Статьи

Режим и организация жизни в группах детей от 1 до 2 лет

Введение

 

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Ранний возраст некоторые авторы называют преддошкольный. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения.

Режим и организация жизни в группах детей от 1 до 2 лет

 

Правильный режим жизни малыша - это основа основ для правильного и полноценного развития ребёнка.

Очень важное значение для детей имеет сон. В период бодрствования головной мозг, его многочисленные клетки возбуждаются поступающими в него извне сигналами-раздражениями. Это утомляет клетки головного мозга и постепенно возбуждение сменяется торможением. Во время сна клетки головного мозга ребёнка восстанавливают свою работоспособность. Продолжительность сна ребёнка напрямую зависит от его возраста. Новорожденный спит едва ли не сутками, - так мозг ребёнка защищает себя от внешнего мира - это охранный режим. Но постепенно периоды бодрствования удлиняются и, если режим соблюдается верно, то уже к концу второго месяца жизни потихоньку начинает формироваться ритмичность смены сна и бодрствования. Безусловно, сон детей раннего возраста лучше на свежем воздухе, скажем, в комнате с широко открытыми окнами, на веранде - прохладный свежий воздух исключительно хорош для быстрого засыпания ребёнка.

Кормление ребёнка надо проводить сразу же после сна. Выспавшийся и сытый ребёнок весел и спокоен, хорошо играет. При недосыпании и бессистемном кормлении дети становятся капризными, часто плачут, плохо кушают, возбуждаются. Вот примерный режим для детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

6.00 - 7.00 - пробуждение, туалет (т.е.усаживание на горшок, умывание, одевание), игра до завтрака.

7.30 - 9.00 - завтрак, игры.

9.00 - 9.30 - туалет перед сном.

9.30 - 12.00 - первый сон на открытом воздухе.

12.00 - 14.30 - пробуждение, туалет, обед и игры.

14.30 - 15.00 - туалет, укладывание.

15.00 - 16.00 - второй сон на воздухе.

16.00 - 18.30 - пробуждение, туалет, полдник, игры.

18.30 - 19.30 - ужин, приготовление ко сну.

19.30 - 20.30 - укладывание ребёнка.

20.30 - 6.30 - ночной сон.

Дети первых лет жизни особенно нуждаются в индивидуальном обслуживании и обучении, поэтому списочный состав определяется таким образом, чтобы в них были дети не одной, а двух, при необходимости и трех возрастных подгрупп.

Дети средней группы спят днём 2 раза по 1-1,5 часа. Иногда детей старше 1 года 2 месяцев переводят на однократный дневной сон продолжительностью 2,5-3 часа; ночной сон длится 10-11 часов.

Для детей в возрасте от 1 года 7 месяцев до 3 лет устанавливают специальный режим, который устроен таким образом, чтобы дети в возрасте от 1 года 7 месяцев до 2 лет спали в течение суток не менее 13 часов, а старшие дети - 12-12.5 часа. Режим питания 4-разовый с промежутками в 3,5-4 часа.

Таким образом, по мере увеличения возраста количество часов бодрствования постепенно возрастает. Эти промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими физическому и умственному развитию ребёнка. Для детских игр надо иметь достаточное количество игрушек. Мебель должна соответствовать росту детей.

В группе детей 1-2 лет мебель должна быть комбинированной, т. е. приспособленной для обслуживания детей взрослыми и к росту детей, которые после полутора лет начинают овладевать навыками самообслуживания.

Оборудование должно как бы условно разделить групповую комнату на две части. Одна половина, где поставлены стол-барьер, горка, качели, диванчики,— отводится для детей до 1 года 3—4 мес., у которых ещё недостаточно развита координация движений и отсутствует умение пройти большое расстояние без остановки. В другой половине групповой комнаты, напротив, высвобождается пространство для ходьбы, лазанья, катания шаров и каталок, бросания мячей и т. п. С этой целью столы после кормления ставятся ленточно к окну, чтобы дети могли за ними развернуть спокойные игры, заняться действиями с предметами. Оборудование не должно занимать много места и мешать свободному передвижению детей. В первой младшей дошкольной группе мебель должна быть расставлена так, чтобы была возможность организовать игры небольшими группами. В групповой комнате должны быть детские столики, стулья, диванчик, стол-барьер, горка-манеж со скатом, полки для игрушек.

