Статьи

Воспитание детей второго года жизни

Воспитание детей второго года жизни
1) Режим и организация жизни в группах детей от 1 до 2 лет
В полнокомплектных яслях и яслях-саду рекомендуется орга-низовывать группы от 1 года до 2 лет. Дети до полутора лет пользуются зимой свежим воздухом толь¬ко во время дневного сна. Прогулка детей от полутора до 2 лет коротка, поэтому в этой группе обязательна веранда для сна.
В группах второго года жизни мебель комбинированная: часть ее приспособлена для удобства персонала, обслуживающего детей, не умеющих есть, одеваться, мыть руки, а часть — к росту детей, которые после полутора лет начинают овладевать навыками по¬сильной самостоятельности при еде, умывании, одевании. Таким образом, в группах, где воспитываются дети второго года жизни, могут быть высокие и низкие вешалки для полотенец, обычные раковины, к которым ставится подставка, и низкие; полувысокие и низкие столы для кормления.
Суточный режим:
8.00 - завтрак.
12.00 - обед.
12.30-15.30 - дневной сон.
16.00 - полдник.
19.30-20.00-ужин.
21.00-7.00 - ночной сон.
Общая продолжительность сна - 13 часов. Продолжительность периодов бодрствования - от 4 до 6 часов. Во время бодрствования содер¬жательно общается с взрослым - это игры (подвижные, дидактические, строительные, режиссерские, с предметами-орудиями, с элемен¬тами экспериментирования и пр.); игры-заня¬тия на развитие речи и мышления, сенсорное воспитание, развитие движений и ориентиров¬ки в окружающем; прогулка.

2) Методика проведения режимных процессов
В группах второго года жизни при проведении корм¬ления, укладывания, подъема, одевания, умывания и других ре¬жимных процессов строго соблюдается принцип постепенности. При этом педагог и няня занимаются с таким количеством детей, которое они могут обслужить одновременно. Остальные играют. Закончив, есть, раздеваться, дети тотчас переходят к игре.
При организации кормления детей старше 1,5 лет воспитатель моет руки ребенку, и он садится за стол. Ко¬гда все сидят за столом, няня включается в кормление: она помо¬гает маленьким, ослабленным детям, следит за чистотой столов. Когда большая часть детей закончит, есть, у столов остается один взрослый: во время завтрака — няня, а воспитатель готовит детей к занятию. Если это обед, остается педагог, а няня организует туа¬лет детей и укладывает их спать. Собирают детей гулять постепенно. По истечении предусмотренного режимом вре¬мени на участок, где гуляют дети, приходит няня, забирает часть детей, помогает им раздеться. Спустя 7—10 минут с остальными возвращается медицинская сестра, а первая подгруппа уже в туа¬летной комнате с няней.
Во время проведения режимных процессов необходимо внима¬тельно относиться к каждому ребенку: слабых детей укладывать первыми и поднимать последними. Их не будят, давая возмож¬ность полностью удовлетворить потребность в сне. Детей, с трудом засыпающих, укладывают в последнюю очередь, чтобы около них можно было постоять, успокоить.
Индивидуальный подход осуществляется и при обучении навыкам посильной самостоятельности, приучении к новым видам пищи, поскольку меню детей второго года жизни становится значительно разнообразнее.
Во время проведения режимных процессов четко должны быть определены обязанности между персоналом. Режимные процессы изо дня в день проводятся в одной и той же обстановке. Это постоянство создает благоприятные условия для развития речи и ориентировки в окружающем, формирова¬ния навыков посильной самостоятельности и правил поведения детей.
Крайне важно, чтобы дети второго года жизни знали названия вещей и действий, с которыми они имеют дело при кормлении, одевании. К концу второго года большинство этих слов должно быть в активном словаре ребенка.
