На втором году ребенок овладевает способами действий с предметами и игрушками, что способствует развитию словаря. Поэтому занятия с использованием игрушек могут быть различных видов: показ одной игрушки в целях ознакомления с ее особенностями сравнение двух игрушек, сравнение игрушки с ее изображением на картинке; выбор одной среди нескольких; показ 2-3 игрушек; отыскивание игрушек; вылавливание плавающих игрушек. В основе занятий с игрушками лежат действия детей с ними. Ребенок может рассмотреть, потрогать игрушку, рассказать о ней, выполнить и запомнить действия с нею.

Большое значение для развития речи детей имеют картинки. Вначале взрослый показывает ребенку одну Картинку, затем, чтобы закрепить узнавание изображения можно предложить две картинки или отыскать картинку по слову взрослого. Занятия с использованием картинок проводятся по подгруппам (4-6 человек). Детей учат указывать на объекты. При этом воспитатель спрашивает: "Где собачка?", "Где петушок?", "Покажи, как девочка держит флажок".

С детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев для рассматривания используют картинки, где знакомые живые объекты изображены в действии, затем дети рассматривают картинки с определенным, хорошо знакомым сюжетом. Например: "Мама купает ребенка", "Дети играют". Воспитатель рассказывает о том, что изображено на картинке.

С детьми двух лет занятия по разучиванию стихов и потешек не проводятся, однако, чтением стихов или потешек воспитатель может сопровождать показ, инсценировку. Можно предложить в конце занятия повторить конец фразы потешки или знакомые слова, звукоподражать крику петушка, мяуканью кошки, лаю собаки. Детей старше 1 года 6 месяцев воспитатель побуждает к произношению фраз (повторить предложение, задать вопрос).

Основными методами по развитию речи в этом возрасте являются: показ предметов, картинок с применением пассивных движений, действий с предметами: и их называние, сотворчество, частое повторение в различных ситуациях вопросов типа: "Что делать?", "Что это?", "Покажи где?", "Кто это?", "Кто пришел?", закрепление приобретенных ребенком речевых умений в процессе самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и детьми.

Воспитатель должен тщательно готовиться к занятию: заранее подобрать игрушки и пособия, продумать ход занятия, методические приемы, заучить потешки, стихи.

Большое значение имеет участие детей в комплексных занятиях, когда учитываются знания и умения, приобретенные детьми за определенный промежуток времени. Можно предложить рассмотреть игрушку, послушать о ней песенку, потешку, вместе с куклой потанцевать, поиграть. На такие занятия воспитателю целесообразно пригласить музыкального руководителяи вместе провести комплексное занятие, привлекая маленьких детей к активному сотворчеству. В комплексные занятия включаются задания по развитию речи, движений, рисованию, конструированию. Это первоначальные формы приобщения детей к общению, к играм.

В конце года воспитатель проверяет уровень речевого развития детей.  Для активизации речевой деятельности детей предлагаем примерные конспекты занятий.

Рассматривание предметов групповой комнаты. Цель: познакомить с предметами групповой комнаты и их размещением. Учить запоминать, где стоят игрушки, как называются предметы домашнего обихода, какое их назначение. Словарь: игровой уголок, стол и стул, шкаф, буфет, горка с лесенкой.

Методика проведения. Перед началом занятия столы сдвигают, чтобы детям было удобно передвигаться по комнате. Воспитатель говорит: "Дети, это наша группа. В ней чисто, светло, посмотрите, какие у нас большие окна. Солнышко заглянуло к нам и осветило всю комнату. На полу ковер с красными и синими цветами. Что лежит на ковре? Правильно, кубики. Кто играет на ковре? Где еще лежат игрушки? Возьми, Нина, в шкафу лисичку. Вот лисичка. На, Толя, поставь на полочку уточку". Ребенок выполняет поручение, а воспитатель приговаривает: "Лежали на полке: слоны и собаки, верблюды и волки, пушистые кошки, губные гармошки и утки, и дудки, и куклы-матрешки. А у нас есть такие игрушки? Вот они стоят на полочке: лисички, рыбки, куклы. Оля, покажи, где твой стол и стульчик. Правильно, на ковре мы играем, берем игрушки с полочки, а кушаем за столом". Воспитатель подводит детей к буфету. "Это буфет, здесь - посуда. Что это? (Вынимает тарелку, показывает детям.) Это тарелка, вот ложка, из тарелки мы едим кашу, кашу едим ложкой, чай пьем из чашки. Тарелку и чашку поставим на стол. Наташа, поставь чашку на стол, а ты, Толя, -тарелку.

Кто моет посуду? Правильно, посуду моет тетя Аня. Что еще есть у нас в группе? Что стоит рядом с окном? Сойди, Вова, на горку по лесенке. Вот тебе корзинка с мячиками, покати их с горки. Детки, ловите мячики".