Подбору и размещению игрушек в каждой группе необходимо также уделять внимание. Выносной игровой материал должен быть гигиеничным, ярким, удобным, способствовать развитию у детей действий с природным материалом (водой, песком, снегом, льдинками), ознакомлению с окружающим.

Участок должен быть красочным, дети должны иметь возможность посидеть на скамейке, поиграть за столом, побегать на веранде и т. д. Во избежание травм необходимо следить, чтобы оборудование было исправным, поверхности его гладкими и доступными для очистки. Зеленые насаждения являются обязательными на участке. Кроме эстетического назначения, они защищают от ветров, пыли, шума. Приемная и раздевальная комнаты должны быть оформлены так, чтобы поддерживать у ребенка положительный эмоциональный тонус. В них можно разместить крупные игрушки (куклы, мишки, машины). Они помогут отвлечь детей при расставании, завладеют их вниманием. В родительском уголке должны быть помещены советы родителям по организации режимных процессов, игр и занятий с детьми в условиях семьи. Температура воздуха в игровой и приемной комнатах должна быть 20—22°, в спальной —18°. Эту температуру в течение дня следует поддерживать проветриванием, когда дети на прогулке или спят. Температурный и воздушный режим имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности организма, влияет на активность детей, на их самочувствие.

Учитывая особенности растущего организма, необходимо обратить внимание на предупреждение перегревания или переохлаждения детей. Одежда должна быть удобной для ребенка и не стеснять его движений. Ткань, из которой сшита одежда, должна быть теплопроводной и воздухопроницаемой. Одевать детей надо в соответствии с температурой наружного воздуха, но с непременным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, состояния здоровья.

Методика проведения режимных процессов

 

При проведении того или иного режимного процесса воспитатель должен: своевременно и полностью удовлетворять органические потребности детей; воспитывать положительное отношение к любому из процессов; развивать и совершенствовать движения, речь, ориентировку в окружающем; систематически и планомерно прививать детям культурно-гигиенические навыки; воспитывать привычки культуры поведения и положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми; развивать самостоятельность ребенка, предоставляя ему возможность участвовать в самообслуживании, прививать первоначальные трудовые навыки. Правильное проведение режимных процессов является условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного, глубокого сна.

Методика проведения режимных процессов включает следующие приемы:

1. Создание у детей предварительной установки на данный процесс. Например, дети увлеченно играют, а их следует уже приглашать на обед. Воспитатель обращается к играющим: «Видите, уже няня принесла нам обед. Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать!».

2. Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Воспитатель сопровождает свои действия неторопливой речью. Например, при одевании на прогулку обращается к малышу: «Не слушается кофточка? Давай я тебе помогу!».

3. При проведении любого режимного процесса у ребенка следует формировать уверенность в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, если будет стараться. Воспитатель обязательно должен порадоваться новому достижению ребенка.

Во второй группе раннего возраста детей, как правило, распределяют на две возрастные подгруппы: от 1 г. до 1 г. 6 мес. и от 1 г. 6 мес. до 2 лет.

Режим этих подгрупп должен охватывать временной период от утреннего подъема до укладывания на ночной сон.

При составлении его учитываются следующие факторы: общая продолжительность сна в сутки; количество дневных периодов сна и продолжительность каждого из них; число кормлений данной возрастной подгруппы с учетом перерывов между ними, длительность каждого отрезка бодрствования, начиная с момента пробуждения ребенка.

Утренний прием детей в холодный, период года, как правило, проходит в помещении, в теплое время года при благоприятных погодных условиях - на участке. Во время утреннего приема воспитатель осматривает зев и кожный покров ребенка, измеряет температуру, при необходимости показывает врачу. Педагог расспрашивает родителей о самочувствии и поведении ребенка накануне его прихода в дошкольное учреждение, фиксирует в дневнике показания родителей.

Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей. Как правило, малышей проводят в туалет по 3-4 человека одновременно перед прогулкой и после нее, перед сном и после него. Во время бодрствования взрослый внимательно следит за их состоянием, подмечая в поведении каждого ребенка характерную потребность. Такая потребность обычно возникает у ребенка приблизительно через 1,5-2 ч. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате без присмотра.

Интервалы между кормлениями детей второго года жизни составляют 3,5-4,5 ч. В яслях-саду детям обеспечивается 3-4-разовое питание. Завтрак должен начинаться не позднее чем через час после пробуждения ребенка, последующие кормления не позже чем за час до укладывания. Процесс кормления должен проводиться постепенно, по мере готовности детей.

При организации питания детей в первую очередь следует соблюдать гигиенические требования к доставке готовых блюд в закрытой маркированной посуде. В процессе кормления нужно уделять постоянное внимание развитию у детей самостоятельности. Начиная с 1 г.-1 г. 2 мес. ребенка необходимо приучать самостоятельно есть ложкой. К 2 г. он должен достаточно хорошо владеть навыками самостоятельной еды.

Нельзя прибегать к насильственному кормлению, это может вызвать у ребенка негативную реакцию на пищу, рвоту. Регулярность кормления, вкусно приготовленные блюда, их привлекательный вид и запах - вот главные факторы поддержания хорошего аппетита у ребенка. Четкое соблюдение режима помогает сформировать устойчивый аппетит. При отсутствии или снижении аппетита у ребенка необходимо выяснить причину, проконсультироваться с врачом, побеседовать с родителями.

Детей 1 г.-1 г. 6 мес. кормят по 3-4 человека. Детей от 1 г 6мес. до 2 лет можно кормить всех одновременно, они могут есть самостоятельно под присмотром воспитателя.

Проведение режимных процессов в детском саду в холодный период года:

В 7.00 - 7.30 дети приходят в группу, играют. Воспитатель подготавливает все для приема детей. Проводит прием: осматривает кожу, зев ребенка, измеряет температуру.

Няня до прихода детей проводит сквозное проветривание, уборку. Приходящих в группу детей проводит в туалет. Организует игру. Приносит завтрак.

В 7.30 - 8.15 дети от игры постепенно переходят к завтраку. Воспитатель продолжает проводить прием детей, беседует с родителями, заполняет дневник. Переходит в группу, включается в проведение завтрака. Няня моет детям руки, кормит их завтраком. Следит за играющими.

В 8.15 - 8.30 дети по окончании завтрака играют. Воспитатель следит за играющими, подготавливает все для проведения занятия.

Няня замачивает посуду (складывает ее в мойку, заливает водой), протирает столы, подметает пол.

В 8.30 - 9.20 дети играют. Дети в возрасте 1,5 - 2 лет занимаются по подгруппам.

Воспитатель проводит занятие по подгруппам с детьми 1,5 - 2 лет. Няня поочередно проводит детей в туалет (на горшок). Следит за игрой детей в группе.

В 9.20 - 9.30 дети 1 - 1,5 лет играют. Дети 1,5 - 2 лет собираются на прогулку.

Воспитатель одевает подгруппу детей 1,5 - 2 лет на прогулку, следит за игрой детей 1 - 1,5 лет.

Няня постепенно одевает на прогулку подгруппу детей 1,5 - 2 лет (по 3 - 4 чел.).

В 9.30 - 11.00 дети 1,5 - 2 лет гуляют. Дети 1 - 1,5 лет спят. Воспитатель организует прогулку с детьми 1,5 - 2 лет.

Няня постепенно укладывает спать детей 1 - 1,5 лет. Устраивает в отсутствие детей в группе сквозное проветривание. Наблюдает за засыпающими. После того как все дети уснут, возвращается в группу, закрывает окна, моет посуду, устраивает влажную уборку помещения.