Большая часть обращений персонала к детям, особенно на втором году жизни, это организационные обращения, предполагаю¬щие ответы действием. Они необходимы, поскольку ребенок овла¬девает соответствующими навыками, осваивает последовательность действий, учится координировать их со сверстниками, не мешать им. Уже к двум годам он приучается выражать свои просьбы сло¬вами, а не жестами и криком.
При формировании во время режимных процессов правил пове¬дения и навыков посильной самостоятельности у детей до 1,5—2 лет жест используется вместе со словом.
В силу физиологических особенностей, в частности труднос¬ти параллельного течения нервных процессов в разных анализа¬торных системах, дети невосприимчивы к обращениям взрослых в момент активных действий. Когда дети заняты, они обычно молчат. Поэтому лучше всего обращаться к ребенку до нача¬ла его активных действий, в перерыве или когда он закончит ра¬боту.
Вопрос о месте речевых воздействий на ребенка в режимных процессах должен быть тщательно продуман. Так, с прогулки в холодное время года дети возвращаются маленькими подгруппами, что создает благоприятные условия для общения с ними. Однако дети в этот период малоактивны, ответы их односложны. По-види¬мому, сказывается усталость, (они гуляют в шубах, валенках). Поэтому целесообразны несложные вопросы и неторопливые высказывания воспитателя и няни.


3) Организация бодрствования
Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает все то, чем может и должен заниматься ребенок в часы активного бодрствования, свободные от режимных процессов и занятий.
Это предметно-орудийная деятельность, начальные этапы сюжет¬
ной игры, активное наблюдение за окружающим и рассматривание картинок, а также разнообразные формы общения со взрос¬лым и сверстниками, в которые ребенок вступает по своей инициативе.
Основное педагогическое значение самостоятельной деятельно¬сти состоит в том, что ребенок в процессе ее совершенствует при¬обретенные на занятиях и в процессе общения со взрослым знания и умения, а также в том, что уже на втором году жизни на¬чинают закладываться необходимые «качества общественности».
Как же и в чем дети могут проявить самостоятельность и как находить правильное соотношение между прямым обучением детей и воспитанием у них способности быть самостоятельными? Прежде чем сюжетно-ролевая игра станет самостоятельной детской дея¬тельностью, необходимо эту деятельность сформировать.
Второй год жизни можно охарактеризовать как этап формирова¬ния предпосылок игры, когда усваиваются отдельные игровые дей¬ствия с предметами и игрушками, названия игрушек и действий. При правильном обучении дети овладевают умениями пользоваться разборными игрушками и строительным материалом средней вели¬чины. Когда постройка обыгрывается, то есть когда дети получают после ее завершения сюжетную игрушку, целесообразно использо¬вать крупный строительный материал как более устойчивый. Он необходим, например, при постройке кровати, куда укладывают куклу, стула, куда ставят деревянную матрешку, стола, где рас¬полагают посуду.
В конце второго года жизни под контролем воспитателя дети играют с песком и водой. Действуя совком, учатся набирать песок в вёдра и формы, делать «куличики», наливать жидкость. Наряду с правильным использованием игрушек у ребенка мно¬го примитивных, нецелевых действий (постукивание, размахива¬ние, разбрасывание).
Игра, вернее, игровые действия в этом возрасте неустойчивы,
смена игрушек происходит часто, как только другой предмет по¬падает в поле зрения ребенка. Это объясняется многими причи¬нами: недостаточным пониманием речи взрослого, неустойчивым
вниманием, ограниченным кругом действий, которые может проде¬лать ребенок с той или иной игрушкой.
Организация бодрствования в течение дня зависит, во-первых, от того, где проходит бодрствование: в поме¬щении или на участке — и от того, бодрствуют ли дети вместе или одной подгруппой. В утренний и вечерний отрезок времени дея¬тельность обеих подгрупп частично совпадает. В эти моменты воспитательница, помимо организации игры, осуществляет ряд режимных процессов. Поэтому рекомендуется в пользовании детей оставлять игрушки, действия с которыми освоены, а ломкие слож¬ные по конструкции игрушки и двигатели убрать.