При повторном проведении занятие можно закончить сенсорным упражнением "Куда спрятались игрушки?" Воспитатель говорит: "Дети, петушка поставим на горку, куклу положим в кроватку, кису спрячем под стол. А теперь давайте их искать. Где искать. Где петушок? Вова нашел петушка. Как кричит петушок? (Дети подражают: ку-каре-ку.) А где киса? Как она мяукает?" Дети находят игрушки и рассматривают их. Воспитатель продолжает: "Зина нашла кису. Зина, кто это? Зина, отдай Нине кису. Покажи, Нина, где у кисы ушки? А где глазки? Правильно, а теперь покажи, где у петушка глазки, а у ляли где глазки, носик, а где у тебя глазки, а носик, а ушки?"

Дидактическая игра "Скачет зайчик маленький". Цель: учить узнавать знакомую игрушку, понимать действия (заяц ищет морковку, нашел ее и ест); продолжать обогащать игры сюжетными действиями.

Словарь: прыг-прыг, зайка, на. Материал: зайчик, морковка. Методика проведения. На столе у воспитателя лежит морковка. Воспитатель говорит: "Дети, сегодня к нам в гости придет зайчик. Кто это к нам пришел?! Посмотрите, какой он маленький, пушистый, беленький. (Разрешает детям погладить его.) А что у зайчика? (Показывает уши.) Уши у зайчика длинные, он хорошо слышит. А это что? (Показывает хвостик.) Какой хвостик? Правильно, хвостик маленький, а уши длинные. У зайчика есть лапы? Наш зайка хорошо прыгает - прыг-прыг-прыг, а когда хочет есть ищет морковку. (Передвигает игрушку по столу.) Скажите дети: прыг-прыг. Давайте поможем зайке найти морковку. Нашел зайка морковку и ест: хрум-хрум-хрум. Наелся и снова прыг-прыг, хочет играть".

Моторные упражнения. Воспитатель говорит: "Зайка прыг к Свете, прыг к Люде. (Дети гладят зайчика.) Давайте все вместе поиграем с ним". Дети встают в круг, берут зайку за лапки. Все подпрыгивают, проговаривают слова ирыг-прыг. После занятия дети играют с зайчиком в игровом уголке.

Показ предметов в действии. "Кукла в ванночке не плачет". Цель: учить детей выполнять ряд действий, связанных с уходом за куклой - раздеть куклу, сложить одежду, покупать. Соотносить предметы по величине и называть их (маленькая куколка, большая ванночка), развивать моторику пальцев, действуя с предметами. Обогащать игры детей новым содержанием.

Словарь: водичка, ванна, мыть, купаться, одеть. Материал: кукла, ванночка, стул, одежда куклы, ведерко с водой, кружка.

Методика проведения. Воспитатель говорит детям; "Мы сейчас куклу Таню будем купать". Ставит на стол ванночку, ведерко с водой и кружку. "Купать будем Таню в ванночке. А в какой водичке? Теплой. Кто хочет раздеть куклу? Куда положим вещи?" Воспитатель помогает детям раздеть куклу и продолжает: "Теперь посадим куклу в ванночку. Кукла наша маленькая, ванночка большая, много воды. Саша, принеси нам мыло. Зачем нам мыло? Давайте мыть в теплой водичке куклу, помоем руки, головку, спинку, ножки. (Приговаривает.) Кукла в ванночке не плачет, просидит хоть целый час. Любит мыться! Это значит - кукла умница у нас. Что делает кукла? Теплой водичкой из кружки мы смоем с куклы мыло. ...А водичка булькает. А водичка пенится. Танечка помоется. Причешется, оденется. (Вынимает куклу из воды). Посмотрите, какая кукла стала чистая! Завернем ее в простынку. Кукла будет спать". Воспитатель раздает детям маленьких куколок в простынках и предлагает их покачать. Сама поет:

"Наступила ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра.

Глазкам спать давно пора".

По ходу занятия воспитатель побуждает детей выполнять упражнения речевого характера: повторить упрощенные слова (хлюп-хлюп, буль-буль, куп-куп).

Занятие с кубиками-вкладышами. Цель: научить детей узнавать, сравнивать и называть изображения на кубиках-вкладышах.

Словарь: кубик, вложи, найди такую же. Материал: кубики-вкладыши с цветными картинками (четыре комплекта).