В 11.00 - 11.20 дети 1 - 1,5 лет спят. Дети 1,5 - 2 лет возвращаются с прогулки, играют.

Воспитатель приводит вторую подгруппу детей, раздевает. Просматривает детскую одежду, кладет на просушку. Моет руки детям второй подгруппы, предлагает поиграть. Следит за игрой всех детей.

Няня приводит первую подгруппу детей, помогает им раздеться, проводит в туалет (на горшок). Моет им руки, предлагает пройти в групповую комнату играть. Проводит те же процедуры с детьми второй подгруппы. Переодевает халат, уходит за обедом.

В 11.20 - 12.00 дети 1,5 - 2 лет от игры постепенно переходят к обеду. Воспитатель вместе с детьми убирает игрушки. Предлагает постепенно переходить от игры к обеду, предварительно вымыв руки. Обучает правильно мыть руки, насухо вытирать их. Кормит детей, приучает их правильно есть. Тем, кто раньше поел, предлагает поиграть.

Няня приносит обед, приглашает детей первой подгруппы помыть руки, сажает за стол. Постепенно подает каждому еду. Помогает воспитателю проводить кормление. Убирает все со столов, замачивает посуду, протирает столы.

В 12.00 - 13.00 дети 1 - 1,5 лет встают, совершают туалет. Приступают к обеду. Дети 1,5 - 2 лет, закончив обед, спят.

Воспитатель организует постепенное укладывание детей 1,5 - 2 лет, следит за сном. Заполняет необходимую документацию.

Няня поочередно проснувшихся детей 1 - 1,5 лет одевает, проводит в туалет (на горшок), умывает, моет руки. Кормит их обедом.

В 13.00 - 13.20 дети 1,5 - 2 лет спят. Дети 1 - 1,5 лет играют, затем занимаются по подгруппам.

Воспитатель проводит с детьми 1 - 1,5 лет занятие по подгруппам. Няня поочередно проводит детей 1 - 1,5 лет в туалет, наблюдает за играющими.

В 13.20 - 14.00 дети 1,5 - 2 лет спят, дети 1 - 1,5 лет играют. Воспитатель организует самостоятельную игру детей.

Няня моет посуду, проводит влажную уборку помещения. Следит за играющими.

В 14.00 - 14.20 дети 1,5 - 2 лет спят. Дети 1 - 1,5 лет занимаются по подгруппам.

Воспитатель проводит с детьми 1 - 1,5 лет 2-е занятие по подгруппам. Няня следит за играющими. Выполняет текущие дела.

В 14.20 - 15.00 дети 1 - 1,5 лет играют, готовятся ко сну. Воспитатель готовит все для проведения закаливающих процедур. Следит за играющими. Постепенно готовит детей 1 - 1,5 лет ко сну. Няня приносит полдник. Проводит детей в туалет перед сном.

В 15.00 - 15.30 дети 1 - 1,5 лет ложатся спать. Дети 1,5 - 2 лет постепенно просыпаются, встают, принимают водные процедуры, совершают туалет. Полдничают.

Воспитатель проводит закаливающие процедуры детям 1,5 - 2 лет. Привлекает детей к необходимому туалету. Проводит полдник.

Няня укладывает спать детей 1 - 1,5 лет, поднимает детей 1,5 - 2 лет по мере пробуждения. По мере надобности меняет постельное белье. Проводит в туалет детей 1,5 - 2 лет. Моет им руки.

В 15.00 - 15.30 дети 1 - 1,5 лет ложатся спать. Дети 1,5 - 2 лет постепенно просыпаются, встают, принимают водные процедуры, совершают туалет. Полдничают.

Воспитатель проводит закаливающие процедуры детям 1,5 - 2 лет. Привлекает детей к необходимому туалету. Проводит полдник.

Няня укладывает спать детей 1 - 1,5 лет, поднимает детей 1,5 - 2 лет по мере пробуждения. По мере надобности меняет постельное белье. Проводит в туалет детей 1,5 - 2 лет. Моет им руки.