Вечером при совместном бодрствовании выделяется 1—1,5 ча¬са, когда воспитатель занята целиком организацией игры детей. В это время, основное внимание следует уделить воспитанию взаимоотношений, правил поведения и умело использовать примеры поведения и игры старших, чтобы малыши им подражали. Занятия вечером планируют несложные; иногда проводят и развлечения, но так, чтобы дети в суточных группах к моменту укладывания их спать не были возбуждены. Когда дети бодрствуют по подгруппам, педагог осуществляет индивидуальное общение с детьми и обучение их речи, предмет¬ной деятельности.
Во время прогулки виды деятельности чередуются. Выйдя на прогулку, дети радуются смене обстановки, игрушкам. Когда ин¬терес детей к этому несколько спадет, проводят либо наблюдение за окружающим, либо подвижные игры. Зимой это несложные дви¬жения: прятаться за снежной стеной, догнать собачку, помахать флажком, покатать друг друга на санках с высокой спинкой.
Правильная организация самостоятельной деятельности де¬тей — залог их хорошего настроения и полноценного развития.
4) Содержание и методика занятий с детьми
Занятия и организованные взрослым игры направлены не толь¬ко на решение воспитательно-образовательных задач, но и на раз¬витие, ведущих для данного возраста форм поведения.
Основная цель занятий и организованных персоналом игр — воспитать у ребенка с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. А. П. Усова, говоря о специфике обучения детей дошкольного возраста, подчеркивала, что оно осуществляется на основе дидак¬тических принципов, учитывающих возрастные особенности детей. Обучение на занятиях носит организованный характер. Иначе говоря, они имеют определенную программу, проводятся с груп¬пой детей. Поэтому дети здесь приобретают и знания, и умение обучаться. Зачатки этих процессов заметны уже на занятиях, проводимых с детьми второго года жизни.
В возрасте полутора лет и старше, когда ребенок начинает по¬нимать речь взрослого и говорить, он по-новому воспринимает ма¬териал на занятиях: учится слушать, отвечать, более совершенным становится подражание, у него формируется умение следить за действиями воспитателя. Поэтому в этом возрасте легче обратить внимание ребенка на качество; состояние, назначение предметов и добиться даже того, чтобы он выслушал и понял рассказ взрос¬лого о вещах, событиях, которые в настоящее время отсутствуют, но знакомы ребенку по прошлому опыту,
С предметами ребенок уже повторяет не отдельные действия, а несколько взаимосвязанных. Это свидетельствует о повышении эффективности основных педагогических приемов: показа и сопро-вождающих его словесных указаний. Благодаря этому дети полу-тора-двух лет способны подчинять свои действия с дидактически¬ми игрушками и предметами указаниям взрослого, принимают способ действия, предложенный им, достигают необходимого ре¬зультата.
Дети второго года жизни не всегда могут достаточно активно воспринять и с пользой для развития переработать впечатления окружающей жизни. Нужны обучающие воздействия взрослого. Многое ребенок получает в процессе индивидуального общения и обучения в быту, игре и т. д. Однако при групповом воспитании только путем индивидуального общения и обучения в обычной жизни трудно обеспечить нужные темпы физического и психиче¬ского развития ребенка.
Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Так, при непринужденной форме организации детей (экскурсий по группе) на занятиях, где действия одних стимулируют на под¬ражание других (музыкальные), где ведущая деятельность — зри¬тельное восприятие (инсценировки" с игрушками, кукольный театр, организованное наблюдение за окружающим и др.), могут присут¬ствовать большое число детей (6—12 человек), то есть вся возраст¬ная подгруппа. Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок) проводятся с половиной каж¬дой возрастной подгруппы (3—6 детей).