Методика проведения. Воспитатель усаживает детей за стол и показывает им набор кубиков-вкладышей. Просит детей назвать: "Что нарисовано на этой стороне? Что на другой стороне?" Дети называют: кукла, мишка, утка, петух, заяц. Затем педагог дает каждому ребенку по большому кубику, чтобы он самостоятельно рассмотрел картинки, а меньшие кубики раскладывает в ряд на столе. Мыслительные упражнения. "Найди, Коля, у себя на кубике уточку, покажи ее, - предлагает воспитатель. Правильно, это уточка, а теперь найди такую же картинку на маленьком кубике у меня на столе". Следующему ребенку дается другая картинка на кубике и он должен отыскать ей подобную. Отыскиваются в ходе занятия все картинки. В конце занятия воспитатель предлагает вложить маленький кубик в большой. Для усложнения задания число кубиков можно увеличить до 3-4, заменить кубики картинками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие двигательной активности детей второго года

 

Ведущим видом движений в это время является самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положительные эмоции. Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т. д.

Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления).

По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их. К концу второго года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно преодолевает препятствия, встречающиеся на его пути, бегает.

Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина групповой комнаты была свободной, при этом ковры, дорожки должны быть убраны. Во избежании травм ряд предметов и мест группового помещения (батареи, шкафы с посудой, туалеты и пр.) должны быть недоступны детям.

Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у малышей различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой и скатом, на которую они могли бы входить и спускаться с нее, и др.). Горку целесообразно поставить у окна, чтобы дети, взобравшись на площадку, могли наблюдать происходящее за окном. Кроме того, в группах должны быть столики со стульчиками по их росту; диванчики, предметы для развития движений (ящики, бревно для перелезания, влезания и т. п.).

Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках (крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины, коляски и т. п.) возить подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.).

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях. Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и т. д.), — важное условие их физического развития. Предупреждая утомление разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, подвешенную к стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.

Значительную ценность для общего развития детей имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования.

Гимнастические упражнения ценны тем, что в процессе их выполнения ребенок осваивает такие виды движений и их отдельные элементы, которыми он не может овладеть самостоятельно (ходьба по наклонной доске, перешагивание через веревку, лежащую на полу или приподнятую на высоту 5—15 см, и т. п.).

Большое значение для формирования четких движений и координированной ходьбы имеет методически верная организация прогулки. В холодное осенне-зимнее время и ранней весной прогулка назначается только детям, научившимся устойчиво держаться на ногах и ходить. Не умеющим же хорошо ходить в теплой верхней одежде (валенки, рейтузы, шуба, шапка, шарф), живущим на режиме с двумя дневными снами рекомендуется заменять прогулку сном на свежем воздухе (на веранде или в прогулочной комнате).

В теплое время года, когда дети могут быть вне помещения в легкой одежде, возможно организовать прогулку и для тех, кто только еще начинает ходить. Передвижение по неровностям земли, преодоление препятствий (бугорков, ямок, густой травы и т. п.) содействуют развитию координации движений, укрепляют у де­тей чувство уверенности при ходьбе. В теплое время на участке возможна^организация со всеми детьми подвижных игр и гимнастических упражнений.

Учитывая большую потребность в движениях у детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

 

 

Формирование предметной и орудийной деятельности детей второго года

 

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования вещей, предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками, а также орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом. В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6—7 мес. может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие. Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.

Становление игры детей второго года

 

На втором году жизни продолжаются и развиваются игры, в которых дети знакомятся с окружающими предметами. Ребенок становится на ноги, начинает самостоятельно передвигаться и овладевать речью. Научившись ходить, он получает большую возможность удовлетворить свою потребность в движении и ориентировке в окружающем. Наблюдения показывают, что дети этого возраста любят открывать и закрывать двери, ящики, коробки, вынимать оттуда вещи и складывать их. Ребенок с удовольствием роется в корзине для бумаги, переносит вещи и игрушки с места на место.

Меняется и характер подражания. Дети не только повторяют игровые действия взрослых, непосредственно им показанные, но и начинают самостоятельно воспроизводить в игре разные явления жизни: девочка кормит свою куклу, баюкает ее, напевает ей песенку. Если в семье имеются старшие дети, то часто их пример вызывает те или иные игры. Малыш берет игрушечный самолет, поднимает его над головой и гудит. Этому он научился у старшего брата.

Большой интерес вызывает у детей все движущееся — автомобиль, трамвай, самолет. Уже в этом возрасте машина становится одной из любимых игрушек. Иногда ребенок не только увлекается самим движением, но и создает игровой образ, например возит на машине мишку, а затем сбрасывает его: «Мишка упал».

Появляются некоторые попытки конструирования: игры с игрушками-вкладками, с башенкой. Малыш может снять кольца башни и надеть их, но, как правило, не по порядку. Возможно, ребенок и различает величину предметов, но его увлекает лишь процесс надевания колец, а не порядок их расположения.

Склонность к разрушению, к забрасыванию предметов и игрушек остается у многих детей и в этом возрасте. Но разрушение сочетается с созиданием (если взрослые учат его строить, собирать и т. п.). Ребенок сосредоточенно надевает на стержень гриба все детали, а затем, произнеся «кых», сшибает грибок и разбрасывает кольца, чтобы снова начать их собирать. Очевидно, малышу доставляет удовольствие превращать собранный грибок в груду колец и снова придавать ему определенную форму.