В 16.00 - 16.30 дети 1 - 1,5 лет спят. Дети 1,5 - 2 лет играют, занимаются по подгруппам.

Воспитатель проводит 2-е занятие с детьми 1,5 - 2 лет. Няня замачивает посуду, следит за сном детей 1 - 1,5 лет, за играющими детьми 1,5 - 2 лет.

В 16.30 - 17.00 дети 1 - 1,5 лет по мере пробуждения принимают закаливающие процедуры, полдничают. Дети 1,5 - 2 лет играют.

Воспитатель следит за игрой детей 1,5 - 2 лет. Проводит закаливающие водные процедуры детям 1 - 1,5 лет. После туалета кормит их полдником.

Няня по мере пробуждения детей 1 - 1,5 лет поднимает, одевает. Меняет постельное белье. Проводит детей в туалет, моет им руки, отправляет на полдник.

В 17.00 - 18.30 все дети играют. Воспитатель организует игру детей, направляет, усложняет игру и т.д.

Няня меняет грязное белье, моет посуду. Производит уборку помещений, спальни, туалета.

В 18.30 - 19.00 дети подготавливаются к кормлению, моют руки. Ужинают, постепенно уходят домой.

Воспитатель кормит ужином. Беседует с родителями по поводу отдельных детей согласно календарному плану и текущей жизни группы. Готовит все необходимое для занятий на следующий день.

Няня приносит ужин. Помогает кормить детей, моет посуду. По мере ухода детей убирает игровую комнату и приемную.

Организация бодрствования

 

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но неправильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работоспособность.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка первого и второго года жизни — его вялости, сонливости или перевозбуждении — занятия следует прекратить.

В процессе воспитания детей второго года жизни большое внимание должно уделяться содержанию их деятельности в процессе бодрствования. Игры-занятия проводятся не ранее чем через 20 мин после приема пищи. С младшими детьми (1 г.- 1 г. 6 мес.) они проводятся во второй отрезок бодрствования. Со старшими детьми (1 г. 6 мес.-2 г.) проводят игры-занятия в первую и вторую половину дня.

Летом первое занятие в хорошую погоду проходит через 40 мин после выхода на прогулку. При организации занятий вначале детей объединяют по 3-4 человека. Позднее, когда возникает умение заниматься, их можно объединить в подгруппы по 7-8 человек. Во время занятий необходимо следить за правильностью позы детей, не допускать длительных (более 5-6 мин) занятий, связанных с малоподвижной позой.

В группах детей второго года жизни должны быть 4-местные столы прямоугольной и трапециевидной формы. Площадь стола прямоугольного 70Х70 см, высота от пола до выступающих конструкций под крышкой стола - 27 см. Высота переднего края сиденья стула над полом - 17 см, ширина сиденья - не менее 22 см, глубина - 26 см, высота верхнего края спинки от сиденья - 15 см.

В холодный период года прогулка с детьми первой подгруппы (до 1 г. 6 мес.) не проводится, так как они быстро мерзнут, мало двигаются, самостоятельно занять себя не могут. Дети этого возраста гуляют с родителями в вечерние часы. Для обеспечения достаточного пребывания детей первой возрастной подгруппы на воздухе сон их организуется на веранде.

Дети старшей, подгруппы также спят на веранде. Если нет веранд, то в спальне во время сна детей окна или фрамуги должны быть открыты. Снижать температуру воздуха в комнате, где спят дети, рекомендуется до 15°С.

В дошкольном учреждении зимой с детьми 1 г. 6 мес.- 2 лет проводится одна прогулка, вторая - по возвращении домой, с родителями. Длительность прогулки в яслях-саду до 1 ч. 30 мин в зависимости от погодных условий.