Уровень развития детей, объединяемых в одну подгруппу, дол¬жен быть примерно одинаков. Вновь поступивших к занятиям привлекают постепенно.

5) Развитие двигательной активности детей второго года
Основные движения на втором году несовершенны, что обуслов¬лено слабым развитием мышц, пропорциями тела (сравнительно короткие ноги, длинное туловище, большая голова), недостаточ¬ной координацией движений и неумением менять их в соответст¬вии с внешними сигналами.
Ребенок 1 года 3 месяцев — 1 года 4 месяцев не может без перерыва (остановки, смены движений) пройти большое расстоя¬ние. Детей пугает пространство. Поэтому мебель должна быть рас¬ставлена по всей площади группы, а не у стен. В число игр, совершенствующих ходьбу, включают самостоятельные игры с каталками, тележками, автомобилями, а также игры «принеси игрушку» (причем расстояние, которое должен преодолеть ма¬лыш, постепенно увеличивается), «догони мяч», «догони собачку», «все бегите ко мне», организуемые педагогом.
Постепенно дети овладевают умением ходить в прямом направлении и не падать не только в помещении, но и на участке, преодолевать (в конце второго года) естественные препятствия: бугорки, канавки, высокую траву.
Шаркающая походка заменяется обычной. Этого можно добиться, включив в занятия «вхождение на ящик» (до полутора лет его высота 10 см, а для детей до 2 лет — 15 см), перешагивание через обруч («войди в домик», через веревочку, палку.) До полутора лет их кладут на землю или приподнимают на 5—10 см от пола. Дети 1,5—2 лет перешагивают через препят¬ствие, приподнятое на 12—18 см от пола. Игры типа «подымай выше ноги» совершенствуют походку и умение преодолевать есте¬ственные препятствия на прогулке.
Для развития равновесия в занятия включают ходьбу по огра-ниченной поверхности. Сначала до полутора лет дети учатся хо¬дить по лежащей на полу дорожке, доске, подниматься вверх по доске (ширина — 25 см, длина—1,5—2 м), приподнятой одним концом от пола на высоту до 10—15 см, и сходить вниз до конца доски. Во втором полугодии второго года жизни высота припод¬нятого над полом конца доски увеличивается до 20 см.
На прогулке, в подвижных играх, на музыкальных занятиях дети, кроме обычных, делают боковые шаги, приседают (например, в пляске). На втором году ребенку трудно одновременно производить движения руками и ногами, их делают поочередно: потопали ножками, похлопали ручками.
Малыши при ходьбе не всегда могут вовремя остановиться, обойти препятствия. Поэтому подвижные игры типа «догонялок» нельзя проводить с большим числом участников. Дорожки на уча¬стке рекомендуется делать такой ширины, чтобы могли разойтись два малыша, везущие тележки.
При ходьбе дети часто горбятся. Чтобы улучшить осанку во время игр, им предлагают снять или поставить игрушки на высо¬кую полочку. Выполняя это поручение, дети поднимаются на цы¬почки, прогибаются. Можно провести такие игры, как «Веселая удочка», предложить детям ударять по мячу, подвешенному в сетке.
Уже с самого начала второго года дети влезают на горку, невы¬сокие диванчики, а позже — на лестницу-стремянку. Кроме того, дети перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролеза¬ют сквозь обруч. Это умение развивают в играх и на занятиях.
На занятиях необходимо учить детей бросать. Отталкивать, а не опускать предметы при бросании и катании, замахиваться пе¬ред броском. Самые маленькие дети, до полутора лет, должны уметь катать мячи, бросать их вниз, вдаль; старше полутора лет — скатывать большие мячи со ската, бросать одной (и правой и ле¬вой) рукой маленькие мячи в горизонтальную цель — корзину (60 см в диаметре), находящуюся на уровне груди ребенка, на расстоянии 50—70 см.