Появление новых слов способствует развитию игры, но и игра в свою очередь служит важным фактором развития речи. Вначале малыш знаками и криком требует дать привлекающую его игрушку. На втором году жизни у него возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка.

Примерно в конце второго года жизни появляются игры с воображаемыми предметами (возможна замена одного предмета другим). Обычно они сопровождаются речью, которая помогает созданию образа. Например, девочка кормит свою куклу воображаемой кашей, дает ей пить воображаемое молоко. Тарелку и чашку заменяет крышка от маленькой коробочки.

Можно ли считать такие игры проявлением фантазии? Несомненно, понятия маленького ребенка еще расплывчаты, неточны. Однако он уже отличает наполненную чашку от пустой. Если ребенок хочет пить, а ему дают пустую чашку, вряд ли он будет с веселым лицом глотать воображаемую воду. Выражение лица ребенка, многократное повторение одного действия указывают на то, что это игра.

В игре ребенок рано начинает заменять действительные предметы мнимыми, часто мало похожими. У малыша еще слабо развито воображение, и ему трудно придумать, как лучше изобразить тот или иной предмет. Однако в играх с мнимыми предметами уже проявляются зачатки фантазии. Нередко дети второго года жизни пытаются подражать труду взрослых: подметать пол, поливать цветы и пр. Такого рода действия больше похожи на игровые. Например, мать вытирает пыль, и ребенок берет тряпку, усердно трет мебель, но реальный результат его не очень интересует. Бывает и так, что случайное впечатление напоминает о том, что ребенок видел раньше. Таня нашла маленький молоток и обрадовалась. «Мама, дай гвоздик»,— попросила она. Накануне мать вбивала гвозди, и девочка с интересом наблюдала за ее действиями. Мама дала гвоздик. Таня вскарабкалась на диван, сунула гвоздик в отверстие и стала его приколачивать; потом попросила еще один и еще, старательно искала новые отверстия, многократно повторяя действия.

В отношении к игрушкам у детей этого возраста проявляются значительные индивидуальные различия. Одни предпочитают предметы домашнего обихода, другие любят кукол и игрушечных животных. Одних влечет к маленьким предметам, других, наоборот, к крупным, громоздким. Однако при всем разнообразии вкусов можно отметить и нечто общее: всех детей привлекают такие игрушки и предметы, с которыми можно действовать в соответствии со своими желаниями.

С самого начала игра развивается как деятельность социальная, в которой ребенок связан с другими людьми.

Потребность в обществе для игры у ребенка возникает рано. На первом году жизни взрослые забавляют малыша, показывая ему игрушки или разные предметы, производя звуки, шумы. Ребенок плачем, криком, знаками требует, чтобы его развлекали. Взрослые обучают ребенка играм, и он с радостью откликается на предложение играть.

На втором году ребенок ищет товарищей для игры. Он приносит старшим свои игрушки, предлагая, таким образом, играть с ним, а научившись говорить, просит об этом.

В первые годы лучшими его компаньонами являются взрослые. Они забавляют малыша, дают пример для подражания. В более позднем возрасте появляется стремление играть со сверстниками.

 

 

Развитие речи детей второго года

 

Второй год жизни — ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) — активная речь.

Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: “Я спрячу, а ты поищи”. Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины) . Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.

После 1года 6 мес. малыши овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки. С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях (“Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка в кроватке”). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.

В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.

На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, даже если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п.

В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум — 200—300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.

К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого труда.

Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас “мама!” в одном случае означает “возьми меня на руки”, в другом — “дай мяч”. Словом “бах” малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3—4 слов. Дети начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году, поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его на подражание легким звукосочетаниям (“топ-топ”) и на подговаривание (“шш-уу, полетели”, “гуси-гуси—га-га-га”), учить его по просьбе взрослого отвечать: “Как тикают часы? Тик-так. Скажи: “Тик-так”. Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: “Спи, ляля, бай-бай”. Когда ребенок сможет подражать, (примерно с 1 года 3—4 мес.), надо перейти к обычной правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с поручениями, давая образец для подражания: “Пойди позови Галю, скажи: “Галя, иди гулять”.

Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый, часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек (“Поехали-поехали”, “Сорока-белобока”). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим.

Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, надо постараться понять и удовлетворить его просьбу. И наоборот, не отвечать на обращение жестом, мимикой, В этом случае нужно спросить: “Что ты хочешь? Машину? Скажи: “Машина”. Надо ставить ребенка в положение, вынуждающее что-то сказать.

В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся'в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной формой обучения.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5— 6 человек); во втором — занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6—12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность — зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3—6 детей).

Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10— 15 мин; требующие же сосредоточенного внимания—от 5 до 8 мин.