На прогулку нужно выносить игрушки, специально предназначенные для участка, которые должны храниться отдельно от других. Деятельность детей на участке во время прогулки должна быть разнообразной и интересной: cпокойные игры необходимо чередовать с подвижными, которые проводятся с небольшими группами. В зимний период прогулка может проводиться при температуре до -10, -15°С. При более низкой температуре воздуха следует организовывать игровую деятельность в помещении - при открытых форточках, фрамугах или окнах. Температура воздуха в помещении может быть снижена до 14-15°С.. При этом дети должны быть одеты в шерстяные костюмы, шапочки, теплые ботинки. Примерно за 15 мин до следующего режимного процесса фрамуги, форточки закрываются, температура воздуха постепенно восстанавливается до нормальной (21-22°С).

Сон детей в зимнее время организуется на веранде или в спальне с открытыми окнами при сниженной температуре воздуха (до 15 °С). Для сна на веранде на ребенка должны быть надеты пижама, чулки или носки, косынка или шапочка. Затем ребенка укладывают в спальный мешок с капюшоном. В летнее время все виды занятий и самостоятельной деятельности по возможности протекают на воздухе.

Комплекс оздоровительно-закаливающих мероприятий включает широкое использование природных факторов (солнце, воздух, вода) и специально организованных воздушно-водных процедур (обтирание тела, обливание ног, общее обливание тела).

Прежде всего, необходимо приучать детей находиться в помещении при нормальной температуре воздуха (21-22°С) в облегченной одежде, состоящей из двух слоев: нижнего белья и легкой рубашки или платья с короткими или длинными рукавами. Одежда должна быть подобрана по росту, не сковывать движения ребенка. Для физкультурных занятий необходимо иметь трусики и майку. Обувь должна быть легкой, удобной.

Для успешного привития навыка опрятности важно, чтобы воспитатель в процессе общения с детьми чаще выражал положительное отношение ко всему чистому, опрятному. Например, показывая куклу, надо говорить, что платье у нее не только красивое, но и чистое. Или выразить порицание, если у игрушки часть одежды неопрятна, чтобы ребенок понял, что это плохо.

Но одобрительного или неодобрительного отношения, безусловно, недостаточно. Важно, чтобы в группе был порядок, все предметы и игрушки имели свое постоянное место.

Во время кормления детям надо надевать клеенчатые нагрудники. В распоряжении детей должны быть и салфетки, а после полутора лет они должны научиться самостоятельно пользоваться ими.

Перед каждым приемом пищи детям надо обязательно мыть руки. На втором году, особенно во втором полугодии, воспитатель должен добиваться активного участия детей в умывании, поэтапно обучать этому действию: вначале закатывать рукава одежды, затем подставлять руки под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производить моющие, трущие движения. К концу года ребенок должен научиться мыть руки самостоятельно. Надо приучать ребенка пользоваться только своим полотенцем; к двум годам он должен самостоятельно находить его.

С целью развития двигательной активности детей, во-первых, необходимо обогащать их двигательный опыт, воспитывать интерес к двигательным действиям, потребность в них; во-вторых, создавать оптимальные условия для разнообразной самостоятельной двигательной деятельности.

Подвижные игры, занятия по физической культуре с малышами проводятся не в физкультурном зале, а в групповой комнате. К тому же дети до 1 г. 6 мес. зимой не выходят на прогулку, следовательно, не могут использовать участок, оборудованный специальными пособиями. Поэтому в групповой комнате следует создать все условия, стимулирующие развитие движений. Подбор специального оборудования, организация необходимого пространства способствуют этому.

Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующему навыку. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, воспитатель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность.

На втором году жизни ребенок еще не в состоянии осмыслить многие правила и нравственные нормы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усвоив под руководством воспитателя необходимые привычки, он поступает в соответствии с ними.

Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий.

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка.

Заключение

 

Задачи развития детей второго года жизни в дошкольном образовательном учреждении:

  • Начинать формировать у детей предпосылки эстетического отношения к окружающему, людям, природе, красивым предметам быта, произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
  • Начинать развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, произведения народного искусства.
  • Заинтересовать детей цветовыми свойствами предметов и обогащать их опыт действиями с предметами разных цветов.
  • Развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму и цвет.
  • Обогащать сенсорный опыт детей в процессе действия взрослого со строительными материалами.