Помимо совершенствования основных движений, у детей стар¬ше полутора лет развиваются подражательные движения, кото¬рым обучает ребенка взрослый: «как мишка ходит», «зайка прыгает и ушками шевелит». Это разнообразит и движения, и игры детей.
В занятия должны быть обязательно включены общеразвивающие упражнения. Эго умение поднимать и опускать руки вперед, прятать их за спину. Сидя поворачиваться вправо и влево; переда¬вая предмет, наклоняться вперед и выпрямляться; наклоняться вперед, перегибаясь через палку; приседать с поддержкой.
Успеха в развитии движений можно добиться только комплекс¬ной работой: использованием естественных условий, поручений детям в повседневной жизни, проведением разнообразных под¬вижных игр и занятий.
Дети второго года жизни обычно увлекаются ходьбой, лазани¬ем и другими движениями. Если не регулировать их поведение, это может мешать формированию сосредоточенности, умения спо¬койно заниматься игрушками. Поэтому важно следить за правиль¬ным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлет¬ворять потребность детей в движениях, но так, чтобы не шло в ущерб другим видам деятельности.
6) Формирование предметной и орудийной деятельности детей второго года
Ребенок к концу первого года научился надевать кольцо на палочку и снимать его. Но вот он получил пирамиду-башню из нескольких колец.
Если детей 1 года 3 месяцев научили класть кубики или кир¬пичики вертикально (башня), а потом, используя их опыт, пока¬зывают, как строить дорожку (то есть, те же формы класть горизонтально), многие дети продолжают возводить башню. Они справляются с выполнением новых задач только при постепенном их усложнении, так как действия с любой дидактической игрушкой (пирамидой-башней, матрешкой) предполагают решение несколь¬ких умственных задач.
Занятия по развитию у детей предметной деятельности, должны проводятся три раза в неделю. Повто¬ряются они столько раз, сколько необходимо, чтобы большинство детей овладело соответствующими умениями (в среднем 2—3 раза, а некоторые 4—5 раз в месяц). После таких занятий рекоменду¬ется вводить дидактические игрушки в самостоятельную деятель¬ность детей.
По мере развития ребенка в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного и предметно-орудийного характера. Они усложняются также постепенно. Наиболее трудны для детей действия с предметами различной окраски. Разница форм, благодаря сочетанию зрительных и осяза¬тельно-мышечных впечатлений, воспринимается легче.
Дети упражняются длительно на решении одной дидактической задачи. Однако, чтобы умения детей носили гибкий характер, ди¬дактический материал при этом варьируется (башня, например, собирается из колец, кубов и других форм). Существенное значение в процессе проведения занятий имеют объяснения взрослого, называние им предметов, действий, ка¬честв, отношений (сначала — потом, здесь — там и др.).
7) Становление игры детей второго года
Игра как самостоятельная деятельность на¬чинает формироваться уже на первом году жиз¬ни, когда в процессе содержательного общения с взрослым ребенок знакомится с игрушками, рассматривает их, прислушивается к их звучанию, манипулирует ими. Затем он пытается най¬ти характерные свойства предметов и отобра¬зить их в игре (трясет погремушку, катает ма¬шинку, наклоняет неваляшку-матрешку и т.п.).
К концу первого и в начале второго года жиз¬ни игра приобретает качественно новый харак¬тер: научившись выделять свойства предметов, ребенок пытается по этим свойствам устанавли¬вать связи между предметами, используя в игре одновременно или последовательно сразу не¬сколько игрушек (кубики складывает в кузов ма¬шины, куклу укрывает одеяльцем). Эта игра в пе¬дагогике носит название сюжетно - отобразительной, так как ребенок отображает несложный момент из собственной жизни, из реальных на¬блюдений (например, кормит собачку из миски, строит башенку для петушка). Эти игры кратковременны. Вначале малыш повторяет за взрос¬лым одно какое-либо действие с игрушкой, за¬тем - два-три действия, связанные общим смыс¬лом, и лишь к концу второго и в начале третьего года жизни он пытается связать единым содер¬жанием несколько действий (например, покор¬мить зайку, положить его спать и т.п.).
Сюжеты первых игр рождаются в повседнев¬ной жизни и носят отобразительный характер.
Большую часть времени малыш занят пред¬метно-продуктивной деятельностью, которая имеет вполне определенный житейский смысл: ест ложкой из тарелки, надевает одежду, умы¬вается, пользуется полотенцем, а, ложась спать, укрывается одеялом и т.д.
Практическая жизнь наполняет ребенка зна¬ниями об окружающем, он усваивает назначе¬ние каждой вещи (кроватка - для сна, стульчик – для сидения).
Игра, соответствующая возрастным возмож¬ностям ребенка, сама по себе не возникает: ма¬лыш еще не может создавать игровые условия и использовать игрушки по назначению. В этом ребенку должен помочь взрослый - он показы¬вает, что надо делать с тем или иным предметом (активизирует его опыт), тактично и ненавязчи¬во направляет игру, подсказывает, как еще мож¬но действовать с выбранной игрушкой (покатать любимого мишку в машине или подвезти кубики на «стройплощадку», чтобы достроить домик).
Сначала ребенок копирует действия взрос¬лых, но уже к полутора годам он привносит в игру что-то свое - то, что заметил, что его пора¬зило или удивило. Например, вы можете долго искать зубную щетку и обнаружить ее между колес игрушечной машинки - ну чем не машинка - «чистилка», которую он вчера увидел во время прогулки?
Малыш (особенно до 1,5 лет) еще не умеет сам организовать себя даже в игре, поэтому начните играть вместе с ним (но не за него!): «Наденька, посмотри, кукла хочет спать. Что же нам делать? Куда ее положит Наденька? В кро¬ватку? Нет? Куда Наденька положит свою доч¬ку? (Выбор должен сделать ребенок.) А! На ди¬ван. Хорошо, молодец, Наденька!
Исследователи детской игры отмечают: ре¬бенок второго года жизни очень чутко реагиру¬ет на отношение взрослых к его игровой дея-тельности. Он не будет играть, если почувству¬ет фальшь с их стороны. Равнодушие, излишняя навязчивость, постоянное вмешательство, ука¬зания («Не так!»), поучения, подсказки тормо¬зят инициативу малыша, ограничивают его ак¬тивность. Игра развивается при подлинном эмоционально-деловом контакте взрослого и ребенка, искреннем участии и заинтересован¬ности друг в друге.
Однако в игру ребенка необходимо вмешать¬ся, если он использует игрушку не по назначе¬нию, небрежно бросает ее на пол, грубо обра¬щается с куклой и т.п. Такие действия не отве¬чают поставленным задачам - развивать и вос¬питывать ребенка посредством игры. В таких случаях следует взять игрушку и объяснить, по¬чему вы это сделали, не вдаваясь в длительные нравоучения. (В этом возрасте малыш не спо¬собен воспринимать их.) Если вы часто замечаете агрессивность, же¬стокость и неадекватность в игре ребенка, сле¬дует обязательно показать его психологу или психоневрологу. А может быть, причина в вас самих? Ведь малыш отражает окружающий его мир. Если он становится свидетелем грубых от¬ношений между мамой и папой, видит жестокое обращение с домашними животными, неуважи¬тельное отношение к старшим членам семьи, то можно с уверенностью сказать: его действия с сюжетными игрушками будут не только обед¬ненными, но и огрубленными, и ваши слова «Пожалей куклу!» останутся без внимания.
На втором году жизни малыш еще не умеет играть со сверстниками. Это придет к нему в процессе воспитания к началу третьего года жизни. А сейчас мама, бабушка, сестренка, папа - первые партнеры в его играх. Так малыш обретает способность понять игру другого, учится согласовывать свои действия.
Взрослым следует знать, что игра детей вто¬рого года носит индивидуальный характер, но в ней уже закладываются основы дальнейшей совместной игры со сверстниками.
Игра маленького ребенка отражает не толь¬ко окружающий его мир, но и тот внутренний мир, который складывается в нем самом. «В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаветно увлекаемое течени¬ем жизни; в игре же дитя - зреющий чело¬век, пробующий свои силы и самостоятельно распоряжающийся своими же созданиями».
8) Развитие речи детей второго года
Формирование речи на ранних жизненных этапах включает развитие понимания речи окружающих и активной речи самого ребенка.
Однако темп развития разных ее сторон неодинаков. Понима¬ние речи быстро усложняется, темпы же развития активной речи, вплоть до 1 года 8 месяцев — 1 года 10 месяцев у большинства детей невелики.
Особенности понимания детьми речи окружающих. Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающи¬ми, у детей второго года формируется легко (примерно после 2—10 повторений). Однако остается ряд несовершенств, на кото¬рые нужно обратить внимание. Ребенок, хорошо передвигающийся по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством вещей, а требуемый ему предмет находится среди многих других. Поэтому необходимо в разумных пределах развивать ориентиров¬ку в окружающем, следить, чтобы вновь образованные связи (сло¬во — предмет, слово — действие), закрепляясь, сохранялись в раз¬ной по сложности обстановке.
Ребенка нужно научить отыскивать необходимый ему предмет, игрушку. Для этого на занятиях его учат выбирать предмет из не¬скольких («я спрячу, а ты поищи»), легко находить его (экскур¬сии по группе).
На втором году жизни у ребенка формируется способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явле¬ниях действительности и основанное на этом мысленное объедине¬ние предметов.
Способность обобщения на протяжении раннего и дошкольного возраста проходит ряд ступеней. Сначала слово замещает несколь¬ко образов от однородных предметов. Слово кукла относится не только к данной игрушке, но и другим, имеющим с ней общие черты. Затем слово замещает несколько чувственных образов от разнородных предметов. Так, слово игрушки обобщает и мячи, и кукол, и кубики. Наконец, слово вещь обобщает понятия «игрушки», «мебель», «посуда».
Дети раннего и младшего дошкольного возраста в основном ов-ладевают первой и частично второй ступенью обобщения. На втором году, особенно после полутора лет, слово ассоциируется не с
единичным всегда одним и тем же предметом, а начинает обобщать
все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них по
цвету, величине и форме различия. Дети узнают не только пред¬мет-натуру, но и его изображение на картинке или этот же предмет-игрушку.
До полутора лет ребенок произносит в среднем около 30 слов, простых по звуковому составу. Во вто¬ром полугодии благодаря сформированному, умению подражать, количество произносимых слов увеличивается до 200—300. Облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляется все больше слов, обозначающих не только предметы и действия, но и доступ¬ные пониманию детей качества и отношения между предметами,
например наречия. В конце второго года появляются отдельные
прилагательные, но их мало. Эта часть речи «западает» не только
в раннем, но и в младшем дошкольном возрасте. Местоимениями,
особенно личными, дети к концу второго года пользуются без особого труда и часто.
Грамматический строй. О предложении можно гово¬рить с момента, когда в речи ребенка появилось слово в назывной функции. Включенное в предметную ситуацию слово заменяет ре¬бенку предложение. Слово мама у него в одном случае означает «возьми на руки», в другом — «хочу есть». Двусловные предложе¬ния появляются чаще всего после полутора лет. К концу второго года в предложениях ребенка может быть до 3—4 слов. Сами пред¬ложения бывают вопросительными, восклицательными. Но вопросительных слов еще нет, вопрос выражается лишь интонационно. В конце второго года жизни дети начинают изменять слова в чи¬сле, роде и некоторых падежах. Предложения чаще всего состоят из подлежащего, сказуемого и дополнения.